Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира при изучении организма человека и его здоровья
Выпуск:
ART 970529
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Здобникова
Ю.
Ю.,
Новолодская
Е.
Г. Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира при изучении организма человека и его здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1011–1015. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970529.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности организации исследовательской деятельности младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир». Представлен опыт включения детей в работу по самооценке и самодиагностике при изучении организма человека и его здоровья.
Ключевые слова:
исследовательская деятельность, самооценка, системно-деятельностный подход, окружающий мир, самодиагностика
Текст статьи
Здобникова Юлия Юрьевна,студентка 3 курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университетимени В.М. Шукшина, г. Бийскzdobnikova.1994@mail.ru
Новолодская Елена Геннадьевна,андидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. БийскnovolEG2508@yandex.ru
Организация исследовательскойдеятельности младших школьников на урокахокружающего мирапри изучении организма человека и его здоровья
Аннотация.В статье рассматриваются возможности организации исследовательской деятельности младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир». Представлен опыт включения детей в работу по самооценкеи самодиагностике при изучении организма человека и его здоровья.Ключевые слова:исследовательская деятельность, окружающий мир, самодиагностика, самооценка, системнодеятельностный подход.
Одной из задач современной системы образования является вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность, формирование и развитие навыков планирования и ведения наблюдений, обобщения результатов исследования, формулирования выводов.Включение детей в исследовательскую деятельность должно осуществляться на этапе дошкольного образования и продолжаться в системе школьного обучения.В ФГОС начального образования делается акцент на организацию исследовательской деятельности обучающихся в рамках стимулирования развития их интеллектуальнотворческого потенциала, исследовательских умений и навыков исследовательского поведения. Организация исследовательской деятельности способствует реализации системнодеятельностного подхода к обучению.
Учебная исследовательская деятельность –это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [1].
Значительным потенциалом включения школьников в исследовательскую деятельностьявляется содержание предмета «Окружающий мир»: организация наблюдений за объектами природы, выполнение заданий на сравнение и сопоставление, анализ фактов и явлений, выявление причинноследственныхсвязей между неживой и живой природой.Выполнение элементарных методик по самооценкеи самодиагностике может выполняться младшими школьниками на уроках окружающего мира при изучении организма человека и его здоровья.Нами был проведен урокисследованиепо окружающему миру в 3 классе школы № 8 г. Бийска Алтайского края по теме «Организм человека. Диагностика соответствия роста и массы теланорме»(А.А. Плешаков, проект «Школа России»). Организация урока и его методическое обоснование входило в задание регионального тура научной тематической межвузовской дистанционной студенческой олимпиады «Исследование в начальном образовании как условие становления профессиональной компетентности будущего педагога» (Институт психологии и педагогики АлтГПУ, г. Барнаул).В рамках данного урока акцент был сделан на включение младших школьников в исследовательский процесс по самопознанию и самодиагностике. Ключевые идеи урока:
расширение понятийного аппарата младших школьников: введение в активный словарный запас валеологических понятий: «организм человека» и «здоровье»;
формирование представления детей о строении организма человека;
внесение в урок здравотворческой составляющей, воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни;
развитие исследовательских умений по самооценкеи самодиагностике –знакомство младших школьников с элементарными методиками диагностики соответствия норме их роста и массы тела;
включение родителей в совместное с ребенком выполнение методик диагностики и составления перечня мероприятий по здоровьетворению;
расширение межпредметных связей урока с анатомией, валеологией и математикой;
развитие потребности у младших школьников в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Задачиурока:
Образовательные:
сформировать представлениеоб органах и системах организма человека;
сформировать понятия: здоровье» и «организм человека»;
познакомить с элементарными методикамидиагностики соответствия роста и массы теланорме;
познакомить с медицинскими рекомендациями по поддержанию в норме роста и массы тела в соответствии с возрастными особенностями.Развивающие:
развивать познавательный интерес, умение систематизировать ранее полученные знания и применять их;
развивать исследовательские умения по самооценкеи самодиагностике;
совершенствовать математические умения: делениеи умножениечисел, работа с мерами длины и веса.Воспитательные:
воспитывать сознательное и бережное отношение к своему здоровью.Формируемые метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем поискового характера;
формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование различных способов обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.Основные понятия урока:
здоровье –состояние организма, при котором его органы и системы способны выполнять свои функции;
организм человека –это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое [2].Реализуемые на уроке методы и приемы:
целеполагание;
обсуждение и формулировка понятий;
использование мультимедиапрезентации по теоретической части содержания урока;
организация работы детей в индивидуальных инструкционных картах по диагностике своего роста и массы тела;
включение в инструкционную карту заданий для совместных с родителями вычислений и планирования здоровьесберегающих мероприятий;
отработка навыков деления и умножения.Исследовательская деятельность младших школьников на данном уроке предполагала выполнение в инструкционных картах (приложение 1) заданий по диагностикесоответствия собственного роста и массы тела норме [3]. Многиеученики справились с заданиями, у некоторых возникли затруднения при выполнении вычислений.В конце практической работы были сформулированы выводы, дано пояснение домашнимзаданиям, которые младшие школьники должны выполнить вместе с родителями. Для детей, у которых рост и масса тела не соответствуют норме, были представлены медицинские рекомендациипо рациональному питанию и лечебной гимнастике.Следует отметить, что работа на уроке была интересна для учащихся, им было интересно выступатьв роли исследователей,заниматься самооценкойи самодиагностикой. Полученный нами педагогический опыт позволяет сделать вывод об эффективности применения исследовательский технологий, предусмотренных системнодеятельностным подходом в рамках государственного образовательного стандарта начального образования. Приложение 1
Инструкционная картадиагностики соответствия роста и массы тела норме
Задание 1. Вставь свои данные роста и массы тела в окошки. Изучи необходимую информацию.а) Вставь свои данные в окошки. Мне лет. Мой рост м см. Моя масса тела кг г. б)Изучи средние показатели роста и массы тела для детей различного возраста, приведенные в таблице, и сравни с ними свои данные.
ВозрастМальчикиДевочкиростмассаростмасса8 лет1 м 24 см –
1 м 35 см23 кг 600 г –31 кг 800 г1 м 24 см –1 м 35 см23 кг 100 г –32 кг 700 г9 лет1 м 30 см –
1м 40 см25 кг 900 г –35 кг 800 г1 м 30 см –1м 40 см25 кг 900 г –37 кг 200 г10 лет1 м 35 см –
1 м 47 см29 кг –40 кг 800 г1 м 35 см –1 м 47 см28 кг 600 г –42 кг 200 г11 лет1 м 40 см –
1 м 52 см31 кг 300 г –45 кг 800 г1 м 40 см –1 м 55 см32 кг 200 г –47 кг 600 г12 лет1 м 45 см –
1 м 57 см34 кг 500 г –51 кг 700 г1 м 47 см –1 м 61 см36 кг 700 г –50 кг 800 г
Задание 2.Выполни математические расчеты по определению оптимальных показателей своего роста и массы тела. Сравни свои индивидуальные данные с полученными результатами. При выполнении заданий заполняй окошки.
Какая у тебя должна быть масса телаВычисли свою оптимальную массу тела, используя формулы: М = 3 • Г + 4,М –масса тела в кг,Г –количество полных лет (годы жизни), М = 3 • + 4 = кг.Сравни со своими данными: моя масса кг, оптимальная масса по формуле кг. Обведи вариант ответа: соответствует ли масса твоего тела норме:
соответствует норме;
ниже нормы;
выше нормы.
*Выполни вычисления вместе с родителями:для мальчиков:М = (Р –100) –1/5 • (Р –152),
М –масса тела в кг, Р –рост в см, М = ( см –100) –1/5 • ( см –152) = кг. Сравни со своими данными: моя масса кг, масса по формуле кг; для девочек:М = (Р –100) –2/5 • (Р –152),
М –масса в кг, Р –рост в см, М = ( см –100) –2/5 • ( см –152) = кг.Сравни со своими данными: моя масса кг, масса по формуле кг.
Сделай выводы. Подумай, какие процедуры помогут тебе нормализовать свою массу тела. Обсуди этот вопрос с родителями и впиши свои предложения.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой у тебя должен быть ростСпособ первый: определи, соответствует ли твой рост норме, пользуясь формулой: Р = 90 + 5•Г, где Р –рост в см, Г –количество полных лет (годы жизни).Р = 90 + 5 • = см. Сравни со своими данными: мой рост см, рост по формуле см. Обведи вариант ответа: соответствует ли твой рост норме:
соответствует норме;
ниже нормы;
выше нормы.
*Выполни дома с родителями:Способ второй: вычисли, какого ты будешь роста во взрослом состоянии. Мой рост в 2 года был см = Р. Мой будущий рост = Р • 2 = см • 2 = см = м см.Способ третий:
Рост моей мамы м см = см = Р1.Рост моего папы м см = см = Р2.Для мальчиков:1) (Р1 + Р2) • 0,54 –4,5 = см = м см;2) (Р2 + Р1) • 1,08 = см = м см; 2 Для девочек:1) (Р1 + Р2) • 0,57 –7,5 = см = м см; 2)(Р2 • 1,923 + Р1) = см = м см. 2
Ссылки на источники1.Семёнова, Л.В.Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника / Л.В. Семенова // Начальная школа плюс до и после. –2013. –№ 1. –[Электронный ресурс] http://school2100.com/upload/iblock/e04/e044e36871443b2157d156842bcbb856.pdf [Дата обращения 04.02.2017]. 2.Ожегов, С.И.Словарь русского языка: ок. 53000 слов. [Текст] / С.И. Ожегов / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. –24е изд., испр. –М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. –С. 238240. 3.Новолодская Е.Г., Шкитина К.А.Здравотворческий подход при изучении исторического материала // Начальная школа плюс До и После. –2007. –№ 9. –С. 5258.
Новолодская Елена Геннадьевна,андидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. БийскnovolEG2508@yandex.ru
Организация исследовательскойдеятельности младших школьников на урокахокружающего мирапри изучении организма человека и его здоровья
Аннотация.В статье рассматриваются возможности организации исследовательской деятельности младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир». Представлен опыт включения детей в работу по самооценкеи самодиагностике при изучении организма человека и его здоровья.Ключевые слова:исследовательская деятельность, окружающий мир, самодиагностика, самооценка, системнодеятельностный подход.
Одной из задач современной системы образования является вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность, формирование и развитие навыков планирования и ведения наблюдений, обобщения результатов исследования, формулирования выводов.Включение детей в исследовательскую деятельность должно осуществляться на этапе дошкольного образования и продолжаться в системе школьного обучения.В ФГОС начального образования делается акцент на организацию исследовательской деятельности обучающихся в рамках стимулирования развития их интеллектуальнотворческого потенциала, исследовательских умений и навыков исследовательского поведения. Организация исследовательской деятельности способствует реализации системнодеятельностного подхода к обучению.
Учебная исследовательская деятельность –это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Результатом её является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности [1].
Значительным потенциалом включения школьников в исследовательскую деятельностьявляется содержание предмета «Окружающий мир»: организация наблюдений за объектами природы, выполнение заданий на сравнение и сопоставление, анализ фактов и явлений, выявление причинноследственныхсвязей между неживой и живой природой.Выполнение элементарных методик по самооценкеи самодиагностике может выполняться младшими школьниками на уроках окружающего мира при изучении организма человека и его здоровья.Нами был проведен урокисследованиепо окружающему миру в 3 классе школы № 8 г. Бийска Алтайского края по теме «Организм человека. Диагностика соответствия роста и массы теланорме»(А.А. Плешаков, проект «Школа России»). Организация урока и его методическое обоснование входило в задание регионального тура научной тематической межвузовской дистанционной студенческой олимпиады «Исследование в начальном образовании как условие становления профессиональной компетентности будущего педагога» (Институт психологии и педагогики АлтГПУ, г. Барнаул).В рамках данного урока акцент был сделан на включение младших школьников в исследовательский процесс по самопознанию и самодиагностике. Ключевые идеи урока:
расширение понятийного аппарата младших школьников: введение в активный словарный запас валеологических понятий: «организм человека» и «здоровье»;
формирование представления детей о строении организма человека;
внесение в урок здравотворческой составляющей, воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни;
развитие исследовательских умений по самооценкеи самодиагностике –знакомство младших школьников с элементарными методиками диагностики соответствия норме их роста и массы тела;
включение родителей в совместное с ребенком выполнение методик диагностики и составления перечня мероприятий по здоровьетворению;
расширение межпредметных связей урока с анатомией, валеологией и математикой;
развитие потребности у младших школьников в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Задачиурока:
Образовательные:
сформировать представлениеоб органах и системах организма человека;
сформировать понятия: здоровье» и «организм человека»;
познакомить с элементарными методикамидиагностики соответствия роста и массы теланорме;
познакомить с медицинскими рекомендациями по поддержанию в норме роста и массы тела в соответствии с возрастными особенностями.Развивающие:
развивать познавательный интерес, умение систематизировать ранее полученные знания и применять их;
развивать исследовательские умения по самооценкеи самодиагностике;
совершенствовать математические умения: делениеи умножениечисел, работа с мерами длины и веса.Воспитательные:
воспитывать сознательное и бережное отношение к своему здоровью.Формируемые метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем поискового характера;
формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование различных способов обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.Основные понятия урока:
здоровье –состояние организма, при котором его органы и системы способны выполнять свои функции;
организм человека –это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое [2].Реализуемые на уроке методы и приемы:
целеполагание;
обсуждение и формулировка понятий;
использование мультимедиапрезентации по теоретической части содержания урока;
организация работы детей в индивидуальных инструкционных картах по диагностике своего роста и массы тела;
включение в инструкционную карту заданий для совместных с родителями вычислений и планирования здоровьесберегающих мероприятий;
отработка навыков деления и умножения.Исследовательская деятельность младших школьников на данном уроке предполагала выполнение в инструкционных картах (приложение 1) заданий по диагностикесоответствия собственного роста и массы тела норме [3]. Многиеученики справились с заданиями, у некоторых возникли затруднения при выполнении вычислений.В конце практической работы были сформулированы выводы, дано пояснение домашнимзаданиям, которые младшие школьники должны выполнить вместе с родителями. Для детей, у которых рост и масса тела не соответствуют норме, были представлены медицинские рекомендациипо рациональному питанию и лечебной гимнастике.Следует отметить, что работа на уроке была интересна для учащихся, им было интересно выступатьв роли исследователей,заниматься самооценкойи самодиагностикой. Полученный нами педагогический опыт позволяет сделать вывод об эффективности применения исследовательский технологий, предусмотренных системнодеятельностным подходом в рамках государственного образовательного стандарта начального образования. Приложение 1
Инструкционная картадиагностики соответствия роста и массы тела норме
Задание 1. Вставь свои данные роста и массы тела в окошки. Изучи необходимую информацию.а) Вставь свои данные в окошки. Мне лет. Мой рост м см. Моя масса тела кг г. б)Изучи средние показатели роста и массы тела для детей различного возраста, приведенные в таблице, и сравни с ними свои данные.
ВозрастМальчикиДевочкиростмассаростмасса8 лет1 м 24 см –
1 м 35 см23 кг 600 г –31 кг 800 г1 м 24 см –1 м 35 см23 кг 100 г –32 кг 700 г9 лет1 м 30 см –
1м 40 см25 кг 900 г –35 кг 800 г1 м 30 см –1м 40 см25 кг 900 г –37 кг 200 г10 лет1 м 35 см –
1 м 47 см29 кг –40 кг 800 г1 м 35 см –1 м 47 см28 кг 600 г –42 кг 200 г11 лет1 м 40 см –
1 м 52 см31 кг 300 г –45 кг 800 г1 м 40 см –1 м 55 см32 кг 200 г –47 кг 600 г12 лет1 м 45 см –
1 м 57 см34 кг 500 г –51 кг 700 г1 м 47 см –1 м 61 см36 кг 700 г –50 кг 800 г
Задание 2.Выполни математические расчеты по определению оптимальных показателей своего роста и массы тела. Сравни свои индивидуальные данные с полученными результатами. При выполнении заданий заполняй окошки.
Какая у тебя должна быть масса телаВычисли свою оптимальную массу тела, используя формулы: М = 3 • Г + 4,М –масса тела в кг,Г –количество полных лет (годы жизни), М = 3 • + 4 = кг.Сравни со своими данными: моя масса кг, оптимальная масса по формуле кг. Обведи вариант ответа: соответствует ли масса твоего тела норме:
соответствует норме;
ниже нормы;
выше нормы.
*Выполни вычисления вместе с родителями:для мальчиков:М = (Р –100) –1/5 • (Р –152),
М –масса тела в кг, Р –рост в см, М = ( см –100) –1/5 • ( см –152) = кг. Сравни со своими данными: моя масса кг, масса по формуле кг; для девочек:М = (Р –100) –2/5 • (Р –152),
М –масса в кг, Р –рост в см, М = ( см –100) –2/5 • ( см –152) = кг.Сравни со своими данными: моя масса кг, масса по формуле кг.
Сделай выводы. Подумай, какие процедуры помогут тебе нормализовать свою массу тела. Обсуди этот вопрос с родителями и впиши свои предложения.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой у тебя должен быть ростСпособ первый: определи, соответствует ли твой рост норме, пользуясь формулой: Р = 90 + 5•Г, где Р –рост в см, Г –количество полных лет (годы жизни).Р = 90 + 5 • = см. Сравни со своими данными: мой рост см, рост по формуле см. Обведи вариант ответа: соответствует ли твой рост норме:
соответствует норме;
ниже нормы;
выше нормы.
*Выполни дома с родителями:Способ второй: вычисли, какого ты будешь роста во взрослом состоянии. Мой рост в 2 года был см = Р. Мой будущий рост = Р • 2 = см • 2 = см = м см.Способ третий:
Рост моей мамы м см = см = Р1.Рост моего папы м см = см = Р2.Для мальчиков:1) (Р1 + Р2) • 0,54 –4,5 = см = м см;2) (Р2 + Р1) • 1,08 = см = м см; 2 Для девочек:1) (Р1 + Р2) • 0,57 –7,5 = см = м см; 2)(Р2 • 1,923 + Р1) = см = м см. 2
Ссылки на источники1.Семёнова, Л.В.Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника / Л.В. Семенова // Начальная школа плюс до и после. –2013. –№ 1. –[Электронный ресурс] http://school2100.com/upload/iblock/e04/e044e36871443b2157d156842bcbb856.pdf [Дата обращения 04.02.2017]. 2.Ожегов, С.И.Словарь русского языка: ок. 53000 слов. [Текст] / С.И. Ожегов / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. –24е изд., испр. –М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. –С. 238240. 3.Новолодская Е.Г., Шкитина К.А.Здравотворческий подход при изучении исторического материала // Начальная школа плюс До и После. –2007. –№ 9. –С. 5258.