Полный текст статьи
Печать

В статье автор исследует вопрос активизации творческой деятельности студентов путем написания ими эссе. Актуальность названной темы вызвана объективной потребностью общества в подготовке специалистов, обладающих навыками одного из популярных видов общения – письменной коммуникации. Автором сделан вывод, что в результате написания эссе у студентов развиваются навыки самостоятельного творческого мышления, что позволяет им в письменной форме формулировать продуманные свои мысли и суждения.

Ключевые слова: эссе, творчество, книга отзывов и предложений, образовательный процесс.

 

«Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь» - говорил Максим Горький.   

Эти слава на сегодняшний день носят особую актуальность, поскольку нынешние обучающиеся, в том числе, на юридических факультетах, с трудом самостоятельно выражают свои мысли. На современном этапе внимания заслуживают педагогические методы, нацеленные на совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

Кроме того, к чтению и учению можно принудить современно студента, но к самостоятельному мышлению – нет. Именно поэтому в рамках настоящей статьи нас прежде всего интересует методика совершенствования самостоятельного мышления нынешних обучающихся в юридических вузах через развитие их навыков грамотной письменной речи.

Активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов уже в первый год в почете у преподавателей высшей школы[1]. В связи с тем, что задачей преподавателя является максимально приблизить обучение будущего выпускника к запросам времени, создать условия для его обучения творчески мыслить, правильно говорить, общаться научными терминами и грамотно излагать письменную речь, в качестве метода, позволяющего наиболее эффективно решать данные задачи, мы предлагаем использовать метод написания обучающимися эссе на самые актуальные темы.

Кроме того, в современных условиях следует осознать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса – образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени сформированности компетенций (соответствующих оценочных средств). Сегодня формы контроля должны еще в большей степени, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю – направить деятельность обучающегося в нужное русло[2].

По мнению автора статьи, выполнить поставленные цели и задачи вполне может использование метода написания эссе.

Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу на тему, предложенную преподавателем. Целью такой работы является развитие навыков самостоятельного творческого мышления студентов через письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе, на наш взгляд, является одной из форм мотивации студентов к самостоятельному глубокому осмыслению материала, поддержания интереса к содержанию дисциплины. В свою очередь интерес, являясь эмоциональным фактором, позволяет успешно мотивировать студентов на деятельность по самообразованию.

К такому мнению пришли не мы одни. Многие авторы отмечают, что писать эссе крайне полезно[3], поскольку это позволяет студенту научиться ясно и грамотно излагать собственные мысли, анализировать и структурировать различную информацию, использовать основные категории исследования, находить причинно-следственные связи, сопровождать свои аргументы соответствующими фактами, обосновывать свои выводы; освоить научный стиль речи[4]; стремлению превратить получаемые знания в личную позицию и в дальнейшем руководствоваться ею.

В содержание эссе входит:

- точная формулировка сути поставленной проблемы,

- анализ проблемы, самостоятельно проведённый обучающимся с использованием концепций,

- выводы, обобщающие позицию студента по поставленной проблеме.

Безусловно, написание студентами эссе позволяет им в письменной форме формулировать продуманные свои мысли и суждения. Однако при постановке проблемных вопросов тем (исходных тезисов) эссе, следует учитывать, что они должны быть актуальными и интересными, вызывать желание к размышлениям, логичным рассуждениям, сообразительности. Поэтому технология написания эссе только тогда вызовет интерес у студентов, оправдает своё назначение и достигнет поставленной цели, когда будут затронуты жизненно важные проблемы[5].

В нашей статье считаем уместным привести примеры студенческих эссе на тему «Нужна ли в вузе книга отзывов и предложений?»[6], рассмотрим некоторые из них:

  1. По моему мнению в вузе нужна Книга жалоб и предложений, поскольку в наше время не многие готовы услышать простых студентов. Поясним: студент может прийти, например, в деканат, и высказать свое мнение устно – это один из вариантов. Но, к сожалению, иногда его могут просто не услышать или отнестись к нему не серьезно. А Книга будет служить эффективным средством для выражения мнения студента.

Следует отметить, что говорить о юридической силе Книги отзывов и предложений очень сложно. Администрация может игнорировать жалобы обучающихся, в определенные законом сроки не ответить на жалобу студента или не приять мены к устранению, выявленных студентом, недостатков, а сотрудники – вырвать страницы из данной книги. Но я уверена, что вузу будет интересно увидеть, о чем думают студенты, что их тревожит, или, наоборот, возможно студенты сами преподнесут что-то новое в деятельность вуза.

  1. Книга жалоб и предложений по сути своей представляет серьезный инструмент, который может помочь студенту отстаивать свои права. Вместе с тем, написав свое обращение в Книге жалоб и предложений, студенты, как правило, боятся дальше отстаивать свои права до конца, не хотят обострят конфликт. По моему мнению, вероятность того, что после написания жалобы студентом, руководство предпримет какие-то меры, очень мала. Я считаю, что Книга жалоб и предложений будет актуальна в тех учебных учреждениях, которые ставят целью качественное оказание образовательных услуг, создание комфортных и достойных условий для осуществления образовательного процесса.
  2. Для отечественных образовательных учреждений законодательством не предусмотрено наличия в них в обязательном порядке Книги отзывов и предложений. На мой взгляд, в образовательном учреждении должна быть такая книга, поскольку с ее помощью можно контролировать качество образовательных услуг, она даст возможность совершенствоваться и повысить качество предоставляемых услуг, и возможно, в будущем – количество поступающих студентов.

Разрешить возникающие недоразумения или выразить благодарность кому-либо из сотрудников не всегда получается своевременно в силу различных причин. Поэтому Книга отзывов и предложений будет хорошим связующим звеном «родитель – студент – преподаватель – администрация вуза». Если бы в вузе появилась такая книга, я бы написал в нее слова благодарности многим преподавателям за знания, которые они нам дают, и просьбы о более тщательной и продуманной организации учебной работы, так как многие вопросы остаются неразрешенными до последнего момента, что создает большие неудобства.

  1. В настоящее время отечественные вузы осуществляют деятельность в условиях рыночной экономики, в которой идет конкуренция за абитуриентов и студентов. Наличие Книги отзывов и предложений даст возможность вузам оперативно получать обратную связь, использовать полученную информацию для повышения собственной эффективности, улучшения имиджа вуза. Ведь совершенно не напрасно в западных странах на практике жалобу считают самым настоящим подарком от своих клиентов.

Кроме того, в Книге отзывов и предложений студенты могли бы отмечать наиболее интересные, «работающие» и понравившиеся методики передачи знаний. А это есть отличная возможность поощрения и мотивации наиболее эффективных преподавателей не только с точки зрения сухих цифр статистики, но и исходя из непосредственных оценок самих получателей знаний. На мой взгляд, наиболее простым и оптимальным способом внедрения Книги отзывов и предложений, учитывая развитие современных технологий, является электронная версия Книги, размещенная на официальном сайте вуза.  

  1. На мой взгляд, в любом учреждении, осуществляющим услуги, должна быть Книга отзывов и предложений. Назначением такой книги является уведомление руководства об удовлетворенности клиентов. В вузах такая форма изложения мыслей позволит потребителям услуг - студентам выразить свое мнение документально, а руководству – своевременно реагировать на претензии и недочеты. Такая форма взаимодействия между руководством вуза и студентом может принести существенную пользу, ведь есть конкуренция между вузами, в особенности по таким востребованным специальностям, как юриспруденция, а Книга отзывов и предложений может существенно помочь взглянуть глазами «клиентов» на недочеты в организации образовательного процесса, исправить ситуацию, и соответственно, повысить рейтинг вуза среди других образовательных организаций с аналогичными специальностями. 

Безусловно, указанные мысли студентов, изложенные ими в эссе, требуют внимания. Но нам хотелось бы обратить их внимание на слова Вильгельма Фишера: «можно пожаловаться на многое в этом мире, но начинать следует всегда с самого себя»[7].

Педагогическое наблюдение показало, что студенты проявляют высокий интерес к таким видам самостоятельной работы. И это не случайно. Основное образование студент получает не на лекциях и практических занятиях, а в ходе самостоятельной работы. Подготовка эссе сложная и динамичная форма работы. Предложение актуальной и интересной для обдумывания темы не оставляет студентов равнодушными. Они стараются выразить индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу. Кроме того, следует вспомнить слова крупнейшего ученого Франции Паскаля Блез, который отмечал, что «доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»[8].

Однако изучение современного состояния преподавания предметов в вузовской практике показало, что формирование опыта творческой деятельности студентов в процессе обучения преподавателями не всегда планируется, данный процесс идет стихийно, в связи с тем, что роль развития творческих способностей недооценивается[9]. На наш взгляд, студентов следует мотивировать к активной творческой деятельности, пробуждать у них желание, старание и готовность учиться и работать творчески, самостоятельно находить неординарные решения проблемы. Современному преподавателю можно построить обучение таким образом, чтобы предельно повысить уровень образованности обучающихся, поднять их развитие на новый более высокий уровень.

С помощью метода написания эссе, по нашему мнению, развивается познавательный интерес в ходе обучения, самостоятельное творчество студентов. Как справедливо отмечал Василий Александрович Сухомлинский, «без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей».

Таким образом, по глубокому убеждению автора, с помощью творческой деятельности обучающиеся поднимаются на более высокий уровень познания. При этом студенты не ограничиваются простым воспроизводством информации, а излагают свои собственные суждения и оценки, подкрепляют их примерами из жизни, сопоставляют и сравнивают изучаемые явления, подводят итоги и делают выводы, предлагают оригинальные решения поставленных задач, создают свои собственные работы: эссе, критические очерки, памятки и др.

Исследование вопроса о самостоятельном мышлении обучающихся связано с именем немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860). Он отмечал: «В сущности только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что собственно только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая, вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению»[10].

Закончить данное исследование нам бы хотелось словами Джона Гарднера: «Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время, как мы должны учить их выращивать их собственные растения». В этой связи, о том, как метод написания эссе может послужить стартовой чертой в дальнейшей серьезной научно – исследовательской работе студентов пойдет речь в нашей следующей статье.