Основные подходы и принципы построения предметно-развивающей среды в детских садах в условиях стандартизации дошкольного образования
Выпуск:
ART 970201
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова
Н.
В. Основные подходы и принципы построения предметно-развивающей среды в детских садах в условиях стандартизации дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
931–935. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970201.htm.
Аннотация. В статье рассматривается изменение основных подходов и принципов построения предметно-развивающей среды в детских садах с момента утверждения «Концепции дошкольного воспитания» до реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основе изучения нормативно-правовых документов, обобщения достижений педагогической теории и практики автором представлены научно-теоретические основы организации предметно-развивающей среды и развивающей предметно-пространственной среды.
Ключевые слова:
дошкольное образование, стандарт, подход, предметно-развивающая среда, детский сад, дошкольник
Похожие статьи
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru
Основные подходы и принципы построения предметноразвивающей среды в детских садах
в условиях стандартизации дошкольного образования
Аннотация.В статье рассматривается изменение основных подходов и принципов построения предметноразвивающей среды в детских садах с момента утверждения «Концепции дошкольного воспитания» до реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основе изучения нормативноправовых документов, обобщения достижений педагогической теории и практики автором представлены научнотеоретические основы организации предметноразвивающей среды и развивающей предметнопространственной среды.Ключевые слова:детский сад, дошкольник, дошкольное образование, предметноразвивающая среда, подход, стандарт.
Предметноразвивающая среда, как правило, рассматриваетсякак совокупность материальных объектов, которые оказывают влияние на развитиедошкольника,стимулируютвозникновениеразных видов деятельности и становление у ребенка определенных качеств[1, с. 1617]. Предметноразивающая средавыполняет несколькофункций. В их числе:
образовательная функция (наполнение и построение среды обеспечивает разностороннее развитие детей, соответствует принципу целостности педагогического процесса и способствовует реализации всех образовательных областей программы посредством совместной партнерской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности самих детей и пр.);
развивающаяфункция (среда для каждойдетской деятельности должнасоответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка);
коммуникативная (наполнение средыобеспечивает активное общение между детьми, сотрудничество и коммуникацию между дошкольниками и взрослыми, позволяет закладывать основы для формирования культуры речи и общения, содействует обогащению опыта межличного и межнационального поведения);
воспитывающая(созданная среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения и бережного отношения, поскольку она ориентирована на создание ситуаций нравственноговыбора(уступить или взять себе, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника). Основные положения, подходы и принципы построения предметноразвивающей среды отражены в нормативноправовых и программнометодических документах. Процесс стандартизации в области дошкольного образования был поэтапным и существенным образом повлиял на изменение подходов и научнотеоретических основ построения предметноразвивающей среды в детских садах[23].Вначале в рамках первого этапа Министерством образования РФ были утверждены «Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (№ 448 от 22.08.1996 г.[4, с. 402405])и «Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении», которые должны были действовать до введения Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования и состояли из трех основных компонентов: требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном учреждении; требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; требований к среде развитияребенка.Следующим шагом стало утверждение Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, состоящей из 2 частей (обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса) и условиям ее реализации. Преобразование среды осуществлялось в соответствии с приказом Министерства и образования РФ № 655 от 23. 11. 2009г.[5]и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»[6].Завершающим этапом стандартизации стало принятие приказаМинобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155[7], в соответствии с которым впервые за 150 лет развития дошкольного образования с 1 января 2014 г. началось постепенное введение Федерального государственного образовательного стандарта. В настоящее время делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе, но и в воспитании, обучении и развитии. А для успешного решения всех поставленных задач необходима предметноразвивающая среда[2, с. 2431].Одним из перых документов, в котором отражены основные положения и целевые ориентиры построения предметноразивающейсреды в детском саду является«Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.[8, с.1023]). В нейпрописаны следующие исходные положения, не утратившие своей актуальности и настоящее время:1)организация предметноразивающей среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка;2)высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условиепостроения «развивающей среды»;
3)построение среды должно базироваться на научных принципах;4)обогащение форм жизнидеятельностиребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства взамен жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков.Дальнейшееразвитиеположения«Концепциидошкольноговоспитания»(1989г.)получилив«КонцепциипостроенияразвивающейсредывДОУ»подредакциейВ.А.Петровского(1993г.[9]).Авторскимколлективомдляорганизацииусловийжизнидетейвдетскомсадуспозицийличностноориентированногоподходабылисформулированыосновныепринципыпостроенияпредметноразвивающейсреды:дистанциипозициипривзаимодействии,активности,стабильностидинамичности,комплексированияигибкогозонирования,сочетанияпривычныхинеординарныхэлементовворганизациисреды;открытостизакрытости;учетаполовыхивозрастныхразличийдетей ипр.Авторы данной концепции, определяют предметноразвивающую средукак организованное жизненное пространство, способное обеспечить социальнокультурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенкаистановление его способностей,учитывать особенностиразвития ведущего и всех других видов детской деятельности, удовлетворяя детские потребности в познании, общении, движении и общении, функциональный комфорт и психофизическое благополучие. До введения Федерального государственного образовательного стандартадошкольногообразованияустанавливались «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» и «Временные (примерных) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении»В данных документах отражены минимально необходимые условия и требования, которые условно можноподелить на две группы[1011].
К первойгруппе можно отнестиосновные условия для гармоничного развития детей и организации детской деятельности с учетом возрастных особенностей: для развития детей младенческого ираннего возраста, а также условия для охраны и укрепления здоровья детей, художественноэстетического и физического воспитаниядетей, развития театрализованной, музыкальной, конструктивной деятельности детей, формирования экологической культуры и элементарных естественнонаучных, математических представлений и представлений о человеке в истории и культуре, условия для развития речи и игровой деятельности детей.Особую группу составляли требования к оснащению детского сада для проведения коррекционной работы. По мнению разработчиков данного документа в детском саду должны иметься специальные помещения для коррекционной работы с детьми(например, кабинет логопеда, кабинет психолога, комната психологической разгрузкии др.)[1011].Анализируя «Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении», важно отметить:–особое внимание уделяется возрастному и культурологическому подходам, поскольку акцентируется внимание на создании предметноразвивающей средыдля разных возрастных периодов и формирования у дошкольников представлений о себе, месте человека в истории и культуре;–заложены предпосылки реализации аксиологического и гуманистического подходов, поскольку акнцентируется внимание напризнании разнообразия детства, создании условий для детей, нуждающихся в проведении корреционноразвивающих мероприятий.Одним из актуальных подходов к организации среды в образовательном учреждении является средовой подход, который был предложен в эти годы Ю.С.Мануйловым. Под средовым подходом ученыйпонимает систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.Ю.С.Мануйловсправедливо утверждал, что многие ученые изучалисредукак компонент самой воспитательной системы.Однако средовой подход открывает перспективу использования среды с ее значениями в качестве инструмента управления воспитательной системы, которая зависит от внутренних и внешних условий. Реализация средового подхода в работе дошкольного учреждения дает возможность использовать его в различных целях. Ю.С.Мануйлов предполагает перспективу использования предметноразвивающей среды в качестве инструмента управления самойвоспитательной системой, продуцирование которой зависит от микрои макрофакторов[1213].Другимне маловажным подходом, описанным в эти годы, является деятельновозрастной подход, который был предложен С. Л. Новоселовой. Разработанная ею концепция предусматривает создание вариативных дизайнпроектов развивающей предметной среды детского сада. Обогащающая предметноразвивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами среды является архитектурноландшафтные и природноэкологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование, тематические наборы игрушек и пособий. В числе исходных требований выделяет развивающий характер предметнопространственной среды[12; 1415].Данные принципы в большей или меньшей степени нашли свое отражение вновых нормативноправовых документах. В условиях внедрения Федеральных государственных требований модернизация среды осуществлялось в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.07.2011 г. №2151«Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В соответствии с этим документом основным результатом реализации указанных требований является создание предметноразивающей среды обеспечивающей духовнонравственное развитие и воспитание детей,высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей,а также гарантирующей охрану и укрепление физическогои психологического здоровья воспитанников[16].В качестве основныхпаринципов построенияпредметноразивающей средывсего образовательного учреждения или отдельной группыуказаныследующие:принцип информативности(разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);вариативности(соответствие видуучреждения, содержаниювоспитания, культурным и художественным традициям, климатогеографическим особенностями пр.);полифункциональности(предусматриваетсяобеспечение всех составляющих воспитательнообразовательного работы и возможность разнообразного использования различных составляющих среды);педагогической целесообразности(предусмотриваетсянеобходимость наполнения средыдляобеспечениявозможностисамовыражения воспитанников, индивидуальнойкомфортности, атакже эмоциональногоблагополучие каждого ребенка);трансформируемости(возможность изменений среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства)[16].Анализируя Федеральные государственные требования к условиям реализацииосновной образовательной программыв дошкольном образовательном учрежденииследует подчеркнуть, что основополагающими являлись следующие подходы:
гендерный подход, поскольку предусмотрен учет полоролевой специфики и обеспечение предметноразвивающей среды общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
культурологический подход, поскольку документ ориентирует на целесообразность учета национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательного процесса;
комплексный подход, поскольку предполагается комплексное оснащение воспитательнообразовательного процесса, обеспечивающее создание предметноразвивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Ведущее место отведено реализации деятельностновозрастногоподхода, поскольку рекомендуется грамотный подбор оборудования для ведущего и иных разнообразных видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.Ценно, чтопри построениипредметноразивающей среды предусмотрена реализация личностноориентированногоподхода и гуманистический идей,а также прослеживается направленность на оказание им индивидуально ориентированной психологомедикопедагогической помощи, необходимой детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; ориентация на выстранивание субъъектносубъектныхотношений). Особого внимания заслуживет положение об архитектурной досупности, возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидовк объектам инфраструктуры образовательного учреждения, ориентированность на обеспечение качества дошкольного образованияи пр. В связи с подписанием Министерством образования и науки РФ приказа№
1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (17.10.2013г.[17]) произошло переосмысление терминологии и ключевых ориентиров построения предметноразвивающей среды в детских садах.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и «Методических рекомендациях для педагогических работниковдошкольной образовательной организациии родителей детей дошкольного возраста»используются новый термин. В этих документахуказыаетсяразвивающая предметнопространственная среда, котораяпонимается как частьобразовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развитиядля реализации конкретной основной образовательной программы.В современных документах впервые прописаны новые нормативные требования по организации развивающей предметнопространственной среды:Конституция РФ от 25.12.1993 г., с изменениями от 30.12.2008 г.; Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г.№ 273ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федеральногозакона «Об образовании в РФ», № 185 от 02.07.2013 г.Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.[18].Особо ценно, что впервые в номративноправовых документах четко отражен психологопедагогический аспект как важная составляющая условий пребывания дошкольников.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомдля успешеной реализации основной образовательной программы указаны следующие психологопедагогические условия: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;использование в образовательной деятельности разнообразных форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастными индивидуальным особенностям; построение воспитательнообразовательной работына основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированнойна интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития, а такжевзрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей вспецифических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материаловивидов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического илипсихического насилия; поддержка родителей в воспитании детей, охранеи укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность[18].В настоящее время значительное внимание уделено реализации личностноориентированного подходаи созданиюблагоприятной социальной ситуации развития детей, соответствующей обеспечениюэмоционального благополучия черезнепосредственное общение с каждым ребенком,уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. Кроме того прописана необходимость поддержкииндивидуальности и инициативы детей посредством созданияусловий для свободного выбора дошкольникамидеятельностииучастников совместной деятельности;организацииусловий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;помощь детямиподдержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. В современных документах показана значимостьустановленияправил взаимодействия в разных ситуацияхи создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;развитие умения детей работать в группе сверстникови т.д.[1819].В соответствии с действующими нормативноправовыми документами развивающая предметнопространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Насыщенность средыпредусматривает разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участке
для игровой, познавательной, исследовательскойитворческойактивностивсех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением и возможность самовыражения детей.Трансформируемость пространства предполагает разнообразного использования различных составляющих среды и возможность ее измененияв зависимости от образовательной ситуациии изменяющихся интересов и возможностей детей.Вариативность среды предусматривает наличие в дошкольной образовательной организацииили групповом помещенииразличных пространств для различных видов деятельности и уединения, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, стимулирующегоигровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.Доступность среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материаламипособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования и пр.Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.При определении наполняемостии нормального функционирования развивающей предметнопространственной среды в документах прописывается концептуальная целостность образовательного процессаважная для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом (социальнокоммуникативное развитие,речевое развитие, художественноэстетическое, познавательное развитие и физическое развитие)[18].
Определение содержания компонентов развивающей предметнопространственной среды для дошкольной образовательной организациив соответствии с действующим нормативноправовыми документами базируется на системнодеятельностном подходе, поскольку полноценное и одновременное функционирование развивающей предметнопространственной средыдолжно создать целостную системообразующую развивающую обстановкус учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса –педагогов, родителейидетей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны дошкольной образовательной организациив лице педагога с семьей воспитанника для обеспечения преемственности предметнопространственной средыв домашних условиях[18; 20].
Особое внимание уделяется развивающим возможностямэлементов предметнопространственной среды, которая характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала». Степень этого потенциала можно оценить следующим образом: 1) число заданий, которые могут быть сформулированы перед ребенком с использованием элементов среды;2) число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней; 3) степень «открытости», связанная с особенностью его структуры и содержания; 4) степень универсальности(возможность применять элементы развивающей предметнопространственной средыдля нескольких программных направлений);5) «автодидактичность»(структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания) и т.д.[18].В соответствии с современными требованиями развивающаяпредметнопространственнаясредав здании и на участкедолжна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоциональногоблагополучия.Подгибкимзонированиемпространства понимается наличие различных зон, уголков, секторовилицентров для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. При этом зоны должны быть трансформируемы в зависимости от воспитательнообразовательных задач ииндивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. В настоящее время предлагается примерный перечень зон для организации развивающей предметнопространственной среды:для сюжетноролевых и режиссерских игр,познавательной активности (экспериментирование с различнымиматериалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями,развитие математических представлений и пр.),самостоятельной деятельности детей (конструирование из различныхматериалов, художественнопродуктивная деятельность, ознакомление слитературой, выставка детского творчества, центр патриотическоговоспитания и пр.),двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.),настольнопечатных и развивающих игр (рассматриваниеиллюстрированного материала, дидактические игры ипр.),экспериментирования и наблюдения за природными явлениями(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры дляорганизации различных проектов и пр.)и пр.[18].
Рекомендуется реализовыватьсистемнофункциональный подход к формированию развивающей предметнопространственной среды конкретнойдошкольной образовательной организации, который способствует рациональному использованию ресурсов и эффективному последующему использованию. Функциональный модуль рассматривется какгруппа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельностидля организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) ирешениявоспитательнообразовательных задач общеобразовательной программыдошкольной образовательной организации.Развивающая предметнопространственная среда современной дошкольной образовательной организацииможет включать следующие функциональные модули:«Игровая»;
«Физкультура»; «Музыка»; «Творчество»; «Логопед»; «Психолог»; «Уличное пространство»; «Бассейн».Функциональные модули ориентированы на все возрастныегруппы дошкольных образовательных организаций.Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников[18].Итак,требования, подходы и принципы построения предметноразвивающей среды в последние десятилетия претерпевали существенные изменения. Обобщая современные достижения педагогической теории и практики,следует подчеркнуть следующие идеи:высокая культура интерьера детского сада это условиепостроения предметноразвивающей среды, котораяспособна обеспечить социальнокультурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка и становление его способностей, учитывать особенности развития ведущего вида детской деятельности, удовлетворяя детские потребности в познании, общении, движении, а также должна быть подчинена цели гармоничного и разностороннего развития ребенка и обеспечения его психологического благополучия. Построение среды должно базироваться на научных принципах и подходах(вих числе: аксиологический, гендерный, гуманистический, деятельностновозрастной, культурологический). Ведущее место следует отведить системнодеятельностному подходуи принципувзаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Для предметноразивающей среды в здании и на участке современнойдошкольной образовательной организациидолжно быть свойственно: разнообразие материалов, оборудования и инвентаря для двигательной игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников; возможность изменения предметноразвивающей среды и разнообразного использования различныхеесоставляющих в зависимости от образовательной ситуации и изменяющихся интересов иливозможностей детей; разнообразие подпространств для различных видов деятельности и уединения, обеспечивающих свободный выбор детейипериодическую сменяемость различныз видов детскойактивности; доступность всех необходимых предметов и материлов;соответствие всех элементов предметноразивающей среды требованиямбезопасности и пр.
Ссылки на источники1.Проектирование образовательной среды в ДОУ / под науч. ред. И. Н. Балловой. –СПб.: СПб АППО, 2004. –. С. 16 − 17.2.Кондрашова Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.3.Кондрашова, Н. В. Образовательное пространство современного детского сада // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения // 2016. –2016 .№ 4.С. 4959.4.Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении» // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. –М. : Академия, 2001. –С. 401405.5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.html6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственныхтребований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» URL:http://www.rg.ru/2011/11/21/programmadoshkdok.html7.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: www.consultant.ru8.Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание .1989. № 5. С. 10 23.9.Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. 102 с. 10.Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении» // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. –М. : Академия, 2001. –С. 401405.11.Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (№ 448 от 22.08.1996 г.).URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/14247712.Кожанова И. С. Основные подходы к организации предметноразвивающей среды дошкольного учреждения/ URL: http://www.scienceforum.ru/2014/761/55213.Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. –М., 1997. –193 с.14.Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн –проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебновоспитательных комплексах. – М.: Айресс Пресс, 2007. 119 с.15.Новоселова С.Л. Развивающая предметноигровая среда // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С.7616.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» URL:http://www.rg.ru/2011/11/21/programmadoshkdok.html17.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: www.consultant.ru18.Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметнопространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/07/Metod_ recomendacii.pdf19.Кондрашова, Н. В. Этнопедагогическая деятельность дошкольных образовательных учреждений в поликультурных регионах России // Концепт [Электронный ресурс]: электронный журнал. –2014. –№ 2. Режим доступа: http://ekoncept.ru/ 2014/14032.htm20.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: www.consultant.ru
Основные подходы и принципы построения предметноразвивающей среды в детских садах
в условиях стандартизации дошкольного образования
Аннотация.В статье рассматривается изменение основных подходов и принципов построения предметноразвивающей среды в детских садах с момента утверждения «Концепции дошкольного воспитания» до реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основе изучения нормативноправовых документов, обобщения достижений педагогической теории и практики автором представлены научнотеоретические основы организации предметноразвивающей среды и развивающей предметнопространственной среды.Ключевые слова:детский сад, дошкольник, дошкольное образование, предметноразвивающая среда, подход, стандарт.
Предметноразвивающая среда, как правило, рассматриваетсякак совокупность материальных объектов, которые оказывают влияние на развитиедошкольника,стимулируютвозникновениеразных видов деятельности и становление у ребенка определенных качеств[1, с. 1617]. Предметноразивающая средавыполняет несколькофункций. В их числе:
образовательная функция (наполнение и построение среды обеспечивает разностороннее развитие детей, соответствует принципу целостности педагогического процесса и способствовует реализации всех образовательных областей программы посредством совместной партнерской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности самих детей и пр.);
развивающаяфункция (среда для каждойдетской деятельности должнасоответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка);
коммуникативная (наполнение средыобеспечивает активное общение между детьми, сотрудничество и коммуникацию между дошкольниками и взрослыми, позволяет закладывать основы для формирования культуры речи и общения, содействует обогащению опыта межличного и межнационального поведения);
воспитывающая(созданная среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения и бережного отношения, поскольку она ориентирована на создание ситуаций нравственноговыбора(уступить или взять себе, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника). Основные положения, подходы и принципы построения предметноразвивающей среды отражены в нормативноправовых и программнометодических документах. Процесс стандартизации в области дошкольного образования был поэтапным и существенным образом повлиял на изменение подходов и научнотеоретических основ построения предметноразвивающей среды в детских садах[23].Вначале в рамках первого этапа Министерством образования РФ были утверждены «Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (№ 448 от 22.08.1996 г.[4, с. 402405])и «Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении», которые должны были действовать до введения Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования и состояли из трех основных компонентов: требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном учреждении; требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; требований к среде развитияребенка.Следующим шагом стало утверждение Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, состоящей из 2 частей (обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса) и условиям ее реализации. Преобразование среды осуществлялось в соответствии с приказом Министерства и образования РФ № 655 от 23. 11. 2009г.[5]и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»[6].Завершающим этапом стандартизации стало принятие приказаМинобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155[7], в соответствии с которым впервые за 150 лет развития дошкольного образования с 1 января 2014 г. началось постепенное введение Федерального государственного образовательного стандарта. В настоящее время делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе, но и в воспитании, обучении и развитии. А для успешного решения всех поставленных задач необходима предметноразвивающая среда[2, с. 2431].Одним из перых документов, в котором отражены основные положения и целевые ориентиры построения предметноразивающейсреды в детском саду является«Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.[8, с.1023]). В нейпрописаны следующие исходные положения, не утратившие своей актуальности и настоящее время:1)организация предметноразивающей среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка;2)высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условиепостроения «развивающей среды»;
3)построение среды должно базироваться на научных принципах;4)обогащение форм жизнидеятельностиребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства взамен жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков.Дальнейшееразвитиеположения«Концепциидошкольноговоспитания»(1989г.)получилив«КонцепциипостроенияразвивающейсредывДОУ»подредакциейВ.А.Петровского(1993г.[9]).Авторскимколлективомдляорганизацииусловийжизнидетейвдетскомсадуспозицийличностноориентированногоподходабылисформулированыосновныепринципыпостроенияпредметноразвивающейсреды:дистанциипозициипривзаимодействии,активности,стабильностидинамичности,комплексированияигибкогозонирования,сочетанияпривычныхинеординарныхэлементовворганизациисреды;открытостизакрытости;учетаполовыхивозрастныхразличийдетей ипр.Авторы данной концепции, определяют предметноразвивающую средукак организованное жизненное пространство, способное обеспечить социальнокультурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенкаистановление его способностей,учитывать особенностиразвития ведущего и всех других видов детской деятельности, удовлетворяя детские потребности в познании, общении, движении и общении, функциональный комфорт и психофизическое благополучие. До введения Федерального государственного образовательного стандартадошкольногообразованияустанавливались «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» и «Временные (примерных) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении»В данных документах отражены минимально необходимые условия и требования, которые условно можноподелить на две группы[1011].
К первойгруппе можно отнестиосновные условия для гармоничного развития детей и организации детской деятельности с учетом возрастных особенностей: для развития детей младенческого ираннего возраста, а также условия для охраны и укрепления здоровья детей, художественноэстетического и физического воспитаниядетей, развития театрализованной, музыкальной, конструктивной деятельности детей, формирования экологической культуры и элементарных естественнонаучных, математических представлений и представлений о человеке в истории и культуре, условия для развития речи и игровой деятельности детей.Особую группу составляли требования к оснащению детского сада для проведения коррекционной работы. По мнению разработчиков данного документа в детском саду должны иметься специальные помещения для коррекционной работы с детьми(например, кабинет логопеда, кабинет психолога, комната психологической разгрузкии др.)[1011].Анализируя «Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении», важно отметить:–особое внимание уделяется возрастному и культурологическому подходам, поскольку акцентируется внимание на создании предметноразвивающей средыдля разных возрастных периодов и формирования у дошкольников представлений о себе, месте человека в истории и культуре;–заложены предпосылки реализации аксиологического и гуманистического подходов, поскольку акнцентируется внимание напризнании разнообразия детства, создании условий для детей, нуждающихся в проведении корреционноразвивающих мероприятий.Одним из актуальных подходов к организации среды в образовательном учреждении является средовой подход, который был предложен в эти годы Ю.С.Мануйловым. Под средовым подходом ученыйпонимает систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.Ю.С.Мануйловсправедливо утверждал, что многие ученые изучалисредукак компонент самой воспитательной системы.Однако средовой подход открывает перспективу использования среды с ее значениями в качестве инструмента управления воспитательной системы, которая зависит от внутренних и внешних условий. Реализация средового подхода в работе дошкольного учреждения дает возможность использовать его в различных целях. Ю.С.Мануйлов предполагает перспективу использования предметноразвивающей среды в качестве инструмента управления самойвоспитательной системой, продуцирование которой зависит от микрои макрофакторов[1213].Другимне маловажным подходом, описанным в эти годы, является деятельновозрастной подход, который был предложен С. Л. Новоселовой. Разработанная ею концепция предусматривает создание вариативных дизайнпроектов развивающей предметной среды детского сада. Обогащающая предметноразвивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами среды является архитектурноландшафтные и природноэкологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование, тематические наборы игрушек и пособий. В числе исходных требований выделяет развивающий характер предметнопространственной среды[12; 1415].Данные принципы в большей или меньшей степени нашли свое отражение вновых нормативноправовых документах. В условиях внедрения Федеральных государственных требований модернизация среды осуществлялось в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.07.2011 г. №2151«Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В соответствии с этим документом основным результатом реализации указанных требований является создание предметноразивающей среды обеспечивающей духовнонравственное развитие и воспитание детей,высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей,а также гарантирующей охрану и укрепление физическогои психологического здоровья воспитанников[16].В качестве основныхпаринципов построенияпредметноразивающей средывсего образовательного учреждения или отдельной группыуказаныследующие:принцип информативности(разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);вариативности(соответствие видуучреждения, содержаниювоспитания, культурным и художественным традициям, климатогеографическим особенностями пр.);полифункциональности(предусматриваетсяобеспечение всех составляющих воспитательнообразовательного работы и возможность разнообразного использования различных составляющих среды);педагогической целесообразности(предусмотриваетсянеобходимость наполнения средыдляобеспечениявозможностисамовыражения воспитанников, индивидуальнойкомфортности, атакже эмоциональногоблагополучие каждого ребенка);трансформируемости(возможность изменений среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства)[16].Анализируя Федеральные государственные требования к условиям реализацииосновной образовательной программыв дошкольном образовательном учрежденииследует подчеркнуть, что основополагающими являлись следующие подходы:
гендерный подход, поскольку предусмотрен учет полоролевой специфики и обеспечение предметноразвивающей среды общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
культурологический подход, поскольку документ ориентирует на целесообразность учета национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательного процесса;
комплексный подход, поскольку предполагается комплексное оснащение воспитательнообразовательного процесса, обеспечивающее создание предметноразвивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Ведущее место отведено реализации деятельностновозрастногоподхода, поскольку рекомендуется грамотный подбор оборудования для ведущего и иных разнообразных видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.Ценно, чтопри построениипредметноразивающей среды предусмотрена реализация личностноориентированногоподхода и гуманистический идей,а также прослеживается направленность на оказание им индивидуально ориентированной психологомедикопедагогической помощи, необходимой детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; ориентация на выстранивание субъъектносубъектныхотношений). Особого внимания заслуживет положение об архитектурной досупности, возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидовк объектам инфраструктуры образовательного учреждения, ориентированность на обеспечение качества дошкольного образованияи пр. В связи с подписанием Министерством образования и науки РФ приказа№
1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (17.10.2013г.[17]) произошло переосмысление терминологии и ключевых ориентиров построения предметноразвивающей среды в детских садах.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и «Методических рекомендациях для педагогических работниковдошкольной образовательной организациии родителей детей дошкольного возраста»используются новый термин. В этих документахуказыаетсяразвивающая предметнопространственная среда, котораяпонимается как частьобразовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развитиядля реализации конкретной основной образовательной программы.В современных документах впервые прописаны новые нормативные требования по организации развивающей предметнопространственной среды:Конституция РФ от 25.12.1993 г., с изменениями от 30.12.2008 г.; Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г.№ 273ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федеральногозакона «Об образовании в РФ», № 185 от 02.07.2013 г.Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.[18].Особо ценно, что впервые в номративноправовых документах четко отражен психологопедагогический аспект как важная составляющая условий пребывания дошкольников.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомдля успешеной реализации основной образовательной программы указаны следующие психологопедагогические условия: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;использование в образовательной деятельности разнообразных форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастными индивидуальным особенностям; построение воспитательнообразовательной работына основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированнойна интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития, а такжевзрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей вспецифических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материаловивидов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического илипсихического насилия; поддержка родителей в воспитании детей, охранеи укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность[18].В настоящее время значительное внимание уделено реализации личностноориентированного подходаи созданиюблагоприятной социальной ситуации развития детей, соответствующей обеспечениюэмоционального благополучия черезнепосредственное общение с каждым ребенком,уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. Кроме того прописана необходимость поддержкииндивидуальности и инициативы детей посредством созданияусловий для свободного выбора дошкольникамидеятельностииучастников совместной деятельности;организацииусловий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;помощь детямиподдержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. В современных документах показана значимостьустановленияправил взаимодействия в разных ситуацияхи создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;развитие умения детей работать в группе сверстникови т.д.[1819].В соответствии с действующими нормативноправовыми документами развивающая предметнопространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Насыщенность средыпредусматривает разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участке
для игровой, познавательной, исследовательскойитворческойактивностивсех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением и возможность самовыражения детей.Трансформируемость пространства предполагает разнообразного использования различных составляющих среды и возможность ее измененияв зависимости от образовательной ситуациии изменяющихся интересов и возможностей детей.Вариативность среды предусматривает наличие в дошкольной образовательной организацииили групповом помещенииразличных пространств для различных видов деятельности и уединения, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, стимулирующегоигровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.Доступность среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материаламипособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования и пр.Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.При определении наполняемостии нормального функционирования развивающей предметнопространственной среды в документах прописывается концептуальная целостность образовательного процессаважная для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом (социальнокоммуникативное развитие,речевое развитие, художественноэстетическое, познавательное развитие и физическое развитие)[18].
Определение содержания компонентов развивающей предметнопространственной среды для дошкольной образовательной организациив соответствии с действующим нормативноправовыми документами базируется на системнодеятельностном подходе, поскольку полноценное и одновременное функционирование развивающей предметнопространственной средыдолжно создать целостную системообразующую развивающую обстановкус учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса –педагогов, родителейидетей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны дошкольной образовательной организациив лице педагога с семьей воспитанника для обеспечения преемственности предметнопространственной средыв домашних условиях[18; 20].
Особое внимание уделяется развивающим возможностямэлементов предметнопространственной среды, которая характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала». Степень этого потенциала можно оценить следующим образом: 1) число заданий, которые могут быть сформулированы перед ребенком с использованием элементов среды;2) число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней; 3) степень «открытости», связанная с особенностью его структуры и содержания; 4) степень универсальности(возможность применять элементы развивающей предметнопространственной средыдля нескольких программных направлений);5) «автодидактичность»(структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания) и т.д.[18].В соответствии с современными требованиями развивающаяпредметнопространственнаясредав здании и на участкедолжна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоциональногоблагополучия.Подгибкимзонированиемпространства понимается наличие различных зон, уголков, секторовилицентров для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. При этом зоны должны быть трансформируемы в зависимости от воспитательнообразовательных задач ииндивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. В настоящее время предлагается примерный перечень зон для организации развивающей предметнопространственной среды:для сюжетноролевых и режиссерских игр,познавательной активности (экспериментирование с различнымиматериалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями,развитие математических представлений и пр.),самостоятельной деятельности детей (конструирование из различныхматериалов, художественнопродуктивная деятельность, ознакомление слитературой, выставка детского творчества, центр патриотическоговоспитания и пр.),двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.),настольнопечатных и развивающих игр (рассматриваниеиллюстрированного материала, дидактические игры ипр.),экспериментирования и наблюдения за природными явлениями(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры дляорганизации различных проектов и пр.)и пр.[18].
Рекомендуется реализовыватьсистемнофункциональный подход к формированию развивающей предметнопространственной среды конкретнойдошкольной образовательной организации, который способствует рациональному использованию ресурсов и эффективному последующему использованию. Функциональный модуль рассматривется какгруппа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельностидля организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) ирешениявоспитательнообразовательных задач общеобразовательной программыдошкольной образовательной организации.Развивающая предметнопространственная среда современной дошкольной образовательной организацииможет включать следующие функциональные модули:«Игровая»;
«Физкультура»; «Музыка»; «Творчество»; «Логопед»; «Психолог»; «Уличное пространство»; «Бассейн».Функциональные модули ориентированы на все возрастныегруппы дошкольных образовательных организаций.Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников[18].Итак,требования, подходы и принципы построения предметноразвивающей среды в последние десятилетия претерпевали существенные изменения. Обобщая современные достижения педагогической теории и практики,следует подчеркнуть следующие идеи:высокая культура интерьера детского сада это условиепостроения предметноразвивающей среды, котораяспособна обеспечить социальнокультурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка и становление его способностей, учитывать особенности развития ведущего вида детской деятельности, удовлетворяя детские потребности в познании, общении, движении, а также должна быть подчинена цели гармоничного и разностороннего развития ребенка и обеспечения его психологического благополучия. Построение среды должно базироваться на научных принципах и подходах(вих числе: аксиологический, гендерный, гуманистический, деятельностновозрастной, культурологический). Ведущее место следует отведить системнодеятельностному подходуи принципувзаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Для предметноразивающей среды в здании и на участке современнойдошкольной образовательной организациидолжно быть свойственно: разнообразие материалов, оборудования и инвентаря для двигательной игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников; возможность изменения предметноразвивающей среды и разнообразного использования различныхеесоставляющих в зависимости от образовательной ситуации и изменяющихся интересов иливозможностей детей; разнообразие подпространств для различных видов деятельности и уединения, обеспечивающих свободный выбор детейипериодическую сменяемость различныз видов детскойактивности; доступность всех необходимых предметов и материлов;соответствие всех элементов предметноразивающей среды требованиямбезопасности и пр.
Ссылки на источники1.Проектирование образовательной среды в ДОУ / под науч. ред. И. Н. Балловой. –СПб.: СПб АППО, 2004. –. С. 16 − 17.2.Кондрашова Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе // Перспективы науки. –2014. № 11.С. 2431.3.Кондрашова, Н. В. Образовательное пространство современного детского сада // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения // 2016. –2016 .№ 4.С. 4959.4.Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении» // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. –М. : Академия, 2001. –С. 401405.5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obrdok.html6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственныхтребований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» URL:http://www.rg.ru/2011/11/21/programmadoshkdok.html7.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: www.consultant.ru8.Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание .1989. № 5. С. 10 23.9.Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. 102 с. 10.Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении» // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. –М. : Академия, 2001. –С. 401405.11.Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (№ 448 от 22.08.1996 г.).URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/14247712.Кожанова И. С. Основные подходы к организации предметноразвивающей среды дошкольного учреждения/ URL: http://www.scienceforum.ru/2014/761/55213.Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. –М., 1997. –193 с.14.Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн –проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебновоспитательных комплексах. – М.: Айресс Пресс, 2007. 119 с.15.Новоселова С.Л. Развивающая предметноигровая среда // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С.7616.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» URL:http://www.rg.ru/2011/11/21/programmadoshkdok.html17.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: www.consultant.ru18.Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметнопространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/07/Metod_ recomendacii.pdf19.Кондрашова, Н. В. Этнопедагогическая деятельность дошкольных образовательных учреждений в поликультурных регионах России // Концепт [Электронный ресурс]: электронный журнал. –2014. –№ 2. Режим доступа: http://ekoncept.ru/ 2014/14032.htm20.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: www.consultant.ru