Полный текст статьи
Печать

С введением в историческое образование историко-культурного стандарта изменяются требования к качеству и результатам обучения, где одним из важнейших элементов является обеспечение вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, что вызывает необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

Историко-культурный стандарт предполагает четыре принципиальных подхода к историческому образованию, одним из которых является культурно-антропологический подход. Данный подход предполагает понимание истории через социальные институты и структуры, личность отдельного человека и его повседневную жизнь. При этом основу ФГОС составляет системно-деятельностный подход, который может быть реализован в рамках исторической реконструкции. Историческая реконструкция предполагает воссоздание материальной и духовной культуры определенного исторического периода и проведение мероприятия, в ходе которого на практике используются воссозданные элементы культуры.

Одной из форм исторической реконструкции выступает исторический бал. Данная форма исторической реконструкции позволяет гораздо лучше прочувствовать и «пропустить через себя» человеческую составляющую исторических событий, а тем самым – приблизиться к пониманию истории в целом.

В МАОУ «Гимназия №2» г. Перми методическое объединение учителей истории и обществознания гимназии предложили первоначально в рамках декады истории провести исторический бал, который со временем стал самостоятельным мероприятием и традицией гимназии.

Представленный исторический бал «Дыхание времени» (общее название мероприятия) был посвящен Блистательному XIX веку.

Место проведения: актовый зал гимназии

Участники: учащиеся 9-10 классов (20 пар), учителя истории и обществознания (ведущие и участники бала)

Продолжительность по времени: 90 мин.

Подготовительная работа:

1. Знакомство с танцевальной программой бала XIX века

В течение двух месяцев учащиеся изучали особенности и характер бальных танцев XIX века и разучивали основные движения и композицию совместно с учителем истории гимназии, являющимся также хореографом по образованию (Нечаева С.В.).

2. Знакомство с бальным этикетом

Для участников и гостей бала были проведены семинары, посвященные бальному этикету XIX века. Семинары проходили в рамках уроков обществознания, во время которых учащиеся смогли познакомиться и освоить традиции, нормы и социальные бальные стандарты, структурные составляющие бала, «язык» бала (см. Приложение 1).

3. Мастер-класс «Бальная книжка»

Согласно бальным традициям XIX века каждая девушка приезжала на бал с бальной книжкой, в которой отмечался партнер и танец, обещанный ему. Для этого был проведен мастер-класс, в ходе которого девушки смогли ознакомиться с видами и правилами оформления бальной книжки, а также собственноручно изготовить свою бальную книжку (см. Приложение 2).

4. Агажемент (приглашение на танец)

В течение двух недель перед балом проходила церемония агажемента. Каждый кавалер должен был пригласить даму на понравившийся ему танец и получить соответствующую отметку в бальной книжке дамы.

5. Создание образа

Образ каждого участника бала создавался при непосредственном участии семьи учащихся, которые продумывали и помогали воссоздать стиль XIX века от прически до туалета согласно бальному этикету.

6. Создание сценария и оформление зала

Подготовка осуществлялась методическим объединением учителей истории и обществознания гимназии совместно с заместителем директора по воспитательной работе (Ватолина С.Н.). Учителя выступили в качестве авторов сценария (Нечаева С.В.), оформителей (Пономарев В.В.), ведущих бала и его непосредственными участниками (Нечаева С.В., Пономарев В.В., Климова Е.Э.). Также были приглашены учащиеся «Школы искусств», осуществляющие деятельность на базе гимназии, для подготовки музыкальных номером. Для организации и подготовки праздничного фуршета были привлечены классные руководители.

7. Освещение мероприятия

Для фото- и видеосъемки бала были приглашены участники школьной газеты и службы телевизионных новостей «СНГ» (Трапезникова Ю.С.)

Ход мероприятия

Сценарий бала строится на правилах салонной беседы XIX века между хозяевами бала (князь и княгиня) и их гостями (графиня и участники бала). Сценарий состоит из нескольких частей (программ). Танцевальная программа бала включает в себя общепринятый для XIX века набор танцев, которые исполняются между диалогами: полонез, кадриль, мазурка, полька, вальс. Музыкальная программа бала представлена романсами XIX века в исполнении учащихся «Школы искусств». Игровая программа бала построена на исполнении таких игр, как «Живые картины», «Фанты», «Ручеек». По завершению основной программы бала все участники приглашаются на праздничный фуршет.

Использование данной формы исторической реконструкции позволяет, с одной стороны, реализовать требования историко-культурного стандарта, с другой стороны, достичь основного результата, заложенного в ФГОС. При этом исторический бал как форма исторической реконструкции помогает сделать историю «живой», понятной и близкой каждому учащемуся, развить у них интерес к изучению истории, создать условия, обеспечивающие творческое и аналитическое отношение учащихся к историческому материалу в процессе соприкосновения с ним.