Полный текст статьи
Печать

В настоящее время министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева поставила задачу – вернуть в школах трудовое обучение и воспитание, начальную профессиональную подготовку, участие в реальном производстве, речь идет о воспитании трудом и в коллективе.

В свое время экс-президент РАО Н.Д. Никандров в начале 90-х годов ХХ века отметил, что деидеологизация образовательных учреждений в стране срезала корни общественно-гражданского воспитания и появилось целое поколение молодых людей, не обремененное идеями общественного развития. Жизненно важные духовные ценности довольно быстро сменились частнособственнической психологией эгоизма, агрессивности и легкой наживы. Утверждение, что российское образование должно быть деидеологизировано оказалось неверным по сути и непродуктивным по результатам. …Идеи-ценности и должны составлять практическое содержание воспитания, а на самом высоком уровне – российскую национальную идею: православие, патриотизм, народность [2, с. 205-206].

Негативные последствия деидеологизации образовательных учреждений не заставили долго ждать и привели к духовно-нравственной деградации молодежи, что проявилось в их правонарушениях, неуважении к людям и правилам общественного порядка; в нежелании трудиться и иждивенческом настроении. Сама жизнь убедительно показала, что появилось  безыдейное, во многом проблемное, эгиостичное поколение. В этом отношении экс-министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, много раз пребывая в Республике Саха (Якутия), начал говорить о необходимости формирования на современном этапе личности школьников в духе коллективизма, умения жить и трудиться в сообществе [3].

С этих позиций, вновь актуализируется то, что в своих произведениях 20-х годов А.С. Макаренко много раз упоминает о своей приверженности идеям советского социального воспитания. В его творчестве получили закономерное воплощение и развитие новые педагогические идеи: единая трудовая политехническая школа, соединение общего образования с производительным трудом, воспитание в труде и коллективе, формирование личности рачительного хозяина-труженика.

Рассматривая трудовое воспитание и производственное обучение в их единстве, А. С. Макаренко считал, что труд, если он не имеет своей целью создание ценностей, не является положительным элементом воспитания. Даже при так называемом учебном труде необходимо исходить из представления о ценностях, которые он может создать. Поэтому трудовое воспитание в практике А.С. Макаренко, как правило, было производственным воспитанием.

«…Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу» [1, т.4, с. 396].

Антон Семенович намного опередил своё время, все производственные и экономические понятия он вложил в своё кредо: «Хозяйственный расчёт – самый лучший воспитатель». Говоря о хозяйственном и производственном воспитании в труде и коллективе, А.С. Макаренко добивался, в глубокой сущности, формирования экономического сознания своих воспитанников. Во всем этом заключается научно-теоретическая основа системы трудового воспитания А.С. Макаренко.

         Активное возрождение идей А.С. Макаренко в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) идет уже многие годы. Особенно это проявляется в деятельности агрошкол. Еще в 1998 г. одна из первых, Кобяйская СОШ имени Е.Е. Эверстова стала школой с агро-экологическим направлением. Директором школы уже 28 лет работает Григорий Константинович Егоров, отличник образования, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия), почетный работник общего образования РФ. Все эти годы Кобяйская школа находилась в числе передовых школ республики, несколько раз стала победителем конкурса среди агрошкол. В 2010 г. заняли 1 место в Международном конкурсе имени выдающегося педагога А.С. Макаренко в г. Москве. Коллектив школы своими силами в 2016 г. пустил в производство зимнюю теплицу на 60 кв. метров. Многие учащиеся школы стали победителями международных и всероссийских конференций, конкурсов и олимпиад.

         Следует отметить, что свидетельством серьезных трудовых производственных успехов агрошкол республики является их постоянное участие в Международном конкурсе имени А.С. Макаренко. При этом многие коллективы школ стали победителями и призерами, награждены дипломами и медалью А.С. Макаренко. Благодаря этому, Республике Саха (Якутия) выпала честь принять проведение мероприятий ХIV Международного конкурса имени А.С. Макаренко и «Макаренковских чтений – 2016» с 1 по 5 апреля 1916 г. в г. Якутске на базе Центра оздоровления детей и дополнительного образования «Сосновый бор». Участники мероприятий: представители Министерства образования и науки РФ, регионов РФ, представители исполнительной власти РС(Я), Ил Түмэн, министерств и ведомств РС(Я), муниципальных образований РС(Я), образовательные организации республики и общественные организации.

         Основополагающим теоретико-методологическим положением был доклад «Современная интерпретация педагогического учения Антона Семеновича Макаренко» доктора философских и экономических наук, профессора Михаила Борисовича Зыкова (Елецкий госуниверситет имени И.А. Бунина, г. Елец, Липецкая область). Среди семинаров заслуживают особого внимания А.М. Кушнира, кандидата психологических наук, главного редактора журнала «Народное образование», «Педагогические и технологические проблемы создания и организации деятельности школьных производственных минитехнопарков и детско-взрослых образовательных производств как материальной основы воспитания в образовательном учреждении»; А.Б. Вифлеемского, доктора экономических наук, директора Центра экономики образования, «Экономический семинар»; И.З. Гликмана, профессора «Воспитательный семинар» («Воспитатика» как эффективная и практичная наука о воспитании. Надежное стимулирование воспитывающей деятельности).

         Интересен и ценен для членов жюри «Региональный опыт межкультурной коммуникации, как важное условие педагогического консалтинга (на примере образовательных организаций Мегино-Кангаласского, Усть-Алданского, Амгинского, Чурапчинского, Таттинского улусов). Посещение Хоробутской СОШ имени Дмитрия Тааса (выставка-ярмарка школьного производства агропрофилированных школ Мегино-Кангаласского, Усть-Алданского, Амгинского, Чурапчинского, Таттинского улусов); Октемской СОШ Хангаласского улуса (пчеловоство), 2-Мальжагарской СОШ Хангаласского улуса (коневодство).

         Участники ХIV Международного конкурса имени А.С. Макаренко пришли к основному выводу о том, что, несмотря на массовый опыт  реализации идей трудового производственного воспитания Антона Семеновича, образовательные организации еще не достигли того уровня квалификации, эффективности производственной деятельности и сверхприбыли колонистов-подростков трудовой колонии имени А.М. Горького и воспитанников коммуны имени Ф.Э. Дзержинского.