Полный текст статьи
Печать

Задача формирования у выпускников бакалавриата профессиональных   компетентностей, таких как «готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования, способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся» [фгос] требует в своем решении включения студентов в научно-исследовательскую работу (НИРС).

НИРС как неотъемлемая часть образовательного процесса представляет собой комплекс мероприятий, направленных на освоение студентами методов, анализа и способов научного познания мира.

Кафедра «Технология» педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова занимается подготовкой бакалавров педагогического образования по профилю - технологическое образование. НИРС на кафедре осуществляется по двум направлениям: первое – это учебная НИРС, которая осуществляется по требованию основной образовательной программы, согласно учебному плану профиля. Основными формами работы НИРС в этом направлении являются: подготовка рефератов с обзором новых научных результатов; выполнение курсовых и дипломных работ на актуальные научные темы по соответствующим научным направлениям деятельности кафедры; разработка творческих проектов и исполнение авторских произведений в сфере дизайна и декоративно-прикладного  искусства;

НИРС в дипломных проектах студентов кафедры позволяет развиваться точной и быстрой ориентации будущих педагогов в различных сферах жизни общества, благодаря профессиональной направленности исследовательской деятельности. В результате развития способностей к исследовательской деятельности будущий педагог способен: выбрать или разработать индивидуальную научную концепцию; использовать диагностический метод в обучении, воспитании, управлении; проводить анализ состояния практики с позиции современных научных теорий; осуществлять объективную оценку и прогноз развития своей деятельности; участвовать в коллективном научном исследовании.

 Второе направление организации НИРС внеучебная, организуется в рамках студенческих научных кружков, которыми руководят преподаватели кафедры. Результатом работы студенческих научных кружков является очное и заочное участие членов кружка в ежегодных научно-практических конференциях республиканского, регионального, всероссийского и международного уровней,  проводимых в  других вузах и регионах, участие в конкурсах НИРС, которые проводятся в университете, других вузах, регионах; выполнение НИР и творческих проектов по грантам; участие в выполнении хоздоговорных НИР.

На кафедре успешно работают 4 студенческих научных кружка, с охватом большей половины обучающихся. Ежегодно организуется научно-практическая конференция по проблемам технологического образования с последующей публикацией материалов конференции. В рамках конференции организуется выставка декоративно-прикладного творчества учителей, школьников со всей Республики Саха (Якутия) по приглашению кафедры и студентов, организуется защита творческих работ студентов и школьников, также мастер-классы лучших учителей республики. Студенты выпускных курсов, члены студенческих научных кружков, наравне с учителями, представляют свои научные исследования в области педагогической науки и образования на секционных заседаниях. Формат работы конференции позволяет студентам  развивать профессиональные компетенции, способности к научному и техническому творчеству, проявлять самостоятельность и инициативность.

Студент кафедры с первого курса вовлекается в научно-творческую деятельность: знакомится с научными трудами ученых, учится работать с литературой и источниками, приобретает умение отбирать необходимую информацию, развивает собственное критическое и аналитическое мышление. Совместная работа студента с преподавателем расширяет возможности в практической реализации исследования и повышает эффективность научного исследования.

Хочется отметить, что само содержание образовательной области «Технология» отличается ориентацией на творческое развитие учащихся, в том числе при выполнении научно-исследовательских работ, технических и творческих проектов. Тема научных интересов студентов кафедры диктуется самим содержанием образовательной области – Технология. Она очень разнообразная. Например, студенты кафедры ежегодно участвуют в международном молодежном научном форуме «Ломоносов», проводимой МГУ, успешно представляя свою научную работу в секциях «Искусствоведение» («Семиотика и общая теория искусства», «Музыкальное и сценическое искусство»), «Педагогические образование и образовательные технологии», также в разные годы в международных научно-практических конференциях  «Национальные культуры в социальном пространстве и времени» (г. Прага), «Вопросы воспитания творческой молодежи в поликультурном, многоэтническом мире» (г. Хабаровск), «Миссия православия в культурном пространстве Якутии» (г.Якутск), «Современные тенденции в образовании и науке» (г.Тамбов), «Студент и НТП» (г.Новосибирск) и др. Разнообразие тем научных исследований студентов кафедры потверждает огромный метапредметный потенциал образовательной области «Технология».

Моральное и материальное поощрение наиболее способных студентов являются факторами, стимулирующими различные формы студенческого научного  творчества. Студенты, активно занимающиеся научным исследованием, имеют возможность набирать достаточное количество баллов для того, чтобы получить повышенную стипендию от университета за семестр и использовать его для выезда на конференцию в другие регионы или для претворения собственных идей в творческих  проектах.

Преподаватели и сотрудники кафедры, используют свой научный и педагогический  потенциал для того, чтобы сформировать у студентов научное мировоззрение,  научить мыслить и действовать в нестандартных ситуациях,  выработать у них умение ставить и творчески решать исследовательские и творческие задачи всегда готовы помочь студентам, желающим определить свои научные интересы.

Таким образом, задачу формирования профессиональной компетентности студентов в свете современных требований к оптимизации учебной деятельности  кафедра «Технология» педагогического институт Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова решает вовлечением их в научно-исследовательскую среду.