Полный текст статьи
Печать

Тема реформирования системы образования в России вызвала интерес дореволюционных исследователей, изучалась в советский период русской историографии, актуальна и для современных исследователей. Реформы в области образования могут проводиться как в рамках отдельного учебного заведения, так и по всей стране (модернизация системы образования в России) и по в целом континенту (Болонская конвенция с участием 28 западноевропейских стран). Они свидетельствуют об укреплении важности образования как социальной ценности. Новые образовательные реформы в России должны учитывать новые реалии общества. Этот фактор представлен в текущих мерах по развитию образования, будь то переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура), введение Единого государственного экзамена, пересмотр государственного финансирования университетов (с небольшим количеством элитных учебных заведений) и т.д. [1].

Однако почти все крупные инициативы сталкиваются с серьезным сопротивлением со стороны как ведущих экспертов в области образования, так и общества в целом, что свидетельствует о недостаточной углубленности национальной образовательной доктрины.

Начало ХХI века для Горного района Республики Саха (Якутия) ознаменовалось новым этапом развития, связанным с глубинными процессами в системе образования России и республики. Сегодня во главу угла реформирования образования ставятся три направления: доступность, качество и эффективность. Система образования Горного улуса представлена 12 школами, 17 дошкольными учреждениями, 2 учреждениями дополнительного образования. В том числе: гимназия, педагогическая школа, школа первой ступени, 9 общеобразовательных школ, детская спортивная школа, центр дополнительного образования. Всего учащихся – 2207.

Отличительной чертой современного этапа развития улусных образовательных систем является широкое внедрение педагогических инноваций. Реализация инноваций, организация опытно-экспериментальной работы стали основным механизмом развития образовательных систем [2; 3].

Сегодня почти в каждом образовательном учреждении улуса есть крупицы нового. В режиме эксперимента работают 16 образовательных учреждений. Среди них 6 федеральных, 4 республиканских, 4 улусных и 5 научно-практических лабораторий на базе образовательных учреждений. В целом в улусе в инновационной, экспериментальной деятельности задействовано 53,3% общеобразовательных учреждений, в опережающем порядке создающих новую образовательную практику, формирующих систему новых педагогических ценностей и образовательных норм. Одни успешно трансформируют инновационные технологии и содержание образования в наши условия, другие – вырабатывают уникальный опыт, способный заинтересовать педагогов улуса и республики.

Целенаправленная работа по дуальному образованию, по развитию социального партнерства между школой и ведомствами проводится в МОУ «Атамайской СОШ им. В.Д.Лонгинова» и МОУ «Бердигестяхская СОШ №2». Так, в МОУ «Атамайской СОШ им. В.Д.Лонгинова» составлены совместные планы работы с ЯГСХА, ГУПАД «Горный» и крестьянским хозяйством «Мацкый».

МОУ «Бердигестяхская СОШ №2» имеет опыт работы по дуальному образованию с 2002 года. В школе создан Центр начального профессионального образования (прикладной квалификации) «Сатабыл» [4], где обучаются по специальностям тракториста, швеи, водителя, оператора ЭВМ, столяра, продавца, повара-кондитера и художника-оформителя. В 2007 году ЦНПО «Сатабыл» участвовал в республиканском конкурсе школ по внедрению дуального обучения и школа включена в состав 13 пилотных школ, внедряющих дуальное обучение. В школе разработан проект внедрения программы дуального обучения по двум направлениям: спецкурсы начальной профессиональной подготовки и индивидуальная подготовка в режиме «мастер-подмастерье».

Разработаны Положения об управляющем совете и созданы школьные управляющие советы во всех 12 школах. В состав управляющих Советов входят представители общественности, родители, учителя, попечители и выпускники. Основными функциями Совета являются: участие в распределении стимулирующей части заработной платы педагогических работников, участие в премировании лучших учащихся, участие в привлечении дополнительных источников дохода, участие в стратегическом планировании работы школы. Все школы составили публичные доклады об итогах своей деятельности. Проводится информирование общества о деятельности школ посредством СМИ: улусной газеты «Сила труда», местного радио «Дабаан», местного телевидения «Бэрдьигэс» и детской телестудии «Аргыс».

Таким образом, система образования Горного улуса выходит на новый этап развития: наступает период поиска и внедрения новых гуманитарно-образовательных проектов: развивающее обучение, сетевое взаимодействие, предпрофильная подготовка и профильное обучение, социальное партнерство и т.д. Предстоящие изменения в образовательной сфере нацелены на переход в режим устойчивого инновационного развития, обеспечивающего социально-экономический рост и благосостояние населения. Это требует слаженной, эффективной работы государства и всех институтов гражданского общества.