Детская мягкая школа как метод коррекции детско-родительских отношений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шкирман Р. С. Детская мягкая школа как метод коррекции детско-родительских отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970328.htm.
Аннотация. В данной статье представлена информация об исследовании эффективности психокоррекционной программы детской мягкой школы как метода коррекции детско-родительских отношений. Для доказательства эффективности использовалась диагностическая программа и Т-критерий Вилкоксона, с помощью которого была проведена обработка полученных данных и выявлено, что психокоррекционная программа оптимизирует качество детско-родительских отношений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шкирман Роза Сергеевна,студент, Амурский Государственный Университет, г. БлаговещенскShkirman.rozita@mail.ru

Детская мягкая школа как метод коррекции детскородительских отношений

Аннотация. В данной статье представлена информация об исследование эффективности психокоррекционной программы Детской Мягкой Школы как метода коррекции детскородительских отношений. Для доказательства эффективности использовалась диагностическая программа и Ткритерия Вилкоксона. С помощью которого была проведена обработка полученных данных и выявлено, что психокоррекционная программа оптимизирует качество детскородительских отношений.Ключевые слова:детскородительские отношения, телесноориентированная терапия, Детская Мягкая Школа, диагностическая программа, психокоррекционная программа, критерий Вилкоксона.

Проблематика детскородительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В зарубежной психологической литературе большое внимание данной проблеме уделялось в русле психоаналитического и гуманистического направления.В отечественной психологии эта проблематика рассматривалась БожовичЛ.И., Захаровым А.И., Варгой А. Я., Столиным В.В. и т.д. И все они приходили к мнению, что родительское отношение предопределяет развитие ребенка, его отношение к себе, родителям и окружающим людям и влияет на формировании его эмоциональной и личностной сфер. Выбираемое отношения к ребенку зависит от значения, которое родитель придает миру и самому себе, от его целей, направленности устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных вопросов. Неадекватное родительское отношение оказывает неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребенка[1, с. 175].Широкое распространение получили различные направления помощи родителям по организации оптимального взаимодействия с ребёнком. Одним из таких направлений является телесноориентированнаятерапия, как одна из самых современных и эффективных в психологической практике. Главное ее отличие заключается в том, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека, а это является особенно важным, когда речь идет о коррекции детскородительских отношений. Ведь глубокий постоянный телесный контакт это универсальное требование к родителям при взаимодействии с ребенком. Именно ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу [3, с. 76].В настоящее время недостаточно разработаны теоретические аспекты использование телесноориентированной терапии у детей. Хотя следует отметить, что отдельные методы, с успехом применяются в детской практике. Одним из таких методов является система Детской Мягкой Школы, разработанная Э.Л. Глушковой и направленная на освоение культуры движения, гармоничное развитие личности, улучшение взаимопонимания между родителем и ребенком. Основными принципами системы Детской Мягкой Школы являются позитивное мышление, игра, ситуативный подход, работа в паре, безопасность, единство тела и психики, постепенность и последовательность, индивидуальный подход, динамическое расслабление, диалог, идем туда, где сложно, интеграцияродителей в мир детства и малышей в социум, учить тому, что умеешь сам.

Основныминструментомявляютсяфизическиеупражнения,построенныенаосновеэтихпринципов.Условно их можно разделить напять групп: акробатика, толкание, заломы ивыкручивания, прилипание, выползание. Все упражнения преобразованы и адаптированы из реальных боевых упражнений. При этом максимальный акцент сделан на безопасность и доступность выполнения. Они постепенно усложняются и имеют множество комбинаций [2, с. 35]. Главное условие для полноценной работы дети занимаются вместе с родителями. Такие занятия восстанавливают зачастую сильно ослабленную внутреннюю связь между родителями и детьми. Либо, что очень распространено, родителинастолько привыкают в первую очередь обеспечивать ребёнка заботой и опекой, что незаметно привыкают к этому и не идут по пути стимуляции развития самостоятельности, интуиции и уверенности малыша [2, c. 25]. Занятие Э.Л. Глушковой проводятся в Москве уже более 25 лет, в Благовещенске психологами более 8 лет. Однако в российской практике исследование эффективности занятий Детской Мягкой Школы как метода коррекции детскородительских отношений не проводилось. В связи с этим целью данного исследования является изучение эффективности Детской Мягкой Школы как метода коррекции детскородительских отношений, а гипотеза сформулирована следующим образом: психокоррекционная программа Детской Мягкой Школы оптимизирует качество детскородительских отношений.

Исследование проводилось на базе клуба фитнеса и красоты «Спарта» по адресу: ул. 50 лет Октября 27. В клубе оборудовано специальное помещение с инвентарем: гимнастические маты и мячи, шары от сухого бассейна, мягкие подушки и Bosuсфера. Выборка состояла из 14 пар: мать и ребенок. В констатирующим эксперименте принимали участие 14 матерей в возрасте от 2535 лет. Вформирующем эксперименте 14 пар: мать и ребенок в возрасте от 1,54 лет. Исследование проходило в четыре этапа. На первом этапе была определена проблема, цель и задачи исследования. Также был проведен констатирующий эксперимент первого порядка для изучения детскородительских отношений в общей выборке. Он включал разработку и проведение диагностической программы: методика PARI Е.С. Шефера,Р.К. Белла и опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И.М. Марковской.

Рис. 1. Тип детскородительских отношений

По результатам методики PARI Е.С. Шефера иР.К. Белла можно отметить что у испытуемых показатель по типам оптимального эмоционального контакта (86%), излишней концентрации на ребенка (86%), излишней эмоциональная дистанция с ребенком (93%) находится в норме, что может говорить о наличие у родителя доверительных, эмоционально теплых и открытых отношений с ребенком. Высокие показатели имеют 7 % испытуемых по типу излишняя эмоциональная дистанция, это свидетельствует о излишней строгости родителей в отношении своих детей, и 14% по типу излишняя концентрация на ребенке, что говорит о чрезмерном вмешательстве родителя в его мир, установление зависимых отношений с ним. Низкий показатель по типу оптимального эмоционального контакта у 14% испытуемых, это свидетельствует о нарушении партнерских отношений между ребенком и родителем.

Рис.2. Особенности взаимодействия родителя с ребенком

По результаты опросника "Взаимодействие родителя с ребенком" можно сделать вывод, что у испытуемых показатель по шкалам требовательность (42%), эмоциональная близость (42%), последовательность (42%),воспитательная конфронтация в семье (58%) находятся в норме, что говорит о наличие последовательности родителя в предъявлении своих требований к ребенку, эмоциональной близости и отсутствие разногласие в семье. Высокие показатели по шкалам контроль (58%), принятия (86%), отсутствие сотрудничества (50%), тревожность за ребенка (79%), удовлетворенность отношениями с ребенком (58%), это свидетельствует об излишнем стремление родителя оградить ребенка от трудностей и неприятностей жизни, контролировать его поведение и подавлять самостоятельность. Низкий показатель у испытуемых по шкале строгости (42%), это говорит нам об отсутствие жесткости, суровости в отношении ребенка (рис. 2). На втором этапе на основании результатов проведенной диагностической программы, с помощью метода рандомизации были скомплектованы контрольная и экспериментальная группы по 7 испытуемых. Проведен формирующий эксперимент в экспериментальной группе, включающий апробирования психокоррекционной программы Детской Мягкой Школы, направленной на оптимизацию детскородительских отношений. Она состояла из трех взрослых занятий и двенадцать детскородительских, которые проводились два раза в неделю. На третьем этапе после двух месяцев был проведен констатирующий эксперимент второго порядка в экспериментальной и контрольной группе, с помощью той же диагностической программы. На четвертом этапе анализировались и интерпретировались результаты исследования.

Рис.3. Тип детскородительских отношений в экспериментальной группе

Анализ результатов методики PARI Е.С. Шефера иР.К. Белла показал, что что после проведения психокоррекционной программы в экспериментальной группе уменьшилось количество испытуемых с высоким показателем по типам излишняя эмоциональная дистанция на 15%, излишняя концентрация на ребёнке на 28%, с низким показателем по типу оптимального эмоционального контакта на 28%. Можно предположить, что между родителем и ребенком улучшились партнерские отношения. Ему предоставляется самостоятельность, поощряется инициативность и активность. Родители внимательнее стали к эмоциональным проявлениям ребенка. Уменьшилось чрезмерное вмешательство в его мир.

Рис.4. Тип детскородительских отношений в контрольной группе

В контрольной группе анализ результатов методики PARI Е.С. Шефера иР.К. Белла показал, что после двух месяцев количество испытуемых с показателем, находящимся в норме, по 3 типам детскородительскихотношений не изменился.

Рис.5. Особенности взаимодействия родителя с ребенком в экспериментальной группе

Анализируя результаты опросника "Взаимодействие родителя с ребенком" можно сделать вывод, что в экспериментальной группе после проведения психокоррекционнойпрограммы уменьшалось количество испытуемых с высоким показателем по шкалам контроль на 43% и тревожность за ребенка на 57%, с низким показателем по шкалам требовательность на 28%, строгость на 29%, отсутствие сотрудничества на 13%, последовательность на 28%, эмоциональная близость на 29% и удовлетворенность отношениями с ребенком на 14%. Можно предположить, что у родителей снизилось контролирующее поведение, тревожность по отношению к ребенку и стремление оградить его от жизненных трудностей. Они стали более последовательны и постоянны в своих требованиях к ребенку и внимательнее к личностным и поведенческим его проявлениям.

Рис.6. Особенности взаимодействия родителя с ребенком в контрольной группе

В контрольной группе анализ результатов опросника "Взаимодействие родителя с ребенком" показал, что после двух месяцев количество испытуемых с высоким, низким и среднем показателем по шкалам, представленным в диаграмме практически не изменился.Чтобы убедиться, что изменения были неслучайными в экспериментальной группе после проведения психокоррекционной программы и отсутствовали в контрольной группе после двух месяцев, использовался Т критерий Вилкоксона. Он предназначен для сопоставления показателей изменений на одной и той же выборке испытуемых в двух разных условиях. С его помощью можно определить, является ли сдвиг показателя в какомто одном направлении более существенным, чем в другом. Были выдвинуты две гипотезы:H0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвиговв нетипичном направлении и тенденцию сохранения их на прежнем уровне.H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении и тенденцию сохранения их на прежнем уровне.С помощью Ткритерия Вилкоксонабыла проведена обработка полученных данных. Проанализировав результатов исследования детскородительских отношений в экспериментальной группе по методике PARI Е.С. Шефера иР.К. Белла и опроснику «Взаимодействия ребенка с родителем» Марковской И.М., получим Тэмп(эмпирическое) = 1. Критические значения Т при n=7 следующие: 0,01=0; 0,05=3. Сравниваем Тэмп. и Ткрит.(критическое), получаем Тэмп.≤Ткрит.ЕслиТэмп. меньше или равен Ткрит, сдвиг в типичную сторону по интенсивности преобладает. Следовательно, гипотеза Н0 отвергается, а гипотеза Н1 принимается –интенсивность сдвигов в типичном направлении превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении и тенденцию сохранения их на прежнем уровне, значит результаты исследования изменились, психокоррекционная программа имела результаты. Проанализировав результатов исследования детскородительских отношений в контрольной группе по методике PARI Е.С. Шефера иР.К. Белла и опроснику «Взаимодействия ребенка с родителем» Марковской И.М., получим Тэмп= 7. Критические значения Т при n=7 следующие: 0,01=0; 0,05=3.Сравниваем Тэмп и Ткрит., получаем Тэмп≥Ткрит.. ЕслиТэмп. Больше Ткрит., сдвиг в типичную сторону по интенсивности не преобладает. Следовательно, гипотеза Н1 отвергается, а гипотеза Н0принимается –интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении и тенденцию сохранения их на прежнем уровне, следовательно, после двух месяцев результаты исследования не изменились в контрольной группе.По результатам диагностической программы и статистического критерия Вилкоксона было доказано, что психокоррекционная программа Детской Мягкой Школы оптимизирует качество детскородительских отношений. После ее проведения в экспериментальной группе снизилась излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке, повысился оптимальный эмоциональный контакт. Родителистали более последовательны и постоянны в своих требованиях к ребенку и внимательнее к личностным и поведенческим его проявлениям. Также снизилось контролирующее поведение, тревожность по отношению к ребенку. В контрольной группе после двух месяцев изменения не произошли.

Ссылки на источник1.Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания. М.: Проспект, 2006. 354 с2.Глушкова Э.Л. Детская Мягкая Школа. М.: ДРОФА, 2009. 65 с.3.Басков В.Ю. Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии. М.: ИОИ, 2006. –165 с.