Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савич Е. О. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2241–2245. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86477.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам конкурентоспособности предприятий. Автором рассмотрены основные элементы конкурентоспособности предприятия и предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Савич Евгения Олеговна,студентка 2 курса факультета Экономики и управления, ЧОУ ВО Южный институт менеджмента, г. Краснодарeva.savich@mail.ru

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Аннотация. Статья посвящена проблемам конкурентоспособности предприятий.Автором рассмотрены основные элементы конкурентоспособности предприятия и предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмына современном этапе развития экономики.Ключевые слова: конкуренция, предприятие, маркетинг, экономический анализ, спрос, рынок, продукция.

На современном этапе экономического развития конкурентоспособность является важным элементом в экономике многих стран мира. В настоящее время в условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в предпринимательстве, если не рассчитать эффективность его развития, не накапливать постоянно сведения о собственных перспективах и способностях, о состоянии рынков, не оценивать место конкурентов на них и не проводит анализконкурентоспособностисвоей фирмы.Конкурентоспособность предприятия представляет собойсвойство, характеризующееся степенью реального и потенциального удовлетворения им определенной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке[2].Когда предприятие имеет высокую конкурентоспособность, это сопровождается удовлетворенностью и желанием потребителей повторно приобретать продукцию данной фирмы,

отсутствием претензий к фирме каксо стороны государствав лице налоговых органов, обществав целом, собственникови контрагентов.На конкурентоспособность предприятия влияют не только качественные и ценовые параметры, но и уровень менеджмента, система управления денежными потоками, состояние рынка, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация рабочего персонала. Но, не смотря на все эти условия, важнейшую роль занимает маркетинг. Основные задачи маркетинга выявить наиболее значимые потребности потребителей, учёт изменений их предпочтений, оценка перспективности подразделений рынка, разработка и осуществление эффективных стратегий по повышению конкурентоспособностей. Присутствие конкуренции является важным условием для формированияконкурентоспособноститоваров и предприятия в целом. Конкурентоспособность товара –способность продукции быть привлекательной для потребителей, отвечать запросам конкурентного рынка по сравнению с другими аналогичными изделиями. Она определяется с одной стороны –ценами, устанавливаемыми продавцами товаров, с другой стороны качеством данного товара. Кроме этого, на конкурентоспособность оказывают своевлияние и другие факторы: популярность того или иного товара, реклама, имидж предприятия, место фирмына рынкеданного товара, колебания спроса.Таким образом, под конкурентоспособностьютовара следует пониматьсовокупность его характеристик, отличающих его от аналогичных продуктов. Также данное понятие представляет собой систему потребительских, экономических и технических показателей: технический уровень изделия, функциональные, социальные и другие полезные свойства, цена покупки и издержки на потребление. Мониторинг конкурентоспособности проводится с помощью сравнительного анализа перечисленных показателей с уровнем аналогичных показателей конкурентов.Различные авторы в своих определениях конкурентоспособности используют чаще всего такие термины как: качество, полезность, привлекательность, соотношение «цена –качество», выдержка конкуренции и т.д. Намже представляется, что конкурентоспособность –систематичный показатель товара, следствие работы всех элементов маркетинга, который обеспечивает выигрышное положение на рынке.Определение конкурентоспособности предприятия –процесс более сложный, подразумевающий преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли на территории государства и за его пределами.Основу конкурентоспособности предприятия представляет собой система его конкурентных привилегий. На основе сравнительного анализа разных подходов к исследованиюконкурентных преимуществпредприятия, необходимоосуществлять их систематизацию по следующим признакам:–отношениексамойсистеме;–область возникновения преимущества;–содержание фактора преимущества;–время реализации преимущества;–место реализации преимущества;–вид конечного результата[1].Кодификация приведенных конкурентных преимуществ с дальнейшим их кодированием обязательна для автоматизированной обработки бухгалтерского учета и проведения факторного анализа конкурентоспособности предприятия.Если организация обладает конкурентным преимуществом, то оно в свою очередь делится на факторы: внутренние (почти целиком определяются руководством организации) и внешние (появление этих факторов уже в небольшой степени зависит от организации).К типовой конкурентоспособности относят такие преимущества как: рыночные, управленческие, технические, структурные, ресурсные.В качестве показателей конкурентных преимуществ используют такие показатели, какиздержки производства, размер относительной доли рынка, степень овладения улучшенными технологиями, стратегия продаж, отличительные свойства товаров, популярность фирмы.Из всего многообразия толкования понятия конкурентоспособности предприятия, можно отметить следующие характерные свойства для данного явления:–на конкурентные преимущества предприятия воздействуют экологическая и социальная среда;–конкурентоспособность предприятия показывает, насколько развита данная фирма в сравнении с ееконкурентами по степени удовлетворения спроса на ее продукцию и по эффективности производственной деятельности;–конкурентоспособность организацииповышает еепривлекательностьдля инвесторов;–конкурентоспособность –это способность одного объекта превзойти своего конкурента по всем критериям;–конкурентоспособность предприятия –это способность предприятия выстоять на рынке с аналогичными товарами конкурентов;–конкурентоспособность продукции и предприятия –тесно связанные определения;–конкурентоспособность –этопоказатель, для которого базой сравнения выступают подобные показатели предприятийконкурентов;–конкурентоспособность предприятия изменяется во времени, ее изменения зависят от определенных факторов: внутренних и внешних;–конкурентоспособность фирмы характеризует значения и эффективность применения всех его ресурсов.Поскольку конкурентоспособность продукции играет огромную роль в обеспечении финансовой устойчивости фирмы, то еюнужно правильно управлять. Моделирование показателей конкурентоспособности производится на этапе проектирования продукта. Задача маркетинговой службысостоит в том, чтобы выяснить потребности общества для их удовлетворения, а также предвидеть какие потребности могут возникнуть в ближайшем будущем изза изменения условий жизни: инфляция, увеличение доходов населения и т.д. Соотношение цены, сервиса и качества –вот основа в обеспечении конкурентоспособности продукции. Естественно, что на конкурентоспособность могут влиять и другие факторы(маркетинг, мода и т.п.), причемкак в положительную, так и в отрицательную сторону. Но, не смотря на эти факторы, конкурентоспособность закладывается еще на начальнойстадиипроектирования и производства, вследствие этого ограничено поддается воздействию маркетинга в ходе сбыта.Повышение конкурентоспособности –это актуальная проблема в наше время, решение этой проблемы связно с усовершенствованием разработки, изготовления, реализацией и техническим обслуживанием продукции.Благодаря этим усилиям, можно добиться следующих результатов:–сниженияиздержек производства;–повышениякачества продукции;–стимулированиярекламных кампаний;–увеличенияэкономичности и оперативности послепродажного обслуживания.Конкурентоспособность имеет много разных элементов, которые представляют собой самостоятельный объект управления.Конкурентоспособное предприятие имеет стратегический подход в управлении конкурентоспособности. Выделим самыеосновные из них:эксплерентная;

виолентная;патиентная;коммутантная.Американский экономист Майкл Портер в своей теории конкурентных преимуществ рассматривает два главных источника преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущества в издержках –это конкурентоспособность, возникающая благодаря более низким производственным и маркетинговым расходампо сравнению с конкурентами. Этопозволяет предприятию снизить цены на выпускаемую продукцию или экономить на рекламе и распределении. Преимущества в маркетинге –это конкурентоспособность товаров и услуг, которые удовлетворяют покупателей больше, чем товары конкурентов.Предприятие, добивающееся успехов в маркетинге, в основном ориентировано на потребителя, чем предприятие, которое стремится к преимуществам в издержках, однако, оно тоже не может игнорировать потребителей, иначе его преимущество будет непрочным.Преимущество маркетинга на рынке, заключается в том, что некоторые свойства продукции фирмы, боле предпочтительны, чемфирмы конкурента.Существует определенная система обеспечения конкурентоспособности предприятия. В теории вопрос обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции рассматривается одновременно как процесс и как структура. Обеспечение конкурентоспособности как процесс –это реализация связанных между собой научных подходов, методов, принципов, средств и мероприятий, разрабатываемых по всем критериям управления и стадиям жизненного цикла управляемых объектов и нацеленных на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Система обеспечения конкурентоспособности как структура –это система, которая состоит из внешнего окружения предприятия и еевнутренней структуры, направленной на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.При сравнении эффективности рекламной деятельности определенной фирмы с фирмойконкурентом, могут быть использованы следующие признаки:1. Товар: марка товара, разнообразие ассортимента товаров, качество упаковки, показательный уровень качества товара, стадия предпродажной подготовки, стадия послепродажного обслуживания, доля на рынке, скорость изменения объема продаж.2. Цена: уровень цен, гибкость ценовой политики, ценообразованиена новую продукцию.3. Децентрализация продукта: объем распределения по разным каналам сбыта, эффективность работы каналов сбыта, внедрение инструментов современного маркетинга, уровень квалификации работников и их состав.4. Уровень рекламной деятельности предприятия можно оценивать по следующим определениям: бюджет маркетинговой деятельности, виды рекламы, используемые СМИ, уровень и метод стимулирования сбыта, использование индивидуальной продажи, наличие специальных подразделений, для осуществления связи с общественностью.В целях повышения конкурентоспособности предприятия, необходимо проведение следующих мероприятии:–обеспечение конкурентоспособностивыпускаемой продукции в целевых секциях рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается его условное и обобщенное свойство, отражающее его выгодные отличия от продукции конкурента по степени удовлетворения потребности и по расходам на нее.–повышение производительности предприятия и его подразделений до высокого уровня в данной отрасли. С этим показателем открывается возможность успешной работы предприятия в будущем;–постоянное использование новых технологий;–изготовление продукта такого качества, которое отвечает отечественным и мировым стандартам;–изготовлениепродукцию только из высококачественного сырья и материалов;–проведение постоянногообученияи повышенияквалификации кадров;–систематическое проведение экономического анализа с целью выявления сильных и слабых сторон по сравнению с конкурентами.Стоит отметить, чтоконкурентоспособное предприятие должно обладать следующимивнутренними преимуществами:–экономическое положение фирмы;–конкурентоспособность товара;–выгодность продаж;–индивидуальный имидж предприятия;–эффективное управление.Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребительскую сферу, повышение качества выпускаемой продукции, эффективную реализацию товаров и услуг. Благодаря этому увеличивается показатель конкурентоспособности предприятия, его умение максимально использовать свой трудовой, научнотехнический, производственный и финансовый потенциал.

Ссылки на источники1. АнанянА.Э., Чумакова Н.А. Значение управленческого анализа в современных условиях развития экономики. В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Международная научнопрактическая конференция студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей. Редакторы: Ю.И. Сигидов, М.А. Коровина, А.В. Чухнов. 2013. С. 280285.2. Науменко Т.С., Чумакова Н.А. Экономический анализ. Учебное пособие. Краснодар, 2012.