Ориентация федерального государственного образовательного стандарта общего образования на результат – освоение обучающимися не только знаний, умений и навыков, но и творческих компетенций, способности самостоятельно мыслить, активно развиваться в условиях инновационной информационной и коммуникативно насыщенной среды – ставит перед педагогами сложную проблему оценки не только информационной составляющей образовательного результата, но и деятельностной, и личностной составляющих. Ограниченность педагогических диагностик личностного развития обучающихся серьезно осложняет решение задачи оценивания качества педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Предлагаем педагогам знакомство с диагностикой личностного развития обучающихся, основанной на оценке сформированности компонентов деятельности, позволяющей оценить также уровень развития универсальных учебных действий, соответствующих содержанию каждого компонента деятельности.
Концепция компонентов деятельности, разработанная в Институте развития образования Свердловской области, опирается на идеи отечественной теории деятельности, в которой выделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, творческая как деятельность подростка и профессиональная деятельность. [1]
Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных ведущих системообразующих действий субъекта деятельности.
В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем - законом микрогенезиса Хайнца Вернера [2], каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза.
Структура деятельности остается постоянной для каждого возраста. Ведущая деятельность каждого возраста определяет лишь «вектор» личностного развития субъекта.
Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельностные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека. (табл.1)
Таблица 1.
Формирование субъектных качеств личности в рамках ведущих типов деятельности в процессе онтогенеза
Тип ведущей деятельности |
Развитие субъектных качеств |
Личностное развитие |
Компоненты деятельности |
Непосредственно - эмоциональное общение |
Формирование мотивации |
Эстетическое и эмоционально - психологическое развитие |
Эмоционально - психологический |
Предметно-манипулятивная деятельность |
Планирование и организация деятельности |
Ответственность, аккуратность, исполнительность |
Регулятивный |
Игровая деятельность |
Накапливание опыта, работа с информацией, в коллективе |
Социализация в коллективе |
Социальный |
Учебная деятельность |
Анализ, планирование рефлексия |
Нравственность |
Аналитический |
Творческая деятельность (по И.С.Гессену) |
Решение творческих задач |
Креативность |
Творческий |
Профессиональ ная деятельность |
Решение профессиональных задач |
Способность к самосовершенст вованию |
Самосовершен ствования |
Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты деятельности, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности): эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствования.
Данные критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов обучающихся.
В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.
Таблица 2
Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий
Компоненты учебной деятельности |
Типы УУД |
Универсальные учебные действия |
Эмоционально - психологический |
Личностные |
Мотивация к учению, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание |
Регулятивный |
Регулятивные (планирование) |
Целеполагание, планирование |
Социальный |
Коммуникативные |
Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество |
Аналитический |
Познавательные |
Логические действия постановки и решения проблем |
Творческий |
Личностные
|
Креативные действия |
Самосовершен ствования |
Регулятивные (контроль) |
Контроль, коррекция, оценка |
Данный подход используется для оценки деятельностных и личностных результатов обучающихся в образовательном процессе. [3]
Для оценки уровня сформированности компонентов деятельности и соответствующих универсальных учебных действий обучающегося педагогу предлагается обобщить результат наблюдения за поведением обучающегося в образовательном процессе. Аналогичная работа может быть предложена самим подросткам или их родителям.
В качестве примера предлагается оценка уровня сформированности компонентов деятельности у ученицы 10 класса Анастасии (15 лет) (табл.3). В таблицу заносятся данные наблюдения педагога за поведением ученицы.
Таблица 3
Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности
Анастасия, 15 лет
Компо нент |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сумма баллов |
Эмоционально- психологическ. |
Владение эмоциональными способами поведения |
|
|
Х |
|
13 |
Открытость в общении |
|
|
Х |
|
||
Доверие к педагогам |
|
|
Х |
|
||
Учение с интересом
|
|
|
|
Х |
||
Регулятив ный |
Аккуратность |
|
|
Х |
|
12 |
Ответственность |
|
|
|
Х |
||
Организованность |
|
|
Х |
|
||
Доведение дела до конца |
|
Х |
|
|
||
Социальный |
Любознательность |
|
Х |
|
|
10 |
Информированность |
|
|
Х |
|
||
Умение работать в коллективе |
|
|
Х |
|
||
Проявление терпимости к другим мнениям |
|
Х |
|
|
||
Аналитиче ский |
Концентрация на учебе |
|
Х |
|
|
8 |
Способность к теоретическому анализу |
|
|
Х |
|
||
Самостоятельное выполнение домашнего задания |
|
Х |
|
|
||
Готовность к самостоятельному учению |
Х |
|
|
|
||
Творческий |
Способность генерировать идеи |
|
Х |
|
|
9 |
Умение принимать решения в различных ситуациях |
|
Х |
|
|
||
Умение нестандартно мыслить |
|
|
Х |
|
||
Создание собственных продуктов деятельности |
|
Х |
|
|
||
Самосовершенст вования |
Способность к оценке и самооценке
|
|
Х |
|
|
10 |
Самостоятельное выявление допущенных ошибок |
|
Х |
|
|
||
Умение извлекать пользу из полученного опыта |
|
|
Х |
|
||
Желание учиться дальше
|
|
|
Х |
|
Для оценки используется следующая шкала: 1 балл – качество проявлено слабо, 2 балла – качество проявлено частично, 3 балла – качество проявлено не в полной мере, 4 балла – качество проявлено ярко. Максимальный балл – 16 баллов.
Итоговые баллы наносятся на лепестковую диаграмму (рис.1):
Уровни сформированности компонентов деятельности обучающегося
Анастасия, 15 лет
Рис 1.
Анализ результатов: представленный рисунок ярко демонстрирует наиболее развитые компоненты деятельности – эмоционально-психологический и регулятивный, соответственно универсальные учебные действия личностные – мотивация, и регулятивные – способность к деятельности по образцу, ответственности и аккуратности. Можно предположить повышенный уровень эмоциональности у обучающейся.
На низком уровне сформированность социального, аналитического, творческого компонентов деятельности и компонента самосовершенствования. Соответственно можно говорить о низком уровне сформированности универсальных учебных действий коммуникативных – взаимодействия в коллективе, работа в группе в команде, познавательных – способностей к анализу, решению проблемных ситуаций, личностных – создания творческих продуктов, регулятивных с позиции контроля и оценки, самооценки.
При разработке рекомендаций необходимо учитывать равномерное гармоническое развитие всех компонентов деятельности.
В соответствии с данными анализа результатов можно предложить рекомендации по работе с учащейся: поддерживать интерес к познанию, самостоятельности, учить нестандартно подходить к решению проблемы.
Следующий шаг - обобщение оценок каждого ученика в сводную таблицу, при этом выявляется средний уровень сформированности компонентов деятельности в классе с точностью до десятых.
В результате полученная картина может быть более равномерной, чем рисунки, отражающие особенности каждого обучающегося. Приведем пример результатов диагностики, проведенной педагогом Зайковой Т.Ф. по результатам наблюдения за поведением обучающихся 10-го (математического) класса:
Результаты диагностики компонентов деятельности и универсальных учебных действий у обучающихся «10» (математического) класса
МАОУ СОШ №200 г. Екатеринбурга
Цель: установление уровня сформированности компонентов деятельности и универсальных учебных действий у обучающихся, анализ полученных данных, составление рекомендаций.
Таблица 4
Структура компонентов деятельности
Обучающиеся «11» класса
|
Компоненты деятельности |
|||||
Эмоционально – психологический |
Регулятивный |
Социальный |
Аналитический |
Творческий |
Самосовершен ствования |
|
1 |
12 |
15 |
11 |
13 |
11 |
12 |
2 |
13 |
14 |
10 |
15 |
15 |
16 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
20 |
11 |
11 |
12 |
13 |
15 |
16 |
21 |
12 |
15 |
11 |
13 |
11 |
12 |
Средний балл |
11,9 |
13,8 |
11,2 |
14,2 |
12,8 |
14,8 |
Итоговые средние баллы наносятся на диаграмму (рис.2):
Уровни сформированности компонентов деятельности
у обучающихся «10» (математического) класса МАОУ СОШ №200 г. Екатеринбурга
Рис. 2
Анализ:наиболее сформированы регулятивный, аналитический компоненты и компонент самосовершенствования, что свидетельствует о большем развитии логического мышления, наименее сформированы социальный и эмоционально-психологический, творческий компоненты – компоненты правого полушария, что характерно для математического класса.
Для нахождения процента сформированности универсальных учебных действий предлагаются следующие формулы: процент сформированности личностных универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения эмоционально-психологического и творческого компонентов деятельности, процент сформированности регулятивных универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения регулятивного компонента и компонента самосовершенствования, процент коммуникативных универсальных учебных действий берется из социального компонента деятельности, познавательных – из аналитического без изменения (табл.5).
Таблица 5.
Структура универсальных учебных действий
УУД
|
Личностные
(эмоцион-психол+творч.) 2 |
Регулятивные
(регулятивные+ самосоверш.) 2 |
Коммуника тивные
(социальный) |
Познаватель ные
(аналитический)
|
Средний балл |
12.3 |
14,3 |
11,2 |
14,2 |
Универсальные учебные действия, на формирование которых нужно обратить внимание:коммуникативные и личностныеуниверсальные учебные действия.
Рекомендации:для развития эмоциональной сферы, развития интереса к математикепривлекать обучающихсяк участию в занимательных конкурсах, викторинах, формировать познавательную мотивацию, для развития коммуникативных универсальных учебных действий усилить внимание к групповым формам работы.
Таким образом, анализ результатов проведенной диагностики позволил выявить проблемы в формировании компонентов деятельности у обучающихся и соответствующих им универсальных учебных действий.
Данная диагностика позволяет проводить качественную оценку деятельностных результатов и личностных особенностей обучающихся, разработать рекомендации для каждого обучающегося и класса в целом.
Сравнение процентов достижения каждого компонента поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг личностного развития отдельного ребенка и качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в целом.