Полный текст статьи
Печать

Профессионализм специалиста определяется, как правило, по степени овладения последним компетенциями, обозначенными в ФГОС–тах ВО для определенного направления подготовки, а также его способностями к творческой профессиональной деятельности, творческому профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, которые в совокупности должны обеспечить молодому специалисту конкурентные преимущества в конкурсе на вакантную должность [1]. Сегодня к требованиям ФГОСов добавились и требования к специалисту, представленные в профессиональных стандартах.

В профессиональных стандартах:

– определены виды профессиональной деятельности как совокупность обобщённых трудовых функций вместо конкретных должностей; 

– выделены  обобщённые трудовые функции (ОТФ) как совокупность связанных между собой трудовых функций;

– определены трудовые функции как система трудовых действий в рамках ОТФ;

- определены необходимые умения и необходимые знания, которыми должен владеть специалист.

В связи  с новыми требованиями к результатам и уровню образования,  в учебные планы подготовки специалистов вносятся соответствующие содержательные изменения, например, добавляются новые учебные дисциплины, направленные на овладение обучающимися трудовыми действиями, умениями и знаниями в соответствии с требованиями профессионального стандарта. То есть данные нововведения предполагают усилить профессиональную составляющую образовательной программы, подготовить специалиста в соответствии с требованиями работодателя, что, несомненно, должно повысить уровень профессионализма молодого специалиста, с одной стороны, а с другой – создать условия для профессионального саморазвития и непрерывного самосовершенствования.

Но профессионализм не определяется одним только набором профессиональных компетенций или овладением определенными трудовыми функциями. Профессионализм – это сложное интегративное личностное качество специалиста, которое развивается и совершенствуется по мере накопления опыта профессиональной деятельности, развития когнитивных и гностических способностей. Профессионал всегда видит перспективы развития производства, эффективность или неэффективность принимаемых решений. Так, профессионал-врач ставит диагноз больному, назначает лечение, когда еще не получены лабораторные анализы, чем, нередко,  спасает последнему жизнь. Профессионал-спортсмен предвидит действия соперника, просчитывает варианты игровых ситуаций, что позволяет ему выигрывать поединок. Всем известны удивительные способности Льва Яшина предвидеть направление удара мяча и вовремя оказаться в том месте ворот, куда нападающий его направляет. Такая способность была определена П.К. Анохиным как «опережающее отражение», то есть «способность мозга забегать вперед, в будущее, в ответ на стимул, действующий в настоящем» [2].  То есть, речь идет о способности человека к предвидению определенных действий или событий, которая называется антиципацией.

Значение и роль антиципации в профессиональном становлении личности обосновывалась в трудах многих ученых, которыми подчеркивалась ее профессиональная направленность. Так, антиципация как профессионально-значимое качество личности специалиста по физической культуре и спорту, определяющее успех его профессиональной деятельности, профессионального развития и становления рассмотрена в работах С.Н. Бегидовой [3], С.А Хазовой [4] и др. Ее важность для инженера-конструктора швейных изделий отмечена в работе Е.Ю. Липилиной, подчеркивающей, что оно включено в перечень профессионально-значимых качеств личности [5]. Вопросам антиципации профессионального будущего педагога посвящена работа А.В. Задирановой [6]; А.С. Денисов рассматривает антиципацию руководителя при реализации управленческих функций как условие профессионального и личностного развития последнего [7].

Антиципации спортсменов, занимающихся разными видами спорта, посвящены труды А.Ц. Пуни, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, А.В. Радионова, Н.А. Бернштейна, С.В. Голомазова, Б.Г. Чирва и др. ученых. Все авторы подчеркивают значимость антиципации в спортивной деятельности и обосновывают ее специфическую направленность. Именно развитые антиципирующие способности позволяют спортсмену достигать высоких спортивных результатов, делают его конкурентоспособным и востребованным. Антиципация спортсмена проявляется в способности к познавательной активности в спортивной деятельности, умении предвидеть, предугадывать будущие действия соперника, определять пути достижения результата, опираясь на собственный накопленный опыт, позволяющий ему быть готовым к реализации намеченного пути.

Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков выявили и обосновали сущность концепта «антиципация» и определили ее как «способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» [7]. Данное определение стало классическим, задающим вектор дальнейших исследований в области развития этого качества у спортсменов.

Способность спортсмена предвосхищать будущие события, действия, т.е. не только ориентироваться в своих действиях на конкретную, оперативно созданную ситуацию, но и предвидеть дальнейший ход событий, выбрать наиболее эффективный прием или даже целую серию технико-тактических действий для завершения намеченного плана, обеспечивается уже сложившимися у него структурными схемами  оперативной и долговременной памяти. Антиципация не являются общим аспектом учебно-тренировочного процесса, она развивается в конкретной спортивной деятельности, при целенаправленном, организованном создании специальных условий. Эффективность принятия опережающих решений и определение наиболее рационального способа их достижения основывается на рефлексировании прошлого опыта и постоянном сопоставлении оперативных событий, на дифференцированном извлечении информации из оперативной и долговременной профессиональной памяти спортсмена.

Б.М. Теплов выделяет условия, при которых антиципирующие действия становятся эффективными. Одними из главных условий, по его мнению, являются высокий уровень специальных знаний в сфере профессиональной спортивной деятельности, пространственно-временная дифференциация, т.е. чувство места, пространства, начала и конца действия и др., а также умение учитывать возможные действия соперника в той или иной игровой ситуации или в единоборстве [8]. Пространственно-временная антиципация позволяет спортсмену действовать точно и быстро, что является залогом успеха в игровых видах спорта, повышает конкурентные преимущества спортсменов [9 ].

Понимая роль и значимость антиципации в профессиональной подготовке специалистов,  в том числе, в сфере физической культуры и спорта, мы поставили перед собой задачу выявить влияние профессиональной спортивной деятельности на развитие антиципации. А именно: сравнить точностные характеристики пространственно-временной антиципации у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, а также выяснить, имеются ли гендерные различия в их проявлении.

В педагогическом эксперименте приняли участие 30 спортсменов 1-2 разряда, обучающихся по направлению подготовки «физическая культура и спорт», специализация – волейбол и футбол. Все испытуемые были разделены на три группы: спортсмены-футболисты; спортсмены юноши-волейболисты и девушки–волейболистки. У всех спортсменов определяли точностные характеристики пространственно-временной антиципации в стандартных условиях выполнения задания и в условиях сложного выбора.

Точность временных показателей определялась с использованием методики «Время измерительного устройства» (ВИУ) Shnaider с точностью до + 005 мс. Полученные результаты и оценка их достоверности осуществлялась методами математической статистики [11].

В процессе экспериментальной работы спортсменам было предложено выполнить две серии заданий для оценки пространственно-временной антиципации, предложенных А.П. Тиминым [12]. Первое задание предполагало стандартный подход к его выполнению: каждый спортсмен выполнял десять попыток. Всем испытуемым была дана установка внимательно следить и оценивать последовательность действий подающего мяч: позу, движение руки, характер ударного движения, особенность траектории и скорости летящего мяча. Отмечалось совпадение предположения спортсмена о месте падения мяча с реальным местом, т.е точность предсказания.

Второе задание носило более сложный характер и позволяло выявить влияние профессионального вида спортивной деятельности на точностные характеристики перцептивной антиципации у испытуемых. Задание было следующим: спортсмен, выполняющий подачу, был закрыт от испытуемого специальной шторой, поэтому испытуемый мог видеть только вылет мяча из-за шторы. Каждый спортсмен получал стандартную инструкцию: «как можно быстрее и точнее определить место падения мяча в зоне площадки и назвать его» [12]. Каждый спортсмен выполнил десять попыток, регистрировались: а) словесный ответ спортсмена «в какую зону попадет мяч»; б) латентное время от момента удара по мячу, до момента ответа испытуемого. Предполагалось, что данное задание является составной характеристикой профессиональных действий волейболистов. Если будут выявлены различия между спортсменами, занимающимися разными видами спорта, то антиципация является специфической, отражающей характер и особенности вида деятельности испытуемого и развивается в конкретной специфической профессиональной деятельности. В рамках этого же задания была поставлена задача выяснить,  влияют ли гендерные различия на точностные характеристики перцептивной антиципации  у спортсменов.

Обсуждение полученных в тестовых заданиях результатов.

Сравнение результатов пространственной антиципации у спортсменов юношей–волейболистов и футболистов показало, что совпадение предположения спортсмена о месте падения мяча  и реального места падения, т.е. точность предсказания у спортсменов-футболистов составило 81,4%, а у волейболистов 86,6%. Оценка достоверности различий свидетельствует о том, что показатели пространственной антиципации у спортсменов статистически значимо не различаются (Р˃0,05), т.е. при выполнении стандартных заданий специализация спортсменов не оказывает существенного влияния на изучаемый показатель у юношей–спортсменов [11].

Анализ результатов девушек и юношей, занимающихся одним видом спорта (волейболом), также не выявил различий в показателях точности оценки падения мяча: точность предсказания у девушек составила 80,2%, а у юношей-волейболистов 86,6%. Несмотря на разницу в 6,2%, статистически значимых различий не выявлено (Р˃0,05). Т.е. по точности предсказаний в стандартных условиях выполнения задания гендерные различия не оказали существенного влияния на качественные результаты пространственной антиципации у юношей и девушек, занимающихся одним видом спорта. Гендерные различия не были выявлены и при сравнении результатов девушек–волейболисток и юношей футболистов; результаты спортсменов статистически значимо не различались (Р˃0,05): 80,2% у девушек и 81,4% у юношей футболистов (рис.1). 

  Рис.1. Результаты пространственной антиципации у спортсменов при выполнении стандартного задания. 

Анализ результатов выполнения второго теста, который предполагал более сложные условия выполнения задания, выявил различия в проявлении антиципации у спортсменов разных видов спорта. В данном виде задания оценивались два показателя: точность предсказания и время выбора зоны падения мяча. Полученные результаты показали, что усложнение задания привело к снижению точности предсказания пространственной антиципации у всех испытуемых спортсменов. Так, у юношей и у девушек–волейболистов, а также у юношей–футболистов наблюдается тенденция к снижению точности предсказания места падения мяча по сравнению с результатами первого теста. Точность предсказания у юношей-волейболистов составила в среднем 78,4%, у девушек – 72,3%, у юношей-футболистов – 74,1%. При этом не выявлено статистически значимых различий в снижении точности пространственной антиципации по гендерному признаку [11]. Пространственная антиципация снизилась у всех спортсменов, не зависимо от вида спорта и гендерной принадлежности. Спортсмены показали, что недостаточно готовы к предвидению возможных неожиданных технических действий в условиях сложного выбора реакции, что является основой игровых действий в спортивно-игровых видах спорта. При этом ожидания того, что результаты у юношей футболистов будут статистически достоверно ниже, чем у волейболистов в связи с тем, что это разные игровые виды спорта и имеет место разная работа с мячом как в техническом, так и в пространственном плане, не оправдались. Имеющееся преимущество в точности предсказаний у юношей-волейболистов по средним результатам статистически не достоверно (Р˃0,05).  По-видимому, невысокий уровень спортивной квалификации спортсменов еще не позволяет в полной мере доминировать профессиональным особенностям конкретного вида спорта, а работа с мячом, хотя и разной направленности, не вызывает чувства неуверенности и непонимания условий выполнения заданий (рис.2).  

Рис.2 . Результаты пространственной антиципации у спортсменов при выполнении усложненного варианта задания. 

Оценка времени выбора зоны мяча осуществлялась время-измерительным устройством (ВИУ) фирмы Shnider. Сравнение средних временных показателей скорости выбора зоны падения мяча показало, что у юношей-волейболистов данный показатель статистически значимо ниже (Р˂0,05), чем у юношей футболистов, т.е. они быстрее осуществляют выбор зоны падения мяча. Футболисты медленнее определяют зону падения мяча, по сравнению со спортсменами-волейболистами. Здесь уже имеет значение специализация спортсменов, поскольку данный тип принятия решений более характерен для волейболистов. Значительное расхождение во времени принятия решений объясняется спецификой игровых действий волейболистов и футболистов. У волейболистов размер площадки гораздо меньше футбольного поля, для принятия мяча имеется меньше времени для обдумывания, что требует более быстрого принятия решения, а неверное решение приводит к потере мяча и проигрышу ситуации. Футбольное поле гораздо больше и игроков на нем тоже больше, что позволяет обдумывать принятое решение и имеется возможность дольше задержать мяч на своей половине поля или разыграть игровую ситуацию. Таким образом, в волейболе специфика игровых действий предъявляет более высокие требования к временной антиципации спортсменов, которые постоянно находятся в игровом напряжении; игровые ситуации меняются быстрее, что требует быстроты оценивания ситуации и принятия немедленного решения. Это, несомненно, формирует скоростные функции тактического мышления, которое обеспечивает скорость выполнения технико-тактического действия. Надо не только предвидеть, но и выполнить в соответствии с правильно выбранным решением. 

Сравнение средних показателей скорости выбора зоны падения мяча у волейболистов юношей и девушек показало, что у девушек временной интервал выбора несколько выше чем у юношей, но данные различия носят случайный характер и не являются следствием гендерных различий (Р˃0,05). То есть можно констатировать, что пространственно-временная антиципация не зависит от гендерных различий спортсменов, а зависит от уровня их технико-тактической подготовленности, индивидуальных особенностей ЦНС, физических качеств, специальной работы, направленной на развитие антиципации в профессиональном виде спортивной деятельности [10].

Далее мы исследовали однородность групп спортсменов по изучаемым показателям, т.е. насколько у спортсменов в среднем их результаты отличаются от своей средней величины. Для оценки однородности качества проявления антиципации у спортсменов мы использовали критерий Фишера - сравнение двух выборочных дисперсий [11].

Показатель вариативности у спортсменов-футболистов достоверно ниже, чем у юношей-волейболистов (Р˂0,05), т.е. время выбора зоны падения мяча у них в среднем находится в определенных пределах, не отличающихся значимо друг от друга. У юношей-волейболистов наблюдалась несколько иная картина: разброс результатов по времени выбора зоны падения мяча выше, группа достоверно не однородна по данному показателю, хотя все занимаются волейболом и имеют примерно одинаковую спортивную квалификацию. Полученные данные позволяют считать, что имеет место влияние амплуа спортсмена (разводящий, атакующий, принимающий), которое также предъявляет специфические требования к антиципации игрока в волейболе. Примерно такая же картина наблюдалась и у девушек-волейболисток, т.е. вид спорта оказывает влияние на развитие тех антиципирующих проявлений, которые необходимы при решении ситуационных задач не только в конкретном виде спортивной деятельности, но и зависят от амплуа спортсмена. Возможно, если бы задания на выявление уровня проявления антиципации носили выраженный характер футбольной игровой деятельности, то и результаты у спортсменов были бы иными.

Подводя итог полученным результатам, следует отметить, что стандартные условия выполнения тестовых заданий не показали различий в антиципации спортсменов разных игровых видов спорта. Но усложнение заданий и их более выраженная специализированная направленность на деятельность волейболистов позволили выявить различия в проявлении пространственно-временной антиципации у спортсменов. Чем выше уровень квалификации спортсменов, тем, несомненно, будет более выражено различие антиципирующих возможностей спортсменов, так как профессиональная специфика спортивных действий предъявляет разный уровень требований к антиципации спортсмена в зависимости, как от вида спорта, так и от амплуа спортсмена. При этом нами не были выявлены гендерные различия в проявлении антиципации у спортсменов, занимающихся одним видом спорта. Очевидно, что данную способность следует целенаправленно развивать в конкретном виде спортивной деятельности с учетом профессиональной подготовленности спортсменов и амплуа. Полученные нами экспериментальные результаты не противоречат результатам, полученными другими авторами, но подтверждают значимость данного качества как профессионально важного для спортсменов игровых видов спорта и спортсменов, осуществляющих свои действия в условиях сложного выбора. Именно данная развития способность, при прочих равных условиях подготовленности спортсмена, определяет уровень его профессиональной подготовки и конкурентоспособности в своем виде спорта.