В настоящее время профессиональное образование должно быть высокоэффективным, оперативно и адекватно реагирующее на вывозы времени. В этом состоит также залог успешного развития отечественного государства и общества.
Достижение высокого профессионального уровня выпускников юридических вузов невозможно без внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий.
Теология слова «технология» предопределяет некий алгоритм операций, совершенствующих процесс получения каких-либо навыков деятельности обучаемого. По мнению А.В. Филипповой и И.В. Быстрова, педагогика – это больше искусство, чем технология. Искусство мастера открыть перед обучающимся необъятные просторы мира, указать путь к познанию, развить мыслительную активность, и только потом научить конкретным методикам (технологиям).
Педагогическая технология нами понимается как последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач. Другими словами, она представляет собой планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного на практике учебного процесса.
Инновация же означает что-то новое, ранее не используемое в педагогическом процессе. С позиции системного подхода инновация определяется как актуально значимое и системно самоорганизующее новообразование, возникающее на основе разнообразия инициатив. Само понятие «инновация» не является новым, оно впервые появилось в научных исследованиях в 19 веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Со временем смысл данного понятия несколько видоизменился. На сегодняшний день оно трактуется в научной литературе и педагогической практике неоднозначно. Одни исследователи под инновацией понимают нечто принципиально новое (В.И. Андреев, А.Я. Найн), перенос некоторой организованной деятельности из одной области в другую (П.Г. Щедровицкий, А.Ф. Балакирев). Такие авторы как М.М. Поташник и В.С. Лазарев разделяют понятия «новшества» - нового средства, материала, технологии и «инновации» - процесса освоения этого средства. Под инновационным процессом авторы понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Таким образом. Под инновационными понимаются не любые нововведения, а только те, которые объективно улучшают существующее положение.
На современном этапе в юридических вузах преподавателями внедряются инновационные педагогические технологии, которые обладают новизной, оптимальностью, достаточно высокой результативностью. Поскольку традиционные методы, которые позволяют оценивать полученные знания, умения и навыки, не всегда пригодны для определения уровня компетенций обучающихся.
Но и важно заметить, что педагоги сталкиваются с целым рядом проблем, которые имеют как субъективный, так и объективный характер. Нынешние студенты перестают в своей основной массе размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно искать и добывать информацию. Как следствие, педагоги должны отвлекаться, высвобождать время для обучения студентов основам обучения. Другая причина видится в широкой доступности и свободном использовании вспомогательных электронных запоминающих устройств, например, смартфонов, планшетов, ноутбуков и пр. В результате обучающийся перекладывает обязанность своей памяти запоминать и хранить информацию на эти вспомогательные электронные носители. Отсутствие соответствующих электронных устройств приводит к резкому снижению объема знаний студента и его творческого потенциала.
Кроме того, не все педагоги используют эти технологии в педагогической практике. С чем это связано? На наш взгляд, имеется недостаточная разработанность методических материалов. В рабочих программах дисциплин преподавателям надлежит самим разработать сценарии занятий, описать различные проблемные ситуации. Это в свою очередь требует дополнительных затрат времени, творческих усилий и методической подготовленности, а самое главное, практические навыки в применении интерактивных технологий. Однако стоит отметить, что что на современном этапе без применения интегративных технологий очень сложно обеспечить качественное образование, которое соответствует условиям настоящего времени.
Несмотря на указанные проблемы, в процессе обучения в Коми республиканской академии государственной службы и управления, нами замечено, что преподаватели активно внедряют инновационные технологии. Перечисли некоторые из них:
- технологии, касающиеся целостного образовательного процесса (технологии развивающего обучения, программированного обучения, коррекции);
- технологии, применяемые на занятиях определённого вида (технология проблемной лекции, занятия-диспута и т. д.);
- технологии некоторых видов познавательной деятельности (технологии организации учебной дискуссии, решения задач определенного типа исследовательского поиска, технология метода проекта и т. д.);
- технологии индивидуально-личностного развития (педагогической поддержки, диалога, коррекции личностного развития).
Преподаватель и студент являются центральными фигурами в образовательном процессе. В данной статье нам хотелось бы отметить применение технологии педагогической поддержки студентов Коми республиканской академии государственной службы и управления.
Так, преподаватели указанного вуза постоянно публикуют совместно со студентами научные статьи в разных изданиях, в том числе в тех, которые входят в перечень журналов, рекомендованных ВАК для защиты диссертаций и в материалах различных конференций – Всероссийских и международных.
Подкрепим сказанное следующими статистическими данными. Так, всего за 2015 год было опубликовано 37 студенческих работ. Из них 33 работы опубликованы в печатных изданиях Академии, 3 работы в материалах молодежной международной конференции (одна на русском и две на коми языках) и одна в сборнике научных статей.
В 2015 году студенты Академии выступили с 72 докладами. Большая их часть (65 докладов) была представлена в рамках Межрегионального молодежного научного форума «Академическая весна-2015» (рис.7.). Четыре доклада были представлены в учебных и научных организациях дальнего и ближнего зарубежья (Венгрия, Белоруссия) и один в г. Новосибирске[1].
Кроме того, преподаватели являются научными руководителями студентов, принимающих участие в различных юридических научных конкурсах (всероссийских, международных). В соавторстве со студентками юридического факультета академии регистрируются в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности программы ЭВМ «Интерактивные игры».
Ивановой Ж.Б., доцентом кафедры гражданского права и процесса, кандидатом юридических наук получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Наследственное право: интерактивная игра» (Рег. № 2015613576 от 19.03.2015).
Стоит отметить, что в рамках изучения правовых дисциплин нельзя забывать о теме культуры. Эта тема присутствует в гражданско-правовом компоненте высшего юридического образования, поскольку современная высшая школа ответственна за сохранение культуросферы общества и родной страны. Безусловно, речь не идет о всяком знании о культуре.
Д.С. Лихачев отмечал: «литература дает нам колоссальный, ценнейший и глубочайший опыт жизни». Поэтому обратится к лучшим бессмертным творениям русской классической и современной художественной литературы можно и в ходе изучения правовых дисциплин. Право – феномен, обусловленный многообразными проявлениями культуры. Взаимосвязь литературных произведений с правом дает возможность выявлять и понимать закономерности и особенности его развития, определять место и роль литературы, морали и права в данном процессе, а также включать исследование художественной литературы в единый процесс современного развития отечественного образования.
Связь художественной литературы с гражданским правом всегда интересовала писателей и поэтов. Поэтому при изучении гражданско-правовых дисциплин преподаватель может обратить внимание студентов на то, что отношения, возникающие из договоров купли-продажи и договоров оказания услуг, содержатся в литературных произведениях, таких как:
- «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, где Акакий Акакиевич пытался заказать портному Петровичу пошив шинели;
- «Филе из золотого петушка» Дарьи Донцовой, в котором героиня приобрела продукцию марки «Золотой петушок», поддавшись на рекламные призывы продавца;
- «Деревня» Ивана Андреевича Бунина, где братья Красовы занимались мелкой торговлей, а после один из братьев Тихон открыл кабак и лавочку, начал скупать у помещиков хлеб на корню, приобретать за бесценок землю;
- «Как старик корову продавал» Сергея Михалкова и других произведениях.
Обращение педагога к литературно-правовой проблематике поможет в какой-то степени подойти к пониманию причин современного неблагополучия дел в современной правовой системе.
Используя в процессе обучения примеры из произведений литературы, преподаватель не только обучает студентов юридических вузов, но и прививает им любовь к литературе, поэзии, развивает творческий потенциал обучающихся. Можно сказать, что такое творческое обучение праву носит многосторонний характер.
Представляется, что вдумчивое и непредвзятое обращение будущих юристов к лучшим образцам отечественной литературы будет способствовать не только углублению их познаний в вопросах истории отечественного гражданского права. Но и повысит их общую правовую культуру. Духовно-нравственные ценности и идеалы русской литературы – не «факультет ненужных вещей», они могут служить надежной «прививкой» от правового беспредела, беззакония и прочих мерзостей, развитых в современном обществе. Кроме того, новое обращение обучающихся к русской классике несет в себе огромный сберегающий потенциал, с позиции сохранения богатейшего русского языка, коверкаемого и упрощаемого в современную постиндустриальную эпоху.
Также важно отметить, что будущие выпускники должны быть разносторонне образованными, иметь широкий культурный горизонт и прецедентное мышление. Такое мышление заключается в умении прикладывать общее, порой весьма абстрактное регулирование к конкретным жизненным ситуациям. В профессиональной направленности на выявление и систематизацию правовых «мелочей», тонкостей, придание им значения обстоятельств, важных для последующего регулирования.
Ознакомление с национальными традициями других народов также является неотъемлемой частью образования. Оно дает положительный опыт в личном и социальном развитии студентов. Студенты будут более подготовлены для жизни в обществе, которое имеет разнообразие внешних связей, состоит из социально-общественных групп.
Преподавание отечественного права должно осуществляться с активным использованием сравнительного метода, путем обращения к зарубежному опыту. Инновационный подход к обучению должен опираться экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. При этом постепенно традиционные технологии обучения целесообразно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные и зарубежные технологии адаптировать для повсеместного применения в отечественной вузовской практике.
Говоря о зарубежных технологиях в преподавании юридических дисциплин, хотелось бы отметить, что студенты Академии ежегодно проходят учебные семестры в Финляндии в University of Helsinki The Faculty of LAW, на юридическом факультете. По их мнению обучающихся, обучение в этом вузе не сильно отличается от российского, однако имеет свои особенности. Модель этой страны основана на «кредитах». В начале обучения студентам дается перечень предметов, которые они должны выбрать. Всего необходимо набрать 30 кредитов, каждый предмет составляет 3 либо 5, а иногда и 6 кредитов, поэтому следует выбрать 5-6 предметов. В ходе обучения студентом читали одни лекции без практических занятий, и по окончании каждого предмета через 5 дней ими сдавался экзамен. Кроме того, студентам давалось задание написать эссе на всевозможные темы, которое оценивалось в баллах, и выставлялась оценка. Система оценивания состоит в том, что студентам необходимо набрать от 1-5, в некоторых случаях от 0-5 баллов, и для того, чтобы получить кредиты достаточно было перейти порог, т.е. перейти через единицу. А если за экзамен набралось не достаточно баллов, то студент не получает кредиты. Но есть возможность пересдать экзамен. Вся система обучения проходила в электронном виде. У каждого студента создается своя почта для связи с преподавателем и перед каждым занятием преподаватель отправляет тему и презентацию лекции, чтобы предварительно студент знал, о чем будет идти речь, т.е. дается возможность предварительно ознакомиться с темой. Но это не значит, что нужно можно не посещать занятия. Иностранные студенты подходят к учебе со всей ответственностью. Самое главное, контроль за студентами со стороны Университета не осуществляется, вся ответственность возлагается на обучающегося. Студент может не посещать лекции, но обязан сдать экзамены.
Современного выпускника бакалавра можно сравнить с человеком, который живет в собственном доме и никуда не выходит. В своем доме он знает все до тонкости, каждый уголок, всякую балку, всякую ступеньку, как Квазимодо у Виктора Гюго знал Собор Пресвятой Богоматери; вне дома все ему чуждо, все незнакомо[2]. Именно поэтому в настоящее время главными направлениями в создании интегративного образовательного пространства будет ориентация на развитие международного сотрудничества, объединение педагогических усилий и ресурсов, популяризация идеалов взаимного уважения, совершенствование образования за счет международного опыта; обеспечение занятости специалистов с высшим образованием на европейском рынке труда, формирование у выпускников высших учебных заведений качеств и знаний, необходимых для функционирования за пределами собственной страны[3].
Возвращаясь к вопросу становления будущего юриста в рамках отечественного образования, хотелось бы отметить, что специфика юридической профессии обуславливает и характер предъявляемых требований к профессионально важным качествам ее субъекта. Это и высокий уровень правосознания, установка на соблюдение нравственных и этических норм, выраженная целостно-правовая ориентация, высокая степень усвоения принципов и требований права, убежденность в их правомерности, высокий уровень развития когнитивных, организаторских, коммуникативных способностей, владение профессиональным жанром речи, творческое воображение, интуиция, скорость реакции, мобильность, динамичность, наблюдательность, сообразительность.
По нашему мнению тему культуры устной юридической речи следует продолжать развивать, поскольку в юриспруденции слова не только несут информацию, но и оказывают огромное психологическое воздействие. Будущие выпускники юридических вузов должны настолько грамотно и точно изъясняться, чтобы отличаться от специалистов иных профессий. И для этого в юридических вузах необходимо учить их грамотно и красноречиво говорить.
Соответственно, современная высшая школа, как отечественная, так и зарубежная, должна готовить будущих выпускников к жизни в условиях непрерывных изменений, к дальнейшему образованию и самообразованию, развивать в них способности к критическому анализу происходящего, способности принятия решения, а также являться стартовой площадкой для развития творчества и самостоятельности студентов.
В заключении, необходимо отметить, что важным критерием эффективности и качества обучения является достижение ситуации, когда преподаватель творчески, креативно ведёт занятие, а студент обучается с интересом и увлечением.