Решающими условиями развития страны в целом являются высокие темпы развития народного хозяйства на основе непрерывного технического прогресса, совершенствования организации труда и производства, широкого внедрения комплексной автоматизации и механизации производственных процессов как главных источников повышения производительности труда и непрерывного повышения уровня жизни людей [8,с.19].
Важной материальной составляющей развития промышленных предприятий является их технологическое оснащение, в частности, контрольно-измерительные приборы и средства автоматизации. Современное производство невозможно представить без разнообразных контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации (КИПиА), которые применяются для контроля и управления технологическими процессами. Широкое внедрение автоматизации производственных процессов изменяет характер труда.
Значительная доля затрат в промышленных инвестиционных проектах (как правило, от 20 до 30 % стоимости проекта) занимают затраты на автоматизацию технологии производства и обеспечение качества, иными словами, затраты на закупку контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации.
С одной стороны, мы видим, что на рынке представлено множество производителей КИПиА, существует конкуренция, развиваются каналы сбыта, появляются новые посредники (дилеры, дистрибьюторы и т.д.).
Но с другой стороны, внедрение новейших систем управления и средств автоматизации в России, скорее всего, находится на начальном этапе развития. На данный момент в связи с санкциями не поступает большое количество приборов из-за границы. Поэтому исследование развития регионального отраслевого рынка контрольно-измерительных приборов и автоматики является исключительно важной и актуальной задачей и позволяет прогнозировать направления дальнейшего развития.
Методологическую основу нашего исследования составили труды российских учёных в области маркетинга, таких как Голубков Е.П., Данько Т.П., Крылов И.В., Мани И.Б., Мхитарян С.В., Роммат Е.В., Симионова Н.Г., Яненко Я.Н, в области прогнозирования рынка: Аристахова Н.А., Бабиев Г.Л., Ильенкова Н.Д., Панкрухин А.П. и др.
Нами было проведено маркетинговое исследование, целью которого было выявление предпочтений представителей промышленности, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся конечными пользователями продукции, на рынке контрольно-измерительных приборов и автоматики. Стоит отметить, что конечными потребителями такой довольно сложной продукции являются в большинстве своём производственные организации.
При анализе анкет было выявлено, что большим спросом на рынке контрольно-измерительных приборов и автоматики пользуются трансформаторы (45%).
На втором месте идут расходомеры ( 37%). Это вполне объяснимо, ведь ресурсы с каждым днём всё дорожают. Поэтому всё чаще возникает необходимость приобретения приборов учёта.
Третье место занимает КИП/давление и вакуум (34%). Это контролирующие процесс приборы. Без них не обходится ни одно производственное предприятие.
При проведении анализа предприятий, реализующих продукцию, наибольший процент (39%) был отдан официальным представителям производителей контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Официальными представителями завода-изготовителя могут выступать дилеры, дистрибьюторы, реселлеры и т.д.Напрямую же у завода-изготовителя приобретают 29%. Практика показывает, что потребитель зачастую нуждается в целом перечне КИПиА. Напрямую на заводе купить целый список позиций, включающих разные типы продукции, не получится в силу очень узкой специализации компании. В такой ситуации целесообразно будет обратиться к дилерам и дистрибьюторам, присутствующим на рынке.
В политике ценообразования практически нет разницы. При долгосрочном договоре с предприятием дилер может рассчитывать на программу скидок. И чем большую партию КИПиА заказывает потребитель, тем больше он сэкономит на покупке.Одна фирма – дилер, может выступать одновременно представителем сразу нескольких предприятий. Поэтому номенклатура продукции здесь будет намного шире, и потребитель имеет возможность приобрести все и сразу. В этом заключается выгода для конечного потребителя [2,с.117].
В последнее время и дилеры и предприятия решили отказаться от больших складских запасов. Произведя некоторые подсчеты, стало понятно, что держать большие оборотные активы невыгодно с экономической точки зрения. При этом заводы сохраняют тенденцию производить товар как можно больше, чтобы не было простоя оборудования. Предприятия не занимаются развитием отдела продаж, не организовывают работу логистической службы, не следят за рынком сбыта и не проводят маркетинговые исследования. Все это перекладывается на дилера, прибыль которого напрямую зависит от объема продаж [5,с.338].
На сегодняшний день рынок контрольно-измерительных приборов перенасыщен большим количеством производителей и посредников. Существует множество продуктов-аналогов, конкурирующих между собой, сходных по техническим характеристикам и внешнему виду. Для того, чтобы удержаться на данном рынке, необходимо гибко и своевременно реагировать на его изменения, повышать качество продукции, уровень обслуживания, постгарантийного обслуживания, выделять средства на создание и внедрение новых высокотехнологичных моделей.
Оценка состояния рынка контрольно-измерительных приборов, выявление потребительских предпочтений, изучение узнаваемости компаний и брендов – это те направления деятельности фирм, предприятий, которым необходимо уделять достаточно внимания для того, чтобы гибко реагировать на изменения на региональном рынке и повышать эффективность своей деятельности. Именно этим вопросам посвящено наше исследование.
Все вышесказанное обусловило выбор темы и дает основание считать ее актуальной как в научном, так и в практическом смысле.