Полный текст статьи
Печать

Ранняя профессионализация школьников возможна в рамках их дополнительного образования при взаимодействии вуза и учреждения дополнительного образования [1]. Профессионализация это процесс подготовки, максимально приближающий обучаемого к высокому уровню освоения профессиональных задач, следовательно, можно считать, что это процесс становления профессионала. Профессионализация - это одна из сторон социализации, один из аспектов развития личности, которая может успешно осуществляться в процессе творческого проектирования, при организации сезонных профильных смен, которые организуются совместно вузом и центром творчества.

Эффективной формой профориентационной работы, обладающей интерактивностью, являются профессиональные пробы. Профессиональные пробы знакомят школьников с профессиональными задачами конкретной профессии, позволяют моделировать элементы конкретного вида профессиональной деятельности, в конечном итоге способствуют осознанному выбору будущей профессии [6].

Совместная работа социальных партнеров Вятского государственного университета (кафедра технологии и методики преподавания технологии, кафедра  дизайна и изобразительного искусства) и ДДТ «Вдохновение» позволила создать и апробировать в течение двух лет новую форму работы с одаренными и увлеченными школьниками по их ранней профессионализации. В ходе социального партнерства  создана система профессиональных проб и программа сезонной профильной смены для организации содержательной деятельности  в летний период с ориентацией на профессии «дизайнер костюма», «конструктор изделий легкой промышленности», «технолог швейного производства».

Программа летнего профильного лагеря с дневным пребыванием детей «Летняя школа для девочек» предполагает обучение  девочек 11 - 13 лет. Реализуется  ежегодно в июне месяце (18 дней). Организаторы лагеря: МОАУ ДО ДДТ «Вдохновение», Школа юных модельеров «Кудесница».

Условия реализации программы:

  • Наличие профессионального кадрового состава.
  • Учет при реализации программы сложившихся традиций, использование всех педагогических, творческих, технических возможностей.
  • Наличие материально-технической базы.
  • Бытовые условия соответствуют требованиям СанПин.

Цель программы:создание условий познавательного, активного, эмоционально-насыщенного и оздоровительного летнего отдыха обучающихся.

Задачи:

  • · Познакомить обучающихся с профессиями индустрии моды, создать условия для предпрофессиональной подготовки и самоопределения обучающихся.
  • · Помочь каждому ребёнку найти любимое дело через создание среды предпрофессиональных проб учащихся, поддержать интерес детей к занятиям в ШЮМ «Кудесница».
  • · Способствовать развитию творческого потенциала ребёнка через включение его в развивающую индивидуальную, коллективную деятельность.
  • · Создать условия для укрепления здоровья детей, развития гигиенической, физической культуры.
  • · Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Основным предназначением лагеря является углубленное изучение предметов Школы юных модельеров (художественное моделирование, технология изготовления одежды, сценическое движение и основы парикмахерского искусства), а также изучение различных видов декоративно-прикладного творчества. Занимаясь в данном лагере, его участницы проходят профессиональные пробы в ВятГУ, в ходе которых они знакомятся с профессиональными задачами конструктора-модельера, дизайнера, технолога швейного производства.

Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной, организованной системе планирования лагерной смены. Центром образовательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Средством реализации программы является ролевая игра для девочек в течение всей смены с финальным конкурсом «Мисс Лето».

Обучение и воспитание в лагере ведется по следующим направлениям:

  • § образовательное (мастер – классы, занятия, профессиональные пробы),
  • § художественно-эстетическое (выставки, экскурсии),
  • § спортивно-оздоровительное (фитнес – зарядка, спортивные игры, посещение бассейна),
  • § экологическое (выход в лес, посещение конного клуба, конкурсно-игровые программы),
  • § формирование толерантных отношений (тренинги, беседы, коллективные творческие дела),
  • § профилактика правонарушений и дорожно-транспортного травматизма (встреча с инспектором ГИБДД, инструктажи).

Цель каждой воспитанницы лагеря – успешно освоить программу «Летней школы для девочек», проявить все свои умения и навыки, свой творческий потенциал, и показать свои достижения на финальном мероприятии лагеря – конкурсе «Мисс Лето». С первых дней начинается подготовка к этому празднику.  На занятиях по декоративно-прикладному творчеству девочки изготавливают своими руками различные аксессуары, которые они впоследствии демонстрируют на конкурсе. На занятиях по изобразительному искусству девочки учатся сочетать цвета, придумывать свои образы, создают эскиз летнего костюма, который впоследствии шьют на занятиях по технологии. На занятиях по сценическому движению девочки учатся основам дефиле, а на хореографии разучивают танец, который также показывают зрителям на празднике закрытия смены. На предмете «Азбука красоты» изучаются основы макияжа и косоплетения.

Педагоги, которые проводят занятия, оценивают работу воспитанниц, и лучшие в каждой возрастной категории получают значки. Такие же значки девочки получают за победу в любых других конкурсах и мероприятиях смены. Та воспитанница, которая набрала большее количество значков и успешно выступила на заключительном конкурсе, получает звание – «Мисс-Лето». Победители выбираются в двух возрастных категориях. Награждаются не только победители, но и все участницы смены в какой-либо номинации.

Механизм оценки реализации программы. В течение лагерной смены проводятся входящая, промежуточная и итоговая диагностики: анкетирование, метод незаконченных предложений, плакатная диагностика. Кроме того, в конце каждого дня девочки заполняют свой альбом, в котором они пишут свои впечатления о прошедшем дне.  По итогам анализа анкет и других материалов диагностики выявлены результаты: детям было комфортно, дополнительные образовательные программы освоены, с удовольствием девочки посещали профессиональные пробы, творческие мастерские, участвовали в экскурсиях и итоговом празднике.  Таким образом, мы можем сказать, что цель смены достигнута, проведена эффективная работа по организации познавательного, активного, эмоционально-насыщенного и оздоровительного летнего отдыха обучающихся, в рамках которого в увлекательной форме школьницы познакомились с профессиональными условиями и задачами интересующего их направления профессионализации.