Полный текст статьи
Печать

Одна из основных идей педагогического наследия А.С. Макаренко «Воспитание трудом и в коллективе» особо актуализируется на современном этапе. Он внес весомый вклад в развитие теории и методики воспитания малолетних правонарушителей и беспризорных детей. Речь идет о методах психоморальной адаптации в детском трудовом коллективе, которые он разработал и испробовал на практике.

Как сообщают средства массовой информации, в России вновь появляется проблема детской беспризорности, в данное время на улице оказались 700 000 детей. Среди них большое количество детей, у которых есть родители. Одной из главных причин побегов детей из дома является распад семейных отношений. Если дома ребенок страдает из-за невыполнения родителями своих обязанностей и из-за преступных злоупотреблений, побег на улицу становится для них последним способом защиты. Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но оказывается, что в действительности условия там значительно хуже. И юные беглецы живут на вокзалах, в подвалах, на чердаках, пополняют ряды наркоманов, становятся жертвами криминальных элементов.

По мнению Антона Семеновича, для того, чтобы воспитать настоящего человека из беспризорного, надо знать во сколько лет он им стал. Если брать беспризорного “воспитанного” мальчика восьми лет, то нельзя быть уверенным, что он полностью воспитан, пока ему не исполнится восемнадцать лет. Даже хороший мальчик, выброшенный из жизни очень рано, может сбиться с пути, однако колоссальное значение имеет образование. Если бывший беспризорный окончил полную среднюю школу, это хорошая гарантия от рецидивов [2, т.7, с.46].

Следовательно, особое внимание надо уделять работе с “трудными” детьми, которые есть в каждой школе, каждом детском доме. Одной из главных причин появления трудновоспитуемых в школе, и детских домах является отсутствие последовательности и слаженных действий в воспитательном процессе детского сада, школы и родителей, а также коллектива воспитателей в детских домах.  В этом отношении в качестве примера можно привести вопиющие факты жестокого обращения с детьми в городском специализированном доме ребенка. Как установила прокурорская проверка, малышей привязывали к кроватям, а одному ребенку при оказании медицинской помощи занесли инфекцию. Персоналом детдома был скрыт факт перелома предплечья трехмесячной девочки. Как кроха получила столь серьезное увечье, остается только гадать. Следственным комитетом республики возбуждено уголовное дело [4]. Было еще много случаев и разбирательств в разные годы, когда воспитанники убегали с детских домов, а некоторые из них стали жертвой криминала.

Организовывая образовательно-воспитательные учреждения, Антон Семенович на первый план выдвигал идею счастья, достижения счастливого детства. Воспитанники А.С. Макаренко не имели семьи, их семьей была колония и коммуна. Организовать семейные отношения между колонистами и коммунарами ему помог принцип разновозрастности. Для улучшения функционирования воспитательного процесса с трудными детьми Антон Семенович предлагал использовать все способы, чтобы детские дома перестали быть потребительскими учреждениями, а превратились в учреждения трудового воспитания, чтобы на них не надо было тратить десятки миллионов рублей, что в целом – непродуктивно. В то же время труд воспитанников должен быть не только обязанностью, но и правом. При этом следует учесть, что только ремесленный труд, состоящий из самообслуживания при большой утомляемости не может быть путем полноценного воспитания. Труд без образования и общественно-политического воспитания не приносит воспитательной пользы. Творческий и плодотворный труд возможен только тогда, когда человек относится к нему с любовью, понимает его пользу и необходимость, т.е. труд является для него основной формой проявления личности и таланта. Но главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека. Это духовное воспитание и должно составлять его индивидуальную особенность. Антон Семенович считал, что “... в борьбе с беспризорностью, со всем трудным комплексом, который его сопровождает, нажим есть самое экономичное и самое педагогическое средство...” [2, т.8, с.29].

В настоящее время в этом отношении заслуживает внимание опыт мастера производственного обучения Ишуткина Юрия Ивановича в организации производительного труда «трудных» подростков в предприятиях Акционерной компании АЛРОСА Республики Саха (Якутия). Ему удалось создать систему педагогических условий, обеспечивающих успешность организации производительного труда подростков на основе принципов соединения обучения с производительным трудом, профессиональной направленности, политехнизма, мотивации учения и труда, духовности и креативности. Подростки включаются в производительный труд по выпуску продукции и товаров народного потребления с учетом национально-региональной специфики, а также государственных стандартов в условиях рыночной экономики. Определяющими явились такие положения, как понимание проявления психики через деятельность, обучение творческому саморазвитию личности, личностно-ориентированное профессиональное образование.

Наряду с этим, уже многие годы идея А.С. Макаренко «Воспитание трудом и в коллективе» активно реализуется в деятельности агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия). Среди них ряд сельских школ стабильно добиваются значительных в учебно-производственной деятельности, профориентационной и начальной профессиональной подготовке учащихся. В частности, Тандинская СОШ Усть-Аладанского улуса с 2010 г. стала агрошколой. Эта типичная сельская малокомплектная школа имеет 114 учащихся. Педагогический коллектив и обслуживающий персонал составляют 54 человека. По всем классам введены 13 элективных курсов агротехнологического и экологического образования. Идет начальная профессиональная подготовка по специальностям «Овощевод», «Животновод», «Тракторист-машинист» категории «В» и «С»; «Шофер» категории «В». Школа обеспечена соответствующей учебно-материальной базой: автодром, гараж, пришкольный участок, лагерь труда и отдыха, пашни под овощеводство на несколько гектаров и другие. По животноводству учащиеся занимаются производственной и учебно-исследовательской работой в крестьянском хозяйства «Удьуор» Михаила Николаевича Готовцева, полного кавалера Ордена трудовой славы, Героя труда России. На базе этого хозяйства планируется строительство учебно-производственного комплекса по животноводству. Коллектив школы гордится своими достижениями: в 2014 г. школа вошла в всероссийскую энциклопедию «Золотой фонд кадров Родины», участвуя в конкурсе новых проектов по инициативе Ил Дархана Республики Саха (Якутия) среди образовательных учреждений, школа получила статус республиканской инновационной площадки, а в 2017 г. выиграли грант этого конкурса. Участвуя в международном и всероссийском форумах в г. Москве, стали лауреатами по номинациям: «Лучшая сельская школа - 2015», «100 лучших школ России – 2015», «Школа будущего», «Сайын – 2015» и другие [1].

Далее, по результатам Российской агропромышленной выставки «Золотая осень - 2016» якутские агрошколы вновь оказались в числе лучших в стране – по урожайности и инновациям. В работе выставки принимали участие 118 школ из 58 регионов России. Дети представили сельскохозяйственные культуры, которые выращивают в личном подсобном хозяйстве, а также были проекты по пасекам, лекарственному растениеводству. На конкурсе «Юннат» ребята второй год участвуют и получают первые, вторые призовые места. Так, Жемконская средняя школа завоевала сразу две награды: золотую медаль за работу ученической бригады «Дьулуур», серебряную медаль за проект экообъединения «Кэнчээри» по лекарственному растениеводству. Тулагинская средняя школа им. П.И. Кочнева завоевала серебряную медаль за проект «Земляничная поляна». Малая сельскохозяйственная академия Якутского НИИ сельского хозяйства, которая целенаправленно работает с учащимися, отмечена золотой медалью «Школа юных исследователей» [3].

 

Таким образом, творчески применяя воспитательную педагогику  А.С. Макаренко по работе с малолетними правонарушителями и беспризорными в современных условиях, можно добиться реальных позитивных результатов как в массовых общеобразовательных школах, так и в образовательно-воспитательных учреждениях для наших так называемых «трудных» и «сирот», которые живут в основном на все готовое, не утруждая себя серьезным общественно-полезным, производительным трудом. В любом случае, мы вновь убеждаемся в том, что воспитание настоящего человека, представителя любого этноса и гражданина России, как сама жизнь показывает, - это воспитание трудом и в коллективе. Актуализируется основное педагогическое кредо А.С. Макаренко: «хозяйственный расчет – самый лучший воспитатель», «воспитание трудом и в коллективе», «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».