Полный текст статьи
Печать

Главной особенностью дистанционных технологий обучения (образовательного процесса) при изучении дисциплины «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» является совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что обучаемые в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Целью использования дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся непосредственно по месту службы возможности освоения основных и дополнительных образовательных программ высшего образования, а также программ повышения квалификации. Элементы дистанционных образовательных технологий могут реализовываться по всем формам обучения обучающихся.

При этом необходимо отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения слушателей с особыми потребностями именно в рамках общего образования.

При дистанционном обучении обучаемый должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, работать с электронными справочниками и словарями, которые могут быть приданы данному курсу или существовать автономно на различных серверах. Поэтому важно иметь курсы, нацеленные на обучение этим специфическим видам чтения, работы со справочными электронными материалами.

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Для достижения основной цели, а также в целях обеспечения эффективности учебно-методической работы в образовательном учреждении, внедрения современных информационных технологий обучения, элементов дистанционных образовательных технологий, основными задачами учебно-методического сопровождения являются организация и контроль за методическим обеспечением учебного процесса; работа по организации повышения педагогического мастерства преподавателей и повышения квалификации по внедрению новых дистанционных технологий обучения; разработка методических принципов создания электронных продуктов учебного назначения; оказание методической помощи структурным подразделениям образовательного учреждения  в выполнении ими основных функций, организация и проведение научно-методической работы по новым образовательным технологиям, их внедрению в учебный процесс, осуществление контроля обеспеченности преподаваемых дисциплин учебно-методическими материалами; обеспечение методического руководства и координация деятельности образовательного учреждения в вопросах учебно-методического обеспечения.

Реализация дистанционных образовательных технологий обеспечивается наличием электронных образовательных ресурсов и соответствующей инфраструктурой для их использования, для каждого обучающегося - возможностью доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.

Учебно-методическая помощь обучающимся осуществляется через консультации педагогов, как традиционными методами, так и посредством информационных технологий. Для проведения предусмотренных учебными планами семинарских и практических занятий используются как традиционные методы, так и дистанционные образовательные технологии.

Использование дистанционных образовательных технологий способствует развитию самоорганизации; индивидуальному продвижению обучающихся путем освоения углубленного, обогащенного материала; ускоренному обучению, развитию индивидуальных способностей в интересующих предметных областях; развитию общей одаренности, как в учебной, так и в научной деятельности.

Важнейшими направлениями развития учебного процесса с дистанционными образовательными технологиями являются развитие и внедрение информационно-образовательной среды, предоставляющей возможность получения дополнительного образования в различных предметных и межпредметных областях;  расширение спектра образовательных услуг через следующие виды внеурочной деятельности: олимпиады, конкурсы, конференции, исследовательские проекты, междисциплинарные конкурсы и т.д.

Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся могут осуществляться традиционными методами (зачет, экзамен, тестирование непосредственно преподавателем, курсовая работа (проект), контрольная работа и др.) или с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных средств (электронное тестирование и др.).