Развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций средствами дополнительных профессиональных программ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коптелов А. В., Обоскалов А. Г., Машуков А. В. Развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций средствами дополнительных профессиональных программ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 811–815. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970177.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Авторы делают акцент на том, что развитие профессиональной компетентности осуществляется на основе формирования и (или) совершенствования профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта руководителя (проекта). Представлен один из подходов к развитию профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, который отражается через содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коптелов Алексей Викторович,кандидат педагогических наук,заведующий кафедрой управления, экономики и права, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинскavkoptelov@rambler.ru

Обоскалов Александр Георгиевич, кандидат педагогических наук,доцент, проректор, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинскoboskalovag@rambler.ru

Машуков Александр Васильевич,заведующий учебнометодическим центром ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г.Челябинскavmashukov@mail.ru

Развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций средствами дополнительных профессиональных программ

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Авторы делают акцент, что развитие профессиональной компетентности осуществляется на основе формирования и (или) совершенствования профессиональных компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта руководителя (проекта). Представлен один из подходов к развитию профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, который отражается через содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Ключевые слова: профессиональная компетентность руководителей образовательных организаций, профессиональные стандарты, профессиональные компетенции, формальное образование, дополнительные профессиональные программы.

В условиях профессиональной стандартизации в системе образования большое значение приобретает вопрос о соответствии уровня профессиональной компетентности работников образования требованиям профессиональных стандартов. Проведенные некоторые исследования, атакже анализ реального состояния свидетельствует о наличие противоречия между требованиями государства к уровню профессиональной компетентности работников образования, сформулированных в профессиональных стандартах, и его актуальным состоянием у педагогических работников образовательных организаций. Наблюдается объективная тенденция в части профессионального развития педагогов, выражающаяся в недостаточном уровне профессиональной компетентности в области психологопедагогической, ИКТ и коммуникативной культуры. Психологическую основу существования причин, препятствующих профессиональному развитию, образует недостаточный уровень сформированности у педагогов мотивов профессионального роста. Недостаточный уровень сформированности таких мотивов (или их отсутствие) играет деструктивную роль в непрерывном профессиональном развитии педагогов [1]. Данная тенденция характерна также для руководителей образовательных организаций, уровень профессиональной компетентности которых не всегда соответствует требованиям государства и общества. При всем многообразии в отечественной психологопедагогической науке подходов к понятию профессиональной компетентности в данной публикации мы будем придерживаться формулировки И.Д. Чечель. Профессиональную компетентность она предлагает рассматривать как сочетание профессиональных знаний, умений и навыков со способностью к самостоятельной эффективной деятельности благодаря индивидуальным личностным качествам. При этом компетентность как сложное интегральное образование состоит из набора профессиональных компетенций (трудовых функций) –заданных социальных и профессиональных требований к подготовке специалиста, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в любой отрасли[2]. Данный подход к определению профессиональной компетентности становится наиболее актуальным в условиях введения профессиональных стандартов педагогов образовательных организаций, а также в перспективе введения профессионального стандарта руководителя.И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина, М.М. Фирсова,проанализировав значительный объем современных отечественных научнопедагогических исследований, посвященных различным аспектам профессиональной компетентностируководителей образовательных организаций,приходят к выводуо том, что многообразие выявленных компетентностей, включенных в объем профессиональных компетентностей руководителя, свидетельствует о сложности структуры его деятельности, разнонаправленности профессиональных функций, выполняемых руководителем[3]. В монографии «Управленческая компетентность руководителей общеобразовательных организаций» ими представлены сущностные характеристики таких видов профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций,как управленческая, коммуникативная, инновационная, экономическая, психологическая, психотерапевтическая и конфликтологическая, информационная и информационнотехнологическая.Основываясь на основных положениях модели необходимых компетенций «Айсберг компетенций» (Spenser L. и Spenser S. 1993),выше названые авторы предложили модель профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения, которая интегрирует три вида компетентностей: ключевую, базовую и социальную. Ключевая компетентность объединяет личностные характеристики, знания и умения, практически значимые в XXI веке для любой профессиональной деятельности. Базовая компетентность отражает отраслевую специфику конкретной профессиональной деятельности (для руководителей школ –это общепедагогическая и актуальнопедагогическая (актуальная государственная политика в сфере образования) компетенции). Специальная компетентность включает специальные компетенции, необходимые для конкретной деятельности руководителя общеобразовательного учреждения: менеджмент, экономику, образовательную и ювенальную юриспруденцию[3]. В соответствии с данной моделью становление специалиста происходит поэтапно, причем, формирование и развитие специальной компетентности с точки зрения достижения уровня соответствующего требованиям профессиональных стандартов возможно посредством организации дополнительного профессионального образования, а именно,повышения квалификации. В соответствии с современными отечественными и зарубежными исследованиями повышение квалификации работников образования возможно по тремнаправлениям непрерывного образования: формального, неформального и информального. В последнее время широкое распространение в отечественной психологопедагогической науке получили исследования, посвященные проблеме неформального образования, в том числев системе дополнительного профессионального образования. Так О.В. Ройтблат неформальное образование рассматривает как негосударственную, организованнуюи систематическуюдеятельность, которая осуществляется за пределами обязательной деятельности официальных учебных заведений.Неформальное образование характеризуется систематизированностью и несистематизированностью обучения, целенаправленной и спонтанной деятельностью обучающихся, направленностью на удовлетворение образовательных потребностей граждан, отдельных социальных, профессиональных групп, общества. Его результатом является приращение образовательного потенциала [4].Под информальным образованием понимается процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института, т.е. в ходе повседневной жизнедеятельности человека через общение, чтение, посещение учреждений культуры, учениена своем опыте и опыте других[5]. В отличие от неформального и информального образования формальное образование представляет собой иерархически и хронологически структурированную образовательную систему, реализующую образовательный процесс в официальных образовательных организациях[6]. Формальное образование а) приобретается обучающимися в специально предназначенных для обучения учреждениях, б) осуществляется профессионально подготовленным персоналом, в) ведет к получению общепризнанного документа об образовании, г) способствует овладению обучающимися систематическими знаниями,умениями и навыками при их целенаправленной деятельности [4].В системе дополнительного профессионального образования формальное образование связано с освоением дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Проектирование дополнительных профессиональных программ осуществляется в соответствии с уровнем к профессиональной квалификации кадров, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, а также потребностями как самих обучающихся (слушателей) системы дополнительного профессионального образования, так и их работодателей. В связи с этим выделяются субъекты проектирования дополнительных профессиональных программ работников образования, к которым относятся органы государственной власти федерального и регионального уровней, учреждения дополнительного профессионального образования, педагогические и руководящие работники образовательных организаций. Причем между всеми тремя субъектами проектирования дополнительных профессиональных программ четко разграничиваются полномочия. [7].Органы государственной власти устанавливают требования к уровню квалификации по каждой должности, в том числе в системе образования. Данные требования фиксируются в профессиональных стандартах, утверждаемых распорядительными документами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, тем самым формируется государственный заказ к системе дополнительного профессионального образования. Педагогические и руководящие работники образовательных организаций формируют заказсо стороны потребителей образовательных услуг системы дополнительного профессионального образования, выражающийся в определении актуальных вопросов их практической профессиональной деятельности и отражающийпрофессиональные затруднения и дефициты работников системы образования. Учреждения дополнительного профессионального образования в дополнительных профессиональных программах объединяют в единое целое требования со стороны государства и со стороны работников образования, тем самым обеспечиваютразвитие профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образовательных организацийв рамках формального образования. ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (далее –ГБУДПО ЧИППКРО) при проектировании дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководителей образовательных организацией руководствуется выше обозначенными положениями. Вопервых, проектирование всехдополнительных профессиональных программ для руководителей образовательных организацией осуществляется строго в соответствии с требованиями проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации; вовторых, в соответствии с профессиональными запросами и профессиональными затруднениями руководителей образовательных организаций. Данные запросы и затруднения выявляются на основе анализа результатов проведения итоговой аттестации слушателей, диагностики уровня субъектной позиции слушателей, исследования уровня удовлетворенности слушателей организацией и содержанием курсов повышения квалификации, которые являются неотъемлемыми компонентами внутренней системы оценки качества образования как Института, так и кафедры управления, экономики и права, реализующей дополнительные профессиональные программы для руководителей образовательных организаций [8]. Втретьих, в соответствии Программой развития ГБУ ДПО ЧИППКРО на 20162017 годы основной целью является развитие мотивов профессионального роста педагогов –слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в аспекте требований профессионального стандарта средствами дополнительных профессиональных программ [1]. Таким образом, проектирование дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций осуществляется с участиемвсех выше названных субъектов: органов государственной власти (опосредовано, на основе учета требований профессиональных стандартов), учреждения дополнительного профессионального образования (ГБУ ДПО ЧИППКРО), руководящих работников образовательных организаций Челябинской области. Учет требований профессиональных стандартов осуществляется при проектировании дополнительных профессиональных программповышения квалификации на этапе целеполагания. Единые требования к структуре дополнительных профессиональных программ, определенные законодательно на федеральном уровне и установленные соответствующим локальным актом ГБУ ДПО ЧИППКРО[9], включают в обязательном порядке определение цели и задач, планируемых результатов, формируемых и (или) совершенствуемых профессиональных компетенций слушателей в процессе обучения по конкретной программе. Отбор формируемых (совершенствуемых) профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и, соответственно, определение перечня планируемых результатов, который основывается нанеобходимых уменияхи знаниях, сформулированных в профессиональных стандартах, осуществляется с учетом направленности и тематикидополнительных профессиональных программ.В ГБУ ДПО ЧИППКРО реализуется дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для руководителей образовательных организацийдвух видов. Первый направлен на формирование и совершенствование достаточно широкого спектрапрофессиональных компетенций руководителей по различным направлениям управленческой деятельности. К таким программам относятся «Управление общеобразовательной организацией в современных социальноэкономических условиях» и «Инновационные методы управления образовательными организациями». Данные программы разработаны для руководителей образовательных организаций, имеющих разный уровень управленческого опыта и управленческой компетентности. Если первая программа ориентирована на руководителей, обеспечивающих функционирование образовательной организации и (или) начинающих руководителей, то вторая программа предназначена для руководителей, которые основной целью своей управленческой деятельности видят развитие возглавляемой ими образовательной организации.В связи с этим в данных программах поразному определены цели и задачи, планируемые результаты и, соответственно, перечень формируемых (совершенствуемых) профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций. В полном объемеони представлены в сравнительной таблице.Таблица 1Сравнительная таблица дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководителей образовательных организаций

Компоненты ДППДПП «Управление общеобразовательной организацией в современных социальноэкономических условиях»ДПП«Инновационные методы управления образовательными организациями»Категория слушателей ДПП руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на уровне функционирования, начинающие руководители общеобразовательных организацийруководители и заместители руководителей образовательных организаций,обеспечивающих их инновационное развитиеЦель ДПП формирование у слушателей компетенций,необходимых для управления функционированием образовательной организацией в современных социальноэкономических условияхформирование у слушателей управленческих компетенций, необходимых для инновационного развития образовательной организацииЗадачи ДПП

освоение слушателями технологий управления функционированием образовательной организации в современных социальноэкономических условиях;

освоение слушателями технологий управления разработкой и реализацией образовательных программ образовательной организации;

формирование у слушателей представлений о структуре и содержании системы оценки качества образования в образовательной организации

формирование у слушателей представлений об организационноуправленческих механизмах, обеспечивающих инновационное развитие образовательной организации;

освоение слушателями технологий управления инновационным развитием образовательной организации в современных социальноэкономических условияхПеречень формируемых у слушателей компетенций в ходе реализации ДПП

способность применять знания закона и иные нормативноправовые акты по вопросам реализации образовательных программ, Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, примерных основных образовательных программ

способность применять знания закона и иных нормативноправовых актов по вопросам инновационного развития образовательной организации;

способность осуществлять руководство разработкой программы развития образовательной организации с способность применять принципы, методы и технологии профессионального взаимодействия и эффективной коммуникации при разработке программы развития и основных образовательных программ, дополнительных общеобразовательных программ с учетом интересов родителей и обучающихся, коллектива образовательной организации, местного сообщества и ключевых партнеров;

способность принимать управленческие решения в условиях различных мнений участников образовательных отношений;

способность применять принципы, методы и технологии разработки, анализа и реализации образовательных программ и программы развития;

способность корректировать программу развития и образовательные программы,основываясь на анализе данных внутреннего и внешнего мониторинга и общественной экспертизы;

способность применять знания современных подходов, методов, технологий выявления профессиональных дефицитов педагогических и других работников образовательной организации;

способность применять методы планирования развития профессиональных навыков исходя из выявленных профессиональных дефицитов и потребностей работников, целей и задач образовательных программ и программы развития образовательной организации;

способность применять методы, технологии и инструменты мониторинга реализации и оценки различных программ, оценки планов, проектов и результатов деятельности образовательной организацииучетом запросов местного сообщества, интересов родителей и обучающихся, потенциала образовательной организации;

способность принимать управленческие решения в условиях различных мнений участников образовательных отношений;

способность осуществлять организацию оценки ресурсов и возможных источников их привлечения, ограничения и рисков реализации программы развития образовательной организации;

способность осуществлять управление деятельностью коллектива по непрерывному развитию образовательной организацииПланируемые результаты реализации ДПП

умение ориентироваться в правовом поле и применять правовые нормы в сфере образовательной деятельности;

знание и освоение методов принятия управленческих решений в условиях наличия различных мнений участников образовательных отношений;

умение применять программнопроектные методы организации деятельности образовательной организации;

знание и освоение приемов организации и мотивации коллектива умение ориентироваться в правовом полеи применять правовые нормы в сфере образовательной деятельности;

знание и освоение методов принятия управленческих решений в условиях наличия различных мнений участников образовательных отношений;

умение выделять специфику деятельности образовательной организации и производить оценку ее конкурентной позиции;

умение применятьпрограммнопроектные методы исполнителей;

умение осуществлять руководство разработкой основных общеобразовательных программ, дополнительных общеобразовательных программ, программы развитияс учетом интересов родителей и обучающихся, коллектива образовательной организации, местного сообщества и ключевых партнеров;

знание и освоение приемов организации и управления процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования, отвечающих целям и задачам реализуемых программ, запросам социума, учитывающих состояние здоровья и возможности обучающихся, ресурсы образовательной организации;

умение осуществлять руководство работой по совершенствованию профессионализма и лидерских качеств педагогов и других сотрудников образовательной организации в целях обеспечения эффективного образования обучающихся;

умение осуществлять организацию и проведение оценки существующих ресурсов и возможных источников получения дополнительных ресурсов;

умение осуществлять организацию и регулярный мониторинг и оценку реализации образовательных программорганизации деятельности образовательной организации;

умение применятьметоды, технологии и инструменты мониторинга реализации и оценки программ, оценки планов, проектов и результатов деятельности образовательной организации;

умение применятьприемы мотивации сотрудников на достижение стратегических целей;

умение осуществлять руководство работой по совершенствованию профессионализма и лидерских качеств педагогов и других сотрудников образовательной организации в целях обеспечения эффективного образования обучающихся;

умение осуществлять управление процессами достижения образовательных и социокультурных результатов и эффектов деятельности образовательной организации

Другой вид дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для руководителей образовательных организаций, реализуемых в ГБУ ДПО ЧИППКРО, имеет узкотематическую направленность и ориентированна развитие комплекса профессиональных компетенций в конкретной области управленческой деятельности, отражающих лишь отдельные трудовые функции руководителя. К таким программам относятся «Проектирование деятельности руководителя образовательной организации по введению профессиональных стандартов», «Плановоэкономическая и финансовохозяйственная деятельность руководителя образовательной организации», «Технология разработки внутренней системы оценки качества образования», «Технология разработки локальной нормативной базы образовательного учреждения» и др.Цели и задачи данных программ четко ориентированы на формирование компетенций по конкретному виду профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций. Так, программа «Плановоэкономическая и финансовохозяйственная деятельность руководителя образовательной организации» направлена на развитие профессиональных компетенций, прежде всего, в области экономической компетентности руководителей образовательных организаций [10]. К ним относятся:

способность применять знания законов и иных нормативноправовых актов в области бюджетной и финансовой деятельности образовательной организации, по вопросам материального обеспечения деятельности образовательной организации, об источниках и особенностях финансирования образовательной организации с учетом организационноправовой формы собственности, порядках финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в РФ;

способность принимать управленческие решения в условиях различных мнений участников образовательных отношений в области финансовоэкономической деятельности;

способность применять методы планирования развития профессиональных навыков исходя из выявленных профессиональных дефицитов и потребностей работников, целей и задач образовательных программ и программы развития образовательной организации;

умение анализировать и определять потребности образовательной организации в ресурсах с учетом стратегических и тактических задач;

умение планировать и контролировать эффективное распределение ресурсов образовательной организации, их рациональное использование;

умение оценивать финансовую эффективность проведенного комплекса работ и отдельных бизнеспроцессов образовательной организации, оценивать риски в ведении финансовой деятельности организации;

умение разрабатывать внутренние локальные акты по вопросам управления ресурсами организации, регламенты функционирования внутреннего информационного пространства. В свою очередь программа «Технология разработки локальной нормативной базы образовательного учреждения» ориентирована на развитие правовой компетентности руководителей образовательных организаций [11]. В процессе освоения программы повышения квалификации у слушателей формируются (совершенствуются) следующие компетенции:

организация разработки и утверждение локальных нормативных актов образовательной организации по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

обеспечение деятельности организации локальными актами в разных аспектах ее функционирования и развития;

организация разработки локальных нормативных актов, регламентирующих взаимодействие с субъектами внешнего окружения, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, социальных партнеров и иные организации.Цель, задачи, планируемые результаты, а также перечень формируемых (совершенствуемых) профессиональных компетенций определяют подходы к отбору содержания дополнительных профессиональных программ. Конкретизация содержания отражается в рабочих программах дополнительных профессиональных программ. Подходы к отбору содержания дополнительных программ нами были представлены в соответствующей публикации [12], в которой нами были определены принципы отбора содержания дополнительных профессиональных программ, которые применялись при разработке данныхпрограмм по различным актуальным проблемам развития образования [13,14]. К данным принципам относятся:

актуальность и новизна содержания программы;

адекватность содержания программы содержанию профессиональной деятельности слушателей;

операциональность единиц образовательной информации;

адекватность способов реализации программы ее содержанию;

адекватность образовательной программы объему учебного времени, отведенного на ее освоение.Еще один принцип отбора, который учитывался при разработке дополнительных профессиональных программ руководителей образовательных организаций,–это принцип достаточности, поскольку достаточность материалов является важной предпосылкой востребованности программ у потенциальных слушателей [7].Определение степени достижения планируемых результатов дополнительных профессиональных программ, отражающих уровень сформированности конкретных профессиональных компетенций у руководителей образовательных организаций, осуществляется посредством оценочных материалов, применяемых на итоговой аттестации слушателей.Оценочные материалы и их сущностная характеристика являются также неотъемлемой частью дополнительных профессиональных программ. С помощью них определяется соответствие результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.Таким образом, развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в системе формального повышения квалификации должно осуществлятьсясредствами дополнительных профессиональных программ, обеспечивающих формирование и (или) совершенствование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта, позволяющих качественно осуществлять трудовые функции по управлению образовательной организацией.

Ссылки на источники1.Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на 20162017 годы / под общей редакцией В.Н. Кеспикова. –Челябинск: ЧИППКРО, 2016. –60 с.2.Чечель И.Д. Современные подходы к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций // Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современныхисследований: сборник статей XVIII Междисциплинарной научнопрактической конференции аспирантов и соискателей; науч. ред. Новоселова С.Ю. –М. 2015. –С. 129141.3.Чечель И.Д. Управленческая компетентность руководителей общеобразовательных организаций: Монография / И.Д. Чечель, Т.В. Потемкина, М.М. Фирсова / под ред. И.Д. Чечель. —М., 2013. —с. 215.4.Ройтблат О.В. Развитие теории неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников:дис.… док. пед. нак : 13.00.08 Тобольск, 2015 –392 с. 5.Основы андрагогики. Терминологический словарьсправочник для студентов социальногуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. –Мариуполь, 2004. –19 с.6.Игнатович Е.В. Формы профессионального развития научнопедагогических кадров вуза // Современные проблемы науки и образования. –2012. –№ 6.; URL: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=7541 (дата обращения: 05.03.2017).7.Ильясов Д.Ф., Ильясова О.А. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2011. –№ 2. –С. 5–12.8.Коптелов А.В. Особенности формирования внутренней системы оценки качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал. –Челябинск. –2016. –№ 3 (28). –С. 718.9.Локальные нормативные акты образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы.Сборник документов ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» / М.И. Солодкова, А.В. Коптелов и др.; Под. ред. В.Н. Кеспикова –М.: ИД «Методист», 2014. 72 с.10.Ларюшкин С.А., Рахметов Р.Р. Формирование экономической компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал. –Челябинск. –2015. –№ 4 (25). –С. 3542.11.Ларюшкин С.А., Рахметов Р.Р. Формирование правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал. –Челябинск. –2015. –№ 3 (24). –С. 3541.12.Коптелов А.В. Особенности отбора содержания подготовки ведущих консультантов по вопросам развития системы общего образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал. –Челябинск. –2012. № 4(13). –С. 4651.13.Обоскалов А.Г., Коптелов А.В., Машуков А.В. Подготовка работников образовательных организаций к реализации модели государственнообщественного управления достижением качества образованием // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал. –Челябинск. –2014. –№ 1(18). –С. 4653.14.Обоскалов А.Г., Машуков А.В., Коптелов А.В. Научнометодическое сопровождение участников конкурсов профессионального мастерства // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научнотеоретический журнал. –Челябинск. –2014. –№ 3(20). –С. 6470.