Стратегический маркетинг как основа перспективного планирования предприятия торговли

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егорушкина Т. Н., Бабанов В. Н., Игнатова К. В. Стратегический маркетинг как основа перспективного планирования предприятия торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 621–625. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970139.htm.
Аннотация. В статье обосновывается внедрение в деятельность предприятий торговли стратегического маркетинга, позволяющего нацеливать предприятие на экономические возможности, адаптированные к его ресурсам с целью обеспечения потенциала для роста и рентабельности. Приводится содержание понятий «стратегический маркетинг», «стратегическое планирование» применительно к деятельности торгового предприятия; формулируются основные требования к выбору маркетинговой стратегии, рассматриваются этапы ее реализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бабанов Владимир Николаевич,доктор экономических наук, процессоркафедрыэкономики, менеджмента и торгового дела, Тульский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова», г. Тулаbabanov45@yandex.ru

Егорушкина Татьяна Николаевна,кандидат экономических наук, доцент,доцент кафедрыэкономики,менеджмента и торгового дела, Тульскийфилиал ФГБОУ ВО «Российский экономическийуниверситет им. Г.В.Плеханова», г. Тулаtegor@bk.ru

Игнатова Ксения Владимировнамагистрант направления подготовки «Торговое дело», Тульский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономическийуниверситет им.Г.В.Плеханова», г.Тулаksenija110511@gmail.ru

Стратегический маркетинг как основа перспективного планирования предприятия торговли

Аннотация.В статье обосновывается внедрение в деятельность предприятий торговли стратегического маркетинга, позволяющегонацеливать предприятие на экономические возможности, адаптированные к егоресурсамс целью обеспеченияпотенциаладля роста и рентабельности. Приводится содержание понятий «стратегический маркетинг», «стратегическое планирование» применительно к деятельности торгового предприятия; формулируются основные требования к выбору маркетинговой стратегии, рассматриваются этапы ее реализации.

Ключевые слова:стратегия, маркетинг, рынок, торговля, стратегическое планирование,стратегический маркетинг, конкуренция.

Торговля является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Именно предприятия торговли формируют развитую инфраструктуру услуг, привнося огромный вклад в создание благоприятных условий для дальнейшего развития и процветания государств.Торговля как сфера хозяйствования обладает важной особенностью: она создает условия, определяющие вектор социальноэкономического развития страны. Её результаты влияют на состояние денежногообращения в стране. Она способствуетвыборуперспективных направленийразвитиянародногохозяйства.Она формирует экономическое мышление населения [1;16].

Одной из главных особенностей рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель –в приобретении товара, работник –в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не может обеспечить экономического успеха автоматически, он должен быть завоеван в конкурентной борьбе [2, с. 15; 3, с. 98].

При этом наличие конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики подталкивает все рыночные предприятия, целью которых получение экономических выгод, ориентироваться в большей степени на потребностипокупателя. Но учитывая возрастающий рост требований покупателей, у специалистов торговых предприятий появилась необходимость в создании системы внутрифирменного управлениядля выявление основных целевых покупателей и создание для них оптимального стандарта торгового обслуживания. Поэтомунеобходимы дополнительные знания в области маркетинга для создания таких инструментов рыночной деятельности и управления торговым предприятием, которые могли бы обеспечить получение прибылиторговым предприятием. Применение различных подходов к управлению организацией торговли во многом связано с проблемой формирования потребностей или формированием потребительского спроса на рынке[4;257]

В условиях рынка современное торговое предприятие сталкивается с огромным количеством проблем различного характера, включая экономические, финансовые, социальные и организационные. Возникновение ихобусловленодостаточно высокой степенью конъюнктурныхизменений в различных сегментах рынка, ужесточением конкурентной среды в сфере торгового предпринимательства, а также недостатком финансовых ресурсов для реализации целей торгового предприятия. Поэтому предприятия торговли наряду с функциями прогнозирования и управления должны уделятьсерьезноевнимание рациональной организации будущего (перспективного) состояния торгового предприятия, что должно стать главной составляющей активного стратегического мышления менеджеровлюбого торгового предприятия. Всвязи с этим предприятия торговли встают перед проблемой разработки и реализации стратегии эффективного торгового обслуживания, что подразумевает накопление знаний о той рыночной среде, в которой осуществляет свою деятельность торговое предприятие, и место занимаемое им.Становится ясно, что в торговле, как и в любом виде предпринимательства, общаястратеги развития должна быть направлена на удовлетворение спроса потребителей и достижение прибыли с учетом реальных ресурсных возможностей предприятия. Именно поэтомубольшоеколичество предприятий торговли, учитывая обострение конкуренции, рост издержек и низкие темпы повышения качества оказываемых услуг, проявляют большой интерес к маркетингу. Ранееруководители торговых предприятий говорили о маркетинге как о мерах, сочетающих стимулирование с культурой обслуживания, но на сегодняшний день большинствоиз них проявляют серьезный интерес к маркетинговому подходу для решения проблем в развитии предприятия, создавая маркетинговые службы, системы информации, планирования, контроляза движением товаров на предприятии.

Анализ результатов исследований в области международной торговли показал, что происходит процессактивноговнедренияв практику деятельности торговых предприятий комплексного маркетингового подхода.Однако, Россия, имея огромный внутренний потенциал, к сожалению, занимает на мировом рынке торговых услуг довольно скромное место.В этой связи нам представляется, что для преодоления кризисного состояния в торговой отрасли и снижении происходящих негативных процессов,необходимы меры как текущего, так и перспективного характера. Одним из направленийв решении проблем предприятий торговли является внедрение маркетингового подхода, который может стать основой для перспективного планирования всех имеющихся видов деятельности предприятия

стратегический маркетинг.

В Википедиимы находим следующее определение стратегического маркетинга это активныймаркетинговыйпроцесс с долгосрочным горизонтом плана, направленный на превышение среднерыночных показателей путём систематического проведения политики созданиятоваровиуслуг, обеспечивающих потребителей товарами более высокойпотребительской ценности, чем уконкурентов.Стратегический маркетинг нацеливает компанию на экономические возможности, адаптированные к её ресурсам и обеспечивающие потенциал для роста и рентабельности. Задачей стратегического маркетинга является уточнение миссии фирмы, разработка целей, формирование стратегии развития и обеспечение сбалансированной структуры товарного портфеля фирмы.[6]

Основная роль стратегического маркетинга –это прослеживание эволюции конкретного рынка и выявление имеющихся, либо потенциальных рынков или сегментов рынка на основе анализа имеющихся потребностей, которые нуждаются в скором их удовлетворении. Так как именно выявленные в процессе стратегического маркетинга товарные рынки могут представлять собой потенциальные экономические возможности торговых предприятий, привлекательность которых маркетологам предстоит в дальнейшем и оценить.Главной задачей маркетинга в стратегическом временном периоде развития торговых предприятий является то, чтобы предприятие было нацелено, прежде всего,на реализацию наиболее привлекательных экономических возможностей деятельности самого предприятия, обращая внимание натрудовые, материальнотехнические, информационныеи финансовыересурсы, которые позволяютторговому предприятию обеспечить максимальное использование ресурсного потенциала, что влияет наповышениеего уровня рентабельности.Реализация маркетинговой стратегии на торговом предприятии может включать четыре основных этапа:

ситуационный анализ,

разработку стратегии,

разработку маркетинговой программы,

реализацию самой стратегии и направления управления ею.

На рис. 1 изображен непрерывный процесс реализации маркетинговой стратегиина предприятии торговли. При этом ситуационный анализ предполагает такие действия, как анализ рынка, анализ конкуренции, сегментирование рынка и его мониторинг. Разработка маркетинговой стратегии предусматривает определение целевых сегментов рынка и разработку стратегии позиционирования, разработку стратегий, направленных на поддержание взаимоотношений с потребителями и стратегий планирования новых товаров. Разработка маркетинговой программы предполагает выбор стратегий продвижения, сбыта иценообразования. Этап реализации стратегии и управления ею состоит из практических шагов по реализации стратегии, управлению ею и контролю за ее выполнением[7]

Стратегический маркетинг в деятельности крупного торгового предприятия долженосновываться на глубоком знании и понимании предприятия на рынке и самого рынка, включаяи разработку соответствующего комплекса мер, направленных на проникновение на рынок иобеспечениесбыта.

Мы считаем, что значение стратегического планирования, как функции управления предприятием во многом повысилось именнов связи снаступившими в начале двадцать первого века экономическими, технологическими, социальными переменами,которые имеют серьезное влияние на принятие окончательных управленческихстратегических решений.Обусловлено это именно тем, что для планирования своей текущей деятельности и социальноэкономического развития, необходимо основываться на имеющихся определенных стратегических возможностях предприятия. Кроме тогонеобходимоиспользоватьи разрабатыватьновые подходы и механизмы комплексного мониторинга, маркетинга,аудита, использоватьприемы анализа при оценке конкурентоспособности предприятия с целью повышения адаптации предприятия к грядущим переменам во внешней среде.

Рис. 1. Этапы реализациимаркетинговой стратегии торгового предприятия

Следовательно, по нашему мнению, стратегическое планирование включает в себя комплекс наиболее важных проблемразвития предприятия торговли. Необходимо отметит, что предприятиедолжно основываться на теоретикометодологическихположениях маркетинга, которые позволятторговому предприятию самому определять состояние будущего экономического, финансового, и социального развития процесса оказания услуг, включая реализацию долгосрочных проектов инвестирования, кадровой и финансовой деятельности торгового предприятия на плановой основе.

Жесткиеусловияразвивающегосясовременного рынкапоставили торговые предприятия в такие условия, при которыхэкономических и финансовых успехов могут добиваться лишь те предприятия, которые способны формировать и реализовывать на конкретном имеющемся организационном уровне стратегии социальноэкономического развития в долгосрочном временном периоде.

Известно, что всовременных экономических условиях на соответствующих сегментах рынка услуг приоритетные (лидирующие) места занимают крупные супери гипермаркеты, принимающие и реализующие стратегии информационноинновационных изменений,которые в условиях всеобщей информатизации общества могут предоставить таким предприятиям торговли существенные конкурентные преимущества. В целом выбор и реализация стратегии маркетинга становятся важнейшими условиями повышения темпов экономического роста торгового предприятия в условиях возрастающей конкуренции среди профессиональных участников рынка.

Ряд предприятий оказываются не в состояниивнедрять у себя полноценную систему маркетинга, что связано с нехваткой достаточных знаний, финансовых ресурсов, плохой организациеймаркетинга. В подобных условиях одним из выходов изсложившегося положения является концентрация отдела маркетинга предприятия на наиболее перспективных и нетрадиционных направлениях развития.

Одним из эффективных инструментов маркетинга в современных условиях развития экономики может стать аудитмаркетинговой деятельности, который поможет выявить наиболее узкиеместав деятельности предприятия, препятствующиесохранениюлибо расширению доли рынка имеющихся товаров, выявлению резервов роста этого рынка, а также возможностиоценки мероприятий по эффективному использованию таких резервов. Конечно, со стороны руководителей торговых предприятийпредпринимаются попытки для расширения сбыта своей продукции любыми методами, но чаще всегоэтот процесс происходит хаотично, нерегулярно, на интуитивном уровне, хотя данный инструмент контроля пока еще и не нашел широкого применения в системе маркетинга[5]Информация, предоставленная после проведения аудита маркетинговой деятельности предприятия действительно может во многом помочь при определении стратегии маркетинга предприятия торговлив будущем.

Таким образом, маркетинговая стратегия предприятия является системой маркетинговых целей предприятия и путей их достижения, разработанной на долгосрочную перспективу.Нокак и подавляющее большинство долгосрочных решений, реализация стратегии маркетинга во многом предполагает наличие затрат, включаявременные, управленческиеи финансовыересурсы.Все это во многом зависит от наличия максимально достоверной информационной базы, которая характеризовала бы имеющуюся рыночную ситуации, что может быть достигнуто путем проведения на торговом предприятии специальных маркетинговых исследований, результаты которых и могут стать основой для проведения маркетинговой стратегии предприятия.Поэтому предприятия вынуждены прибегатьк поиску максимально достоверной информации, проверке гипотез, характеризующих рыночную ситуацию, что достижимо путемпроведения маркетинговых исследований, результаты которых и ложатся в основу маркетинговой стратегии предприятия.При этом научный выбор и реализация маркетинговой стратегии является основополагающим условием повышения темпов социальноэкономического роста и повышения рентабельности деятельности торгового предприятия в условиях ужесточения конкуренции среди участников рынка.

Ссылки на источники1.Бабанов В. Н. Проблемы отечественной торговли в современных условиях хозяйствования // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –№ S9. –С. 16–20. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75147.htm.2.Егорушкина Т.Н. Анализ причин и правовых проблем кризисного состояния оптовой торговли в условиях конкурентной среды / Т.Н. Егорушкина, Т.Б. Белякова // Вестник академии знаний. –2012. –№1. –С. 15–18.3.Егорушкина Т.Н. Методологические основы проведения производственного аудита для целей управления предприятием / Т.Н. Егорушкина [и др.] // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. –2015. –Вып. 2. –C. 98 [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ekoncept.ru/teleconf/65020.html4.Егорушкина Т. Н. Управление предприятиями торговли: проблемы и пути решения в условиях конкурентной среды [Текст] / Т. Н. Егорушкина, Е. В. Этова, С. С. Семенов // Scientific studies from theory to practice : материалы IX Междунар. науч.практ. конф. (Чебоксары, 10 июля 2016 г.) / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. —Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. —№ 3 (9). —С. 275–278. —ISSN 24133957.5.Медведева Т. В., Егорушкина Т. Н., Панферова Е. В., Швецов С. А., Этова Е. В. Аудит маркетинговой деятельности как инструмент контроля в системе управления предприятием // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –№ 9 (сентябрь). –С. 41–45. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15307.htm.6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Стратегическиймаркетинг.7.http://mirznanii.com/a/145130/strategicheskiymarketing