Подписание Республикой Казахстан Болонской декларации явилось мощным импульсом модернизации высшего образования. Он повлек за собой не только оптимизацию действовавшей системы образования, но и внедрение новых образовательных форм и методов. Практическая реализация Болонского соглашения на современном этапе сопровождается разработкой новых методик ведения процесса обучения, поиском и разработкой собственных профессиональных парадигм, адаптированных к современной концепции образования в Казахстане.
На сегодняшний день, к сожалению, система образования и уровень гуманитарных знаний выпускников высшей и средней школы далек от требований, диктуемых современных развитием общества[1]. Очевидны плохое владение литературным нормативным языком, неумение грамотно и логично выражать свои мысли, слабое знание мировой и отечественной истории, истории культуры и ее ценностей, экономическая, политическая и юридическая безграмотность, примитивное знание иностранных языков. Отсутствие должного уровня образования означает утрату гуманитарных ценностей, погружение в тотальную бездуховность.
Учитывая эти внешние и внутренние вызовы, система образования проходит период глубокой и поэтапной стратегической модернизации. Модернизация образовательных программявляется одной из основных задач Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года[2].
Как показывает статистический анализ, воздействие малого инновационного предпринимательства на экономику страны еще крайне незначительно, так по данным на 2014 г., уровень инновационной активности малых предприятий составил порядка 12%, а крупных и средних в пределах 9 % – 11 %. Факторов и причин, влияющих на инновационную активность много и один из наиболее существенных - это сложности финансирования этой деятельности, сюда же можно отнести особенности менталитета казахстанского бизнеса, который осторожно вкладывает деньги в рисковые инновационные проекты[3].
Одним из действенных инструментов государственной поддержки реального сектора экономики является субсидирование части банковской процентной ставки. Эта форма поддержки предоставляется коммерческим организациям всех форм собственности (в том числе участникам лизинговой деятельности) и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Казахстана.
Реализация поставленной цели будет осуществляться в рамках Программы развития в Республике Казахстан через:
– создание конкурентоспособных производств с привлечением малого и среднего бизнеса, расширение номенклатуры и увеличение доли продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью;
– модернизацию действующих предприятий отрасли в целях снижения ресурса и энергоемкости, внедрение современных управленческих технологий в целях повышения производительности труда;
– развитие инноваций по технологиям извлечения и комплексной переработки сырья, разработке новых видов продукции и активное вовлечение научно-технического потенциала отрасли в инновационные процессы;
– обеспечение проектов необходимой инфраструктурой;
– расширение и обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы;
– обеспечение квалифицированными трудовыми ресурсами, в том числе среднетехнического звена;
– содействие в продвижении сырья и металлургической продукции на внутреннем рынке;
– снижение вредного воздействия предприятий отрасли на окружающую среду.
Важнейшим инструментом поддержки инновационной деятельности, по нашему мнению, является финансирование разработки и реализации инновационных проектов на основе софинансирования. В научно- образовательном кластере создаются базисные и стратегические условия для реализации инновационных проектов совместно университетами, НИИ, производственными инновационными предприятиями на основе софинансирования за счет средств грантов различных фондов и собственных ресурсов.
Создание государственных научных фондов стало результатом стремления государства смягчить обострившееся несоответствие между традиционными организационными формами науки, структурой и объемом исследовательских работ, с одной стороны, и резко сократившимися возможностями их ресурсного обеспечения – с другой. Постепенно фонды стали неотъемлемым компонентом научной сферы. Они позволили выявить число активно работающих ученых, а также то, где и над чем они работают. Благодаря инициативным грантам фондов получено около 30% всех научных результатов, если оценивать их общее количество по данным о публикационной активности ученых.
Любую систему можно представить в виде взаимосвязанных процессов, качество которых определяется способностью удерживаться в регулируемой области (стабильностью) и способностью к улучшению (инновационный потенциал) и достижению поставленной изначально цели. Согласно сложившейся практике, основными критериями, показателями эффективности вуза являлись количественные интегральные показатели (количество студентов, остепененных преподавателей, опубликованных работ и т.д.). В основу мировой системы оценки рыночной экономики легли иные принципы управления, базирующиеся на понятии качества. Основой для построения производственных и общественно-политических систем в мире стали качественные показатели (способность товаров и услуг удовлетворять запросам потребителя, качество управления процессами, качество жизни общества и др.). В итоге, наряду с финансовыми механизмами государственной поддержки инновационной деятельности университетов, внешнего финансирования из фондов различного уровня, активизации венчурного бизнеса, важная роль принадлежит механизмам внутрикластерного регулирования взаимодействия участников научно- образовательного кластера, реинжиниринг бизнес-процессов, менеджмент качества, формирование корпоративной культуры.
Университет, как и любая организация, в своем развитии проходит различные стадии: возникновение, становление, зрелость. При этом периоды постепенного роста чередуются с периодами быстрых качественных изменений. Существует специальная теория организационного жизненного цикла, которая описывает детально все стадии развития[4].
Обычно выделяют пять звеньев организационной конфигурации:
– операционное ядро;
– менеджмент высшего звена;
– менеджмент среднего звена;
– отделения технической поддержки образовательной системы;
– отделения административной поддержки образовательной системы.
Возникает непростая проблема создания объективных и независимых методов мониторинга образовательного процесса и качества конечной продукции.
Исследование проблем качества образования требует разностороннего системного подхода с применением измерений, современных методов сбора и анализа информации о качестве процессов и степени удовлетворения их результатами потребителей, при этом в каждом университете возникают некоторые особенности, такие как:
– в качестве основных внешних потребителей выступают обучающиеся, которые являются и участниками образовательного процесса, следовательно, качество продукции в значительной мере зависит от них самих;
– устанавливается критерий результативности работы каждого преподавателя.
Не просто установить прямую и однозначную связь между результативностью работы каждого преподавателя, а также оценить ее в качестве конечного продукта. Здесь важно знать, как влияют на качество конечного продукта управляющие и обеспечивающие процессы, осуществляемые на предприятиях.
В силу происходящих административно-управленческих реформ в государственных структурах, перехода на схему среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, являющегося современной методологией программно-целевого планирования, необходимо формировать стратегические цели и действия и на среднесрочную перспективу. Действенным инструментом построения стратегического плана является оперативный план на один плановый период, который реально регулирует бизнес-процессы университета, осуществляет управление, ориентированное на результат в среднесрочной перспективе, что в конечном итоге позволит осуществлять программные движения, приводящие систему к желаемым исходам.
Концепция управления, ориентированного на результат, в системе университета заключается в идее устойчивого развития бизнес-процессов, через программные движения развития образовательной системы, приводящие ее к желаемому будущему, представленному целевыми установками, характеризующему определенные стратегические направления развития на среднесрочную перспективу, фундамент которой составляет:
– политика качественного образования;
– удовлетворение потребителей образовательных услуг;
– доступность и открытость образования;
– расширение образовательных возможностей;
– позиция вуза в образовательной системе республики, мира;
– углубление процесса информатизации системы образования;
– проведение научных исследований;
– организация международной деятельности;
– эффективная кадровая политика;
– социальная политика и ряд других задач.
В оценке эффективности деятельности вуза самое главное – не размер затраченных на науку и образование средств, а достигнутый эффект от произведенных затрат.
Основными участниками построения образовательной программы, направленной на формирование профессиональных компетенций, должны являться студенты, представители рынка труда (работодатель) и ППС. Вовлечение самих студентов в процесс разработки образовательных программ является важной составляющей как в обеспечении их мотивации к обучению, так и в совершенствовании содержания преподаваемых дисциплин.
Пожелания студентов учитываются при разработке каталогов элективных дисциплин специальностей. Так, в вариативную часть образовательной программы включена возможность выбора студентами дисциплин для изучения. Анализ обратной связи показывает, что студенты так же, как и работающие преподаватели, остро нуждаются в приливе свежих идей, новых подходов к обучению, включению разнообразных познавательных задач профессионального характера в канву учебного процесса, в отборе и включении таких знаний и таких технологий, которые найдут свое применение в процессе будущей профессиональной деятельности.
Модернизация профессионального образования Казахстана во многом связана с введением новых образовательных программ, учитывающих изменения экономической ситуации и требования рынка труда, предполагающих переход к практико-ориентированному обучению с учетом научно-методологических подходов.
Таким образом, в результате использования современных методов статистического анализа, математического моделирования и обработки государственной статистической отчетности из раздела «Показатели развития инновационной деятельности в сфере обеспечения интеллектуальным потенциалом Республики Казахстан, за период 2004–2015 г.», следует сделать следующие выводы:
1 В инновационной сфере важнейшим направлением ГЧП должна стать целенаправленная реализация мер по вовлечению в инновационный процесс академических университетов и бизнеса в формулирование приоритетов государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований. Внедрение ГЧП в развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза, позволит увидеть наиболее востребованные технологии, понимать потребительский рынок, уточнить специализацию подготовки специалистов инженерного профиля, способствует созданию новых рабочих мест, и гарантированному трудоустройству выпускников, подготовка которых синхронизирована с создаваемым производством и внедряемыми технологиями.
2 Роль функционирования кластера НИОКР в контексте сотрудничества с бизнесом и промышленностью, позволит вузу стать центром подготовки исследователей-разработчиков, которые знают технологии, работу сложного наукоемкого современного оборудования и умеют применять полученные знания и навыки на реальных моделях цифрового производства, которые являются прототипированием будущего производства. Тем самым такой подход позволит реализовать принцип опережающего образования.
3 В концептуальной модели функционирования инновационной инфраструктуры НИОКР вуза роль научных сотрудников и ППС предполагает ознакомление с деятельностью НИОК: как стать участником научных и инновационных проектов; разрабатывать проекты; готовить бизнес-план проекта совместно со специалистами инновационного менеджмента; адаптировать рабочую программу под реализацию конкретного проекта и изучению технологий; управлять производственной практикой обучающихся на базе НИОК и производства; осуществлять междисциплинарное взаимодействие, что в будущем позволит создать кластер меж-/мульти-дисциплинарных исследований на уровне факультетов и конкретных НИОКР.
4 Для реализации Концепции развития технических специальностей в университете, необходимо применение: проблемно-ориентированного и меж-/мульти- дисциплинарного подхода; проектного метода обучения практическим навыкам; современных инструментов и технологий моделирования и управления технологическими процессами и производствами; концепции CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate, т.е. Задумка (Идея) – Проект – Реализация– Управление (Эксплуатация)) в рамках организации НИОКР и ОКР.
5 Рост показателя научно-технических услуг за исследуемый период обеспечивается в основном университетами при слабом участии сторонних организаций в инновационном процессе.
6 Количество созданных и использованных новых технологий, и объектов техники в РК имеет тенденцию заметного роста во времени, но слабую связь с количеством выданных охранных документов на изобретения, что формально указывает на отсутствие новизны и инновационности во внедряемых технологиях.
7 Анализ показал, что мотивационная роль заработной платы в научно-исследовательской среде имеет крайне низкое значение и слабую связь оплаты с конечной результативностью субъектов этой деятельности и коммерциализацией научных разработок. В целях повышения уровня мотивации в научно-исследовательской среде необходимо разработать новую и эффективную системы дифференцированной оплаты труда.
8 В современных условиях именно методическое осмысление вопросов развития инновационных университетов, которые являются основой формирования национальной экономики, служит магистральным направлением развития прикладных исследований, отвечающих практическим потребностям производства в части обеспечения роста его конкурентоспособности.