Полный текст статьи
Печать

   Творческий проект по предмету технология – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Вся деятельность учащихся при создании проектов сосредотачивается на следующих этапах: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; проведение сбора данных; анализ полученных данных; оформление конечных результатов; подведение итогов, корректировка, выводы.

  Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками нравственной ценности трудового начала жизни.  Метод проектов я начала изучать и внедрять с 2003г на уроках технологии и во внеклассных занятиях при подготовке к олимпиадам. Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения; чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать. В процессе работы с различными материалами дети учатся еще фантазировать и создавать интересные образы и изделия, высказывать свои мнения, приобретают самостоятельность.

На каждом занятии по темам программы, в процессе изготовления любых изделий, учащиеся должны добиваться осуществления своего творческого замысла. Активное участие при проектировании будущего изделия развивает у них конструкторско-технологические и экономические знания и умения.

Последовательный анализ и сравнение работы направляет внимание школьников на самостоятельный поиск, воспитывает способность к творчеству. Воплощая свои творческие замыслы в конкретных изделиях, учащиеся как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе. Они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности и сомнения.

    За последние пять лет работы некоторые учащиеся начали изготовить творческие проектные работы по оформлении кабинета. Это  началась с того, что школу по этажам начали оформлять по темам. Первый этаж на тему своего улуса, второй этаж  на тему «Якутия» и третий этаж на тему «Россия». Так как наш кабинет находится на первом этаже, стали оформлять по теме улуса, то есть начали использовать национальные мотивы. Оформление интерьера кабинета начали осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, создавая в классе положительный психологический микроклимат. От этого зависит эффективность усвоения теоретического и практического материала. Чем лучше оформлен кабинет, тем эффективнее учащиеся смогут закрепить полученные знания и умения. Нельзя рассматривать технологию исключительно как “практический” предмет, где главным является объект труда и не учитывается весь процесс создания изделия. Выбор тематики проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.      Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость, приучаются к трудовой дисциплине и культуре труда   Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося

   В целом в работе над проектом по оформлении кабинета учитель помогает ученикам в поиске нужных источников информации; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.

     В результате целенаправленной, творческой работы учащиеся создавали различные интересные творческие проекты, занимая призовые места на улусных и республиканских олимпиадах. А учебный кабинет по технологии с каждым годом обновляется новыми проектными работами, созданными учащимися и привлекает внимание и восторг учащихся, учителей и окружающих. В конце хочется отметить, что совместное решение учителя и учащихся при создании красивого, уютного, комфортного кабинета – это залог успешного обучения и воспитания. Проектные работы учащихся по оформлению кабинета продолжаются…

         

Проектные работы учащихся

Рис 1 2012г. Проект «Многофункциональный чехол на учительский стул». Выполнила ученица 11 класса Слепцова Уля

Рис 2. 2013г Проект «Набор для рукоделия. Выполнила ученица 10 класса Феоктистова Илона.

Рис.3. 2014г. Проект «Чехлы для швейных машин». Выполнила ученица 11 класса Феоктистова Илона.

Рис 4. 2014г. Проект «Знай и умей». Выполнила ученица 7 класса Собакина Лена.

Рис.5.2015г. Проект «Скатерть на стол учителя технологии». Выполнила ученица 9 класса Рязанская Саша.

Рис.6. 2015г.Проект «Перекидной стенд «Всё о тканях». Выполнила ученица 8 класса Сухаринова Аида

Рис.7,8.2016г. Проект «Занавески на полку». Выполнила ученица 7 класса Игнатьева Юля..

Рис.9.2017г.Проект «Ростомер». Работа ученицы 7 класса Евграфовой Лены.

Рис.10.2017г. Проект «Книга о вышивании». Работа ученицы 9класса Сухариновой  Аиды