Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в преподавательской среде идет активный поиск путей, повышающих эффективность процесса обучения. Современный студент должен быть подготовлен к решению нестандартных ситуаций, которые будут встречаться в ходе его дальнейшей практической деятельности. Поэтому одними из задач обучения в юридических вузах и на юридических факультетах в настоящий период являются привитие обучающимся систематических знаний о праве, выработка у них критического мышления, успешное решение практических ситуаций. Также одной из задач преподавания правых дисциплин является привитие студентам навыков самостоятельной работы с нормативной базой, критический анализ изученных правовых норм путем использования различных методических приемов. В этой связи перед преподавателями возникла проблема пересмотра используемых в учебном процессе образовательных технологий в пользу интерактивных.

Стоит отметить, что далеко не все новые методы обучения имеют психолого-педагогическое обоснование, порой их трудно классифицировать, но использование их в процессе обучения, приносит обучающимся несомненный успех. В данной статье речь пойдет об одном из действенных методов повышения эффективности процесса обучения, использовании игровых технологий на практических занятиях у студентов юридических вузов.

Важно обратить внимание, что педагогической теорией накоплен обширный материал о применении игр в процессе обучения, развития и воспитания. Среди авторов следует указать О. С. Газмана, А. Н. Леонтьева, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейна, В. С. Селеванова, Г. К. Селевко, И. А. Сергееву, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского. Данные и другие исследователи в своих работах, построенных на практическом опыте, отмечали особое место игры, указывали ее воспитательное, обучающее и развивающее действие, а также подчеркивали необходимость изучения методической разработки игр для обучающихся.

Анализ исследований данных педагогов и других педагогов-новаторов позволил сделать вывод, что основной целью игры является поднятие интереса обучающихся к учебе, и соответственно, повышение эффективности обучения. Игру-занятие мы рассматриваем как эффективную форму интерактивного обучения студентов юридических вузов, поскольку обучающиеся находятся в процессе активной познавательной деятельности. Для студентов занятие в форме игры позволяет погрузиться в иное психологическое состояние. Игровая обстановка предполагает другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Также следует отметить, что такое занятие дает возможность развивать творческие способности студентов и их личностные качества, оценивать свои знания и увидеть их применение на практике, и, что особенно актуально на сегодняшний день, ощутить взаимосвязь разных наук.

Для педагога занятие-игра, с одной стороны – возможность лучше узнать и понять студентов, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей[1].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что игровая деятельность стимулирует у студентов лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях[2].

Стоит отметить, что педагогические игровые технологии несоразмеримо сложнее других технологий: для подготовки и проведения игровой технологии требуется время, специальные знания и усилия. Преподаватель – игротехник не передаёт знания как таковые, знания и умения возникают в ходе особого организованного процесса игры. Однако результаты оправдывают затраченное время.

Применение игровых технологий развивает у студентов индивидуальное мышление, способность отстаивать свою точку зрения, повышают личную ответственность за результат в учёбе и формируют мотивацию к учёбе и самосовершенствованию, при которой он способен самостоятельно находить нужную информацию. 

Игра в учебном процессе одновременно является и формой, и методом обучения – вполне самостоятельной дидактической категорией, а именно взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности преподавателей и студентов.

Учебная игра, есть целеустремлённая деятельность студентов, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры с установкой на наивысший результат конкретного игрока или группы[3].

Считаем необходимым отметить, что в процессе преподавания правовых дисциплин важное значение имеют межпредметные связи. Проблема межпредметных связей не нова. Она обсуждалась такими видными учеными как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским. Для современного вуза обеспечение межпредметных связей является необходимым условием качественной подготовки будущих выпускников[4]. На наш взгляд, устранить разрыв межпредметных связей легче всего с помощью внедрения интерактивных игр[5]. Известно, что юридическое дисциплины связаны между собой. Поэтому именно в игре возможно выявить эту связь, показать ее на конкретных примерах.

Целью игровой технологии является вовлечение студентов в активную квазидеятельность, быстрое и прочное усвоение знаний, умений и навыков их применения, а также контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов по итогам соревнования.

Практическая любая интерактивная игра решает следующие задачи[6]:

- исследует и диагностирует имеющиеся у участников знания, навыки, установки;

- предоставляет новые знания по предмету;

- способствует формированию новых навыков;

- развивает мотивацию;

- способствует сплочению коллектива, осуществляет профилактику конфликтов в коллективе;

- помогает найти решение нестандартных задач;

- организовывает обмен опытом и наработками.

Эффективной работе студентов по решению задач в ходе интегративных игр, способствуют такие навыки, как:

- взаимодействия, которые состоят из активного слушания, конструктивной обратной связи, ассертивного поведения;

- работа в команде, заключающаяся в гибкости в принятии ролей и их осознании, признании индивидуальных особенностей членов команды, избегании стереотипизации, принятии личной ответственности за работу группы;

- анализа проблемных ситуаций и принятия решений, подразумевающих умение расчленение общего задания на задачи и подзадачи, определение причины и следствия, умение расставлять приоритеты при последовательности действий;

- презентации, т.е. умения ясно довести свою точку зрения или представить результаты обсуждения в наглядной и понятной форме

- навыки работы с информацией[7].

Результатом интерактивной юридической игры является повышение эффективности изучения правовых дисциплин, накопление обучающимися опыта практической работы, формирование интереса к последующему изучению других юридических дисциплин, использование полученного опыта в будущей профессиональной деятельности.

Современными преподавателями активно применяются игры как эффективный метод обучения студентов. В юридическом образовании данная форма обучения может использоваться для развития практических навыков у студентов в период их обучения в вузе. Безусловно, получение практического опыта и развитие профессиональных навыков является наиболее важным и актуальным на современном этапе. Студентов игра делает более успешно подготовленными при устройстве на работу.

На наш взгляд, интерактивные игры увеличивают эффективность традиционного юридического образования, а также раскрывают творческий весь студентов. Игры являются хорошим дополнением к стандартным формам обучения, таким как например, лекциям.

Как отмечает Т.В. Сидоренко, в педагогической и юридической литературе существует большое количество работ, которые посвящены проблемам внедрения и оптимального использования возможностей информационных технологий в целях повышения эффективности обучения. Опыт применения информационных технологий в нашей стране и за рубежом дает основание утверждать, что при их использовании в обучении раскрываются резервы образовательного процесса, потенциал личности обучающегося и его индивидуальные черты, расширяются дидактические возможности преподавания, интенсифицируется взаимодействие преподавателя и обучающегося, формируются и развиваются стратегии самостоятельного и автономного обучения[8].

Педагогический опыт автора показывает, что студенты охотнее обучаются, когда им интересно, когда они в поиске своей собственной дороги в обучении. Игровые технологии предоставляют им такую возможность.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что игровая деятельность студентов способствует глубокому усвоению ими учебного материала, вызывает интерес к процессу обучения, позволяет реализовывать интеллектуальный и творческий потенциал. Проведенное нами исследование приводит нас к аристотелевской морали – золотой середине. Внедрение инноваций в юридическое образование объективно необходимы. Однако следует оговориться, что использование интерактивных игр не означает отказ от традиционных технологий. Такие игры позволяют изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором творческой работы студентов юридических вузов[9].

Принимая во внимание актуальность избранной нами темы, считаем необходимым продолжать разрабатывать методические подходы и инновационные информационные технологии. Они, синтезируясь в процессе учебы, позволят повысить качество обучения, сделают, на наш взгляд, образовательный процесс разнообразным и интересным. Данное будет способствовать улучшению познавательной активности уровня выпускников юридических вузов.