Культурное пространство Тарханской усадьбы во второй половине XIX – начале XX века (до 1917 года)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Уланова О. И. Культурное пространство Тарханской усадьбы во второй половине XIX – начале XX века (до 1917 года) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 276–280. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86956.htm.
Аннотация. «Тарханы» являются уникальной сокровищницей лермонтовского наследия. Тарханская усадьба как национально-культурное явление представляет огромный и разносторонний интерес для изучения. Цель исследования – изучение новых исторических признаков данного хронотопа. В статье отмечена «инволюция», возникшая в усадьбе после ухода из жизни главных действующих лиц. Исторический материал дает основание выдвинуть гипотезу культурологического плана, суть которой заключается в следующем: в рассматриваемый период Тарханы неуклонно превращаются из феномена в эпифеномен. Конечно, это в большей степени касается помещичьей усадьбы, чем села.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Уланова Ольга Ивановна, кандидат культурологии, доцент кафедры экономической теории и экономики АПК ФГБОУ ВО «Пензенская государственная сельскохозяйственная академия», г.Пензаolga.ulanova2010@yandex.ru

Культурное пространство Тарханской усадьбы во второй половине XIX‬начале XXвеков (до 1917 г.)

Аннотация.«Тарханы» являются уникальной сокровищницей Лермонтовского наследия. Тарханскаяусадьба как явление национальнокультурного наследия, представляет огромный и разносторонний интерес для изучения. Целью исследования является новые исторические признаки данного хронотопа. В статье отмечена «инволюция», возникшая в усадьбе после ухода изжизни главных действующих лиц. Исторический материал дает основание выдвинуть гипотезу культурологического плана, суть которой заключается в следующем: в рассматриваемый период Тарханы неуклонно превращаются из феномена в эпифеномен. Конечно, это в большей степени касается помещичьей усадьбы, чем села.Ключевые слова:пространствотарханской усадьбы, М.Ю. Лермонтов, инволюция, феномен, эпифеноменальность, крестьянская культура.

Осмысление и рассмотрение пространства тарханской усадьбы во второй половине XIX‬начале XXвеков (до 1917 г.) как целостного феномена, предполагает ее раскрытие как отдельного, особого этапа в истории Тархан.15 июля 1841 года в Пятигорске Николаем Соломоновичем Мартыновым был убит Михаил Юрьевич Лермонтов. Через четыре года (1845) умерла и бабушка поэта, воспитывавшая его. В соответствии с последним документом, составленном Арсеньевой в январе 1845 г. все ««недвижимое имение», «мужеска полу шестьсот одна душа, с их женами, обоего пола детьми», «пашенною и непашенною землею», а также «господский дом со всеми службами, посудою разного качества… словом не изымая ничего и все движимое без остатка»» [1]достались Афанасию Алексеевичу Столыпину, брату Арсеньевой.Таким образом, после смерти людей, имевших самое непосредственное отношениеили, с культурологической точки зрения, самое важное, определяющее значение для культурной истории и цельного бытования Тархан, как Арсеньевской усадьбы лермонтовского периода, усадьба и село совершенно независимо от сознания их насельников начинают жить иной жизнью и приобретают иные качества. Что же это за качества и каким образом они могут быть сгруппированы (классифицированы). Первое, о чем надо сказать, и на что еще никто из исследователей не обращал внимания ‬это факт крушения полноценной, «лермонтовскоарсеньевской» жизни усадьбы вместе со смертью поэта. Остановимся на данном положении, чтобы детализировать его нужную формулировку. Какие факты говорят о качественном смещении «феномена первого ряда» тарханской усадьбы в сторону упадка и дальнейшей деструкции?Вопервых, это необычайно глубокое горе его полновластной хозяйки ‬Е.А. Арсеньевой, которая, движимая какимто ей ведомым внутренним инстинктом и обычаем стала раздавать вещи внука «на память» родственникам и друзьям [2].Вовторых, падение смысла наследования в связи со смертью главного наследника, а, значит и утрата смысла жизни, поскольку, как это можно заключить из имеющихся в распоряжении исследователей материалов, этим смыслом и был для чембарской помещицы ее внук.Втретьих, потрясение Елизаветы Алексеевны было настолько велико, что она, вряд ли рефлективно, но, скорее всего под воздействием эмоционального импульса, обусловленного страшным событием, возроптала и на самого Господа (эпизод с иконой Спаса).Вчетвертых же, поместье, оставшееся без рачительного попечения и потерявшее смысл как асинхронического, так и диахронического бытия могло не изменить своего материального и, в целом, социальнодуховного качества. Оно если уместно применить евангельское выражение, становилось постепенно тем локальным топосом, который приобретал, даже и в провинциальном смысле, характерные признаки «мерзости запустения». Заметим попутно, что этот евангельский афоризм имеет еще одну весьма значащую и гораздо более страшную, в отличие от буквальной, трактовку:«это, согласно трактату ренессансного демонолога Вира «Об обманах демонов», одно из имен дьявола» [3]. Мы видим как удручающе выглядит барский дом со снятым мезонином, сохранившимся изза несостоявшейся продажи, как побеждает пространство английского парка сорная трава [4]. Все это не может не привести в состояние уныния, выходом из которого является только осмысленная конструктивная деятельность. К сожалению, таковая проявляла себя лишь спорадически, выражаясь в попытках управляющих ‬«культуртрегеров» восстановить внутренне осознаваемый ими культурный статус имения, но такие благие начинания прерывались, причем в большей мере отрицательно, уничтожением вековой аллеи, сломом и продажей тарханских раритетов.Таким образом, на лицо ситуация, которая может быть описана в рамках феноменологической (или понимающей) социологии или социальной культурологии. Начнем с того, что тарханский «топос» непомерно сжался, после ухода из жизни главных действующих лиц, задававших ему особые ментальные признаки и значение. Однако это уменьшение топографии не следует понимать чисто физически, хотя и признаки последнего наличествуют, о чем явно свидетельствуют вышеприведенные факты. Пространство тарханской усадьбы в его культурном измерении было не просто уменьшено, но и подвергалось искажению. Это искажение касалось, прежде всего той деструктивной метаморфозы, которая произошла с ее конфигуративными параметрами, мы имеем ввиду различные перестройки, перенесения, ремонт, выполненный абсолютно без учета исторически «нормативного облика» и т.п. Собственно говоря, если задаться вопросом, а была ли такая судьба типичной для подобных мест в России, то ответ, скорее всего, напрашивается положительный.Но в общей «феноменологии» Тархан он не имеет веса решающего довода, да, собственно, и будучи таковым, он ничего не прибавил бы в плане констатаций негативных факторов описываемого периода. Вполне логично напрашивается вектор рассуждения, идущий от «топоса» к значащей для него или, точнее, придающей ему особую значимость, личности [5]. Мы имеем в виду тот факт, что и общероссийское признание Лермонтова в качестве alteregoПушкина было еще в процессуальном состоянии и происходило довольно медленно. Вспомним, например, мнение одного из участников рокового поединка у подножия Машука ‬князя Васильчикова: «… мы не знали тогда, что Мишель ‬великий поэт. Да, для своих товарищей он был просто Мишель, более того, Маешка! Ведь не кто иной, как Н.С. Мартынов, как и другие, едва ли не большинство, молодые люди, принадлежавшие к дворянскому сословию, занимались литературным творчеством для забавы, по установившейся традиции хорошего тона, системе воспитания, моды, наконец» [6]. И он, видимо, считал себя если не поэтом, то, конечно же, стихотворцем, да и писателем. Ведь мы имеем сохранившееся в бумагах Мартынова стихи и интересную повесть «Гуаша», во многом сюжетно перекликающуюся с лермонтовской «Бэлой» [7]. Оставляя в стороне гипотезу о литературном соперничестве, мы вновь возвращаемся к нашему вопросу: почему оказались в положении «заштатного», маргинального имения лермонтовские Тарханы. Потому ли, что Лермонтов еще не был тем Лермонтовым, каковым его знают теперь и Россия, и мир? Отнюдь, поскольку уже в наше время на цинковом гробу поэта, к которому доступ ни для кого не ограничен, часть «народа» царапает топографию мест, откуда прибыли его представителивандалы.Повидимому, в нашем случае обыденность возобладала над культурой, которая нуждается в постоянной культивации. И стоит этому кропотливому культивированию в аспекте работы сознания и самосознания индивида и общества остановиться хотя бы на миг, как тут же мы не просто встречаем пустую и равнодушную «территорию отсутствия», мы сталкиваемся с разной степенью выраженной агрессии антикультуры и бескультурия. По отношению к Тарханам это происходило с1845 года (или с 1841, что, видимо, точнее) и касалось более физических (экономических, хозяйственных) и иных последствий. Но, подспудно, латентно, вместе с людьми уходило то из Тархан, что делало их неким субстантивным единством, сформировывало как особую единицу с иным предназначением, пусть только в семейнородственном плане, но несомненно с присутствием сильнейшего и обоюдного чувства любви Михаила Лермонтова и его бабушки.Следует также отметить следующую эволюцию, возникшую в усадьбе после ухода из жизни главных действующих лиц. Исторический материал (как в объективной форме архивных документов, так и в форме, более приближенной к субъективной позиции ‬воспоминаний современников) дает основание сделать предположение о том, или ‬выдвинуть гипотезу культурологического плана, суть которой заключается в следующем: в рассматриваемый период Тарханы неуклонно превращаются из феномена в эпифеномен. Конечно, это в большей степени касается помещичьей усадьбы, чем села. Но тут, в разорванном культурном пространстве хронотопа нового качества следует обратить внимание на такие реалии, как:а) стирание или ликвидация границы между селом и усадьбой, особенно в годы октябрьской революции;б) постепенное, а иногда и скачкообразное разрушение тонкого флера мемориализации, который едва начал вырисовываться во второй половине XIXвека;в) превращение усадебного комплекса из значимого и аксиологически валентного явления в «профанное» пространство (М. Элиаде) [8].Эпифеноменальность, однако, не означала полной замены культурной «первосущности». Еще живы были непосредственные свидетели иной жизни усадьбы и села, тем более их дети; еще веяли над новой советской действительностью старинные предания, сказания или прямые, историческидостоверные свидетельства. Все это не давало возможности окончательного угасания исторического сознания как культурной памяти. [Но в этом плане следует разграничить следующие ментальные пласты: жителей села и обновленной интеллигенции (или, в сущности, новой страны)]. Различие двух культур в одной стране продолжало наличествовать и давать свои плоды: дворянская культура ‬рациональночувственного освоения преображенных и естественных, природных форм, как определенный системноорганизованный тип освоения действительности, оперирующий сложными формами и парадигмами свободного сознания, неотягощенного тяжелым каждодневным физическим трудом. Крестьянская культура ‬земледельческих традиций, резко отрицательно относящаяся к различного рода инновациям, однако твердо стоящая на позициях истинно или ложнопонимаемого нравственного закона, выраженного в этических смыслообразующих полях: Правда, Справедливость, Страдание, Жалость. Здесь же речь идет о новой грани взаимодействия, которая характеризует российский (в частности, русский) менталитет. Большинствуи с той, и с другой стороны было все равно, что станется с Тарханами, конечно до тех пор, пока это не касалось когото лично. Напомним такой момент в российской жизни как отмена крепостного права. Крестьянский мир, как, в частности и крестьяне Тархан был озабочен вопросами построения новых отношений типа: земля ‬свобода ‬человек. Вся материальная и народнокультурная жизнь крестьян организована вокруг главного бытийно, онтически важного вопроса о земле. Даже в этом отдельном, хотя далеко не второстепенном смысле, дворянство выступало для крестьянина как антипод, если не прямой враг, во всяком случае, как иное, чуждое. И это одна из причин полного равнодушия и даже агрессивных действий (поджог усадебного дома) по отношению к тому культурному хронотопу, который тогда еще виртуально мог бы присутствовать в сознании масс[9, 10, 11].В русле нашего исследования, логично, в связи с деструктивным характером «инволюции» тарханской усадьбы говорить об антикультуре и конткультуре. Широкое понимание «культуры» приводит к тому, что «дефинитивные границы становятся размытыми, совершенно адекватный процесс в релятивизме этического толка стирается грань между добром и злом», ‬так замечает В.Е. Давидович в своем исследовании [12]. О том, насколько данный процесс опасен, свидетельствуют факты столкновения культур. Так, например, избегая позиций европоцентризма, мы смотрим на жизнь и быт монгольских племен XIIIвека как на особый тип культуры, имеющий свои особенности, отличительные признаки, качества и характер. Но в таком случае и культура Киевской Руси окажется не более (но и не менее) как факт в ряду других фактов. Иная сторона проблемы обнажает прямо противоположное состояние: есть высшая, русская культура, которая была завоевана более сильной физически (именно ‬в массовом ‬военном отношении) и примитивной «культурой». Как следствие ‬массовая гибель памятников высокоразвитой культуры и ее носителей. Есть ли выход из этой дилеммы? Безусловно: можно изобрести новые, или выбрать из имеющихся, парадигмы культурного пространства, времени, типов и т.п., чтобы с их помощью снять остроту проблемы или просто уйти от вопроса. Оставляя в стороне полемическую сторону, мы обратимся к такому определению культуры, которое, как нам представляется, наиболее адекватно нашей исследовательской ситуации. Это определение принадлежит видному грузинскому философу М.К. Мамардашвили. Суть его такова: культура, цивилизация ‬это то, что помогает обуздывать зло, загоняет его в человеческие рамки, не дает ему социальной и психологической возможности довлеть на пространстве цивилизационно очерченных границ человеческого мира и мира человечности. Иными словами, культура ‬это прежде всего введение в рамки человечности вируса эгоистической, дикой жизни, то, что сохраняет человеческое в человеке. В этом плане действие вандалов, средневековых церковников, разрушающих материальную структуру памятников античности, есть не просто конткультура, но в целом ‬антикультура. При всей многоликости последней суть ее проста: произвести редукцию высшего к низшему,«опрофанировать», упростить, лишить ценностного содержания, деконструировать и просто уничтожить (сравним, например, расстрел талибами в Афганистане буддийских статуй, переживших тысячелетия).Сыграла ли в печальной судьбе Тархан свою роль антикультура? Ответ утвердительный: да, сыграла. Иначе, если бы мы имели в наличии только человеческое равнодушие, неагрессивную культурную индифферентность, то вряд ли в тридцатые годы пришлось бы осуществлять практическую проверку слухов о том, что место, где теперь располагается второй Комплекс музея, а именно церковь Михаила Архангела и часовняусыпальница было подвергнуто осквернению в революционные и послереволюционные годы! [13]. Если верить слухам, то могилы были разрыты и их превратили в свалку. Гроб с прахом Лермонтова, якобы висевший на цепях, был сорван с одной из них и касался земли. Откуда вообще могли возникнуть такие слухи? Они имели под собой реальную идеологическую почву: столкнулись в противоборстве два мира, и один из них мстил другому за прежние унижения. Напомним, факты разграбления дворянских и священнических могил в поисках золотых вещей, или извлечения из могилы останков Н.С. Мартынова, приговоренного пионерами к посмертной казни через повешение. Конечно, антикультура многолика и имеет и более мягкие формы, например, чиновничий произвол, либо равнодушие.Возвращаясь к вопросу о сокращении и затем практическом исчезновении раритетов лермонтовской эпохи из села и усадьбы, гибели усадебного комплекса в том виде, в каком он существовал при жизни Е.А. Арсеньевой, мы должны разделить два (по крайней мере) плана бытования феномена Тархан: а) физический и б) ментальный и подчеркнуть тот факт, что только наличие и удержание второго плана, ментального, способствовало реконструкции и реставрации культурноисторического памятника.Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.1.После смерти М.Ю. Лермонтова и Е.А. Арсеньевой Тарханы постепенно, но неуклонно деградируют как живое имение и культурный памятник. Тарханский хронотоп генерирует эпифеноменальный уровень.2.

Происходит разлом данного хронотопа по линии изолированного состояния его ментальной структуры в новом историческом времени и деструкции материальнофизического плана.3.Дальнейшая судьба Тархан была связана, как и теперь, с утверждением значимости в менталитете нации поэтической фигуры М.Ю. Лермонтова, а в индивидуальномассовом осознании ценности его духовного наследства, возможности и необходимости его освоения.4.Можно указать на неуникальность подобного процесса: такая же или еще более страшная судьба постигла другие памятники культуры, не только в России с ее разнообразными линиями исторического развития, но и в благополучной Западной Европе, не говоря уже о Востоке (Китай, Афганистан и др.).5.Русская образованная общественность активно противостояла забвению культурной значимости тарханского хронотопа.6.Созданное в 1907 г. В Пензенской губернии «Лермонтовское общество» и его деятельность можно рассматривать как первую организованную форму провинциального «культуртрегерства», направленную на мемориализацию и пропаганду значимости лермонтовского наследия.7.В целом в рассматриваемый период четко прослеживается наличие деструктивной и противоположной ей по вектору конструктивной линии развития данногохронотопа.

Ссылки на источники1.ГАПО, Ф. 24, Оп. 1, Д. 1866, Л. 84.2.Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников / Сост. М. Гиллельсона и О. Миллер. ‬М.: Худож. лит., 1989. ‬672 с.3.Махов, А.К. Сад демонов: Словарь информальной мифологии средневековья и Возрождения / А.К. Махов. ‬М.: INTRAPA, 1998. ‬С. 140.4.«Этот край … моя отчизна»: Лермонтовский музейзаповедник «Тарханы». ‬М.: Воскресенье, 2002. ‬157 с.5.Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке / Н.В. Гончаренко. ‬М.: Искусство, 1991. ‬432 с.6.Усок, И.Е. Историческая судьба наследия М.Ю. Лермонтова / И.Е. Усок // Время и судьбы русских писателей. ‬М.: Наука, 1981. ‬С. 6567.7.Пугачев, О. О Лермонтове, Мартынове и письмах из старинного секретера / О. Пугачев // Ленинец ( г. Видное, Московской области). ‬1992. ‬11 февраля.8.Элиаде, М. Трактат по истории религий / М. Элиаде. ‬СПб.: Алетейя, 2000. ‬Т. 2. ‬394 с.9.Андронников, И. Лермонтов. Исследования и находки / И. Андронников. ‬М.: АСТ, 2013. ‬688 с.10.Бондаренко, В. Лермонтов. Серия: жизнь замечательных людей. Малая серия / В. Бондаренко. ‬М.: Молодая гвардия, 2013. ‬608 с.11.Михайлов, В. Лермонтов. Серия: жизнь замечательных людей / В. Михайлов. ‬М.: Молодая гвардия, 2013. ‬780 с.12.Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В. Драч. ‬РостовнаДону: Феникс, 1998. ‬С. 9095.13.Фролов, П.А. Лермонтовские Тарханы / П.А. Фролов. ‬Саратов: Приволж. кн. издво (Пенз. отдние), 1987. ‬280 с.