Полный текст статьи
Печать

В настоящее время все четче обозначаются контуры и содержание образовательного заказа, связанного с необходимостью повышения качества в сфере профессионального образования, которая, в свою очередь, оказывается в новых геополитических, правовых, организационных, экономических условиях своей деятельности.

Появляются новые образовательные технологии, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг за привлечение высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов. В таких сложных и трудно прогнозируемых условиях возникает потребность в постоянном совершенствовании образовательной деятельности, нацеленной в первую очередь на улучшение качества образовательных услуг [1].

Именно качество подготовки специалистов, их способность к осуществлению инновационной деятельности определяют имидж любой образовательной организации в общественном мнении, ее конкурентоспособность, возможность создавать необходимые условия для дальнейшего повышения качества профессионального образования.

Проблема управления качеством профессионального образования приобретает особую остроту для образовательных организаций, в которых осуществляется многоуровневая подготовка. В этих условиях многоуровневая структура непрерывной профессиональной подготовки признана наиболее эффективной с точки зрения ее способности гибко реагировать на изменения рынка труда, соответствовать образовательным запросам и потребностям личности, предусматривать возможности ресурсной экономии.

Но возникает вопрос: как добиться качества учебного процесса? Нужное качество подготовки специалистов может обеспечить только системный подход к решению проблемы. Подход, охватывающий все параметры и функции деятельности вуза. Реализация данного подхода не только предполагает, но и невозможна без глубокого анализа рынка труда и тенденций развития отраслей производства в регионе.

Основное положение обеспечения качества подготовки специалистов должно исходить из системного подхода, когда задачи, понимаемые как условия достижения поставленной цели, нужно решать на всех этапах обучения, включая: анализ рынка инженерного труда; концептуальное планирование подготовки специалистов; разработку рабочих учебных планов; методическое, информационное и технического обеспечения учебного процесса; организацию приема в вуз; контроль знаний и проведение квалификационных испытаний; трудоустройство выпускников и их адаптацию на предприятиях; послевузовское образование и повышение квалификации.

Здесь важна сама система постоянного измерения и отслеживания (мониторинга) качества. Нужен самоанализ деятельности вуза на всех уровнях, позволяющий определять, где он находится по сравнению с другими вузами и, тем самым, определять основные направления совершенствования своей деятельности. Но, т.к. в любой образовательной системе центральными процессами, определяющими ее характер, являются процессы обучения, то и проблема надежного управления их качеством должна становиться приоритетной [2], [3].

Методика анализа качества учебного процесса основывается на положении о том, что учебный процесс является частным случаем технологического процесса, и поэтому ему свойственны такие же методы анализа, какие приняты для производственных процессов.

Таким образом, составляющие учебного процесса можно рассматривать как элементы процесса или функции. Объектом учебного процесса можно считать или отдельного студента или группу студентов. В ходе обучения студенты взаимодействуют с элементами процесса, т.е. слушают лекции, выполняют практические задания, курсовые проекты и т.д. Результатом взаимодействия студентов с элементами процесса является повышение уровня их знаний.

В качестве причин, вызывающих нестабильность учебного процесса, можно выделить следующее: низкое качество преподавания дисциплины, некорректность методики рейтингового контроля, необъективная оценка знаний студента преподавателем, неудовлетворительная посещаемость занятий студентами, срывы занятий, необеспеченность учебного процесса учебно-методической литературой и др. Все указанные причины проявляются по окончании учебного семестра в оценках итоговых аттестаций студентов во время сессии.

Поэтому, одним из основных требований к определению качества образования является измерение параметров этого качества (уровня знаний студента). Традиционно уровень знаний измеряется оценкой или баллами успеваемости. Классическая схема оценки успеваемости студентов основана на приеме контрольных работ, промежуточной аттестации, защите курсовых проектов, сдаче экзаменов и зачетов.

Предлагаемым вариантом является использование графика учебной работы студента, на уровне так называемых «контрольных недель». Такой график становится основным документом, регламентирующим внеаудиторную самостоятельную работу студентов и представляет собой выписку из учебного плана специальности на один учебный семестр. Он содержит перечень изучаемых дисциплин, данные об общем количестве часов, в том числе отводимых на лекции, практические занятия, индивидуальную работу студентов, о наличии зачетов и экзаменов, сведения о количестве рефератов и контрольных работ.

Каждая кафедра определяет по своим дисциплинам основные формы и виды самостоятельных (индивидуальных) занятий в рабочих программах, а также средние нормативы затрат времени на их выполнение. При этом преподаватели кафедры обязаны строго соблюдать установленные лимиты учебного времени, поскольку нарушение учебного режима одной дисциплины неизбежно ведет к нарушению учебного режима других дисциплин, а стремление увеличить объем заданий за счет времени, предназначенного для изучения других дисциплин, отрицательно сказывается на подготовке специалистов в целом.

Аттестация студентов проводится в конце семестра по всем дисциплинам учебного плана с выставлением дифференцированного зачета, проведением электронных тестовых контролей знаний студентов, разрабатываемых кафедрами. Результаты межсессионной аттестации, наряду с промежуточной аттестацией, отображают характер изменения показателя качества обучения по дисциплинам.

Учебный процесс, как и любая производственная деятельность, требует вмешательства в части координации действий участников этого процесса: преподавателей, кафедр, учебно-методического отдела. Предложенная методика анализа качества учебного процесса позволяет оперативно выявлять слабые места и проводить коррекцию методики преподавания, изменять содержание или последовательность изложения учебного материала и т.д. Наряду с этим, представленный анализ позволяет давать объективную оценку работы преподавателя и кафедры в целом.