Феномен успеха: лингвистический, философский и социально-экономический аспекты

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мирошина Е. Ю., Мищук О. Н., Гельфонд М. Л. Феномен успеха: лингвистический, философский и социально-экономический аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 416–420. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970098.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу успеха как комплексного социокультурного феномена. Объектом реконструкции и анализа являются лингвокультурологический, этико-философский и социологический подходы к осмыслению успеха в качестве культурно-исторической реалии на различных этапах его становления и развития. Успех рассматривается в его индивидуально-личностном и социальном измерениях сквозь призму различных религиозных, идеологических, философских и социально-гуманитарных доктрин. В статье проводится компаративное исследование ключевых моделей понимания успешности в истории европейской и отечественной культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гельфонд Мария Львовна,доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тулаmlgelfond@gmail.com

Мищук Оксана Николаевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тулаoksana_mishchuk@yahoo.com

Мирошина Евгения Юрьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. ТулаЕvgeniya1808@yandex.ru

Феномен успеха:лингвистический, философский и социальноэкономический аспекты

Аннотация. Статья посвящена анализу успехакак комплексного социокультурного феномена. Объектом реконструкции и анализа являются лингвокультурологический, этикофилософский и социологический подходы к осмыслению успеха в качестве культурноисторической реалии на различных этапах его становления и развития. Успех рассматривается в его индивидуальноличностном и социальном измерениях сквозь призму различных религиозных, идеологических, философских и социальногуманитарных доктрин. В статье проводится компаративное исследование ключевых моделей понимания успешности в истории европейской и отечественной культуры.Ключевые слова: успех, философия, лингвокультурология, социология, экономика, ценности, личность, общество.

На современном этапе развития общества в контексте глобализации, приводящей к необходимости осмысления взаимодействия и общения различных народов с учетом универсальных и специфических поведенческих характеристик, изучение взаимосвязикультуры, языка и личности открывает новые исследовательские перспективы. В сфере интересов современных ученыхоказываются концепты и национальные концептосферы.Актуальность данной работыобусловлена тем, что концепт ©успехªявляетсяобъектом изучения многих наук и, как показывает опыт осмыслениятеоретических и прикладных аспектов данного феномена, остается много вопросов для научных дискуссий, открывая перспективы как для лингвистики, так и для смежных с ней наук, таких как философия, культурология, социология. В последнее время разрабатывается тенденция, в которой язык рассматриваются как культурный коднации, а не просто как коммуникативное и когнитивное орудие. Язык ‬это своего рода путь, по которому мы проникаем в современную национальную ментальность и в воззрения древних на окружающий мир и общество, наследие которых живет в словах (в их этимологии), значениях, символах культуры, метафорах, фразеологизмах. Мы разделяем точку зрения немецкого филолога В.фон Гумбольта о том, чтоязыки ‬©не просто разные оболочки общечеловеческого сознания, но и различные видения мира. В каждом языке заложено самобытное миросозерцаниеª. [1, с. 415].Определенный способ восприятия мира отражается в языковой картине мира данного общества, так как язык формирует своего носителя, причем формирует его как личность. Язык ‬это не только средство выражения, это форма,определяющая образ мыслей человека.Вслед за В.А. Масловой, мы считаем, что языковая картина мира находит свое выражение через призму понятий, которые сформировались в определенной социокультурной среде, то есть через концептуальную картину мира. [2, с. 207]. Таким образом, изучение концептосферы языка способствует выявлению особенностей ментального мира этноса, а,следовательно,и культуру народа на разных эволюционных этапах его становления. Концепт ©успехªпринадлежит к числу базовых культурных ценностей, чтоподтверждается возрастающим интересом к данному концепту в антропологиииее областях, описывающих причиныуспеха в гносеологическом и понятийном плане. Более того, в современном обществе в эпоху господства материальных ценностей происходит переосмысление концепта ©успехª, понятийные составляющие которого культивируются в сознании современного общества.Несмотря на то, что сегодня на наше восприятие и понимание успеха влияет пропаганда американских ценностей, где стремление к успеху становится одним из главных аспектовнациональной философии, данное понятие имеет древнерусские корни. Слово ©успехª происходит от глагола ©спетьª, у которого были следующие значения: 1. спешить, торопиться; 2. готовить чтото к определенному сроку, заготавливать; 3. помогать комуто, делать добро; 4. созревать. Впоследствии содержание слова стало меняться,и некоторые значения перешли от глагола ©спетьª к одной из его произвольных форм ©спешитьª, а более дифференцированные синонимы вытеснили другие значения. Такое сокращение значений сказалось на эволюционной природе развития существительного ©спехª, которое примкнуло к глаголу ©спешитьª.В древнерусском языке слово ©спехª включало ряд значений: 1. поспешность, быстрота; 2. усердие, стремление; 3. успех, достижение цели, счастье. Дальнейшее развитие языковых форм привели к сужению значения, оставляя в речевом обиходе значение ©удача, удачное достижение целиª. Таким образом, в 17 веке семантическая связь слов спех, спешный и спеть, а также глагол успеть, с одной стороны, и успех ‬успешный, с другой стороны, ослабевает. Как уже было отмечено выше, языковая картина мира имеет различные варианты репрезентации в зависимости от исходной лингвокультуры. По данным лексикографических источников было выявлено, что ядерная зона концепта включает: •достижение цели;•общественное одобрение, признание, репутацию;•удачу. В периферийную зону входят следующие компоненты:•положительные результаты;•успевание к определенному сроку;•другие аспекты: успехи в учебе; прогресс; процветание; совершенствование; счастье; победа. Анализ контекстов различных типов дискурса позволил выделить ряд образов, связанные с категориями пространства и движения: путь к успеху, дорога к успеху, шаги к успеху, вершина успеха. Еще один репрезентативный сегмент включает процесс реификации: ключ к успеху, цена успеха, рецепт успеха, искусство успеха.©Программа являетсявыверенной, апробированнойсистемойовладенияискусствомуспеха. Проработавеё, именнопроработав, выбудетеобладатьточнымрецептом, какдобитьсяуспехаª. (Довгань В.В. Я был нищим стал богатым. Прочитай, и ты тоже сможешь).Менее частотными для русского языка стали ассоциации с денежнымиатрибутами: формула успеха, критерии успеха. Что является критерием успеха? У этой проблемы две стороны внешняя и внутренняя. С внешней стороны критерии успешности это материальное и социальное благополучие человека… Внутренний критерий успешности ощущение гармоничности своей жизни, удовлетворенность от обладания приобретенными благами, позитивное мировосприятие. (КлючниковС.Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития).Таким образом, концепт ©успехªпрошел определенное количество стадий лингвокультурологическойи исторической эволюции. При этом последняя органично включает в себя и его поэтапное философское осмысление.Философская концептуализация феномена успеха ‬процесс, берущий свое начало задолго до дисциплинарной тематизации и, даже, предварительного терминологического оформления данной проблемы в смыслообоазующем и смыслозадающем пространстве самосознания европейской культуры. Задолго до его введения в повседневный научнофилософский и идеологопублицистический оборот концепт успеха, персонифицирующийся в образе успешной личности, становится неотъемлемой частью социальноэкономического, политического и отчасти этического дискурсов, традиционных для западной цивилизации. Закладываемое ею парадигмальное соотношение философских доктрин успеха или успешности обнаруживает себя в двух параллельно сосуществующих ©системах координатª: одна из которых отражает корреляцию индивидуального (партикулярного) и общественного (универсального) измерений в восприятии и оценке успешной личности, в то время как другая ‬фиксирует оппозицию критической и апологетической интенций в отношении как к статусу успешной личности, так и к ее социальной аксиологии, т.е. противопоставляет существующие в обществе конкурентные установки на моральную дискредитацию ориентированной на успех личности и культивирование ценности успеха. Свойственный классической европейской философии и социальногуманитарному знанию в целом способ концептуализации успеха ‬это не что иное, как этика добродетелей. Именно она составляет основу исторически первой модели понимания телеологических, гносеологических и этикоаксиологических аспектов личной успешности как прямого суммарного выражения или реализации внутренних качеств конкретного индивида. Символично, что в этой условной ©точке отсчетаª берет свое начало и третий смысловой ©векторª, венчающий собой теоретический каркас философского дискурса успеха, ‬диалектика его внутренней и внешней детерминант, а именно, соотнесение определенного комплекса имманентных отдельному субъекту качеств, служащих своего рода гарантами его жизненной, профессиональной или деловой успешности, и трансцендентных по отношению к индивиду социальных критериев, в соответствии с которыми каждое конкретное сообщество оценивает степень успешности своих членов.

Так, античность и средневековье с их специфическими версиями этики добродетелей демонстрируют тот тип успешной личности, которыйвыступает продуктом реализации исторически сложившейся структуры добродетелей: так ©идеальный гражданинª античного полиса ‬носитель знаменитых ©кардинальныхª или ©платоновскихª добродетелей (умеренности, мужества, мудрости и справедливости), реализуемых им в свободной и ответственной созидательной деятельности (творчестве, политике и иных социальных практиках), и в то время как идеал средневековья ‬воплощение триады ©теологических (или богословских)ª добродетелей христианства ‬веры, надежды и милосердия(любви) ‬индивид, смиренно уповающий на Бога и обретающий себя лишь посредством внутренней активности религиозного духа в подвижничестве и аскезе мирского и монашеского служения. Ренессанс и Новое время вызывают к жизни принципиально иную версию идентичности успеха ‬успеха как общественного признания личных достижений в той или иной области. Свободный творческий гений ©титановª Возрождения или успешный предприниматель и добропорядочный гражданин как олицетворение ©франклиновских добродетелейª (трудолюбие, точное соблюдение денежных обязательств и бережливость) есть уже в большей степени ©экстравертированныеª модели успешной личности, в отличие от ©интровертированныхª моделей успеха как максимы исполненности внутреннего долга: долга передсамим собой как нравственного идеала античности, особенно, эллинистическиримской античности, и долга перед Богом ‬сотериологической парадигмы христианского средневековья. Успех ‬главный критерий жизни человека Нового времени. Феномен успеха в новоевропейской и следовавшей в ее духовном кильватере североамериканской культуре ‬это опредмеченный символ социального прогресса и предтеча ©американской мечтыª, продукт синтеза идеи прав человека и стандартов ©общества равных возможностейª.Этот концептуальныйсимбиоз предполагает не только наличие определенной ©шкалыª уровней успешности, но и предельный плюрализм его ©номинацийª. Исследователи проблемы успеха склонны выделять три основных уровня или вида успешности личности в условиях современного социума: ©успехпризнание, успехпреодоление и успехпризваниеª [3, с. 51], в то время как количество и свобода выбора ©номинацийª успешности практически ничем не ограничены. В результате современное постиндустриальное общество потребления не только создает абсурдное пространство своего рода перфекционистского конформизма, т.е. возможность и допустимость отождествления личного успеха (прежде всего, успехапризнания) с приобретением всеобщей медийной известности в качестве персонажа книги рекордов Гиннеса (безотносительно к тому, в какой области одержана данная ©победаª) или участника очередного реалитишоу (независимо от его тематики и художественного качества), но и постоянно тиражирует прецеденты подмены критериев успешности как таковой гипертрофированными эффектами демонстративного потребления или саморекламы (наиболее яркой иллюстрацией чего может служить феномен так называемой ©золотой молодежиª).Что же касается специфики успехапреодоления, то его аксиологическими полюсами в современном мире выступают подвиг служения своему делу или героизм преодоления трудных жизненных обстоятельств, с одной стороны, в то время как с другой обнаруживается своеобразное личное, политическое или профессиональное ©каскадерствоª, граничащее с паталогическим нарциссизмом и заведомо опасным для окружающих поведением. Заметим, что в обеих ситуациях индивид принимает на себя существенные риски, обеспечивающие ему успешное достижение поставленной цели, однако если в первом случае они оправданы и несет их преимущественно сам субъект деятельности, то во втором ‬целесообразность рискованного выбора весьма сомнительна, а его жертвами могут оказаться совершенно посторонние и ни в чем не повинные люди.И, наконец, успехпризвание ‬это не менее амбивалентная позиция, обнаруживающая себя как в пространстве личного жизненного опыта, так и в сфере разнообразных социальных практик современности. Так выдающиеся достижения конкретного человека в своей профессиональной деятельности, художественном творчестве или спорте ‬неизменный повод для констатации очевидного факта реализации его подлинного призвания как основы личного успеха. Между тем успехпризвание в его социальноисторическом измерении нередко оборачивается идейным и политическим ©самозванствомª, созданием известных идеологем и мифологем коллективного успеха или утопий всеобщего благоденствия, т.е. стремлением осчастливить людей помимо их собственной воли или вопреки ей. Не менее конфликтным аспектом этикофилософской концептуализации личной и социальной успешности выступает диспозиция целейи средств, поскольку именно их оптимальное соотношение и является залогом успешной деятельности и, соответственно, успешности ее агентов. Полемика возникает здесь, как правило, по вопросу о том, допустимо ли детерминировать успех исключительно прагматической или сугубо ©техническойª эффективностью средств, используемых для достижения поставленных целей, или успех ‬интегральная характеристика как практической, так и моральной качественности обеспечившей его достижение деятельности? Однозначного ответа на этот вопрос в рамках современного общественнофилософского и социальнопублицистического дискурса не существует…Однако очевидно, что достижение успеха занимает достаточно высокое место в системе ценностных ориентаций людей всех поколений. В соответствии с теорией универсального содержания и структуры ценностей, предложенной С. Шварцем и У. Билски, можно выделить десять типов ценностных ориентаций, среди которых есть достижение личного и социального успеха. Используя эту классификацию, С.В. Молчанов провел исследование, которое показало, что российская молодежь первое место в своих предпочтениях отдает успеху. В исследованиях, проведенных в сорока пяти странах самим С. Шварцем, эта ценность находится на четвертом месте. Первенство было отдано ©благосклонностиª или заботливости, основной целью которой является взаимодействие с близкими людьми и забота об их благополучии[4, с. 21].Но успех явление достаточно многогранное, в т.ч. под ним можно понимать и благополучие родных и друзей. Среди исследователей нет единой точки зрения на определения успеха и успешности. А обычные люди в понятие успех вкладываются самые разные составляющие: и отсутствие материальных проблем, и достижения в профессиональной сфере, и удачливость в делах. Данные социологических исследований, проведенных среди студентов, показали, что об успехе может свидетельствовать высокий уровень личного дохода (67,4% опрошенных), высокий уровень профессионализма (53,5% респондентов), возможность заниматься интересной деятельностью (48,6%), высокий авторитет и признание обществом (41%)[5, с. 9192]. Для респондентов более старшего возраста материальное благополучие также значимый критерий отнесения человека к успешному. Кроме этого чаще всего успешным считается человек, обладающий определенными признаками: презентабельным внешним видом, дорогими аксессуарами, мощным автомобилем и т.д. Еще Т. Веблен писал о показном потреблении, т.е. потреблении, основной целью которого является демонстрация своего высокого материального положения[6]. Отрицательной чертой демонстративного потребления является именно стремление показать то, чего нет на самом деле. Например, дорогой телефон для многих служит символом успешности. А для его приобретения человек вынужден брать кредит, отказывать себе в самом необходимом и только ради того, чтобы сказать окружающим ©я богатª, ©я успешенª, ©я многого добилсяª. М.В. Кирюшина выделила основные атрибуты присущие успешному человеку: имидж, социальный статус, материальные блага, образ жизни, личная жизнь, образование, социальные связи[7]. Как видим, личные качества практически не влияют на успех человека. Это доказывают и результаты опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В 2013 году почти четверть опрошенных основным фактором достижения успеха считала деньги, чуть меньше ‬21% думала, что успеха невозможно достичь без связей и блата. Такие качества личности как честность, дисциплинированность, сила воли и другие выбрали по 1% респондентов. Четырьмя годами ранее результаты были несколько другие. Первое место среди факторов успеха заняли связи и знакомства (58% опрошенных), высокая квалификация и талант поделили второе место (по 48% участников исследования). Личные качества играли не последнюю роль, например, 27% респондентов считали, что без силы воли успеха достичь невозможно. 3% отметили, что успех это результат везения[8].С точки зрения молодого поколения одним из важнейших факторов достижения успеха являются нужные знакомства (около 50% респондентов), о значимости личных качеств говорят немногие, но чем старше становится человек, тем меньшую роль он для них отводит. Например, почти 30% респондентов в возрасте 18 ‬29 лет считают, что именно личные качества позволяют достичь жизненного успеха, среди опрошенных в возрасте 30 ‬39 лет таких немногимболее20%, а в более старшей группе только 15%[9, с. 160]. Таким образом,понимание успеха, основные факторы его достижения во многом зависят от конкретного общества, от господствующих в нем ценностей, существующих норм поведения, т.е. носят частный характер. Тем не менее, природа, характер и критерии успеха как универсальной категории, равно как и субординация форм и уровней его реализации ‬открытая проблема, сам способ постановки и решения которой ‬индикатор наличного социальноэкономического состояния и, одновременно, критерий оценки дальнейших перспектив развития современного общества. Именно достижение успеха как основной мотиватор деятельности и поведения современного человека может стать определяющим вектором социальноэкономического и духовнонравственного прогресса отдельной нации и современной цивилизациив целом, а формирующиеся в ее недрах модели и критерии успешности ‬задать контуры национальной идей или конкурирующие прогностические сценарии будущего всего человечества: в диапазоне от эсхатологии общества потребления до сотериологии религиозного преображения.

Ссылки на источники1.Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры. ‬М.: Прогресс, 1985.2.Маслова В. А. Введение в лингвокультурологию. ‬М.: Наследие, 1997. 3.Бакштановский В.И., СогомоновЮ.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха / Научнопублицистическая монография. ‬ТюменьМосква: Центр прикладной этики, 1997. 4.Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах //Психологическая наука и образование. ‬2005. №3. C/16 25 5.Соболева Н.Э. Деловой успех и его факторы в представлении студентов бизнесшкол // Социс. ‬2011. №5. ‬С. 90 ‬976.Веблен Т. Теория праздного класса. ‬М.: Прогресс, 1984.7.Кирюшина М.В. Гендерный аспект социального успеха в современном обществе. ‬URL: http://www.unn.ru/pages/elibrary/vestnik_soc/99990201_West_soc_2008_2(10)/12.pdf(дата обращения: 27.09.2016)8.База данных ВЦИОМ. ‬URL: http://wciom.ru/database(дата обращения: 27.09.2016)9.Маршак А.Л., Рожкова Л.В. Жизненный успех в представлении российской молодежи // Социс. ‬2015 №8. ‬С. 157 160