Приемы смыслового чтения на уроках химии
Выпуск:
ART 970198
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пяткова
О.
Б.,
Аверина
Т.
Г. Приемы смыслового чтения на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
916–920. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970198.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования смыслового чтения на уроках химии посредством печатной тетради. Авторы предлагают ознакомиться с особенностями смыслового чтения в урочной деятельности, основной целью которой является работа с текстом на уроках химии, а именно умение научить обучающихся извлекать информацию из текста в объёме, необходимом для решения конкретной задачи, используя при этом различные стратегии смыслового чтения.
Ключевые слова:
смысловое чтение, грамотность чтения, печатная тетрадь, национальные региональные и этнокультурные особенности
Текст статьи
Пяткова Ольга Борисовна,старший преподаватель кафедры естественноматематических дисциплин ГБУ ДПО «Челябинский институтпереподготовки и повышения квалификации работников образования», г.Челябинскollya72@mail.ru
Аверина Татьяна Геннадьевна,
учитель химии МОУ «Каслинская СОШ № 27»г. Касли Челябинской области
Приемы смыслового чтения на уроках химии
Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования смыслового чтения на уроках химии посредством печатной тетради. Авторы предлагают ознакомиться с особенностями смыслового чтения в урочной деятельности, основной целью которой является работа с текстом на уроках химии, а именно умениенаучить обучающихся извлекать информацию из текста в объёме, необходимом для решения конкретной задачи, используя при этом различные стратегии смыслового чтения. Ключевые слова: смысловое чтение,грамотность чтения,печатная тетрадь, национальные региональные и этнокультурные особенности.
В современном обществе в условиях постоянного обновления знаний, человек получает ежедневно большой объем информации, требующий новых способов ее освоения. Для этого необходимо выработать у обучающихся умение искать, фиксировать, понимать, преобразовывать,применять, представлять и оценивать достоверность получаемой информации. «В этой ситуации одной из важнейших педагогических задач становится формирование информационнообразовательного пространства, как пространства личностных изменений человека в образовательных целях» [1, с. 76].В процессе учебной работы с разнообразной информацией обучающиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, так как потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Наряду с познавательнымиуниверсальными действиями выделены действия смыслового чтения, которые связаныс осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от поставленнойзадачи,определением основной и второстепенной информации, формулированиемпроблемы и главной идеи текста, обеспечивающихразвитие у обучающихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения помогут имприобретать знания на протяжении всей жизни. Грамотность чтения, а именно способностьчеловека к пониманию письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активногоучастия в жизни обществаподразумевает поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, ее оценка, что является одним из требований федеральногогосударственного образовательного стандартаосновного общего образования –формирования стратегии смыслового чтения и работы с текстом.Рассматривая термин«грамотность чтения», мы говорим о пониманиитекстовразных жанров, художественныхпроизведений,биографии, документов, статейизгазет и журналов, инструкций, рекламныхобъявлений, географических карт. В них используются различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, таблицы и графики.Способность использовать на уроках химии естественнонаучные знания очень важны для выделения проблем в реальных ситуациях, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Основной целью работы с текстом является умение научить обучающихся извлекать информацию из текста в объёме, необходимом для решения конкретной задачи, используя при этом различные стратегии смыслового чтения, а также развить, что очень важно,познавательный интерес к предмету «Химия».Одним из средств обучения стратегии смыслового чтения, является печатнаятетрадьпо химии, разработанная в Каслинской МОУ СОШ №27.Рассматриваемые в ней вопросы позволяют проверить первичные химические знания учащихся,применяяэлементы национальных региональных и этнокультурных особенностей. Использование печатных тетрадей при обучении химии является одним из современных способов ведения образовательного процесса в школе, что позволяет «самостоятельно овладеть способами решения нестандартных задач, вовлекающего ихв активное решение созданной проблемы по изучаемому предмету»[2, с. 91], а также проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности обучающихся, проверку полученных знаний.Текстовое задание о Вишневогорском месторождении содержит материал, посвящённый достижениям отечественной науки, что даёт возможность учителю сформировать у обучающихся чувство патриотизма.«Районом Вишневогорского месторождения геологи заинтересовались в 1925 году. В результате этого открытия, в Вишневогорском щелочном массиве и в породах установлено более двух десятков полезных ископаемых, такие как: ниобий, цирконий, гафний, уран, торий, ильменит, полевой шпат, нефелин, корунд, золото и другие.Первооткрывателями считаются Амеландов А.С., Исаков М.Г., Сенников Ф.А., Сенников В.А.В 19371939 г. Исаковым М.Г. была проведена проверка россыпей и коренных месторождений циркония и пирохлора.Немногие уголки нашей родины могут сравниться по красоте и богатству с Вишневыми горами.Академик А.Е. Ферсман, вложивший немало труда в организацию научных исследований, в своих статьях называет Вишневые горы «минералогическим раем».Здесь найдено более 130 минералов, часть которых обнаружена впервые.Интересны не только сами минералы, но и их сочетания
горные породы. Особый интерес среди них составляет миаскит, из которого сложены Вишневые горы. В миаскитах и подобных породах
пегматитахбыли открыты полезные ископаемые, обеспечившие широкую известность нашему краю. Это полевой шпат, ниобий, цирконий, вермикулит. Встречаются так же проявления молибдена, золота, графита, мрамора.Поселок Вишневогорск появился в трудный военный 1943 год, в живописном месте, в краю голубых озёр и Вишневых гор. Вишневые горы, в свою очередь, получили такое названиепотому,что склоны гор былизаросшиедикой вишней. Залежи вермикулита дали первоначальное название руднику, в простонародье которого потом называлиназывали «Миркулит».Вопрос 1. Кто назвал Вишнёвые горы «минералогическим раем?Вопрос 2. Какие полезные ископаемые обнаружены в Вишневых горах?Назови их формулы и подсчитай ихотносительные атомные массы, используя Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева.Вопрос 3. Используя различные источники, составь краткую характеристику первооткрывателейВишневогорского месторождения.Задание на умение работать с таблицей и анализировать ее нацеливаетобучающихся на осмысление своих собственных действий и деятельности человека в природе, что способствует переходу химических знаний в убеждения.Так, например, работа с таблицей1.Таблица 1МаркаНаименованиепоказателяПШС0,2021Массоваядоляокисижелеза(Fe2O3),%,неболееМассоваядоляокисиалюминия(Al2O3),%, неменееМассоваядолясуммыокисловкалияинатрия(K2O+Na2O),%,неменееМассоваядолядвуокисикремния(SiO2),%,неболееМассоваядолявлаги,%,неболееОстатокнасетке№063,%,неболее
Норма0,202113621,05,0
ПШС0,3021Массоваядоляокисижелеза(Fe2O3),%,неболееМассоваядоляокисиалюминия(Al2O3),%,неменееМассоваядолясуммыокисловкалияинатрия(K2O+Na2O),%,неменееМассоваядолядвуокисикремния(SiO2),%,неболееМассоваядолявлаги,%,неболееОстатокнасетке№063,%,неболее
Норма0,302113621,05,0
ПШС0,5021Массоваядоляокисижелеза(Fe2O3),%,неболееМассоваядоляокисиалюминия(Al2O3),%,неменееМассоваядолясуммыокисловкалияинатрия(K2O+Na2O),%,неменееМассоваядолядвуокисикремния(SiO2),%,неболееМассоваядолявлаги,%,неболееОстатокнасетке№063,%,неболее
Норма0,502113621,05,0
Вопрос 1. По каким показателям отличаются марки полевого шпата (ПШС) Вопрос 2. Рассчитайте массовую долю кремния в составе двуокиси кремния.«Выполняя данные задания, учащиеся успешнее осваивают понятийный аппарат, учатся подбору оборудования и инструментов для проведения лабораторных работ»[3, с. 56].Характерной чертой печатных тетрадей является то, что обучающиеся не только ищут ответы на вопросы, но и заполняют таблицы, диаграммы, выполняют рисунки, решают задачи. Учитывая возраст учащихся, некоторые познавательные задания, предлагаются в игровой форме, в виде составления ребуса, кроссворда, интеллекткартыиликонтурной карты, например, задание 3: нанеси на контурную картупоселок Вишневогорски знаки полезных ископаемых, которые добываютсяв Вишневых горах.При работе с текстом очень важно обратитьвнимание на знание формулировок, различных классификационных признаков, химических свойств веществ. «Использование на уроках подобных заданий, позволяет превратить образовательных процесс в результативную созидательную работу»[4, с. 113].
В заключении необходимо отметить, что, используя на уроках химии прием смыслового чтения,важнопонимать, что различные виды деятельности имеют свои методы. Наиболее эффективным для данного вида деятельности является проблемный метод. Использование данного метода в ходе изложения учебного материала предполагает, что по ходу изучения учитель совместно с учащимися размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты. «Проблемный метод обучения позволяет развить у учащихся следующие универсальные учебные действия: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (регулятивные), учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию (коммуникативные), строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей (познавательные) и т.д.»[5, с. 90]
Ссылки на источники1.ШайкинаВ.Н., Александрова Н.А. Развитие личностных универсальных учебных действий учащихся при изучении математики как фактор профессионального самоопределения/ В.Н. Шайкина, Н.А. Александрова // Вестник современной науки. 2016.–№122(24). –С. 7680.2.
Хафизова Н.Ю.К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проектированию компетентностноориентированного урока/ Хафизова Н.Ю.// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2015. –№ 3 (24). С. 9095.3.
Коликова Е.Г. Приёмы формирования технологического мышленияучащихся на уроках технологии / Е.Г. Коликова //. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. –2016. –С. 5558.4.
Бегашева И.С., Кириллова Е.Г., Крапивина Е.С. К вопросу о роли национальных, региональных и этнокультурных особенностей в формировании универсальных учебных действий учащихся/И.С. Бегашева, Е.Г. Кириллова, Е.С. Крапивина//. Инновационная наука. 2016, –№ 78.–с.111113.
5.Уткина Т.В.Методические приемы достижения метапредметных результатов на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук–2016.№54. –С. 8993.
Аверина Татьяна Геннадьевна,
учитель химии МОУ «Каслинская СОШ № 27»г. Касли Челябинской области
Приемы смыслового чтения на уроках химии
Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования смыслового чтения на уроках химии посредством печатной тетради. Авторы предлагают ознакомиться с особенностями смыслового чтения в урочной деятельности, основной целью которой является работа с текстом на уроках химии, а именно умениенаучить обучающихся извлекать информацию из текста в объёме, необходимом для решения конкретной задачи, используя при этом различные стратегии смыслового чтения. Ключевые слова: смысловое чтение,грамотность чтения,печатная тетрадь, национальные региональные и этнокультурные особенности.
В современном обществе в условиях постоянного обновления знаний, человек получает ежедневно большой объем информации, требующий новых способов ее освоения. Для этого необходимо выработать у обучающихся умение искать, фиксировать, понимать, преобразовывать,применять, представлять и оценивать достоверность получаемой информации. «В этой ситуации одной из важнейших педагогических задач становится формирование информационнообразовательного пространства, как пространства личностных изменений человека в образовательных целях» [1, с. 76].В процессе учебной работы с разнообразной информацией обучающиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, так как потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Наряду с познавательнымиуниверсальными действиями выделены действия смыслового чтения, которые связаныс осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от поставленнойзадачи,определением основной и второстепенной информации, формулированиемпроблемы и главной идеи текста, обеспечивающихразвитие у обучающихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. В дальнейшей жизни эти умения помогут имприобретать знания на протяжении всей жизни. Грамотность чтения, а именно способностьчеловека к пониманию письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активногоучастия в жизни обществаподразумевает поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, ее оценка, что является одним из требований федеральногогосударственного образовательного стандартаосновного общего образования –формирования стратегии смыслового чтения и работы с текстом.Рассматривая термин«грамотность чтения», мы говорим о пониманиитекстовразных жанров, художественныхпроизведений,биографии, документов, статейизгазет и журналов, инструкций, рекламныхобъявлений, географических карт. В них используются различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, таблицы и графики.Способность использовать на уроках химии естественнонаучные знания очень важны для выделения проблем в реальных ситуациях, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Основной целью работы с текстом является умение научить обучающихся извлекать информацию из текста в объёме, необходимом для решения конкретной задачи, используя при этом различные стратегии смыслового чтения, а также развить, что очень важно,познавательный интерес к предмету «Химия».Одним из средств обучения стратегии смыслового чтения, является печатнаятетрадьпо химии, разработанная в Каслинской МОУ СОШ №27.Рассматриваемые в ней вопросы позволяют проверить первичные химические знания учащихся,применяяэлементы национальных региональных и этнокультурных особенностей. Использование печатных тетрадей при обучении химии является одним из современных способов ведения образовательного процесса в школе, что позволяет «самостоятельно овладеть способами решения нестандартных задач, вовлекающего ихв активное решение созданной проблемы по изучаемому предмету»[2, с. 91], а также проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности обучающихся, проверку полученных знаний.Текстовое задание о Вишневогорском месторождении содержит материал, посвящённый достижениям отечественной науки, что даёт возможность учителю сформировать у обучающихся чувство патриотизма.«Районом Вишневогорского месторождения геологи заинтересовались в 1925 году. В результате этого открытия, в Вишневогорском щелочном массиве и в породах установлено более двух десятков полезных ископаемых, такие как: ниобий, цирконий, гафний, уран, торий, ильменит, полевой шпат, нефелин, корунд, золото и другие.Первооткрывателями считаются Амеландов А.С., Исаков М.Г., Сенников Ф.А., Сенников В.А.В 19371939 г. Исаковым М.Г. была проведена проверка россыпей и коренных месторождений циркония и пирохлора.Немногие уголки нашей родины могут сравниться по красоте и богатству с Вишневыми горами.Академик А.Е. Ферсман, вложивший немало труда в организацию научных исследований, в своих статьях называет Вишневые горы «минералогическим раем».Здесь найдено более 130 минералов, часть которых обнаружена впервые.Интересны не только сами минералы, но и их сочетания
горные породы. Особый интерес среди них составляет миаскит, из которого сложены Вишневые горы. В миаскитах и подобных породах
пегматитахбыли открыты полезные ископаемые, обеспечившие широкую известность нашему краю. Это полевой шпат, ниобий, цирконий, вермикулит. Встречаются так же проявления молибдена, золота, графита, мрамора.Поселок Вишневогорск появился в трудный военный 1943 год, в живописном месте, в краю голубых озёр и Вишневых гор. Вишневые горы, в свою очередь, получили такое названиепотому,что склоны гор былизаросшиедикой вишней. Залежи вермикулита дали первоначальное название руднику, в простонародье которого потом называлиназывали «Миркулит».Вопрос 1. Кто назвал Вишнёвые горы «минералогическим раем?Вопрос 2. Какие полезные ископаемые обнаружены в Вишневых горах?Назови их формулы и подсчитай ихотносительные атомные массы, используя Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева.Вопрос 3. Используя различные источники, составь краткую характеристику первооткрывателейВишневогорского месторождения.Задание на умение работать с таблицей и анализировать ее нацеливаетобучающихся на осмысление своих собственных действий и деятельности человека в природе, что способствует переходу химических знаний в убеждения.Так, например, работа с таблицей1.Таблица 1МаркаНаименованиепоказателяПШС0,2021Массоваядоляокисижелеза(Fe2O3),%,неболееМассоваядоляокисиалюминия(Al2O3),%, неменееМассоваядолясуммыокисловкалияинатрия(K2O+Na2O),%,неменееМассоваядолядвуокисикремния(SiO2),%,неболееМассоваядолявлаги,%,неболееОстатокнасетке№063,%,неболее
Норма0,202113621,05,0
ПШС0,3021Массоваядоляокисижелеза(Fe2O3),%,неболееМассоваядоляокисиалюминия(Al2O3),%,неменееМассоваядолясуммыокисловкалияинатрия(K2O+Na2O),%,неменееМассоваядолядвуокисикремния(SiO2),%,неболееМассоваядолявлаги,%,неболееОстатокнасетке№063,%,неболее
Норма0,302113621,05,0
ПШС0,5021Массоваядоляокисижелеза(Fe2O3),%,неболееМассоваядоляокисиалюминия(Al2O3),%,неменееМассоваядолясуммыокисловкалияинатрия(K2O+Na2O),%,неменееМассоваядолядвуокисикремния(SiO2),%,неболееМассоваядолявлаги,%,неболееОстатокнасетке№063,%,неболее
Норма0,502113621,05,0
Вопрос 1. По каким показателям отличаются марки полевого шпата (ПШС) Вопрос 2. Рассчитайте массовую долю кремния в составе двуокиси кремния.«Выполняя данные задания, учащиеся успешнее осваивают понятийный аппарат, учатся подбору оборудования и инструментов для проведения лабораторных работ»[3, с. 56].Характерной чертой печатных тетрадей является то, что обучающиеся не только ищут ответы на вопросы, но и заполняют таблицы, диаграммы, выполняют рисунки, решают задачи. Учитывая возраст учащихся, некоторые познавательные задания, предлагаются в игровой форме, в виде составления ребуса, кроссворда, интеллекткартыиликонтурной карты, например, задание 3: нанеси на контурную картупоселок Вишневогорски знаки полезных ископаемых, которые добываютсяв Вишневых горах.При работе с текстом очень важно обратитьвнимание на знание формулировок, различных классификационных признаков, химических свойств веществ. «Использование на уроках подобных заданий, позволяет превратить образовательных процесс в результативную созидательную работу»[4, с. 113].
В заключении необходимо отметить, что, используя на уроках химии прием смыслового чтения,важнопонимать, что различные виды деятельности имеют свои методы. Наиболее эффективным для данного вида деятельности является проблемный метод. Использование данного метода в ходе изложения учебного материала предполагает, что по ходу изучения учитель совместно с учащимися размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты. «Проблемный метод обучения позволяет развить у учащихся следующие универсальные учебные действия: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (регулятивные), учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию (коммуникативные), строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей (познавательные) и т.д.»[5, с. 90]
Ссылки на источники1.ШайкинаВ.Н., Александрова Н.А. Развитие личностных универсальных учебных действий учащихся при изучении математики как фактор профессионального самоопределения/ В.Н. Шайкина, Н.А. Александрова // Вестник современной науки. 2016.–№122(24). –С. 7680.2.
Хафизова Н.Ю.К вопросу о подготовке педагогов в системе повышения квалификации к проектированию компетентностноориентированного урока/ Хафизова Н.Ю.// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2015. –№ 3 (24). С. 9095.3.
Коликова Е.Г. Приёмы формирования технологического мышленияучащихся на уроках технологии / Е.Г. Коликова //. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. –2016. –С. 5558.4.
Бегашева И.С., Кириллова Е.Г., Крапивина Е.С. К вопросу о роли национальных, региональных и этнокультурных особенностей в формировании универсальных учебных действий учащихся/И.С. Бегашева, Е.Г. Кириллова, Е.С. Крапивина//. Инновационная наука. 2016, –№ 78.–с.111113.
5.Уткина Т.В.Методические приемы достижения метапредметных результатов на основе интеграции физики и биологии / Т.В. Уткина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук–2016.№54. –С. 8993.