Познавательные универсальные учебные действия как основной элемент подготовки к Единому государственному экзамену по биологии в основной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бережная О. В. Познавательные универсальные учебные действия как основной элемент подготовки к Единому государственному экзамену по биологии в основной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 486–490. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970112.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бережная Оксана Викторовна,старший преподавателькафедры физиологии человека и методики обучения биологии, ФГБОУ Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, «КГПУ им. В.П. Астафьева» г.Красноярск, email: zax20111985@mail.ru

Познавательные универсальные учебные действия как основной элемент подготовки к единому государствееному экзамену по биологии в основной школе

Аннотация.В статье рассматриваются особенности формирования познавательных универсальных учебных действийв процессе обучения биологии.Ключевые слова: обучение биологии, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, единый государственный экзамен.

В современной системе образования основные структурные компоненты учебной деятельности рассматриваются в рамках личностнодеятельностного подхода в качестве общеучебных действий. СформированностьУУД является одной из составляющих успешности обучения в школе. Задачи современной системы образования направлены на формирование у обучающихся универсальных учебных действий.Универсальность учебных действий доказывается тем, что они:–носят метапредметный характер (А.Г. Асмолов);–обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса (Е.Н. Ращикулина); –обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.).Под универсальными учебными действиями авторами стандарта нового поколения понимается, в широком смысле, умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов, так как способствуют развитию теоретического мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка и рефлексия. Знания и умения одновременно становятся средством развития универсальных учебных действий.Для нашего исследования представляют интерес компоненты познавательных учебных действий, так как они непосредственно связаны с учебным содержанием школьного курса биологии.

Рис. 1Компоненты познавательных универсальных учебных действий

В экспериментальном исследовании мы уделяем внимание познавательным универсальным учебным действиям таким, как умение анализировать, сравнивать, делать выводы, которые являются ключевыми при формировании исследовательской компетенции (рис. 1).Умение анализировать–это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Анализ–процедура мысленного и реального расчленения предмета, явления, процесса, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств. Умение сравнивать–это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Вывод –наиболее сложный логический прием, он требует разнообразной мыслительной деятельности. Если учащийся сумеет установить связи между познаваемыми фактами и явлениями, выделить в них главное, существенное, он на основе данных умений сможет сделать вывод, из чего следует заключить, что умение делать вывод зависит от умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинноследственные связи[1,3.5].Познавательные УУД напрямую связаны с самостоятельным выделением и формулировкой познавательной цели; поиском необходимой информации; выделением элементов и «единиц» из целого; разделение целого на части; составление целого из частей; умением сравнивать; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаковосимволические средства для решения различных учебных задач; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения, выводы. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала[2, 4, 6].Контроль уровня сформированности отдельных универсальных учебных действий все чаще становится объектом государственных форм экспертизы и аттестации. Итоговая контрольная работа в начальной школе включает задания, направленные на выявление уровня сформированности общеучебных умений. С каждым годом в ЕГЭ сокращается часть «А» и растет количество заданий части «В» и «С», выполнение которых опирается не только на определенный багаж предметных знаний и умений, но и на универсальные способы мышления и деятельности. Во многих школах разработаны и используются авторские диагностические материалы по выявлению уровня сформированности УУД у учащихся.Безусловно, совместная работа разных специалистов по становлению нового содержания образования в общеобразовательных учреждениях привелак повышению уровня овладения универсальными учебными действиями учащимися. Однако дальнейшее повышение качества образования будет определяться качеством знаний педагогов и их умением обеспечить целенаправленное развитие УУД у учащихся.Одним из приоритетов российского образования на современном этапе является усиление внимания к вопросам качества образования, к способам его контроля и оценки, получения объективной информации об учебных достижениях учащихся. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» освоение образовательных программ всех уровней завершается итоговой аттестацией учащихся по окончании ими 9 и 11 классов основной средней общеобразовательной школы. Ее цель –объективно оценить достижение целей обучения: выявление уровней овладения учащимися системой знаний о живой природе (теорий, законов, понятий, научных фактов), о методах ее изучения, о структурнофункциональных, генетических основах жизни, разных уровнях ее организации, об особенностях строения и функционирования живых систем, размножения и развития организмов основных царств живой природы.По аналитическим материалам ФИПИ при сдаче ОГЭ и ЕГЭ отмечается, что на сегодняшний день свыше 50 % учащихся усвоили общебиологические понятия. При проведении анализа результатов выполнения заданий можносделать вывод, что наибольшие затруднения вызывают задания на установление соответствия и последовательности. Это можно объяснить тем, что такие задания проверяют не только содержание биологического образования, но и умения анализировать, сравнивать, сопоставлять биологические объекты, процессы и явления. В методических рекомендациих для учителей, подготовленных на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года, подчеркивается необходимость повторения учебного материала, изученного в основной школе, и на его базе формирования новых понятий. На уроках биологиинеобходимо уделять внимание развитию у обучающихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, работать с изображением биологических объектов, сравнивать определять и характеризовать их, приводя необходимые аргументы.По статистике, ОГЭ (ГИА) по биологии в 9 классеявляется одним из наиболее популярных предметов по выбору, хотя не является обязательным предметом для сдачи на выпускных экзаменах. Как видим, наблюдается противоречие между желанием учащихся сдавать ГИА по биологии и результативностью сдачи данного экзамена.Выделенное противоречие обозначило актуальность проблемы настоящего исследования, которая заключается в поиске теоретических оснований и методических условий для формирования общебиологических понятий уучащихся при обучении биологии.Необходимо отметить, что на ЕГЭ проверяется содержание биологического образования, которое остается достаточно стабильным, поскольку оно основывается на содержании биологии как науки. Контрольные измерительные материалы не выходят за пределы требований, предъявляемых к содержанию биологического образования. Вместе с тем для успешного выполнения этого испытания ученикам необходимо проявить высокий уровень сформированности умений анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.Обязательным компонентом экзаменационной работы являются задания со свободным развернутым ответом. С их помощью проверяются наряду со знаниями разнообразные умения: четко, логично, кратко письменно излагать свои мысли, аргументировать ответ, подкреплять его примерами, обосновывать, доказывать изложенные в ответе суждения, правильность сделанных выводов, решать биологические задачи.Задания со свободным развернутым ответом контролируют усвоение нескольких элементов содержания (от 2 до5) и позволяют выявить сформированность у школьников умений, характеризующих познавательную деятельность высокого уровня. При их выполнении экзаменуемый имеет возможность достаточно полно, глубоко выразить свои мысли, проявить умение применять знания в нестандартных ситуациях, решать биологические задачи, обосновывать собственные взгляды. Среди всех форм контроля, используемых для выявления уровня подготовки выпускников, ЕГЭ остается наиболее эффективной, прозрачной и независимой формой. Он позволяет получить объективную информацию о качестве подготовки учащихся, оценить уровень их знаний и сформированных умений, выявить пробелы в биологических знаниях и наметить пути их устранения.На протяжении многих лет число участников ЕГЭ по биологии в среднем составляет 17–18 % от общего числа экзаменующихся. По числу участников ЕГЭ биология занимает 5 место среди школьных предметов. Минимальная граница ЕГЭ по биологии составила 17 первичных и 36 тестовых баллов. Это свидетельствует о том, что минимальная граница по биологии установлена в результате многолетнего эксперимента и определяется объемом сформированных у выпускников знаний и умений, без которых в дальнейшем невозможно продолжение образования. Именно в заданиях части 2 (В) слабо сформированными у выпускниковоказались умения сравнивать, анализировать. Например, были предложены задания сравнить и сопоставить клетки прокариот и эукариот, соматические и половые клетки, процессы, протекающие в интерфазе, митозе и мейозе, при фотосинтезе и энергетическом обмене. Также в заданиях С1 или С2 контролируются знания по работе с рисунком или анализу текста, а это основные УУД, которые направлены на формирование умения делать анализ и выводы.Таким образом, анализ результатов ЕГЭ по биологии позволяет сделать вывод об объективности полученных данных, которое обеспечивается стабильностью теста, проверкой основного содержания курса, достаточным числом проверяемых элементов содержания по различным уровням сложности, включением заданий, контролирующих в полном объеме знания и умения учащихся, предусмотренного стандартом образования.В развитии познавательных универсальных учебных действий главное значение исследовательской деятельности школьников состоит в усовершенствовании приобретенных в начальной школе навыков поиска информации в различных источниках. В ходе выполнения исследования школьники нуждаются в потребности поиска дополнительной информации за пределами предметной программы, осваивают эффективные приемы поиска, организации и хранения информации, используют информацию для установления причинноследственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных ситуациях.

Ссылки на источники1.Смирнова, Н.З. Особенности формирования исследовательской компетенции при обучении биологии в современной школе / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева 2014. N 1 (27) с. 115118.2.Бережная, О.В., Смирнова Н.З. Организация исследовательского урока биологии в школе / О.В. Бережная, Н.З. Смирнова // Биология в школе № 2, 2014. С. 2629.3.Смирнова, Н.З., Бережная О.В. Психологические основы исследовательского обучения (на материале биологии) / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная// Психология обучения № 6, 2014. С. 112122.4.

Бережная, О.В. Формирование исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий по предмету «Биология» / О.В. Бережная // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева 2014. № 2 (28) С.138141.5.Смирнова, Н.З. Экспериментальная методика формирования исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий при обучении биологии в VI классе / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева 2015. № 3 (33) С. 3237.6.Смирнова, Н.З. Диагностика формирования исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий при обучении биологии в VI классе / Н.З. Смирнова, О.В. Бережная // Казанский педагогический журнал № 6 том 2 2015. С.372 –375.