Сакральное и профанное как ипостаси бытия в лирике Ф. И. Тютчева
Выпуск:
ART 970149
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вороничева
О.
В. Сакральное и профанное как ипостаси бытия в лирике Ф. И. Тютчева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
671–675. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970149.htm.
Аннотация. Подробно исследуются способы конструирования бытового и бытийного хронотопов. Как воплощение сакрального рассматриваются образы бездны, души, природы, ночи, православных святынь. Они взаимодействуют с образами дня, жары, яркого и палящего солнца, являющимися конкретизацией профанного времени и пространства. Особое внимание уделяется анализу такой особенности идиостиля Тютчева, как синтезирование хронотопических координат контрастных миров для онтологической интерпретации обыденных ситуаций. В количественном отношении второй компонент оппозиции сиюминутное – вечное, безусловно, доминирует над первым. Элементы сакрального, полноценно представленные в земном пространстве, одухотворяют все живое и наполняют его Божественным светом. Пространственная вертикаль поэтического мира Тютчева реконструируется от заоблачных высот до мрачных подземных глубин – средоточия зла и демонических сил. В отличие от бытового топоса, локализованного в горизонтальной плоскости, бытийное пространство многомерно и многоярусно. Душа человека свободна и объемлет все мироздание. Существование на границе двух миров представляет собой сущностную характеристику человека и предопределяет его стремления, ценности, поведение.
Текст статьи
ВороничеваОльга Викторовна,кандидат филологических наук, доцент Брянского государственного инженернотехнологического университета, г.Брянскvoronicheva.olga@yandex.ru
Сакральное и профанноекак ипостаси бытия в лирике Ф.И. Тютчева
Аннотация. Подробноисследуютсяспособы конструированиябытовогои бытийного хронотопов.Как воплощение сакрального рассматриваются образы бездны, души, природы, ночи, православных святынь. Они взаимодействуют с образами дня, жары, яркого и палящего солнца, являющимися конкретизациейпрофанноговремени и пространства.Особое внимание уделяется анализутакой особенности идиостиля Тютчева, как синтезированиехронотопических координат контрастных мировдля онтологической интерпретации обыденных ситуаций.Вколичественном отношении второй компонент оппозиции сиюминутное –вечное безусловно доминирует над первым. Элементы сакрального, полноценно представленные в земном пространстве, одухотворяют все живое и наполняют его Божественным светом. Пространственная вертикаль поэтического мира Тютчева реконструируется от заоблачных высот до мрачных подземных глубин –средоточия зла и демонических сил. В отличие от бытового топоса, локализованного в горизонтальной плоскости, бытийное пространство многомерно и многоярусно. Душа человека свободна и объемлет все мироздание. Существование на границе двух миров представляет собой сущностную характеристику человека и предопределяет его стремления, ценности, поведение.
Ключевые слова:сиюминутное, вечное, Ф.И.Тютчев, хронотоп, бездна, душа, природа, диалектика.
Характернейшейособенностью русской словесности является концентрация в ней смысложизненных вопросов. Лирика Тютчева как одно из ее вершинных проявлений отличается напряженнойфилософскойрефлексией, основу которой составляют глубокие размышления над проблемойдиалектики сиюминутного и вечного.Проявляется она в пространственновременной организации поэтического мираи специфике взаимодействия элементов оппозиции сакральное–профанное.Профаноесоответствует материальномумиру,представленномукакдинамичный топос с ©кругом убийственных заботª [1,155] и ©неугомонным телеграфомª [1,211], где все ©холоднобесцветноª и ©грустнобезответноª [1,212].Он подобен клокочущему морю страстей, драм и конфликтов,переполнен громкими, дисгармоничными звуками: ©оглушит наружный шумª [1,105], ©хлещет, свищет и реветª, клокочет, ©с ревом, свистом, визгом, воемª [1,151]. Заполненноежитейской суетой время измеряется здесь в часах, днях, годах.Как правило, оно соотнесено с определенным временем суток –днем, ©болезненным и страстнымª [1,192]. Это время профанное, с его приходом рассыпаются все мечты и химеры: ©…и по ночам тоскуя, // Порою встав, ты смотришь на Восток // И вдруг, смутясь, бежишь, как бы почуя // Передрассветный ветерокª [1,160]. Оно циклично, как жизнь всего живого; вэтом отношении характерно стихотворение ©Сижу задумчив и одинª [1,129], представляющее собой тягостные размышления героя о бренности подлунного мира и человека как части этого мира, о неумолимой повторяемости и неповторимости дней, лет, веков. (Тот же мотив конечности и бесконечной повторяемости всего сущего звучит в стихотворении А.А.Блока ©Ночь, улица, фонарь, аптекаª.) Лирический герой осознает жесткую регламентированность временных границ своего пребывания в земном пространстве, понимаемом как видимая часть бесконечности. ©Чопорномуи душномуª мируобыденных дел, в которомчеловек забывает о своем единстве с миром и Богом, противостоит всеобъемлющий космос и священная природа, располагающие к раздумьям и снам–©пророчески неясным, как откровения духовª [1,192].Это сакральное пространство составляют ©незыблемые высотыª [1,151] и ©душевная глубинаª, ©светлый храмª [1,118] и ©бессмертная заряª[1, 195].Все здесь является проявлением духовности, окрашено в необычные тона: ©чистая и теплая лазурьª [1,196], ©воздушная зеленьª [1,178], сияющий, пламенеющий, огнецветный фонтан [1,134], и погружено в тишину, изредка нарушаемую неземными звуками, отзывающимися в душе: ©безмолвноª, ©молчиª [1,105], ©чудный звон затрепеталª [1,121].Бытийному пространству соответствует почти остановившеесявремя, совместившее в себе все временные планы. Оноостро переживается лирическим героем: ©для поэзии Тютчева… более характерно жгучее ощущение данного мгновения времени с его неизбежной обреченностью: то, что происходит сейчас, стоит над пропастью, еще миг, и его не будетª [2,163]. Дыхание вечности слышнее в ночное время суток; ©внешний мирª меркнет с того момента, как ©святая ночь на небосклон взошлаª [1,162]. Однако образ ночи (как и образ дня) диалектичен: ночная тень может скрывать истину и быть тяжелой для человека [1,179].Земля –всего лишь малая часть мирозданья, интегрирующая в себе контрастные по своей сути элементы бытовой и бытийной природы. Но и здесь профанное время–пространство представлено сравнительно скудно и, как правило, реконструируется для контрастного высвечивания онтологической сущности явлений: день изображается в сочетании с ночью, солнце (палящее и иссушающее),–со звездами и месяцем. Четкое размежевание бытового и бытийного топосов в рамках земного пространства представлено в стихотворении ©Пошли, Господь свою отраду…ª [1,164–165]: летнему жару и зною (©жаркая мостоваяª, ©знойная мостоваяª) противопостоитгостеприимная сень деревьев и ©пыль росистая фонтанаª. Визуально контрастные миры разделены легкой ажурной оградой, которая утомленному суетой, будничными заботами и безверием путнику представляется непроницаемой стеной. Он сам выбрал путь ©бедного нищегоª по выжженной зноем дороге–©жаркой /знойной/ мостовойª, мимо полного жизненных сил сада: ©прохлады роскошных, светлых луговинª, гостеприимной сени деревьев, дымного облака фонтана, лазурного грота –всего того, что могло бы снять душевную усталость, наполнить жизнь светом и смыслом.Элементы сакрального, полноценно представленные в профанном земном пространстве, проявляются в орлином крике, который ©до нас доходит с вышиныª [1,196], в трепетании зарниц, ночном июльском блеске, в ©полном грозоюª небе: ©Словно тяжкие ресницы // Подымались над землею, // И сквозь беглые зарницы // Чьито грозные зеницы // Загоралися порою...ª [1,179]. Провозвестники другой реальности способны одухотворить все живое, наполнить его Божественным светом мудрости и любви, избавить от тоски в часы, когда ©тяжко на грудиª. Например, ©солнца луч приветныйª совершенно бесполезен в быту и не спасает от ©судьбы наветовª, но необходим для того, чтобы ощутить благосклонность ©лазуревых высотª [1,197], их силу и благодать. Другой пример проникновения сакрального в обыденное пространство, возвышения и наполнения его смыслом находим в стихотворении ©Арфа скальдаª [1,121–122]. В нем сходятся хронотопические координаты контрастных миров: дневная ©тень и пыль забытого углаª –©лазурный светª луны в том же углу; луна, ©очаровавшая мглуª; душа, ©встревоженная во снеª. Парадоксальность описания проявляется в странном сочетании пространственных и временных характеристик: днем топос основного действия погружен в тень, а ночью наполняется игрой лунного света и чудным звуком, трепещущим в струне. Происходит освящение профанного пространства: небо как бы опускается на землю и стираются границы между сиюминутным и вечным.Порой обыденные ситуации получают онтологическую интерпретацию, как, например, в стихотворении ©Как летней иногда порою…ª [1,210–211].Пространственная вертикаль поэтического мира Тютчева реконструируется от заоблачных высот до мрачных подземных глубин –средоточия зла и демонических сил: ©Ад ли, адская ли сила // Под клокочущим котлом // Огнь геенский разложила –// И пучину взворотила //И поставила вверх дном?ª [1,151]. В отличие от бытового пространства, локализованного в горизонтальной плоскости, бытийное пространство многомерно и многоярусно.Особенно ярко эта черта проявиласьв стихотворении ©Над виноградными холмами…ª [1,118];в немреконструированапространственнаявертикаль, все элементы которой имеют совершенно явную направленность вверх. На ее вершинной точке находятся ©златые облакаª, внизу –устремленное к небувсе живое на земле: долина, виноградные холмы, ©зеленые волныªреки.Природа –первая ступенька к Богу, воскресению, неземной тишине и покою, где ©Легче и пустынно чище // Струя воздушная течетª, ©Где смертной жизни места нетª. В среднем ярусе –гораи воздвигнутый на ней©светлый храмª, вознесенный на неземную высоту: ©на край вершиныª, где взор ©восходит к высотамª.Храм имеет ©кругообразнуюª форму,символизирующуювысшеесовершенствои бесконечность. Для воссоздания сакральногопространства из всего многообразия цветовой гаммы выбраны только торжественносветлые и естественноприродные тона: ©светлыйª храм,прозрачный воздух, ©златые облакаª, ©зеленые волныª. Тихое ощущение праздниканасыщаетвремя и пространствобожественным смыслом ислужит средствомих сакрализации: ©И нечто праздничное веет, // Как дней воскресных тишинаª. Речь, вероятно,идет о Воскресении, в том числе о воскресении души, соприкоснувшейся с величавой красотой мирозданья. Картина дополняется полным безмолвием: ©Туда взлетая, звук немеетª и совершенно бессобытийным, неподвижнымвременем. На глубокую символичность остановившегося времени, аккумулировавшего в себе прошлое, настоящее и будущее, указывал И.Б.Непомнящий: ©…личность, уверенная в своей неисчерпаемости, не может примириться с неизбежностью бесследного исчезновения: если недоступна вечность, то следует сделать бесконечным мигª [3,52].Одной из ипостасейвечности, роковой и безразличной, безвозвратно поглощающей все, что жило, мыслило, творило, выступает бездна,сопоставимая со Вселенной посвоим масштабам.Это роком заданное вечное пристанище человека,назначение которого–раствориться в нейдля чегото неведомого земного разуму. Не стать тленоми пылью, а ©слиться с бездной роковойª[1,173].Поэтические параллели прослеживаютсяопятьтаки влирике ХХ столетия:©Уж сколько их упало в эту бездну,// Разверзтую вдали!ª(М.ИЦветаева).Если картину мира поэзии Тютчева разместить в системе координат, то ее горизонтальная ось совпадет с бытовым хронотопом, а вертикальная –с бытийным. Душа человека свободна, легко перемещается и находит отклик в любой точке –среди временных планов и модусов, в сакральных и профанных локусах. Душа –©жилица двух мировª –объемлет все мироздание. В субъективном пространстве лирического героя элементы оппозиции бытовой –бытийный, будучи контрастными по своей сути, составляют диалектическое единство. Лирический герой существует одновременно в двух автономных реальностях,объединяя в своей душе любовь к земным радостям и устремленность к небесным откровениям. Его внутреннее пространство характеризуется цельностью,в нем слито вечное и сиюминутное:©О, вещая душа моя! // О, сердце, полное тревоги, // О, как ты бьешься на пороге // Как бы двойного бытия!..ª[1,192].©Тютчев… с философской точностью поставил этот, всегда мучительный для него, вопрос о двойной природечеловека как существа, вписанного в природу и в ней не умещающегосяª [4,31].На ту же ©странную раздвоенностьª автора и одновременно ©необычайную его цельностьª указывает А.В.Чичерин[2,165.],анализируяписьма поэта.Однако Тютчевутверждает несомненный примат мира глубинной жизни души–©таинственноволшебных думª–над внешней суетой. Истинная жизнь–©жизнь в себе самомª, в тихом и очень хрупком мире, который разрушается под действием ©наружного шумаª и дневных лучей.На оппозициивнутреннее –внешнеепостроено стихотворение ©Silentium!ª[1,106]. В качестве бытийного выступает внутреннеепространство лирического героя (©целый мир в душе твоейª);оно противопоставленобытовому –внешнему–миру(дневныелучи).©Звездыв ночиªи ©чувства и мечтыªстоят водномпонятийном рядуи указывают натождественность двух миров –души и Вселенной.Напрашивается аналогия с выведенной И.Кантом непреложной зависимостью между высоким небом, полным звезд, и непреложным моральным законом внутри нас.Сущностная потребность души соединиться с мировой душой: ©И в чистом пламенном эфире // Душе так родственнолегкоª [1,202]не до конца осознается самимчеловеком, однако отсутствиетакого стремления может обернуться гибелью личности. Примером души, которой не коснулся ©Божий пламеньª, служит©самовластный генийª Наполеона: ©Но освящающая сила, // Непостижимая уму, // Души его не озарила // И не приблизилась к нему…ª [1,160].Метафорой стремлениячеловека к небуслужит образ фонтана в одноименном стихотворении [1,134–135].Душа осуждена быть пленницей на земле, но мысль жадно рвется к ©высоте заветнойª–и в этом действие непостижимого закона. Человек мучительно ищетсмысл своего появления на земле. Однако видимая ему реальность заключает в себе лишь загадки о сущности мираи не позволяет проникнуть в тайны бытия.Поэтому все усилия напрасныикак бы ни был силен и искусен разум, он осужден на вечные блуждания в поискахистины.Неизбывная тоска по нейстановитсяпричиной мятежности лирического героя.В стихотворении ©Море и утесª человечество уподоблено морю, рвущемуся к ©незыблемым высотамª и дерзнувшему бросить вызов небу[1,151].Между тем бунт –©потеха злаяª –нелеп и смешон, он озлобляет и разрушает человека, затуманивает память о его двуединой природе.Само мирозданиевоплотилось в образе ©спокойного и надменногоª Утеса, о ©гигантскую пятуª которого обречены разбиваться клокочущие, ревущие, адские волны людского бунтарства и отрицания. Оно манит и пугает своим неземным совершенством, гармонией и принципиальной непознаваемостью. Законы его скрыты и непостижимы; в душе–лишь догадка о них. Земной путь человека похож на путь легкой льдинки, уносимой вскрывшейся ото льда рекой–полнокровной, торжествующей, неостановимой в своем могучем стремлении к морскому простору[1,173]. Бурный речной поток –это время, увлекающее людейльдинок, к морюбездне. Оно бесстрастнои неумолимо, в его полной власти земная судьба человека–©грезы природыª, которая ©знать не знает о быломª. ©Поочередно всех своих детей,// Свершающих свой подвиг бесполезный,// Она равно приветствует своей//Всепоглощающей и миротворной безднойª [1,261].Человек всего лишь ничтожно малая частица бытия; он не властен в своей судьбе: ©А завтра быть тому, что будетª [1,165]. Найти опору перед надвигающейся бездной можно только в Боге. И только Бог может прийти на помощь его скорбному неверью. ©Душа готова, как Мария, к ногам Христа навек прильнутьª [1,192]. Лирический герой грешит и страдает, но его душа жаждет веры, покаяния и очищения. Это единство противоречий, из которых соткана лирика Тютчева, делаетпоэта ©певцом хаоса, тоскующим о глобальной гармонииª [5,81].Стремление к абсолютной истине и вселенской гармонии наполняет смыслом жизнь обреченного на существование в бытовом пространстве человека, и вместес тем является причиной его трагедии, поскольку рождает неизбывную тоску по неведомому и желанному миру, в котором душа находит приют в мечтах и во сне. В суетной повседневностинет места высоким идеалам,а законы Вселенной, по которым существует все живое, неподвластны земному разуму©мыслящего тростникаª.Вечность всегда останется для него неизвестной, а потому темной и пугающей бездной.Утрата веры в возможность очищения через покаяние нарушает баланс между сиюминутным и вечным в душе человека и является главный источником его трагедии,причиной горя, тоски и бунтарства: ©Безверием палим и иссушен, // Невыносимое он днесь выносит... // И сознает свою погибель он, // И жаждет веры –но о ней не просит...ª [1,179].Поэтический мир Ф.И.Тютчева соткан из контрастов, органично объединенных в поразительно целостную систему, довольно простуюпо своей структуреиневероятно сложнуюи богатуюпо содержанию.Земное пространство в ней представляет собой лишь малую часть бесконечности, а потому все живоеощущает неодолимую потребность постичь законы Вселенной, часто осознаваемой как бездна. Существование на границе двух миров представляет собой сущностную характеристику человекаи предопределяет его стремления, ценности, поведение. Его внутреннеепространство в силусвоей структурной неоднородности сопоставимо смирозданием, объемлющими землю и небо. Потребность вистинеи невозможность ее обретения, быстротечность земного существования, бездна, открывающаяся за его гранью –все это придает трагизм жизни лирическогогероя и заставляет егоосознатьсебя мельчайшей частицейкосмоса–несамостоятельной и конечной, но наделенной душой и разумом, апотому бессмертной.
Ссылки на источники1.Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. –Л.: Советский писатель, 1987.–448с.2.Чичерин А.В. Образ времени в поэзии Тютчева // Чичерин А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. –М., 1980. –С. 161–169.3.Непомнящий И.Б. ©О, нашей жизни обольщенье…ª: о лирике Ф.И.Тютчева.–Брянск: Кириллица, 2002. –184с.4.Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Лотман Ю.М. Семиосфера. —С.Петербург, 2000. –С. 12–149.5.Погорельцев В.Ф. Личность Тютчева // Тютчевские чтения на Брянщине: материалы I–Vчтений / Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И.Тютчева. –Брянск: БГПУ, 2001. –220с. –С.81–84.
Сакральное и профанноекак ипостаси бытия в лирике Ф.И. Тютчева
Аннотация. Подробноисследуютсяспособы конструированиябытовогои бытийного хронотопов.Как воплощение сакрального рассматриваются образы бездны, души, природы, ночи, православных святынь. Они взаимодействуют с образами дня, жары, яркого и палящего солнца, являющимися конкретизациейпрофанноговремени и пространства.Особое внимание уделяется анализутакой особенности идиостиля Тютчева, как синтезированиехронотопических координат контрастных мировдля онтологической интерпретации обыденных ситуаций.Вколичественном отношении второй компонент оппозиции сиюминутное –вечное безусловно доминирует над первым. Элементы сакрального, полноценно представленные в земном пространстве, одухотворяют все живое и наполняют его Божественным светом. Пространственная вертикаль поэтического мира Тютчева реконструируется от заоблачных высот до мрачных подземных глубин –средоточия зла и демонических сил. В отличие от бытового топоса, локализованного в горизонтальной плоскости, бытийное пространство многомерно и многоярусно. Душа человека свободна и объемлет все мироздание. Существование на границе двух миров представляет собой сущностную характеристику человека и предопределяет его стремления, ценности, поведение.
Ключевые слова:сиюминутное, вечное, Ф.И.Тютчев, хронотоп, бездна, душа, природа, диалектика.
Характернейшейособенностью русской словесности является концентрация в ней смысложизненных вопросов. Лирика Тютчева как одно из ее вершинных проявлений отличается напряженнойфилософскойрефлексией, основу которой составляют глубокие размышления над проблемойдиалектики сиюминутного и вечного.Проявляется она в пространственновременной организации поэтического мираи специфике взаимодействия элементов оппозиции сакральное–профанное.Профаноесоответствует материальномумиру,представленномукакдинамичный топос с ©кругом убийственных заботª [1,155] и ©неугомонным телеграфомª [1,211], где все ©холоднобесцветноª и ©грустнобезответноª [1,212].Он подобен клокочущему морю страстей, драм и конфликтов,переполнен громкими, дисгармоничными звуками: ©оглушит наружный шумª [1,105], ©хлещет, свищет и реветª, клокочет, ©с ревом, свистом, визгом, воемª [1,151]. Заполненноежитейской суетой время измеряется здесь в часах, днях, годах.Как правило, оно соотнесено с определенным временем суток –днем, ©болезненным и страстнымª [1,192]. Это время профанное, с его приходом рассыпаются все мечты и химеры: ©…и по ночам тоскуя, // Порою встав, ты смотришь на Восток // И вдруг, смутясь, бежишь, как бы почуя // Передрассветный ветерокª [1,160]. Оно циклично, как жизнь всего живого; вэтом отношении характерно стихотворение ©Сижу задумчив и одинª [1,129], представляющее собой тягостные размышления героя о бренности подлунного мира и человека как части этого мира, о неумолимой повторяемости и неповторимости дней, лет, веков. (Тот же мотив конечности и бесконечной повторяемости всего сущего звучит в стихотворении А.А.Блока ©Ночь, улица, фонарь, аптекаª.) Лирический герой осознает жесткую регламентированность временных границ своего пребывания в земном пространстве, понимаемом как видимая часть бесконечности. ©Чопорномуи душномуª мируобыденных дел, в которомчеловек забывает о своем единстве с миром и Богом, противостоит всеобъемлющий космос и священная природа, располагающие к раздумьям и снам–©пророчески неясным, как откровения духовª [1,192].Это сакральное пространство составляют ©незыблемые высотыª [1,151] и ©душевная глубинаª, ©светлый храмª [1,118] и ©бессмертная заряª[1, 195].Все здесь является проявлением духовности, окрашено в необычные тона: ©чистая и теплая лазурьª [1,196], ©воздушная зеленьª [1,178], сияющий, пламенеющий, огнецветный фонтан [1,134], и погружено в тишину, изредка нарушаемую неземными звуками, отзывающимися в душе: ©безмолвноª, ©молчиª [1,105], ©чудный звон затрепеталª [1,121].Бытийному пространству соответствует почти остановившеесявремя, совместившее в себе все временные планы. Оноостро переживается лирическим героем: ©для поэзии Тютчева… более характерно жгучее ощущение данного мгновения времени с его неизбежной обреченностью: то, что происходит сейчас, стоит над пропастью, еще миг, и его не будетª [2,163]. Дыхание вечности слышнее в ночное время суток; ©внешний мирª меркнет с того момента, как ©святая ночь на небосклон взошлаª [1,162]. Однако образ ночи (как и образ дня) диалектичен: ночная тень может скрывать истину и быть тяжелой для человека [1,179].Земля –всего лишь малая часть мирозданья, интегрирующая в себе контрастные по своей сути элементы бытовой и бытийной природы. Но и здесь профанное время–пространство представлено сравнительно скудно и, как правило, реконструируется для контрастного высвечивания онтологической сущности явлений: день изображается в сочетании с ночью, солнце (палящее и иссушающее),–со звездами и месяцем. Четкое размежевание бытового и бытийного топосов в рамках земного пространства представлено в стихотворении ©Пошли, Господь свою отраду…ª [1,164–165]: летнему жару и зною (©жаркая мостоваяª, ©знойная мостоваяª) противопостоитгостеприимная сень деревьев и ©пыль росистая фонтанаª. Визуально контрастные миры разделены легкой ажурной оградой, которая утомленному суетой, будничными заботами и безверием путнику представляется непроницаемой стеной. Он сам выбрал путь ©бедного нищегоª по выжженной зноем дороге–©жаркой /знойной/ мостовойª, мимо полного жизненных сил сада: ©прохлады роскошных, светлых луговинª, гостеприимной сени деревьев, дымного облака фонтана, лазурного грота –всего того, что могло бы снять душевную усталость, наполнить жизнь светом и смыслом.Элементы сакрального, полноценно представленные в профанном земном пространстве, проявляются в орлином крике, который ©до нас доходит с вышиныª [1,196], в трепетании зарниц, ночном июльском блеске, в ©полном грозоюª небе: ©Словно тяжкие ресницы // Подымались над землею, // И сквозь беглые зарницы // Чьито грозные зеницы // Загоралися порою...ª [1,179]. Провозвестники другой реальности способны одухотворить все живое, наполнить его Божественным светом мудрости и любви, избавить от тоски в часы, когда ©тяжко на грудиª. Например, ©солнца луч приветныйª совершенно бесполезен в быту и не спасает от ©судьбы наветовª, но необходим для того, чтобы ощутить благосклонность ©лазуревых высотª [1,197], их силу и благодать. Другой пример проникновения сакрального в обыденное пространство, возвышения и наполнения его смыслом находим в стихотворении ©Арфа скальдаª [1,121–122]. В нем сходятся хронотопические координаты контрастных миров: дневная ©тень и пыль забытого углаª –©лазурный светª луны в том же углу; луна, ©очаровавшая мглуª; душа, ©встревоженная во снеª. Парадоксальность описания проявляется в странном сочетании пространственных и временных характеристик: днем топос основного действия погружен в тень, а ночью наполняется игрой лунного света и чудным звуком, трепещущим в струне. Происходит освящение профанного пространства: небо как бы опускается на землю и стираются границы между сиюминутным и вечным.Порой обыденные ситуации получают онтологическую интерпретацию, как, например, в стихотворении ©Как летней иногда порою…ª [1,210–211].Пространственная вертикаль поэтического мира Тютчева реконструируется от заоблачных высот до мрачных подземных глубин –средоточия зла и демонических сил: ©Ад ли, адская ли сила // Под клокочущим котлом // Огнь геенский разложила –// И пучину взворотила //И поставила вверх дном?ª [1,151]. В отличие от бытового пространства, локализованного в горизонтальной плоскости, бытийное пространство многомерно и многоярусно.Особенно ярко эта черта проявиласьв стихотворении ©Над виноградными холмами…ª [1,118];в немреконструированапространственнаявертикаль, все элементы которой имеют совершенно явную направленность вверх. На ее вершинной точке находятся ©златые облакаª, внизу –устремленное к небувсе живое на земле: долина, виноградные холмы, ©зеленые волныªреки.Природа –первая ступенька к Богу, воскресению, неземной тишине и покою, где ©Легче и пустынно чище // Струя воздушная течетª, ©Где смертной жизни места нетª. В среднем ярусе –гораи воздвигнутый на ней©светлый храмª, вознесенный на неземную высоту: ©на край вершиныª, где взор ©восходит к высотамª.Храм имеет ©кругообразнуюª форму,символизирующуювысшеесовершенствои бесконечность. Для воссоздания сакральногопространства из всего многообразия цветовой гаммы выбраны только торжественносветлые и естественноприродные тона: ©светлыйª храм,прозрачный воздух, ©златые облакаª, ©зеленые волныª. Тихое ощущение праздниканасыщаетвремя и пространствобожественным смыслом ислужит средствомих сакрализации: ©И нечто праздничное веет, // Как дней воскресных тишинаª. Речь, вероятно,идет о Воскресении, в том числе о воскресении души, соприкоснувшейся с величавой красотой мирозданья. Картина дополняется полным безмолвием: ©Туда взлетая, звук немеетª и совершенно бессобытийным, неподвижнымвременем. На глубокую символичность остановившегося времени, аккумулировавшего в себе прошлое, настоящее и будущее, указывал И.Б.Непомнящий: ©…личность, уверенная в своей неисчерпаемости, не может примириться с неизбежностью бесследного исчезновения: если недоступна вечность, то следует сделать бесконечным мигª [3,52].Одной из ипостасейвечности, роковой и безразличной, безвозвратно поглощающей все, что жило, мыслило, творило, выступает бездна,сопоставимая со Вселенной посвоим масштабам.Это роком заданное вечное пристанище человека,назначение которого–раствориться в нейдля чегото неведомого земного разуму. Не стать тленоми пылью, а ©слиться с бездной роковойª[1,173].Поэтические параллели прослеживаютсяопятьтаки влирике ХХ столетия:©Уж сколько их упало в эту бездну,// Разверзтую вдали!ª(М.ИЦветаева).Если картину мира поэзии Тютчева разместить в системе координат, то ее горизонтальная ось совпадет с бытовым хронотопом, а вертикальная –с бытийным. Душа человека свободна, легко перемещается и находит отклик в любой точке –среди временных планов и модусов, в сакральных и профанных локусах. Душа –©жилица двух мировª –объемлет все мироздание. В субъективном пространстве лирического героя элементы оппозиции бытовой –бытийный, будучи контрастными по своей сути, составляют диалектическое единство. Лирический герой существует одновременно в двух автономных реальностях,объединяя в своей душе любовь к земным радостям и устремленность к небесным откровениям. Его внутреннее пространство характеризуется цельностью,в нем слито вечное и сиюминутное:©О, вещая душа моя! // О, сердце, полное тревоги, // О, как ты бьешься на пороге // Как бы двойного бытия!..ª[1,192].©Тютчев… с философской точностью поставил этот, всегда мучительный для него, вопрос о двойной природечеловека как существа, вписанного в природу и в ней не умещающегосяª [4,31].На ту же ©странную раздвоенностьª автора и одновременно ©необычайную его цельностьª указывает А.В.Чичерин[2,165.],анализируяписьма поэта.Однако Тютчевутверждает несомненный примат мира глубинной жизни души–©таинственноволшебных думª–над внешней суетой. Истинная жизнь–©жизнь в себе самомª, в тихом и очень хрупком мире, который разрушается под действием ©наружного шумаª и дневных лучей.На оппозициивнутреннее –внешнеепостроено стихотворение ©Silentium!ª[1,106]. В качестве бытийного выступает внутреннеепространство лирического героя (©целый мир в душе твоейª);оно противопоставленобытовому –внешнему–миру(дневныелучи).©Звездыв ночиªи ©чувства и мечтыªстоят водномпонятийном рядуи указывают натождественность двух миров –души и Вселенной.Напрашивается аналогия с выведенной И.Кантом непреложной зависимостью между высоким небом, полным звезд, и непреложным моральным законом внутри нас.Сущностная потребность души соединиться с мировой душой: ©И в чистом пламенном эфире // Душе так родственнолегкоª [1,202]не до конца осознается самимчеловеком, однако отсутствиетакого стремления может обернуться гибелью личности. Примером души, которой не коснулся ©Божий пламеньª, служит©самовластный генийª Наполеона: ©Но освящающая сила, // Непостижимая уму, // Души его не озарила // И не приблизилась к нему…ª [1,160].Метафорой стремлениячеловека к небуслужит образ фонтана в одноименном стихотворении [1,134–135].Душа осуждена быть пленницей на земле, но мысль жадно рвется к ©высоте заветнойª–и в этом действие непостижимого закона. Человек мучительно ищетсмысл своего появления на земле. Однако видимая ему реальность заключает в себе лишь загадки о сущности мираи не позволяет проникнуть в тайны бытия.Поэтому все усилия напрасныикак бы ни был силен и искусен разум, он осужден на вечные блуждания в поискахистины.Неизбывная тоска по нейстановитсяпричиной мятежности лирического героя.В стихотворении ©Море и утесª человечество уподоблено морю, рвущемуся к ©незыблемым высотамª и дерзнувшему бросить вызов небу[1,151].Между тем бунт –©потеха злаяª –нелеп и смешон, он озлобляет и разрушает человека, затуманивает память о его двуединой природе.Само мирозданиевоплотилось в образе ©спокойного и надменногоª Утеса, о ©гигантскую пятуª которого обречены разбиваться клокочущие, ревущие, адские волны людского бунтарства и отрицания. Оно манит и пугает своим неземным совершенством, гармонией и принципиальной непознаваемостью. Законы его скрыты и непостижимы; в душе–лишь догадка о них. Земной путь человека похож на путь легкой льдинки, уносимой вскрывшейся ото льда рекой–полнокровной, торжествующей, неостановимой в своем могучем стремлении к морскому простору[1,173]. Бурный речной поток –это время, увлекающее людейльдинок, к морюбездне. Оно бесстрастнои неумолимо, в его полной власти земная судьба человека–©грезы природыª, которая ©знать не знает о быломª. ©Поочередно всех своих детей,// Свершающих свой подвиг бесполезный,// Она равно приветствует своей//Всепоглощающей и миротворной безднойª [1,261].Человек всего лишь ничтожно малая частица бытия; он не властен в своей судьбе: ©А завтра быть тому, что будетª [1,165]. Найти опору перед надвигающейся бездной можно только в Боге. И только Бог может прийти на помощь его скорбному неверью. ©Душа готова, как Мария, к ногам Христа навек прильнутьª [1,192]. Лирический герой грешит и страдает, но его душа жаждет веры, покаяния и очищения. Это единство противоречий, из которых соткана лирика Тютчева, делаетпоэта ©певцом хаоса, тоскующим о глобальной гармонииª [5,81].Стремление к абсолютной истине и вселенской гармонии наполняет смыслом жизнь обреченного на существование в бытовом пространстве человека, и вместес тем является причиной его трагедии, поскольку рождает неизбывную тоску по неведомому и желанному миру, в котором душа находит приют в мечтах и во сне. В суетной повседневностинет места высоким идеалам,а законы Вселенной, по которым существует все живое, неподвластны земному разуму©мыслящего тростникаª.Вечность всегда останется для него неизвестной, а потому темной и пугающей бездной.Утрата веры в возможность очищения через покаяние нарушает баланс между сиюминутным и вечным в душе человека и является главный источником его трагедии,причиной горя, тоски и бунтарства: ©Безверием палим и иссушен, // Невыносимое он днесь выносит... // И сознает свою погибель он, // И жаждет веры –но о ней не просит...ª [1,179].Поэтический мир Ф.И.Тютчева соткан из контрастов, органично объединенных в поразительно целостную систему, довольно простуюпо своей структуреиневероятно сложнуюи богатуюпо содержанию.Земное пространство в ней представляет собой лишь малую часть бесконечности, а потому все живоеощущает неодолимую потребность постичь законы Вселенной, часто осознаваемой как бездна. Существование на границе двух миров представляет собой сущностную характеристику человекаи предопределяет его стремления, ценности, поведение. Его внутреннеепространство в силусвоей структурной неоднородности сопоставимо смирозданием, объемлющими землю и небо. Потребность вистинеи невозможность ее обретения, быстротечность земного существования, бездна, открывающаяся за его гранью –все это придает трагизм жизни лирическогогероя и заставляет егоосознатьсебя мельчайшей частицейкосмоса–несамостоятельной и конечной, но наделенной душой и разумом, апотому бессмертной.
Ссылки на источники1.Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. –Л.: Советский писатель, 1987.–448с.2.Чичерин А.В. Образ времени в поэзии Тютчева // Чичерин А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. –М., 1980. –С. 161–169.3.Непомнящий И.Б. ©О, нашей жизни обольщенье…ª: о лирике Ф.И.Тютчева.–Брянск: Кириллица, 2002. –184с.4.Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Лотман Ю.М. Семиосфера. —С.Петербург, 2000. –С. 12–149.5.Погорельцев В.Ф. Личность Тютчева // Тютчевские чтения на Брянщине: материалы I–Vчтений / Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И.Тютчева. –Брянск: БГПУ, 2001. –220с. –С.81–84.