К вопросу о жизни и быте крестьян Тарханской усадьбы
Выпуск:
ART 970036
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Уланова
О.
И. К вопросу о жизни и быте крестьян Тарханской усадьбы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
106–110. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970036.htm.
Аннотация. Статья посвящена уникальной сокровищнице Лермонтовского наследия – усадьбе «Тарханы». Тарханская усадьба как явление национально-культурного наследия представляет огромный и разносторонний интерес для изучения. В аспекте хронотопа и исторического становления «живая» связь с селом эксплицирует себя не только в реалиях «сосуществования» двух культур (дворянской и крестьянской), но и в феномене взаимозависимости и взаимообусловленности. Это, в свою очередь, нашло свое отражение и воплощение в художественном мире Лермонтова, чертах его характера, его ментальной принадлежности к такому социальному измерению, каковым является такая категория, как «русский национальный характер».
Ключевые слова:
феномен, м. ю. лермонтов, пространство тарханской усадьбы, эпифеноменальность, крестьянская культура, жизнь и быт крестьян
Похожие статьи
Текст статьи
Уланова Ольга Ивановна, кандидат культурологии, доцент кафедры экономической теории и экономики АПК ФГБОУ ВО Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, г.Пензаolga.ulanova2010@yandex.ru
К вопросу о жизнии быте крестьян Тарханскойусадьбы
Аннотация.Статья посвящена уникальной сокровищнице Лермонтовского наследия
«Тарханы». Тарханская усадьба как явление национальнокультурного наследия, представляет огромный и разносторонний интерес для изучения. В аспекте хронотопа и исторического становления «живая» связь с селом эксплицирует себя не только в реалиях «сосуществования» двух культур (дворянской и крестьянской), но и в феномене взаимозависимости и взаимообусловленности. Это, в свою очередь, нашло свое отражение и воплощение в художественном мире Лермонтова, чертах его характера, его ментальной принадлежности к такому социальному измерению, каковым является такая категория, как «русский национальный характер».Ключевые слова:пространствотарханской усадьбы, М.Ю. Лермонтов, феномен, эпифеноменальность,жизнь и быт крестьян, крестьянская культура.
Пространство Арсеньевскойусадьбы представляет собой композиционное единство. В то же время оно не может мыслиться как структурная единица, полностью изолированная от села. Неся в себе в большей степени дворянский элемент усадебнопарковой культуры, барский дом, вписанный в парк как в свою естественную среду, не мыслим вне материальных (экономических, общехозяйственных, нравственнопатриархальных, а также властных) отношений как «живая», функционально проявляющая себя, единица. Крестьянский мир Тархан начал формироваться с начала заселения земель, позднее вошедших в состав имения Арсеньевой.Быт крестьян был типичен, но чтобы его представить, необходима конкретизация. В крестьянской тарханской общине было 134 двора [1], причем каждая крестьянская семья имела определенное место под свое подворье, которое указывал помещик (помещица). В крестьянском подворье можно выделить, на наш взгляд, следующие главные части:изба;надворные постройки;огород.Внешнее пространство крестьянской усадьбы начиналось с избы, которая располагалась строгов один ряд с другим. Соблюдалась «красная линия», так замечает Фролов [2].Внешний облик крестьянской избы в Тарханах мало чем отличался от изб в других селах Пензенского края, да и России в целом. «Бревенчатые, серые от времени стены, пепелистая от непогод соломенная крыша, два, в лучшем случае три небольших окна в улицу, одно (порой и того нет) в проулок, плетневая завалинка, плетневые сени… Редкое из них украшалось простеньким крылечком с односкатной крышей» [там же].Полы в избе были в основном земляные, реже деревянные.Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением, включенных в него предметов. Основное внутреннее пространство избы занимала печь. При ее устройстве соблюдалось следующее условие «чело печи должно быть против окна ипо возможности удалено от двери, чтобы хозяйке, окружающей у жерла печи, не мешались приходящие и она бы никому не мешала» [там же].Печь это «сердце» избы (П.А. Фролов). Она согревала, кормила и лечила от недугов. В субботний день печь помывочное место. Топились русские печи почерному. Дома освещались лучинами, приготовленными из дубовых чурбаков, которые запаривались в печке. Она также служила русскому человеку и местом уединения, когда ему было както не по себе и «дума на сердце лежала», когда егоодолевали не только физические, но и душевные страдания. Здесь, как в надежном убежище, он находил возможность предаться вволю одолевающим его тяжелым мыслям и сомнениям.В каждой избе имелся передний (красный) угол, где стоял стол. Над ним располагалось божница с иконами. Это украшалось обычно веточками вербы, которые менялись раз в год (в вербное воскресенье).Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены ставилась кровать. Над ней под потолком устраивали деревянный настил полати, но не всегда. Кроме упомянутого здесь мог находиться сундук, в котором хранилось имущество крестьян. Он стоял гдето в сторонке, на нем сидели, отдыхали. Можно предположить, что Лермонтову с детских лет запомнилась подобная сцена. В одной из поэм он отразил:
«… няня в уголкеСидит на старом сундукеИ спит глубоко и поройВо сне качает головой…» [3].
Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около двери и печи печной угол, середина избы рабочим местом. «Мифологическое сознание народа определяло передний угол избы, указывающий на юговосток как место святое, так как здесь молились богу. Печной угол, направленный на северозапад, осмыслялся как место темное, печистое, там жил домовой…», так замечает Е.Н. Столярова [4].Сравнительно небольшое пространство избы (2025 м2) было организовано так, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья. Каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы (передний угол с иконами и лавку около входа). Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для сна также были распределены. Кровать предназначалась для самой молодой пары. Печь и полати занимали старики. Дети также спали на полатях, остальные на лавках и полу.На полатях находили приют и герои романа «Вадим». «Я попрошу своего или своих любезных читателей, писал Лермонтов, перенестись воображением в ту малую лесную деревеньку, где Борис Петрович со своей охотой основал главную свою квартиру <...>. В избе, где он ночевал, была одна хозяйка <...> Уж давно лучина была погашена; уж петух, хлопая крыльями, сбирался в первый раз пропеть свою сиповатую арию; уж кони, сытые по горло, изредка только жевали остатки хрупкого овса, и в избе на полатях, рядом с полногрудой хозяйкою, Борис Петрович храпел непомилованно, вероятно, утомленный трудами дня...» [5]. Летом спали в сенях, чуланах, во дворе, на погребе, сеновале и т.д.Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Старший сын располагался по правую руку от отца, второй по левую, третий рядом со старшим братом. Детей сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости [4].В русской деревне, в том числе и в Тарханах, употреблялась в основном деревянная, гончарная утварь. Глиняная посуда (горшки, кувшины, корчаги, жаровни) поступали в Тарханы из соседнего села Языково, где жили потомственные гончары. Деревянная утварь (блюда, ковши, ложки и т.д.) изготавливали мастеровые люди (среди мужской половины семьи). Реже использовалась металлическая, стеклянная, фаянсовая посуда. А так как тарханцы занимались торговлей, то естественно много предметов они приобретали и продавали на ярмарках, торжках.Таким образом, исходя из вышесказанного, еще раз отметим, что обстановка и интерьер крестьянской избы были крайне простыми и все это было типично для крестьянских изб Пензенского края, как и России в целом.Неотъемлемой частью крестьянкой избы была завалинка, которая делалась вокруг каждой избы. Ее плели из хвороста и засыпали землей. Под общей крышей с избой строились сени. Они служили хозяйственным нуждам.Надворная постройка примыкала к избе и сеням. Крестьянский двор служил не только местом содержания скота. Определенную часть отгораживали под сеновал, амбар. Позади конопляников располагалось гумно, где центральное место занимал ток. Также у крестьян имелись и другие хозяйственные постройки. Лермонтов хорошо знал месторасположение каждой постройки на крестьянском дворе и для чего они предназначены.Тарханские крестьяне держали много скота (коров, телят, овец), а также птицу (гусей, кур, уток). В зимний период в Тарханах коров для обогрева и на время дойки забирали в избу. Особое место в жизни крестьян занимала лошадь. Они относились к ней, как к умному, доброму и верному другу и настоящему помощнику.Рядом с амбаром тарханцы разбивали небольшой огород. Его обносили плетнем, который к осени обвивала тыквенная ботва с зеленоватожелтыми плодами. А вдоль плетня сажали подсолнухи. В огороде выращивали самое необходимое: капусту, репу, редьку, свеклу, бобы. Огурцы и морковь и репчатый лук тарханцы предпочитали покупать или обменивать на хлеб у огородников из села Волчково. О помидорах в Тарханах «знатья не знали» до начала XXвека. Главным овощем в Тарханах до середины прошлого века считалась капуста. «Картофель до 1828 года на крестьянских огородах в Чембарском уезде (а значит, и в Тарханах) не сажали» [2].В основном, занимались выращиванием конопли. Сеяли данную культуру, как говорят, «под боком», рядом с жилищем по двум причинам. Вопервых, конопля требовательна к почве. На бедных по питательности землях она урожая не даст. Возить навоз в поле далеко, а здесь, под рукой, отведенный под нее участок всегда можно хорошо удобрить. Вовторых, рядом с домом ее легче было сберечь от птицы.Подводя итоги сказанному, подчеркнем, что Лермонтов постоянно видел родное село не только из окон своей комнаты, размещенных в мезонине. Не раз ему приходилось заходить в избы, «крытые соломой», сравнивать их убранство с барскими покоями. На протяжении почти полутора десятков лет он являлся свидетелем жизни крестьян и их быта.При рассмотрении жизни и быта тарханских крестьян необходимо отметить, что их основой жизни всегда был труд. Но не всякий труд радовал душу крестьянина. «Если он работал под надзором управляющего и т.д., отбывал барщинную повинность, если знал, что плоды от его мозолистых рук пойдут на удовлетворение прихожей помещика, то отношение к труду было иным» [2].Тяжелый, подневольный, изнурительный труд, полная зависимость крепостных от Арсеньевой это и многое другое вызывало в крестьянской среде Тархан протест. У многих крестьян это проявлялось в форме побега, за что с ними жестоко расправлялись (Евдоким Герасимов, Василий Григорьев, Зиновий Никитин, Иван Тихонов, Алексей Григорьев и другие).Барщина повсюду отнимала у крестьянина три дня в неделю. Другие три дня и воскресенье на удовлетворение своих нужд. Но на деле выходило, что на господ работали больше трех дней, особенно в горячую страдную пору, и потому свою землю часто обрабатывали в праздники и по ночам. Объем работы, который выполнял крестьянин в год, был очень большим. Работали от зари до зари и летом и зимой.Вполне естественно, что крестьяне в Тарханах обладали мощным массивом хозяйственных знаний. Крестьяне владели огромным запасом знаний о природе и сельском хозяйстве (определение времени посева и сборки урожая; норму высева различных культур с учетом плодородия почвыи погодных условий; определяли степень созреваемости культур и многое другое).Крестьянин в Тарханах, как и в деревнях всей России, с ранних лет постепенно приобретал эти знания накопленные веками и новые (недавние). «Окружающие давали их целенаправленно, обучая, и стихийно самой своей жизнью. К ним добавлялись личный опыт и наблюдения» [6]. Все эти знания тарханцы направляли на достижения своих конкретных целей, трудились, стремясь к достатку, чтобы быть независимым от помещика. Среди тарханцев преобладало большое количество местных искусных мастеров (плотники, кровельщики, печники и др.).Среди всего «типичного» из жизни и быта крестьян можно выделить «особенное тарханское» по Пензенскому краю. Известно, что крестьяне Тархан в своей подавляющей массе жили бедно, но среди них выделялись торговцы, продолжающие свои промысловые операции (после перевода на барщину) и богатели. Арсеньева получала от этого предпринимательства неплохую выгоду и ежегодно давала им паспорта для дальнейших отлучек. Причем сумму денежных приношений помещица определяла сама и поразному.Из исследований, проведенных Семченко и Фроловым, а также документов по данному вопросу, можно отметить, что тарханскиекрестьяне действительно жили богато. В одном из документов (заемная записка) можно прочитать следующее: «1810 года августа в двадесятый день я нижеподписавшийся московский купец Максим Семенов сын Кавров занял вотчины госпожи Елизаветы Алексеевны Арсеньевой у крестьянина Анисима Иванова сына Медведева денег государственными ассигнациями четыре тысячи рублей...» [7].Крестьяне на своих лошадях «возили большие партии собственных товаров, пользовались услугами работников, приобретали дорогие украшения и … имели туго набитые ассигнациями кошельки. И в то же время оставались подневольными людьми госпожи Арсеньевой!» [8].«Материальная мотивация хозяйственного труда неизбежно сопутствует любому хозяйственному укладу при любой экономической системе и в любом обществе» [9]. Но эти, материальные мотивы для крестьянина не были никогда единственными, они корректировались моральными.Русский крестьянин (в т.ч. и тарханец), будучи христианином, воспринимал природу как творение Божие. Забота о ней наложила отпечаток на практику земли и природопользования, определив тем самым взаимоотношение человека с природной средой. «Христианство способствовало выработке добросовестного отношения к труду, строгой дисциплины труда» [там же]. Труд у них в моральнопсихологическом отношении был связан с осознанием ответственности перед Богом и использованием его заповедей.Необходимо отметить, что почти каждый крестьянин не был лишен нравственных ценностей. Ведь это «величайшие достояние каждого народа» [6]. Взаимопомощь, милосердие, добросовестность, трудолюбие «буквально пронизывает весь крестьянский хозяйственный опыт» [там же].Вся жизнь тарханских крестьян, и вообще России в целом, протекала в рамках семьи и общины. Их взаимодействие и взаимопроникновение обусловили ряд особенностей русской культуры, характера и т.д. «В сохранении и воспроизводстве культуры русской деревни крестьянская община и семья играли определяющую роль», так замечает С.В. Кузнецов [9]. Из поколения в поколение крестьяне вырабатывали определенный богатый социальный опыт. Его содержание умение регулировать; увязывать в условиях сельскохозяйственной деятельности интересы индивидуальные, отдельной личности, с интересами семьи, а интересы семьи с делами всего селения.Сельская община это гибкий организм,реагировавший на изменения социальнополитических условий. Учитывая эти условия, община должна решать вопросы в интересах крестьян, насколько это было возможно, но она не могла не считаться с государственным или помещичьим нажимом.Выполняя функции регулирования поземельных отношений, деревенская община накопила богатейший опыт решения хозяйственных, налоговых и внутрисемейных проблем. Регулирование общиной внутренней жизни крестьянского «мира» осуществлялось на основе обычного права. Община обладала исключительным правом распределения находящихся в ее распоряжении пахотных, лесных, сенокосных и прочих угодий. В начале XIXв. в русской деревне окончательно сложился передельный тип общины путем «трансформации обычного земельного права от общинноподворного землепользования к общиннопередельному» [10].Основной документ, который исходил от общины, был «приговор» решение сходки.Этикорелигиозные представления, лежавшие в основе отношения русского крестьянина к земле и труду, оказали известное воздействие нанормы обычного права, регулировавшие в числе других и повседневную хозяйственную жизнь крестьянского мира [9].Система управления крестьянской общиной в Тарханах была такова: «барыня, управляющий, сход, старшина, сотские», замечал П.А. Вырыпаев [11]. Исходя из этого можно отметить, что в основном, все решения в Тарханах принимались в пользу помещицы.Основу крестьянской жизни составляла семья. Она играла не менее важную, чем община, роль в хозяйственнобытовой жизни крестьянина. Нужно подчеркнуть, что семья это был «коллектив совместно хозяйствующих людей» [6], и эта черта много определяла в семейных отношениях. Особенности развития семьи и семейных отношений складывались под воздействием различий в социальноэкономическом развитии, местных культурных особенностей, а также традиций. Семья, в первую очередь, служила опорой для человека в материальных и нравственных отношениях.Во главе крестьянской семьи находился отдельный человек большак, которого признавали все члены семьи, община и даже власти во всех отношениях (нравственных, хозяйственных и даже административных). Он управлял всем хозяйством, а также отвечал за благосостояние семьи и многое другое. А распределение домашних работ между женской частью семьи производила большуха (старшуха). На большаке и большухе лежали определенные молитвенные обязанности. Так, хозяин читал молитву перед едой. Общие женские работы начинались только после молитвы большухи. Она же крестила пищу и воду, оставленную на ночь.Семья была главной школой трудового воспитания.Наблюдая за старшими, дети сначала в игровой форме подражали им, а позднее (примерно с девяти лет) начиналось их целенаправленное трудовое воспитание.Традиционные нормы поведения в семье крестьян сохранялись не только в хозяйстве, но и в домашнем быту (во время семейной трапезы). Вопервых, за стол садились всей семьей. Вовторых, каждый член семьи имел свое место за столом, как отмечалось ранее. Ели дружно и основательно из общей большой деревянной или глиняной посуды. Втретьих, изза стола выходили всевместе.Крестьянской среде была присуща определенная этика взаимоотношений, требовавшая проявления знаков уважения. Например, при встрече крестьян обращение друг к другу регулировалось обычаем и зависело от пола, возраста, общественной репутации и т.д. Поклоны мужчин при встречи, подавания друг другу руки, обращения по имениотчеству; женщины кланялись и здоровались, обращения замужних по отчеству и многое другое, все это было четко закреплено обычаем.Вместе с тем нередко отмечались ссоры между крестьянами (по причине воровства, беспутства и т.д.). Все это разбиралось на сходке.Коллективные работы как проявление взаимопомощи занимают важно место в жизни крестьян. Частично помощь проходила через общину. Особенно помогали погорельцам (и трудом, и деньгами). Наиболее распространенным видом взаимопомощи для выполнения различных работ были помочи помощь одному из крестьян в работе (жатва, покос, строительство после пожара и т.д.). Этот обычай включал «элементы хозяйственнотрудового, бытового, праздничного, фольклорного и ритуального характера» [12].Все это подробно наблюдал и изучал с детства Лермонтов, который собственно и является стержнем (организующим началом) этого хронотопа. Мир конкретики крестьянской жизни с ее детализацией часто выпадает из полязрения современных исследователей о Лермонтове, тогда как именно в его творчестве наиболее полно отражены мотивы крестьянской тарханской жизни.Таким образом,народная культура уже с первых лет жизни будущего поэта стала той питательной средой [нашедшей художественное подтверждение в повести «Максим Максимыч» из «Героя нашего времени»], которая формировала мировосприятие Лермонтоваребенка, определяла в дальнейшем его непосредственный и уникальный демократизм, а также способность не только рационально понимать или осознавать, но и душевно переживать и чувствовать повседневные заботы и трагическое положение русского народа. Чрезвычайно раннее осознание темы «вольности» могло быть навеяно пониманием чудовищно несправедливого крепостнического неравенства, все это мы находим в генетических основаниях в начале XIXвека формирования Тархан как дворянского гнезда и уникального культурного комплекса провинциальной России.
Ссылки на источники1.Вырыпаев, П.А. Лермонтов. Новые материалы к биографии / П.А. Вырыпаев. 2е изд. Саратов: Приволж. кн. издво,1976. 160 с.2.Фролов, П.А. Лермонтовские Тарханы / П.А. Фролов. Саратов: Приволж. кн. издво (Пенз. отдние), 1987. 280 с.3.Лермонтов, М.Ю.Сочинения в двух томах. /М.Ю. Лермонтов; Сост. и комм. И.С. Чистовой. М.: Правда, 1988. Т. 1. 1988. 720 с.Т. 2. 1990. 702 с.4.Столярова, Е.Н. К вопросу о восстановлении интерьера крестьянской избы в доме ключника / Е.Н. Столярова // Тарханскийвестник. 2003. №16. С. 2340.5.Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений / М.Ю. Лермонтов. В 4х т. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. Т. 4. 552 с.6.Громыко, М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.7.ГАПО, Ф.34, Оп. 1, Д. 150, Л. 1515 об.8.Семченко, А.Д. Мгновения и вечность: К истокам творчества М.Ю. Лермонтова / А.Д. Семченко, П.А. Фролов. Саратов: Приволж. кн. издво (Пензен. отдние), 1982. 184 с.9.Кузнецов, С.В. Культура русской деревни / С.В. Кузнецов // Очерки русской культуры XIXв. Общественнокультурная среда. М., 1998. С. 203260.10.Александров, В.А. Обычное право крепостной деревни России. XVIIIначало XIXв. / В.А. Александров. М., 1984. С. 251.11.Вырыпаев, П.А. Лермонтов. Новые материалы кбиографии / П.А. Вырыпаев. 2е изд. Саратов: Приволж. кн. издво,1976. 160 с.12.Громыко, М.М. Традиционные нормы и формы общения русских крестьян XIXв. / М.М. Громыко. М., 1986. С. 3264.
К вопросу о жизнии быте крестьян Тарханскойусадьбы
Аннотация.Статья посвящена уникальной сокровищнице Лермонтовского наследия
«Тарханы». Тарханская усадьба как явление национальнокультурного наследия, представляет огромный и разносторонний интерес для изучения. В аспекте хронотопа и исторического становления «живая» связь с селом эксплицирует себя не только в реалиях «сосуществования» двух культур (дворянской и крестьянской), но и в феномене взаимозависимости и взаимообусловленности. Это, в свою очередь, нашло свое отражение и воплощение в художественном мире Лермонтова, чертах его характера, его ментальной принадлежности к такому социальному измерению, каковым является такая категория, как «русский национальный характер».Ключевые слова:пространствотарханской усадьбы, М.Ю. Лермонтов, феномен, эпифеноменальность,жизнь и быт крестьян, крестьянская культура.
Пространство Арсеньевскойусадьбы представляет собой композиционное единство. В то же время оно не может мыслиться как структурная единица, полностью изолированная от села. Неся в себе в большей степени дворянский элемент усадебнопарковой культуры, барский дом, вписанный в парк как в свою естественную среду, не мыслим вне материальных (экономических, общехозяйственных, нравственнопатриархальных, а также властных) отношений как «живая», функционально проявляющая себя, единица. Крестьянский мир Тархан начал формироваться с начала заселения земель, позднее вошедших в состав имения Арсеньевой.Быт крестьян был типичен, но чтобы его представить, необходима конкретизация. В крестьянской тарханской общине было 134 двора [1], причем каждая крестьянская семья имела определенное место под свое подворье, которое указывал помещик (помещица). В крестьянском подворье можно выделить, на наш взгляд, следующие главные части:изба;надворные постройки;огород.Внешнее пространство крестьянской усадьбы начиналось с избы, которая располагалась строгов один ряд с другим. Соблюдалась «красная линия», так замечает Фролов [2].Внешний облик крестьянской избы в Тарханах мало чем отличался от изб в других селах Пензенского края, да и России в целом. «Бревенчатые, серые от времени стены, пепелистая от непогод соломенная крыша, два, в лучшем случае три небольших окна в улицу, одно (порой и того нет) в проулок, плетневая завалинка, плетневые сени… Редкое из них украшалось простеньким крылечком с односкатной крышей» [там же].Полы в избе были в основном земляные, реже деревянные.Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением, включенных в него предметов. Основное внутреннее пространство избы занимала печь. При ее устройстве соблюдалось следующее условие «чело печи должно быть против окна ипо возможности удалено от двери, чтобы хозяйке, окружающей у жерла печи, не мешались приходящие и она бы никому не мешала» [там же].Печь это «сердце» избы (П.А. Фролов). Она согревала, кормила и лечила от недугов. В субботний день печь помывочное место. Топились русские печи почерному. Дома освещались лучинами, приготовленными из дубовых чурбаков, которые запаривались в печке. Она также служила русскому человеку и местом уединения, когда ему было както не по себе и «дума на сердце лежала», когда егоодолевали не только физические, но и душевные страдания. Здесь, как в надежном убежище, он находил возможность предаться вволю одолевающим его тяжелым мыслям и сомнениям.В каждой избе имелся передний (красный) угол, где стоял стол. Над ним располагалось божница с иконами. Это украшалось обычно веточками вербы, которые менялись раз в год (в вербное воскресенье).Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены ставилась кровать. Над ней под потолком устраивали деревянный настил полати, но не всегда. Кроме упомянутого здесь мог находиться сундук, в котором хранилось имущество крестьян. Он стоял гдето в сторонке, на нем сидели, отдыхали. Можно предположить, что Лермонтову с детских лет запомнилась подобная сцена. В одной из поэм он отразил:
«… няня в уголкеСидит на старом сундукеИ спит глубоко и поройВо сне качает головой…» [3].
Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около двери и печи печной угол, середина избы рабочим местом. «Мифологическое сознание народа определяло передний угол избы, указывающий на юговосток как место святое, так как здесь молились богу. Печной угол, направленный на северозапад, осмыслялся как место темное, печистое, там жил домовой…», так замечает Е.Н. Столярова [4].Сравнительно небольшое пространство избы (2025 м2) было организовано так, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья. Каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы (передний угол с иконами и лавку около входа). Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для сна также были распределены. Кровать предназначалась для самой молодой пары. Печь и полати занимали старики. Дети также спали на полатях, остальные на лавках и полу.На полатях находили приют и герои романа «Вадим». «Я попрошу своего или своих любезных читателей, писал Лермонтов, перенестись воображением в ту малую лесную деревеньку, где Борис Петрович со своей охотой основал главную свою квартиру <...>. В избе, где он ночевал, была одна хозяйка <...> Уж давно лучина была погашена; уж петух, хлопая крыльями, сбирался в первый раз пропеть свою сиповатую арию; уж кони, сытые по горло, изредка только жевали остатки хрупкого овса, и в избе на полатях, рядом с полногрудой хозяйкою, Борис Петрович храпел непомилованно, вероятно, утомленный трудами дня...» [5]. Летом спали в сенях, чуланах, во дворе, на погребе, сеновале и т.д.Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Старший сын располагался по правую руку от отца, второй по левую, третий рядом со старшим братом. Детей сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости [4].В русской деревне, в том числе и в Тарханах, употреблялась в основном деревянная, гончарная утварь. Глиняная посуда (горшки, кувшины, корчаги, жаровни) поступали в Тарханы из соседнего села Языково, где жили потомственные гончары. Деревянная утварь (блюда, ковши, ложки и т.д.) изготавливали мастеровые люди (среди мужской половины семьи). Реже использовалась металлическая, стеклянная, фаянсовая посуда. А так как тарханцы занимались торговлей, то естественно много предметов они приобретали и продавали на ярмарках, торжках.Таким образом, исходя из вышесказанного, еще раз отметим, что обстановка и интерьер крестьянской избы были крайне простыми и все это было типично для крестьянских изб Пензенского края, как и России в целом.Неотъемлемой частью крестьянкой избы была завалинка, которая делалась вокруг каждой избы. Ее плели из хвороста и засыпали землей. Под общей крышей с избой строились сени. Они служили хозяйственным нуждам.Надворная постройка примыкала к избе и сеням. Крестьянский двор служил не только местом содержания скота. Определенную часть отгораживали под сеновал, амбар. Позади конопляников располагалось гумно, где центральное место занимал ток. Также у крестьян имелись и другие хозяйственные постройки. Лермонтов хорошо знал месторасположение каждой постройки на крестьянском дворе и для чего они предназначены.Тарханские крестьяне держали много скота (коров, телят, овец), а также птицу (гусей, кур, уток). В зимний период в Тарханах коров для обогрева и на время дойки забирали в избу. Особое место в жизни крестьян занимала лошадь. Они относились к ней, как к умному, доброму и верному другу и настоящему помощнику.Рядом с амбаром тарханцы разбивали небольшой огород. Его обносили плетнем, который к осени обвивала тыквенная ботва с зеленоватожелтыми плодами. А вдоль плетня сажали подсолнухи. В огороде выращивали самое необходимое: капусту, репу, редьку, свеклу, бобы. Огурцы и морковь и репчатый лук тарханцы предпочитали покупать или обменивать на хлеб у огородников из села Волчково. О помидорах в Тарханах «знатья не знали» до начала XXвека. Главным овощем в Тарханах до середины прошлого века считалась капуста. «Картофель до 1828 года на крестьянских огородах в Чембарском уезде (а значит, и в Тарханах) не сажали» [2].В основном, занимались выращиванием конопли. Сеяли данную культуру, как говорят, «под боком», рядом с жилищем по двум причинам. Вопервых, конопля требовательна к почве. На бедных по питательности землях она урожая не даст. Возить навоз в поле далеко, а здесь, под рукой, отведенный под нее участок всегда можно хорошо удобрить. Вовторых, рядом с домом ее легче было сберечь от птицы.Подводя итоги сказанному, подчеркнем, что Лермонтов постоянно видел родное село не только из окон своей комнаты, размещенных в мезонине. Не раз ему приходилось заходить в избы, «крытые соломой», сравнивать их убранство с барскими покоями. На протяжении почти полутора десятков лет он являлся свидетелем жизни крестьян и их быта.При рассмотрении жизни и быта тарханских крестьян необходимо отметить, что их основой жизни всегда был труд. Но не всякий труд радовал душу крестьянина. «Если он работал под надзором управляющего и т.д., отбывал барщинную повинность, если знал, что плоды от его мозолистых рук пойдут на удовлетворение прихожей помещика, то отношение к труду было иным» [2].Тяжелый, подневольный, изнурительный труд, полная зависимость крепостных от Арсеньевой это и многое другое вызывало в крестьянской среде Тархан протест. У многих крестьян это проявлялось в форме побега, за что с ними жестоко расправлялись (Евдоким Герасимов, Василий Григорьев, Зиновий Никитин, Иван Тихонов, Алексей Григорьев и другие).Барщина повсюду отнимала у крестьянина три дня в неделю. Другие три дня и воскресенье на удовлетворение своих нужд. Но на деле выходило, что на господ работали больше трех дней, особенно в горячую страдную пору, и потому свою землю часто обрабатывали в праздники и по ночам. Объем работы, который выполнял крестьянин в год, был очень большим. Работали от зари до зари и летом и зимой.Вполне естественно, что крестьяне в Тарханах обладали мощным массивом хозяйственных знаний. Крестьяне владели огромным запасом знаний о природе и сельском хозяйстве (определение времени посева и сборки урожая; норму высева различных культур с учетом плодородия почвыи погодных условий; определяли степень созреваемости культур и многое другое).Крестьянин в Тарханах, как и в деревнях всей России, с ранних лет постепенно приобретал эти знания накопленные веками и новые (недавние). «Окружающие давали их целенаправленно, обучая, и стихийно самой своей жизнью. К ним добавлялись личный опыт и наблюдения» [6]. Все эти знания тарханцы направляли на достижения своих конкретных целей, трудились, стремясь к достатку, чтобы быть независимым от помещика. Среди тарханцев преобладало большое количество местных искусных мастеров (плотники, кровельщики, печники и др.).Среди всего «типичного» из жизни и быта крестьян можно выделить «особенное тарханское» по Пензенскому краю. Известно, что крестьяне Тархан в своей подавляющей массе жили бедно, но среди них выделялись торговцы, продолжающие свои промысловые операции (после перевода на барщину) и богатели. Арсеньева получала от этого предпринимательства неплохую выгоду и ежегодно давала им паспорта для дальнейших отлучек. Причем сумму денежных приношений помещица определяла сама и поразному.Из исследований, проведенных Семченко и Фроловым, а также документов по данному вопросу, можно отметить, что тарханскиекрестьяне действительно жили богато. В одном из документов (заемная записка) можно прочитать следующее: «1810 года августа в двадесятый день я нижеподписавшийся московский купец Максим Семенов сын Кавров занял вотчины госпожи Елизаветы Алексеевны Арсеньевой у крестьянина Анисима Иванова сына Медведева денег государственными ассигнациями четыре тысячи рублей...» [7].Крестьяне на своих лошадях «возили большие партии собственных товаров, пользовались услугами работников, приобретали дорогие украшения и … имели туго набитые ассигнациями кошельки. И в то же время оставались подневольными людьми госпожи Арсеньевой!» [8].«Материальная мотивация хозяйственного труда неизбежно сопутствует любому хозяйственному укладу при любой экономической системе и в любом обществе» [9]. Но эти, материальные мотивы для крестьянина не были никогда единственными, они корректировались моральными.Русский крестьянин (в т.ч. и тарханец), будучи христианином, воспринимал природу как творение Божие. Забота о ней наложила отпечаток на практику земли и природопользования, определив тем самым взаимоотношение человека с природной средой. «Христианство способствовало выработке добросовестного отношения к труду, строгой дисциплины труда» [там же]. Труд у них в моральнопсихологическом отношении был связан с осознанием ответственности перед Богом и использованием его заповедей.Необходимо отметить, что почти каждый крестьянин не был лишен нравственных ценностей. Ведь это «величайшие достояние каждого народа» [6]. Взаимопомощь, милосердие, добросовестность, трудолюбие «буквально пронизывает весь крестьянский хозяйственный опыт» [там же].Вся жизнь тарханских крестьян, и вообще России в целом, протекала в рамках семьи и общины. Их взаимодействие и взаимопроникновение обусловили ряд особенностей русской культуры, характера и т.д. «В сохранении и воспроизводстве культуры русской деревни крестьянская община и семья играли определяющую роль», так замечает С.В. Кузнецов [9]. Из поколения в поколение крестьяне вырабатывали определенный богатый социальный опыт. Его содержание умение регулировать; увязывать в условиях сельскохозяйственной деятельности интересы индивидуальные, отдельной личности, с интересами семьи, а интересы семьи с делами всего селения.Сельская община это гибкий организм,реагировавший на изменения социальнополитических условий. Учитывая эти условия, община должна решать вопросы в интересах крестьян, насколько это было возможно, но она не могла не считаться с государственным или помещичьим нажимом.Выполняя функции регулирования поземельных отношений, деревенская община накопила богатейший опыт решения хозяйственных, налоговых и внутрисемейных проблем. Регулирование общиной внутренней жизни крестьянского «мира» осуществлялось на основе обычного права. Община обладала исключительным правом распределения находящихся в ее распоряжении пахотных, лесных, сенокосных и прочих угодий. В начале XIXв. в русской деревне окончательно сложился передельный тип общины путем «трансформации обычного земельного права от общинноподворного землепользования к общиннопередельному» [10].Основной документ, который исходил от общины, был «приговор» решение сходки.Этикорелигиозные представления, лежавшие в основе отношения русского крестьянина к земле и труду, оказали известное воздействие нанормы обычного права, регулировавшие в числе других и повседневную хозяйственную жизнь крестьянского мира [9].Система управления крестьянской общиной в Тарханах была такова: «барыня, управляющий, сход, старшина, сотские», замечал П.А. Вырыпаев [11]. Исходя из этого можно отметить, что в основном, все решения в Тарханах принимались в пользу помещицы.Основу крестьянской жизни составляла семья. Она играла не менее важную, чем община, роль в хозяйственнобытовой жизни крестьянина. Нужно подчеркнуть, что семья это был «коллектив совместно хозяйствующих людей» [6], и эта черта много определяла в семейных отношениях. Особенности развития семьи и семейных отношений складывались под воздействием различий в социальноэкономическом развитии, местных культурных особенностей, а также традиций. Семья, в первую очередь, служила опорой для человека в материальных и нравственных отношениях.Во главе крестьянской семьи находился отдельный человек большак, которого признавали все члены семьи, община и даже власти во всех отношениях (нравственных, хозяйственных и даже административных). Он управлял всем хозяйством, а также отвечал за благосостояние семьи и многое другое. А распределение домашних работ между женской частью семьи производила большуха (старшуха). На большаке и большухе лежали определенные молитвенные обязанности. Так, хозяин читал молитву перед едой. Общие женские работы начинались только после молитвы большухи. Она же крестила пищу и воду, оставленную на ночь.Семья была главной школой трудового воспитания.Наблюдая за старшими, дети сначала в игровой форме подражали им, а позднее (примерно с девяти лет) начиналось их целенаправленное трудовое воспитание.Традиционные нормы поведения в семье крестьян сохранялись не только в хозяйстве, но и в домашнем быту (во время семейной трапезы). Вопервых, за стол садились всей семьей. Вовторых, каждый член семьи имел свое место за столом, как отмечалось ранее. Ели дружно и основательно из общей большой деревянной или глиняной посуды. Втретьих, изза стола выходили всевместе.Крестьянской среде была присуща определенная этика взаимоотношений, требовавшая проявления знаков уважения. Например, при встрече крестьян обращение друг к другу регулировалось обычаем и зависело от пола, возраста, общественной репутации и т.д. Поклоны мужчин при встречи, подавания друг другу руки, обращения по имениотчеству; женщины кланялись и здоровались, обращения замужних по отчеству и многое другое, все это было четко закреплено обычаем.Вместе с тем нередко отмечались ссоры между крестьянами (по причине воровства, беспутства и т.д.). Все это разбиралось на сходке.Коллективные работы как проявление взаимопомощи занимают важно место в жизни крестьян. Частично помощь проходила через общину. Особенно помогали погорельцам (и трудом, и деньгами). Наиболее распространенным видом взаимопомощи для выполнения различных работ были помочи помощь одному из крестьян в работе (жатва, покос, строительство после пожара и т.д.). Этот обычай включал «элементы хозяйственнотрудового, бытового, праздничного, фольклорного и ритуального характера» [12].Все это подробно наблюдал и изучал с детства Лермонтов, который собственно и является стержнем (организующим началом) этого хронотопа. Мир конкретики крестьянской жизни с ее детализацией часто выпадает из полязрения современных исследователей о Лермонтове, тогда как именно в его творчестве наиболее полно отражены мотивы крестьянской тарханской жизни.Таким образом,народная культура уже с первых лет жизни будущего поэта стала той питательной средой [нашедшей художественное подтверждение в повести «Максим Максимыч» из «Героя нашего времени»], которая формировала мировосприятие Лермонтоваребенка, определяла в дальнейшем его непосредственный и уникальный демократизм, а также способность не только рационально понимать или осознавать, но и душевно переживать и чувствовать повседневные заботы и трагическое положение русского народа. Чрезвычайно раннее осознание темы «вольности» могло быть навеяно пониманием чудовищно несправедливого крепостнического неравенства, все это мы находим в генетических основаниях в начале XIXвека формирования Тархан как дворянского гнезда и уникального культурного комплекса провинциальной России.
Ссылки на источники1.Вырыпаев, П.А. Лермонтов. Новые материалы к биографии / П.А. Вырыпаев. 2е изд. Саратов: Приволж. кн. издво,1976. 160 с.2.Фролов, П.А. Лермонтовские Тарханы / П.А. Фролов. Саратов: Приволж. кн. издво (Пенз. отдние), 1987. 280 с.3.Лермонтов, М.Ю.Сочинения в двух томах. /М.Ю. Лермонтов; Сост. и комм. И.С. Чистовой. М.: Правда, 1988. Т. 1. 1988. 720 с.Т. 2. 1990. 702 с.4.Столярова, Е.Н. К вопросу о восстановлении интерьера крестьянской избы в доме ключника / Е.Н. Столярова // Тарханскийвестник. 2003. №16. С. 2340.5.Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений / М.Ю. Лермонтов. В 4х т. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. Т. 4. 552 с.6.Громыко, М.М. Мир русской деревни / М.М. Громыко. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.7.ГАПО, Ф.34, Оп. 1, Д. 150, Л. 1515 об.8.Семченко, А.Д. Мгновения и вечность: К истокам творчества М.Ю. Лермонтова / А.Д. Семченко, П.А. Фролов. Саратов: Приволж. кн. издво (Пензен. отдние), 1982. 184 с.9.Кузнецов, С.В. Культура русской деревни / С.В. Кузнецов // Очерки русской культуры XIXв. Общественнокультурная среда. М., 1998. С. 203260.10.Александров, В.А. Обычное право крепостной деревни России. XVIIIначало XIXв. / В.А. Александров. М., 1984. С. 251.11.Вырыпаев, П.А. Лермонтов. Новые материалы кбиографии / П.А. Вырыпаев. 2е изд. Саратов: Приволж. кн. издво,1976. 160 с.12.Громыко, М.М. Традиционные нормы и формы общения русских крестьян XIXв. / М.М. Громыко. М., 1986. С. 3264.