Полный текст статьи
Печать

Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования ставит перед педагогами задачу перестройки подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся, оценке не только знаний и умений, но и уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.

В качестве научной основы для разработки оценочных материалов может быть использована система оценки деятельностных результатов, основанная на анализе компонентов деятельности, разработанная в Институте развития образования Свердловской области. [1] Данная система основана на идеях отечественной теории деятельности в которой  выделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, творческая как деятельность подростка и профессиональная деятельность. [2] Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных «ведущих» системообразующих  действий  субъекта деятельности, и, соответственно, компонентов деятельности.

                                                                  Таблица 1.

Формирование компонентов деятельности в процессе онтогенеза в рамках ведущих типов деятельности 

Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

Компоненты

деятельности

Непосредственно - эмоциональное общение

Формирование мотивации

Эмоционально - психологическое развитие

Эмоционально - психологический

Предметно-манипулятивная

деятельность

Планирование и организация деятельности

Ответственность, исполнительность

Регулятивный

Игровая

 деятельность

Работа с информацией,

в коллективе

Социализация

в коллективе

Социальный

Учебная деятельность

Анализ, планирование

Нравственность

Аналитический

Творческая деятельность

Решение творческих задач

Креативность

Творческий

Профессиональная деятельность

Решение профессио

нальных задач

Способность к самосовершенствованию

Самосовершенст

вования

В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем  - законом микрогенезиса Хайнца Вернера (цитата по [3]), каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза, рассмотренной выше. Структура деятельности остается постоянной для каждого возраста. Ведущая деятельность каждого возраста определяет  лишь  «вектор»  личностного развития  субъекта. Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельностные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным  к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека.

Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты деятельности, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности):  эмоционально-психологический,  регулятивный,  социальный,  аналитический,  творческий,  самосовершенствования.

В соответствии с данными компонентами им соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.                                                                          Таблица 2

Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий 

Компоненты

учебной деятельности

 

Типы УУД

 

Универсальные учебные действия

Эмоционально - психологический

Личностные

Мотивация к учению, смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Регулятивный

Регулятивные

(планирование)

Целеполагание, планирование

Социальный

Коммуникативные

Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический

Познавательные

Логические действия постановки

и решения проблем

Творческий

 

Личностные

Креативные действия

Самосовершен

ствования

Регулятивные

(контроль)

Контроль, коррекция, оценка

 

 Данный подход явился основой для суммирующей оценки деятельностных результатов в процессе преподавания русского языка и литературы. Деятельностно-ориентированный тест позволяет объективно оценить не только демонстрируемые обучающимися знания, умения и навыки, но и сформированные универсальные учебные действия.

Задания в тесте разрабатываются по возрастающей сложности и в соответствии с компонентами деятельности.

Эмоционально-психологическому, регулятивному, социальному компоненту деятельности соответствуют задания достаточно простые, форма заданий – тестовые задания закрытого типа, можно использовать подсказки в виде заданий с выбором ответа, с альтернативным ответом, на соответствие, на установление последовательности. Начиная с аналитического компонента, задания усложняются, используются задания закрытого типа: с кратким ответом, со свободным ответом, свободного содержания.

При разработке деятельностно-ориентированного теста предлагается использовать следующий алгоритм [4]:

Таблица 3

Алгоритм разработки  теста по компонентам деятельности 

Компонент

деятель

ности

Характерис

тика

знания

Содержание

тестового задания

Форма тестового задания

УУД

Эмоционально - психологи

ческий

Невербальное знание

Задание на узнавание

Задания с альтернативным ответом (да/нет)

Личностные

(мотивация)

Регулятивный

Знание - закон

Задания на базовые знания и умения

Задания закрытого типа с множественным выбором

 

Регулятивные

(по образцу)

Социальный

Знание - информация

Задания на знание процессов деятельности, задания на знание законов и др. информации

Задание на установление последовательности, на соответствие, открытого типа на дополнение

 

 

Коммуника

тивные

Аналитический

Теоретиче

ское знание

Задания на анализ,

решение ситуационных задач

Задания с заданной структурой ответа, со свободным структурированным ответом

 

Познаватель

ные

Творческий

Открытое знание

Задание - проект

Задания со свободным ответом (обязателен модельный ответ)

 

Личностные

(творчество)

Самосовер

шенствования

Знание повышенного уровня

Задания повышенного уровня

Задания с заданной структурой ответа

 

Регулятивные

(контроль)

 

Приведем пример деятельностно-ориентированного теста по русскому языку, разработанный автором совместно с учителем русского языка и литературы Огнивовой Г.А: 

Тест по русскому языку по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот» 6 класс 

Цель:установление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот»:

  1. Личностные результаты:
  • формирование ответственного отношения к учению,
  • формирование способности к самооценке и самоконтролю:
  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
    • знание основных признаков деепричастия,
    • понимание смысловых, структурных и грамматических различий деепричастий совершенного и несовершенного вида,
    • умение отличать деепричастие от других частей речи.
    • опознавание деепричастного оборота и умение правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом,
  1. Метапредметные результаты:
  1. Предметные результаты: 

Таблица 4.

Спецификация 

Компо

ненты

деятель

ности

 

УУД

Критерии

№ задания

Макс. Балл

Эмоц.-психол.

Личностные

Умение отличать деепричастие от других частей речи

1

1

Регулятивный

Регулятивные

Понимание и определение вида деепричастия

2

1

Опознавание вида деепричастия

3

1

Социальный

Комму

никативные

Умение находить деепричастный оборот в предложении

4

1

Понимание и усвоение смысловых, структурных и грамматических различий деепричастий совершенного и несовершенного вида и умение соотносить их с предложенными словами

5

4

Аналитический

Позна-

ватель

ные

Умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом

6

2

Умение верно определять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом

7

2

Творче

ский

Личностные

Умение составлять предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, соблюдая правила пунктуации

8

2

9

2

Самосо

вершенствования

Регуля

тивные

Представление о правилах-исключениях. Умение аргументировать свой ответ и приводить примеры.

10

5

 

Инструкция по выполнению работы

            На выполнение всей работы отводится 30 минут. Работа состоит из 10 заданий. Среди них: 3 задания с альтернативным ответом (задание 1, 2, 3), 1 задание с множественным выбором (задание 4),  1 задание на соответствие (задание 5), 2 задания с заданной структурой ответа (задание 6, 7), 2 задания творческого характера на составление предложений, требующих применения знаний на практике (задание 8, 9), 1 задание повышенного уровня со свободным ответом (задание 10). Задание 1, 2, 3. Из двух предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный. За верный ответ – 1 балл. Задание 4. Из четырех предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный. За правильно указанное предложение – 1 балл. Задание 5. Необходимо установить соответствие. Максимальный балл за задание 4. Задание 6, 7. Указать правильный вариант ответа из предложенных. За правильный ответ – 2 балла. Задание 8, 9. Задание со свободным ответом. Составить и записать предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. За каждое правильно составленное предложение – 2 балла. Задание 10. Необходимо ответить на вопрос, аргументируя свою точку зрения. Максимальный балл за задание – 5 баллов. Максимальное количество баллов за всю работу – 21.

Диагностическая работа по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот»

 

1.    Найдите деепричастие:

А) почуяв

Б) сожалел    

2.    Укажите деепричастие совершенного вида:

А) беспокоясь

Б) закончив    

3.    Укажите деепричастие несовершенного вида:

А) отдыхая

Б) подумав

4.    Найдите предложение с деепричастным оборотом:

А) Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Б) Летающая над костром бабочка была необычайно красива.

В) Поднимающиеся вверх альпинисты пренебрегали опасностью.

Г) К окну подошел улыбающийся мальчик.

5.    Установите соответствие между видом деепричастия и его примерами. Ответ запишите в таблицу. 

 

 

А. Совершенный вид

 

1. Сидя

 

2.Получил

 

 

3.Возвратившись

 

 

Б. Несовершенный вид

 

4. Промокши

 

5.Отставая

 

 

А

Б

 

 

 

6.    Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые. 

Где-то (1) каркали вороны (2) перелетая с ели на сосну (3) и сбрасывали с ветвей снег.

А. 2                Б. 2, 3              В. 1,2,3 

7.    Найдите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков

препинания:

А) Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурилась от яркого света.

Б) Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе.

В) Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.

Г) В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка. 

8.    Придумайте и запишите  предложение с одиночным деепричастием.
9.    Придумайте и запишите  предложение с деепричастным оборотом. 

10. Как Вы считаете, могут ли не выделяться запятыми на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты? Если да, то в каких случаях? Приведите примеры.

Таблица 5.

Критерии оценивания тестового контроля знаний

Оценка «отлично»

85 – 100% правильных ответов

18 – 21 баллов

Оценка «хорошо»

66 – 84% правильных ответов

14 – 17 баллов

Оценка «удовлетворительно»

47 – 65% правильных ответов

10 – 13 баллов

Оценка «неудовлетворительно»

46% и менее правильных ответов

0 – 9 баллов

 


Таблица 6

Ответы 

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

А

Б

А

А

А-3;4   Б – 1; 5

Б

Г

 

Задание 8, 9 – по 2 балла ставится за правильно составленное предложение с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (Максимальное количество баллов – 4), Задание 10 –  1 балл ставится, если ученик ответил положительно (да) на заданный вопрос. По 1 баллу можно получить за приведенные аргументы (А, Б):

А. Не выделяются запятыми деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов.

Б. Не выделяются запятыми одиночные деепричастия, если они тесно связаны со сказуемым, стоят после сказуемого и несут основную смысловую нагрузку (важно не что делается, а как делается).

Примеры (по 1 баллу): работать спустя рукава, бежать сломя голову (фразеологизмы); Он шел не останавливаясь (быстро). 

Таблица 7.

Критерии оценки

№ задания

Показатели оценки

Балл

1-4

  • выписан верный ответ
  • другие случаи

1

0

5

  • за четыре верно выполненных соотнесения
  • за три верно выполненных соотнесения
  • за два верно выполненных соотнесения
  • за одно верно выполненное соотнесение
  • другие случаи

4

3

2

1

0

6, 7

  • верно выполненное задание
  • другие случаи

2

0

8

  • одно правильно составленное предложение с одиночным деепричастием
  • частично правильно выполненное задание
  • не приступил(а) к решению или предложение составлено неправильно

2

 

1

0

9

  • одно правильно составленное предложение с деепричастным оборотом
  • частично правильно выполненное задание
  • не приступил(а) к решению или предложение составлено неправильно

2

1

0

10

  • правильно выполненное задание (ответ положительный, в качестве доказательства приведено 2 аргумента и 2 примера)
  • частично правильно выполненное задание (ответ положительный, приведены 2 аргумента и 1 пример или 1 аргумент и 2 примера)
  • частично правильно выполненное задание (ответ положительный, приведены 2  аргумента без примеров или 1 аргумент и 1 пример)
  • частично правильно выполненное задание (ответ положительный, приведен 1  аргумент без примеров или 1 пример)
  • частично правильно выполненное задание (дан положительный ответ) или другие случаи

5

 

4

 

3

 

2

 

1

Таблица 8.

Результаты  тестовой  работы

 

Комп деятел

Эмоц.-

псих.

Регулятив

ный

Социальный

Аналити

ческий

Творческий

Самосовершенств

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ФИО /баллы

 

1

 

1

 

1

 

1

 

4

 

2

 

2

 

2

 

2

 

5

1

 

1

1

1

1

4

2

2

2

2

3

2

 

1

1

1

1

2

0

0

2

1

1

3

 

1

0

1

1

2

0

0

2

1

2

4

 

1

1

1

1

4

2

2

2

2

4

5

 

1

1

0

0

1

0

0

1

1

1

6

 

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

7

 

1

1

1

1

4

2

2

2

2

5

8

 

1

1

1

1

4

2

2

2

2

4

9

 

1

1

1

1

4

2

2

2

2

3

 

24

 

1

1

1

1

2

0

2

2

1

3

25

 

1

0

0

1

1

0

0

1

1

1

26

 

1

1

1

1

3

2

2

2

1

3

 

Реал.баллы

26

46

92

68

82

70

 

Макс. баллы

26

52

110

104

104

130

 

Процент

достиже

ния.

 

100%

 

89%

84%

65%

79%

54%

 

Для нахождения процента достижения каждого компонента деятельности сумма реальных баллов, полученных обучающимися, делится на сумму максимальных баллов по каждому компоненту деятельности. Если тест составлен правильно, получится убывающая лесенка результатов, кроме творческого компонента, т.к. задания должны располагаться по возрастанию сложности.

Для нахождения процента сформированности универсальных учебных действий предлагаются следующие формулы: процент сформированности личностных УУД подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения эмоционально-психологического и творческого компонентов деятельности, процент сформированности регулятивных УУД подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения регулятивного компонента и компонента самосовершенствования, процент коммуникативных УУД берется из социального компонента деятельности, познавательных – из аналитического без изменения.

Таблица 9.

Структура универсальных учебных действий

 

УУД

 

 

Личностные

(эмоцион-психол+творч.)

2

 

Регулятивные

(регулятивные+

самосоверш.)

2

 

Коммуника

тивные

(социальные)

 

Познавательные

(аналитические)

 

Процент достижения

89%

72%

84%

65%

 

В соответствии с результатами работы разрабатывается аналитическая записка:

Аналитическая записка по результатам тестовой работы

Класс: 6          Предмет: русский язык              Дата проведения:  27.02.2015.

Цель:установление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов у обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ОО.

Тестовая работа устанавливала уровень сформированности следующих предметных, метапредметных  и  личностных результатов:

  • формирование ответственного отношения к учению,
  • формирование способности к самооценке и самоконтролю;
  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
  • · умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
  • · знание основных признаков деепричастия,
  • · опознавание деепричастного оборота и умение правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом,
  • · понимание смысловых, структурных и грамматических различий деепричастий совершенного и несовершенного вида,
  • · умение отличать деепричастие от других частей речи. 

По итогам тестирования получены следующие результаты:

Предметные результаты: на высоком уровнесформированности знания и умения: умение отличать деепричастие от других частей речи, понимание и определение вида деепричастия, умение находить деепричастный оборот в предложении, понимание и усвоение смысловых, структурных и грамматических различий деепричастий совершенного и несовершенного вида,умение составлять предложения с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

На низком уровнесформированности знания и умения: умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом, представление о правилах-исключениях, умение аргументировать свой ответ и приводить примеры.

Метапредметные результаты: наиболее сформированными являются следующие компоненты деятельности: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, творческий,  соответствующие этим компонентам деятельности универсальные  учебные действия: личностные, коммуникативные.

Наименее сформированными являются следующие компоненты деятельности: аналитический, самосовершенствования, и соответствующие этим компонентам деятельности универсальные  учебные действия: познавательные, регулятивные.

Уровни достижения компонентов деятельности: эмоционально - психологический -  100 %, регулятивный  -  89%, социальный  -  84%, аналитический-                                 65%, творческий - 79 %, самосовершенствования - 54%.          

Уровни сформированности универсальных учебных действий: регулятивные УУД - 72%, коммуникативные УУД - 84 %, познавательные УУД  - 65%, личностные УУД  - 89%.

Выводы:

1. По результатам тестирования выявлено следующее: высокий уровень эмоционально-психологического, регулятивного, социального и творческого компонентов деятельности и соответствующих им личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

2. Выявлены следующие недостатки в подготовке обучающихся:

Недостаточно сформированы аналитический компонент деятельности, знания правил расстановки знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом, умения аргументировать свой ответ и приводить примеры. Отстают компонент самосовершенствования и познавательные УУД.

Предложения:

В ходе учебных занятий необходимо уделить внимание формированию компонентов деятельности и универсальных учебных действий, освоению предметных и личностных результатов: включать задачи нестандартного характера, требующие творческого подхода к решению, создавать для обучающихся условия, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий. 

Таким образом, анализ результатов проведенного теста позволил выявить проблемы в формировании компонентов деятельности и соответствующих им универсальных учебных действий.

Данная методика позволяет проводить качественную оценку деятельностных результатов по предмету, поскольку оцениваемые компоненты деятельности остаются неизменными при изменении тем по русскому языку, наборов конкретных знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности.

Сравнение процентов достижения каждого компонента поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.