Полный текст статьи
Печать

На современном этапе в общеобразовательных школах Кыргызстана деятельность ведется на основе Государственного образовательного стандарта нового поколения, где определены сферы ответственности каждого из участников образовательного процесса - представителей органов управления образованием, администрации и учителей школ, самих учащихся, а также представителей гражданского общества для достижения определенных образовательных результатов [1]. Для этого органы управления образованием при выработке политики в области образования должны вовлечь в разработку стратегических, программных документов и нормативных правовых актов представителей бизнес-сообществ, общественных и неправительственных организаций, родителей, самих обучающихся.

На данный момент целью школьного образования является готовность личности выпускника к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие.

Определены основные требования к подготовке учащихся в школе:

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями;
  • развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов;
  • обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технологического прогресса.

Чем ближе к окончанию школы, тем острее встает проблема выбора профессии. Учащиеся старших классов определяют профессиональные предпочтения. Определение  профессиональных предпочтений происходит под воздействием целого ряда факторов. Н.Б. Трофимова выделяет среди них следующие:

- психологические – сюда относят свойства личности, влияние окружения человека на профессиональный выбор;

- экономические – уровень безработицы, спрос и предложение на рынке труда, уровень жизни в стране, государственное регулирование заработной платы;

- социально-культурные – региональные и культурные особенности, возрастной состав населения, активность населения на рынке труда;

- политико-правовые – политическая стабильность, трудовое законодательство;

- демографические (возраст, пол, семейное положение) [6].

Выбор профессии - очень сложная и многогранная проблема. По данным исследований, выпускники девятого класса, например, могут назвать в среднем лишь 10-12 профессий, поэтому выбор профессии часто носит стихийный характер.

Изучение мотивов выбора профессии старшеклассников показало, что «значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% старших школьников выбирают профессию под влиянием друзей, более самостоятельных; 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% старшеклассников руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% старших школьников выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности» [5]. 

В сложившейся школьной практике обучение в старших классах осуществляется в соответствии с тем или иным научным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, технологическим, а также в соответствии с конкретнным профессиональным профилем: педагогическим, медицинским, юридическим, экономическим, инженерным и т.п. Обучение в школе дополняется получением образования в различных образовательных учреждениях, самообразованием.

Целью профессионального самоопределения  старшеклассников  в ходе профориентации является постепенное формирование у них внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Достижение данной цели предполагает взаимодействие двух сторон - самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего, формирующего готовность и способность к адекватному выбору на любом этапе жизненного пути.

Еще 12 лет тому назад Коллегией Министерства образования и науки по итогам 2005 года одним из основных направле­ний модернизации общеобразовательных школ определено созда­ние системы специализированной подготовки (профильного обуче­ния) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработ­ки гибкой системы профилей. В соответствии с ним разработана «концепция» профильного обучения на старшей ступени общего образования [3]. В республике была начата работа по широкомас­штабной подготовке и профилизации обучения в 10-11 классах.

Общеоб­разовательная организация была однопрофильной (только один избранный профиль) или многопрофильной (несколько профилей обучения). Данная модель была реализована в некоторых школах г. Бишкек (№ 6,13, 9, 26, 29, 37, 61, 65, 67, 68, 70). При этом школы № 6, 29, 67, 37 осуществляли профильное обучение старшеклассников с привлечением вузовских преподавателей. В этих школах профилизация осуществлялась по следующим направлениям: гуманитарное, экологическое, естественно-техническое, физико-математическое [2].

На уровне отдельных классов профильное обучение было реализовано в школе-лицее № 28 в сотрудничестве с Кыргызской государственной медицинской академией имени И.Ахунбаева.

В основном, проблема профильного обучения решается объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ведущего, который обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом и выполняет роль ресурсного центра. Каж­дая школа, входящая в данную сеть обеспечивает изучение в полном объеме базовых общеобразовательных предметов, частично профильных предметов и элективных курсов, исходя из своих возможностей, а остальную профильную подготовку берет на себя ресурсный центр. Яркий пример сетевой организации профильного обучения – Учебно-воспитательный комплекс (УВК)  Школа-гимназия № 12 г. Бишкек.

Томский политехнический университет и УВК школа-гимназия №12 г.Бишкек вместе работают по подготовке будущих инженеров для Кыргызской Республики. В начале 2016 г состоялось подписание трехстороннего соглашения между Томским Политехническим Университетом, УВК ШГ №12 и Общественным Фондом «Единство» в сфере подготовки будущих инженерных кадров. Созданы и функционируют классы с естественно-техническим направлением обучения.

Министерство образования и науки Кыргызской Республики усилило внимание к профильному образованию с упором на сетевую форму профилизации, что позволяет, помимо углубленного изучения профильных предметов в школе, получение профессиональных навыков на базе организаций профессионального образования. Как сообщает министерство, предложения представителей бизнеса и родителей о предоставлении профессионального образования старшеклассникам получает реальное подкрепление. В 2016 году Министерство образования и науки совместно с Агентством профессионально-технического образования запустил пилотный проект, в рамках которого старшеклассники на базе 100 школ и профессиональных лицеев получат рабочую специальность и выйдут из школы не только с аттестатом, но и сертификатом о профессии. «Школы отобраны в семи областях страны, где старшеклассники смогут на базе соседствующих профессионально-технических образовательных организаций проходить обучение и получить профессиональные навыки. Обучение будет осуществляться по 280-360 часовым программам в зависимости от выбранной профессии. В реестр профессий включены 27 профессий (цветовод, садовод, швея, кондитер, специалист тепличного хозяйства, переплетчик, офис-менеджер, и др.)», - говорится в материале [4].

Как отмечают специалисты, профильное образование позволит обучить учащихся пилотных школ в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями, а также создаст основу для продолжения образования после завершения обучения в общеобразовательной школе. Напомним, что профильное обучение - это форма профориентационной работы, основанная на краткосрочном обучении школьников конкретным профессиональным навыкам. В связи с тем, что программа пилотная, старшеклассники могут выбрать себе те профессии, которые предоставляются в близлежащей профессионально-технической организации. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями – основная задача профильного обучения. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение необходимыми знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основной смысл понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях.

Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким-то отдельным направлением, она должна проводится систематически и быть тесно связанной со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является в то же время интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.

Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.