Полный текст статьи
Печать

Использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в педагогической деятельности само по себе новым уже не является, их использует практически каждый педагог, если не постоянно, то эпизодически [1]. Однако, несмотря на повсеместное использование ИКТ в образовательном процессе, освоение их зачастую происходит стихийно и бессистемно. В результате, уровень владения ИКТ у большинства педагогов недостаточный и фрагментарный [2,3]. В большинстве случаев всё сводится к использованию интерактивной доски в качестве экрана, на который выводятся картинки, скачанные из интернета по теме урока или занятия. Дорогостоящее оборудование в этом случае с успехом заменит простая белая доска или ткань. Для максимально широкого использования  возможностей «Умных досок», а именно так переводится название фирмы-производителя одного из наиболее часто приобретаемого образовательными организациями оборудования, необходимо  выяснить причины, по которым Smart board  выполняет всего лишь роль экрана в классе или группе.

Наш центр развития ребенка – детский сад является краевой и муниципальной инновационной площадкой по использованию ИКТ как средства педагогической поддержки всех участников образовательных отношений. Все группы, кроме первой младшей, оборудованы  интерактивными досками, ноутбуками и проекторами, старшие имеют в своем арсенале детские компьютеры, планшеты, пульты и интерактивные столы. Однако педагоги не решаются их использовать в ежедневной работе, изредка интерактивное оборудование используют всего несколько человек.

Поэтому диагностика затруднений педагогов при использовании ими ИКТ в своей педагогической деятельности явилась первостепенной нашей задачей, решение которой позволило бы:

-                        дифференцировать направления работы с педагогами, испытывающими затруднения в работе с ИКТ;

-                        спрогнозировать результаты работы, направленной на помощь педагогам в решении проблем, возникающих при использовании ими ИКТ;

-                        способствовать дальнейшему развитию нашей инновационной деятельности.

С целью диагностики проблем и затруднений у педагогов нашего учреждения в освоении ИКТ был разработан диагностический инструментарий по их выявлению и проведен анализ полученных результатов для дальнейшего планирования системной работы по освоению ИКТ. Разработка диагностического инструментария велась в двух направлениях:

  1. Наличие желания у педагога развиваться в данном направлении;
  2. Наличие умения и навыка работы с ИКТ, знания о способах использования  ИКТ в своей педагогической деятельности.

Мы предположили, что:

-                        проблемы и затруднения у педагогов в использовании ИКТ могут быть обусловлены различными факторами: уровнем образования, наличием профессиональных достижений, количеством и составом детей в группе, возрастом педагога  и т.д.;

-                        зная причины затруднений, возникающих при использовании ИКТ, мы сможем устранить их, тем самым ликвидируя само затруднение. 

Таким образом, выяснение причин затруднений при использовании педагогами ИКТ в своей педагогической деятельности велось в двух основных направлениях: мотивация и умение использовать ИКТ.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ и статистическая обработка полученных данных.

В центре развития ребенка – детском саду №41 работает 12 педагогов, из них 9 воспитателей и три специалиста: музыкальный руководитель, педагог-психолог и инструктор физкультуры. Средний возраст педагогических работников – 39 лет.

Из 12 педагогов высшее педагогическое образование имеют 6 человек, три учатся в педагогических ВУЗах и 3 человека со средним педагогическим образованием. Молодых педагогов в коллективе 5 человек, педагогов, имеющих богатый опыт в профессии – 7 человек.

Первый этап исследования включал в себя наблюдение за характером использования ИКТ педагогами центра развития. Отмечалась их личная заинтересованность в работе с ИКТ, частота и характер использования ИКТ в ходе обязательной образовательной деятельности (далее – ООД), режимных моментов, подготовке к ООД, наличие или отсутствие вопросов по исследуемой тематике, с которыми они обращались к старшему воспитателю.

Полученные данные мы графически представили в диаграмме 1.

 

 

Диаграмма 1.

 

Как видно из диаграммы 1, все педагоги при подготовке к ООД используют ИКТ. В 100% случаев это поиск материалов по определенной тематике в сети Интернет. Полученные данные свидетельствуют о том, что все педагоги умеют пользоваться Интернетом, имеют собственные компьютеры, ноутбуки или планшеты, т.е. минимальный навык использования информационно-коммуникационных технологий присутствует у всех.

В течение всего периода наблюдения, с мая по август 2016 года, обращений к старшему воспитателю за помощью в использовании имеющегося в центре оборудования не поступало, что говорит об отсутствии интереса по его освоению.

Таким образом, первоначальные наблюдения показали, что хотя все педагоги имеют опыт использования ИКТ, большинство не применяют ИКТ в своей повседневной профессиональной деятельности в силу различных затруднений.

Второй этап исследования включал в себя поиск причин отсутствия интереса к освоению и применению имеющегося интерактивного оборудования в своей ежедневной деятельности.

Была разработана анкета (приложение), которая включала в себя максимально возможное количество вероятных причин, прямо или косвенно влияющих на использование ИКТ в педагогической деятельности. В анкетировании участвовали все педагоги. Полученные результаты были оформлены графически в виде диаграмм 2, 3.

 

 

Диаграмма 2.

На диаграмме 2 отображено соотношение в коллективе человек, умеющих пользоваться стандартными программами  Windows. Уровень пользователя: от начинающего до уверенного. Наиболее распространенной в использовании у педагогов является программа Microsoft Office Word, затруднения вызывают программы Power Point, Publisher, Excel. Специализированные программы для работы на интерактивных досках, столах, такие например, как Elite Panaboard, представляют наибольшие затруднения для педагогов нашего центра.

 

 

Диаграмма 3.

 

Отображает количество педагогов, желающих изучить и широко использовать возможности имеющегося интерактивного оборудования, овладеть ИКТ.                                                                                                         

В ходе детального анализа анкет были обнаружены следующие закономерности:

-                        широко устоявшееся мнение, что молодые педагоги знают ИКТ лучше и шире применяют их на практике, не подтвердилось. Из пяти молодых педагогов только один знал и использовал их в своей деятельности. Тогда как среди семи опытных педагогов четыре уверенно использовали стандартные программы Windows в своей деятельности;

-                        интерес и желание научиться использовать ИКТ в своей работе напрямую зависит от первоначального представления, знания о них;

-                        уровень использования ИКТ не зависит от уровня образования педагога: воспитатели и со средним, и высшим образованием примерно одинаково владели данными технологиями;

-                        большое количество детей в группе отрицательно сказывается на желании педагога учиться новым технологиям и применять их на практике;

-                        обнаружена неожиданная  корреляция между семейным положением и степенью владения ИКТ:  хорошее владение ИКТ обнаружили все педагоги, имеющие вторую половину;

-                        не подтвердилось предположение о том, что наличие категории, большого педагогического стажа способно повлиять на мотивацию к использованию ИКТ в своей работе: педагоги как с категорией и, так и без оной одинаково стремились узнать и использовать в своей работе ИКТ.

Результаты второго этапа исследования позволили нам найти ответ на вопрос: «Почему имея первоначальные навыки работы с ИКТ, педагоги не стремились  широко использовать их в своей педагогической деятельности с детьми?». Обнаруженные взаимосвязи позволили нам выстроить дифференцированную в зависимости от причин затруднений работу, направленную на искоренение этих затруднений:

-                        отсутствие элементарного знания об информационно-коммуникационных технологиях: их возможностях, способах использования, места в ООД и т.п. Организация регулярного обучения педагогов является способом разрешения обозначенной проблемы. В нашем саду еженедельно по пятницам в тихий час ведутся занятия по обучению воспитателей работе в стандартных программах Windows (Power Point);

-                        большое количество детей в группе снижает желание педагога, даже хорошо владеющего ИКТ,  ежедневно использовать их в своей работе, разделение  во время ООД детей на подгруппы способно решить эту проблему;

-                        наибольшее затруднение вызывали специальные программы, предназначенные для обеспечения работы на интерактивном оборудовании, и дающие широкие возможности использования данного оборудования. При обучении педагогов работе в данных программах, оборудование будет использоваться ими в повседневной деятельности с детьми. Мы пригласили в наш центр развития преподавателей из Армавирского педагогического университета для обучения воспитателей работе на интерактивных досках, столах, планшетах и пультах.

Проведенная диагностическая работа позволила выяснить, что существуют  затруднения при использовании ИКТ, на которые мы можем повлиять (знание, умение работать с ИКТ, материально-техническое оснащение, количество детей в группе). Однако есть причины, которые  мы должны учитывать, но влиять на них мы не можем (семейное положение).

 

Анкета по выявлению проблем и затруднений при использовании  ИКТ в собственной педагогической деятельности.

1.Биографические данные:

ФИО       ______________________________________________________

Дата рождения_______

Семейное положение_____________дети____________внуки_____

Образование (с указанием ВУЗа и года его окончания)_________________________________________________________

Стаж педагогической работы________________________________________

Стаж работы в данном учреждении _________________________________

Категория ____________________________________

Возрастная группа (группы), в которой больше всего нравится работать______

2. Состав и численность Вашей группы

Оптимальное число детей в группе на Ваш взгляд________________________

Фактическое число и возраст детей Вашей группы_______________________

  1. 3.  Использование ИКТ в Вашей повседневной практике:

 

ИКТ

Не

использую

Использую редко

Использую часто

Текстовый редактор.

 

 

 

Электронные базы данных

 

 

 

Электронные таблицы

 

 

 

Программы для создания презентаций

 

 

 

Распечатка дополнительных материалов и упражнений

 

 

 

Программы для работы с видео, звуком и графикой

 

 

 

Электронная почта, социальная сеть

 

 

 

Поиск информации в Интернет

 

 

 

Интернет-форум

 

 

 

Электронные тесты (цифровые тренажеры)

 

 

 

Планшеты, пульты

 

 

 

Обучающие программы

 

 

 

Цифровые энциклопедии и словари

 

 

 

Обучающие игры

 

 

 

Интерактивные столы

 

 

 

Интерактивные доски

 

 

 

4. Реализация профессиональных задач педагога

Составляю перспективное планирование с использованием ИКТ

 

 

 

Готовлю занятия с использованием ИКТ воспитанниками

 

 

 

Подбираю программное обеспечение для учебных целей

 

 

 

Ищу материалы для занятий в Интернет

 

 

 

Использую ИКТ для мониторинга развития воспитанников

 

 

 

Эффективно использую ИКТ для объяснений на занятиях

 

 

 

Использую ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями

 

 

 

5. Использую учебные задания следующих типов:

Компьютерная презентация материала занятия

 

 

 

Задания для детей, для выполнения которых используются мультимедийные технологий, например, видеофильмы, анимации и т.п.

 

 

 

Задания, для выполнения которых дети самостоятельно работают с планшетом, пультом, интерактивной доской ит.п.

 

 

 

 

 

 

Задания, с использованием готовых электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

 

 

 

Задания, с использованием мною разработанных ЭОР

 

 

 

Задания, с использованием цифровых тренажеров (игровые тесты для детей: собери фигуру, выбери верный ответ и т.п.)

 

 

 

На занятиях дети работают с цифровыми инструментами (цифровыми фото- и видеокамерами, микроскопами, музыкальными клавиатурами и т.п.)

 

 

 

Работаю, используя ИКТ, совместно с детьми над долгосрочным (более 2-х недель) проектом

 

 

 

Работаю, используя ИКТ, совместно с детьми над краткосрочным проектом

 

 

 

         

 

6.Степень владения педагогом ИКТКак часто в своей работе Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)

  • ежедневно;
  • 1 раз в неделю;
  • 1-2 раза в месяц;
  • 1-2 раза в квартал;
  • другое (укажите)

Владеете ли Вы навыками работы в программе MicrosoftOfficeWord?

не владею

 

начинающий пользователь

 

уверенный пользователь

 

продвинутый пользователь

 

 

Умеете ли Вы? (нужное подчеркнуть)

  • размер, шрифт;
  • создание и редактирование текстового документа;
  • набор и редактирование текстового документа;
  • абзацные отступы и интервалы;
  • создание и форматирование таблиц;
  • вставка рисунка;
  • заливка, фон, рамки;
  • нумерация страниц, печать готового документа.

Владеете ли Вы навыками работы в программе MicrosoftOfficeExcel?

не владею

 

начинающий пользователь

 

уверенный пользователь

 

продвинутый пользователь

 

Умеете ли Вы? (нужное подчеркнуть)

  • диаграммы;
  • таблицы;
  • кроссворды;
  • другое.

Владеете ли вы навыками работы в программе MicrosoftOfficePowerPoint?

не владею

 

начинающий пользователь

 

уверенный пользователь

 

продвинутый пользователь

 

Данную программу применяете для работы

с детьми

 

с педагогами

 

с родителями

 

другое

 

Умеете ли Вы? (нужное подчеркнуть)

  • создание слайда с диаграммой и таблицей;
  • вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;
  • создание управляющих кнопок;
  • сохранение и подготовка презентации к демонстрации;
  • вставка видео;
  • накладывание звуков
  • другое

Владеете ли вы навыками работы в программе MicrosoftOfficePublisher?

не владею

 

начинающий пользователь

 

уверенный пользователь

 

продвинутый пользователь

 

Умеете ли Вы? (нужное подчеркнуть)

  • календари;
  • открытки;
  • визитки;
  • плакаты;
  • дипломы;
  • другое

Укажите, что именно с помощью ИКТ Вами создано в ДОУ? (презентации, фильмы, брошюры, стенды для родителей и т.п.) ________________________________________________________________________Есть ли доступ в Интернет?

в кабинете заведующего

 

в другом доступе

 

Как часто Вы пользуетесь интернетом?

  • ежедневно;
  • 1 раз в неделю;
  • 1-2 раза в месяц;
  • 1-2 раза в квартал;
  • другое (укажите).

Для чего используете интернет?

  • для получения информации (новости, гороскоп, прогноз погоды и др.)
  • для педагогической деятельности;
  • для общения в социальных сетях;
  • для развлечений;
  • другое.

Есть ли у вас электронная почта?

Умеете ли Вы создавать электронную почту? (e-mail)Да ; Нет

Есть ли опыт создания сайта?  Да; Нет

Работали ли Вы с конструкторами сайтов? (да, нет, частично, могу поделится опытом)_________________________________________________________________ Имеете ли Вы опыт участия в on-line конференциях, вебинарах?   Да;   Нет

7. Мотивация к использованию ИКТ в своей педагогической деятельности

Помогают ли Вам ИКТ в работе?___________________________________

Много ли времени потребовалось Вам, что бы научиться использовать ИКТ в своей педагогической деятельности?________

Как изменился характер и длительность Вашей подготовки к занятию с применением ИКТ?____________________________________________________

На Ваш взгляд, ИКТ – необходимы в педагогической деятельности или можно обойтись без них? Можно/нельзя, если «можно», поясните почему:

можно обойтись без ИКТ, потому что (выбрать не более трех позиций):

  • Это вредно для здоровья
  • Это вызывает агрессию
  • Это вызывает утомление
  • Это нарушает режим дня
  • Сложно с ними работать
  • Необходимо менять методику
  • Не знаю компьютера
  • Нет условий и возможности
  • Трудно соблюдать нормы и правила
  • Много детей в группе
  • Нужен отдельный кабинет
  • Не знаю почему
  • Другое____________________________________________________________

ИКТ использовать необходимо, потому что___________________________________

Какие мультимедийные средства Вы используете в работе (отметьте):

  • Компьютер (ноутбук)
  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Планшет (воспитатель/ребенок)
  • Документ-камера
  • Видеокамера
  • Цифровой фотоаппарат
  • Другое__________________________________________________

Удобно ли Вам использовать их использовать?_________________

Почему?    _____________________________________________________

 

Хотите ли Вы научиться самостоятельно создавать сайт?    Да;   Нет

Хотите ли Вы научиться тем ИК технологиям, с которыми заочно знакомы (от других педагогов, увидели  в интернете, по телевидению)_______________________

Каким образом Вы бы это сделали?____________________________________

Хотели бы Вы пройти курсы повышения квалификации по ИКТ?___________________________________________________________

Ваши планы по дальнейшему использованию ИКТ в своей педагогической деятельности: продолжите фразу: «В скором будущем я бы хотела…»_______________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!