Приемы смыслового чтения на уроках химии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пяткова О. Б., Аверина Т. Г. Приемы смыслового чтения на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 916–920. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970198.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования смыслового чтения на уроках химии посредством печатной тетради. Авторы предлагают ознакомиться с особенностями смыслового чтения в урочной деятельности, основной целью которой является работа с текстом на уроках химии, а именно умение научить обучающихся извлекать информацию из текста в объёме, необходимом для решения конкретной задачи, используя при этом различные стратегии смыслового чтения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пяткова Ольга Борисовна,старший преподаватель кафедры естественноматематических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институтпереподготовки и повышения квалификации работников образования», г.Челябинскollya72@mail.ru

Аверина Татьяна Геннадьевна,

учитель химии МОУ «Каслинская СОШ № 27»г. Касли Челябинской области

Приемы смыслового чтения на уроках химии

Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования смыслового чтения на уроках химии посредством печатной тетради. Авторы предлагают ознакомиться с особенностями смыслового чтения в урочной деятельности, основной целью которой является работа с текстом на уроках химии, а именно умениенаучить обучающихся извлекать информацию из текста в объёме, необходимом для решения конкретной задачи, используя при этом различные стратегии смыслового чтения. Ключевые слова: смысловое чтение,грамотность чтения,печатная тетрадь, национальные региональные и этнокультурные особенности.

В современном обществе в условиях постоянного обновления знаний, человек получает ежедневно большой объем информации, требующий новых способов ее освоения. Для этого необходимо выработать у обучающихся умение искать, фиксировать, понимать, преобразовывать,применять, представлять и оценивать достоверность получаемой информации. «В этой ситуации одной из важнейших педагогических задач становится формирование информационнообразовательного пространства, как пространства личностных изменений человека в образовательных целях» [1, с. 76].В процессе учебной работы с разнообразной информацией обучающиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, так как потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Наряду с познавательнымиуниверсальными действиями выделены действия смыслового чтения, которые связаныс осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от поставленнойзадачи,определением основной и второстепенной информации, формулированиемпроблемы и главной идеи текста, обеспечивающихразвитие у обучающихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения помогут имприобретать знания на протяжении всей жизни. Грамотность чтения, а именно способностьчеловека к пониманию письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активногоучастия в жизни обществаподразумевает поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, ее оценка, что является одним из требований федеральногогосударственного образовательного стандартаосновного общего образования –формирования стратегии смыслового чтения и работы с текстом.Рассматривая термин«грамотность чтения», мы говорим о пониманиитекстовразных жанров, художественныхпроизведений,биографии, документов, статейизгазет и журналов, инструкций, рекламныхобъявлений, географических карт. В них используются различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, таблицы и графики.Способность использовать на уроках химии естественнонаучные знания очень важны для выделения проблем в реальных ситуациях, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Основной целью работы с текстом является умение научить обучающихся извлекать информацию из текста в объёме, необходимом для решения конкретной задачи, используя при этом различные стратегии смыслового чтения, а также развить, что очень важно,познавательный интерес к предмету «Химия».Одним из средств обучения стратегии смыслового чтения, является печатнаятетрадьпо химии, разработанная в Каслинской МОУ СОШ №27.Рассматриваемые в ней вопросы позволяют проверить первичные химические знания учащихся,применяяэлементы национальных региональных и этнокультурных особенностей. Использование печатных тетрадей при обучении химии является одним из современных способов ведения образовательного процесса в школе, что позволяет «самостоятельно овладеть способами решения нестандартных задач, вовлекающего ихв активное решение созданной проблемы по изучаемому предмету»[2, с. 91], а также проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности обучающихся, проверку полученных знаний.Текстовое задание о Вишневогорском месторождении содержит материал, посвящённый достижениям отечественной науки, что даёт возможность учителю сформировать у обучающихся чувство патриотизма.«Районом Вишневогорского месторождения геологи заинтересовались в 1925 году. В результате этого открытия, в Вишневогорском щелочном массиве и в породах установлено более двух десятков полезных ископаемых, такие как: ниобий, цирконий, гафний, уран, торий, ильменит, полевой шпат, нефелин, корунд, золото и другие.Первооткрывателями считаются Амеландов А.С., Исаков М.Г., Сенников Ф.А., Сенников В.А.В 19371939 г. Исаковым М.Г. была проведена проверка россыпей и коренных месторождений циркония и пирохлора.Немногие уголки нашей родины могут сравниться по красоте и богатству с Вишневыми горами.Академик А.Е. Ферсман, вложивший немало труда в организацию научных исследований, в своих статьях называет Вишневые горы «минералогическим раем».Здесь найдено более 130 минералов, часть которых обнаружена впервые.Интересны не только сами минералы, но и их сочетания

горные породы. Особый интерес среди них составляет миаскит, из которого сложены Вишневые горы. В миаскитах и подобных породах

пегматитахбыли открыты полезные ископаемые, обеспечившие широкую известность нашему краю. Это полевой шпат, ниобий, цирконий, вермикулит. Встречаются так же проявления молибдена, золота, графита, мрамора.Поселок Вишневогорск появился в трудный военный 1943 год, в живописном месте, в краю голубых озёр и Вишневых гор. Вишневые горы, в свою очередь, получили такое названиепотому,что склоны гор былизаросшиедикой вишней. Залежи вермикулита дали первоначальное название руднику, в простонародье которого потом называлиназывали «Миркулит».Вопрос 1. Кто назвал Вишнёвые горы «минералогическим раем?Вопрос 2. Какие полезные ископаемые обнаружены в Вишневых горах?Назови их формулы и подсчитай ихотносительные атомные массы, используя Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева.Вопрос 3. Используя различные источники, составь краткую характеристику первооткрывателейВишневогорского месторождения.Задание на умение работать с таблицей и анализировать ее нацеливаетобучающихся на осмысление своих собственных действий и деятельности человека в природе, что способствует переходу химических знаний в убеждения.Так, например, работа с таблицей1.Таблица 1МаркаНаименованиепоказателяПШС0,2021Массоваядоляокисижелеза(Fe2O3),%,неболееМассоваядоляокисиалюминия(Al2O3),%, неменееМассоваядолясуммыокисловкалияинатрия(K2O+Na2O),%,неменееМассоваядолядвуокисикремния(SiO2),%,неболееМассоваядолявлаги,%,неболееОстатокнасетке№063,%,неболее



Норма0,202113621,05,0



ПШС0,3021Массоваядоляокисижелеза(Fe2O3),%,неболееМассоваядоляокисиалюминия(Al2O3),%,неменееМассоваядолясуммыокисловкалияинатрия(K2O+Na2O),%,неменееМассоваядолядвуокисикремния(SiO2),%,неболееМассоваядолявлаги,%,неболееОстатокнасетке№063,%,неболее



Норма0,302113621,05,0



ПШС0,5021Массоваядоляокисижелеза(Fe2O3),%,неболееМассоваядоляокисиалюминия(Al2O3),%,неменееМассоваядолясуммыокисловкалияинатрия(K2O+Na2O),%,неменееМассоваядолядвуокисикремния(SiO2),%,неболееМассоваядолявлаги,%,неболееОстатокнасетке№063,%,неболее



Норма0,502113621,05,0





Вопрос 1. По каким показателям отличаются марки полевого шпата (ПШС) Вопрос 2. Рассчитайте массовую долю кремния в составе двуокиси кремния.«Выполняя данные задания, учащиеся успешнее осваивают понятийный аппарат, учатся подбору оборудования и инструментов для проведения лабораторных работ»[3, с. 56].Характерной чертой печатных тетрадей является то, что обучающиеся не только ищут ответы на вопросы, но и заполняют таблицы, диаграммы, выполняют рисунки, решают задачи. Учитывая возраст учащихся, некоторые познавательные задания, предлагаются в игровой форме, в виде составления ребуса, кроссворда, интеллекткартыиликонтурной карты, например, задание 3: нанеси на контурную картупоселок Вишневогорски знаки полезных ископаемых, которые добываютсяв Вишневых горах.При работе с текстом очень важно обратитьвнимание на знание формулировок, различных классификационных признаков, химических свойств веществ. «Использование на уроках подобных заданий, позволяет превратить образовательных процесс в результативную созидательную работу»[4, с. 113].

В заключении необходимо отметить, что, используя на уроках химии прием смыслового чтения,важнопонимать, что различные виды деятельности имеют свои методы. Наиболее эффективным для данного вида деятельности является проблемный метод. Использование данного метода в ходе изложения учебного материала предполагает, что по ходу изучения учитель совместно с учащимися размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты. «Проблемный метод обучения позволяет развить у учащихся следующие универсальные учебные действия: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (регулятивные), учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию (коммуникативные), строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей (познавательные) и т.д.»[5, с. 90]

Ссылки на источники1.ШайкинаВ.Н., Александрова Н.А. Развитие личностных универсальных учебных действий учащихся при изучении математики как фактор профессионального самоопределения/ В.Н. Шайкина, Н.А. Александрова // Вестник современной науки. 2016.–№122(24). –С. 7680.2.

Хафизова Н.Ю.К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проектированию компетентностноориентированного урока/ Хафизова Н.Ю.// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2015. –№ 3 (24). С. 9095.3.

Коликова Е.Г. Приёмы формирования технологического мышленияучащихся на уроках технологии / Е.Г. Коликова //. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. –2016. –С. 5558.4.

Бегашева И.С., Кириллова Е.Г., Крапивина Е.С. К вопросу о роли национальных, региональных и этнокультурных особенностей в формировании универсальных учебных действий учащихся/И.С. Бегашева, Е.Г. Кириллова, Е.С. Крапивина//. Инновационная наука. 2016, –№ 78.–с.111113.

5.Уткина Т.В.Методические приемы достижения метапредметных результатов на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук–2016.№54. –С. 8993.