Процесс образования новых слов в современном английском языке (на материале произведения Дж.Толкиена «Властелин колец»)
Процесс образования новых слов в современном английском языке(на материале произведения Дж.Толкиена "Властелин колец")
Аннотация. Даннаястатья посвящена изучениюпроцессаобразования новых слов с использованиемразличных приёмов словообразования. Целью статьи является анализ процесса появленияновых слов в английском языке. Источником материала работы послужилопроизведениеДж.Толкиена "Властелин колец" на английском языке. Автор утверждает, чтовданномпроизведениипрослеживается большое количество новообразованных слов.Ключевые слова:английский язык, словообразование,сложные слова, суффикс, деривация.
Общеизвестныйфакт, чтодля каждого языка характерноизменение в словарном составе. Новыеслова образуютсяпо определенным языковым моделям,к процессу создания которых относят понятие«словообразование».Вопросамисловообразованиязанимались такие выдающиеся ученые как Гак В.Г. ,К. А. Левковская,К. А. Тимофеева, Б. Н. Головин,А.Я Зогоруйка, М.Н. Кожина, Д.М. Кудашев, С.С. Хидекельи др.[19].По мнению ряда ученых, словообразование определяется как «средствоили источникпополнениясловарного состава языка» [12],«некий весьма сложный аппарат, производящий слова»[3].В современной лингвистической науке термин «словообразование» используется для обозначения механизма создания новых слов на базе существующих словарных единиц. К объектам формирования новых слов можно отнести самые простые единицы языка: приставки, постфиксы, суффиксы а также производные слова, из состава которых можно выделить морфемы, существующие в языке [4].К одному из самых продуктивных способов словообразования относится суффиксальный способ образования новых слов,например в англ. яз.: dependence, friendship.
Суффиксальныйспособсловообразованияпроисходит благодаряприбавлениюк производящейосновесуффикса. Таким образом, новые слова образующиеся от производящей основы являются производными словами.Лингвисты указывают, что формирование значенияпроизводного слова осуществляется на основе значений морфемв ходе словообразовательного процесса [8,с. 34].Согласно Б.Н. Головину,объединение производящей основы и приставки в одно смысловое целое способствует созданиюновогосемантическогокачества: появляется производное значение, которое определяетсясмысловыми возможностями производящей основы и приставки[9,с.140141]. Например, в англ. яз. :reread, cooperate.Следует отметить,что для английского языка характерна деривация, как одно из важных средств пополнения словарного состава. Производное, значениедеривататождественнолексическомузначениюпроизводящегововсехсемантическихкомпонентах, ноотличаетсячастеречнойпринадлежностью.В английском языке существует большое количествосинтаксических дериватов. Большую часть представляютдевербативы, а именнопроизводные существительныеот глаголов, а также деадъективы, т.е. производныесуществительные, мотивированныеприлагательными.Например глагол to exportпо морфологическому составу представляет собой простое слово, и ни чем не отличается от существительного anexport, однако глагол является результатом словообразовательного процесса, поэтомуto export–слово производное.
В английскомязыке намного чаще происходит формированиеновыхслов, особенно сложных.Вопросу изучениясложных словпосвящено множество работ ученых :Т.В Андрюхиной, И.В Арнольда, О. С. Ахмановой, Р. Кверка, П. В. Царева и других. [10, 11, 12, 13, 14].В лингвистической литературе содержится множество различных определений сложного слова. И.В.Арнольд считает, что сложным словом (a compound word) называется соединение двух и реже трехосновслова, существующих как целая часть, входящая в состав предложения [12]. Итак,сложные слова это элементы, объединённые в единое целое,существующиеотдельно друг от друга. Образование сложныхсловпроисходитпутем сложения нескольких основ: например: bookcase,dishwasher,everyday,weekend, blackboard, handcraft.
Следует указать,что не существует единого класса сложных слов. Для определения природы и лингвистического статуса сложного слова необходимо учитывать не только его морфологическую структуру,но также семантическоеи синтаксическое функционирование[1516].В данной
статье проводится морфологический исемантический анализ английских сложных существительных. Целью данной статьи является определение основных способов образования новых сложнообразованных слов и выявление их эффективности и активности в современном английском языке.Актуальность нашего исследования заключается в том, что изучение эффективных методов и приемов формирования словообразований приведет к определению внешних и внутренних законов процессов образования новых слов. Следовательно, это позволит более точно понять значение производного слова и морфологической схемы.
В соответствии с эффективными видами изменений сложных слов, можно выделить две основные группы:1) Глагольнономинативныесложнообразованные слова образуются путём складывания основ простого существительного и отглагольного существительногопо схеме N+ Nv. Такая модель включает в себя три модели. Отглагольное существительное образуется при помощи основысловаот глагола и определенного суффикса.Представим далее данные модели:а) [N + (V + er)]:bottleopener; stagemanager; babysitter; peacefighter. Сложные слова, образованные по этой модели, как правило имеют семантическое прочтение«субъекта,выполняющегодействие».б) [N + (V + tion/ment)]:pricereduction; officemanagement. Группа сложных слов, образованных по данной модели выражает «процесс, действие или результат действия».в) [N + (V + conversion)]:wagecut; dogbite; chimneysweep.Слова, созданные по данной моделисостоят из основы существительного и слова образованного от глагола. Они выражают значение «субъекта, так и объекта действия».2)Ко второй группе относятся глагольнонаречные это сложные слова, образованныеот глагола и наречияпо модели:V + Adv→ [(V + Adv) + conversion]:(to) break down→ a breakdown; (to) hold up→ a holdup; (to) lay out→ a layout. Основы, из которых состоят сложные слова, являются простыми. Эти сложные существительные образованысогласно правилам конверсии,т.е.имеют омонимичное звучание с глаголами, но имеют разную семантику и выражают значение«объект, предмет действия». Большой интерес вызывает появление слов в художественной литературе. В нашей работе рассмотрим сложные словаи выявим лексикосемантические модели словообразованияв произведениях художественной литературы, что позволит проследить процесс их формирования в современном английском языке.Материалом нашего исследования послужило одно их самых известных произведений в современном английском языкеДж. Р.Р. Толкиена
"Властелин колец". Объем изучаемого корпуса лексикосемантических моделей английского языкав данном произведениисоставил3499 слов[17].
Произведения Дж. Р.Р. Толкиена заслуживают особого внимания, так как в его произведениях можно найти большое количество сложнообразованных слов.Произведение Дж. Р.Р. Толкиена "Властелин колец" относится к жанру фантастической литературы. На наш взгляд, именно современные авторыфантастическихпроизведений прибегают к созданию сложных слов длядемонстрации ирреальности происходящих событий.
Для понимания семантического значения сложных слов в произведении Дж. Р.Р. Толкиена, необходимо их разделить на составные элементы, Например: Landroval (land + rove + al), «странствующий над землей».
Проанализировав сложные слова в произведенииДж. Р.Р. Толкиена, мы пришли к выводу, что самыми продуктивными оказались словообразовательные модели глагольнономинативной группы, а именно суффиксация: а) [N + (V + er)]37% б) [N + (V + ing)]33% в)[N + (V + tion/ment)]20%.По приведённым данным, можно сказать, что наиболее часто встречающейся моделью является [N+ (V+ er)]. Например:Birdtamer (bird + tame + er), «укротитель птиц».Ещё мы можем выделить, такую модель как N + 䀀N starmoon («звезда» + «луна»), lembas («дорога» + «хлеб»).
Она также является преобладающей в произведении Дж.Р.Р.Толкиена, так как употребление существительного в словосочетаниях является наиболее распространенным, обыденным явлением для современногоанглийского языка.Словообразовательная модель [N+ (V+ conversion)]оказалась малочисленной 10%. В ходе исследования нами был сделан вывод, чтовглагольнонаречной группе самой продуктивноймоделью является [(V) + (Prep)]45%.Мы считаем, что самым продуктивным способом образования является простое соединение основ, одним из компонентов которых является существительное. На основе изученного произведения, были выделены следующие модели словосложения:1) существительное + существительное N + 䀀N(Windlord, wind «ветер» + lord «повелитель»);2) прилагательное + существительное A + -500;N(Smallburrow, small «маленький» + burrow «нора»); 3) предлог + существительное P + N䀀(Underhill, under «под, внизу» + hill «холм»).В процентном соотношении можно их представить следующим образом:а)
20%Среди них следует отметить 5%словосложенийс дефисным написанием: Pukelmen (pu´cel «домовой, леший» + men«народ»). Остальные словосложения с соединительной гласной или согласной: Eriador (erin «лес» + a + dor «край») , Haysend(hey«изгородь» + s+ end«конец»).На основе проведенного анализа видно, что в произведении Дж. Р.Р. Толкиена "Властелин колец" представлено огромное многообразие моделей словообразования, особенно новообразований.Безусловно, авторский замысел осуществляется за счет использования именно новых сложнообразованных слов. Мы также пришли к выводу о том, что для словообразований в тексте автора характерна модель с использованием имен существительных. В большинстве случаев эти авторские моделисловообразованийслужат для номинации вымышленных персонажей. Нам представляется важным дальнейшее исследование и выявление процесса словообразования английского языка на материале художественных и научнопублицистических произведений.
Кроме тогомыпришли к заключению о том, что внимательное ознакомление и установление более значительных сторон словообразовательного процесса существенно не только лишь в теоретическом плане, с целью установления характера действий формирования языка науки и публицистики, однако и в плане практическом, так как последствия подобных изучений могут быть применены в практике обучения иностранного языка в специальных высших учебных заведениях.
Ссылки на источники1.1.Левковская К. А. Словообразование: Материалы к курсам языкознания. –М.: Издательство, 1954.2.Тимофеев К. А. О некоторых вопросах словообразования: Из лекций по современному русскому языку. –Новосибирск, 1966. –с. 2629.3.Головин Б.Н. Замечание к теории словообразования // Уч. зап. Горьковского унта. Сер. Лингв. Горький, 1967. Вып. 78.4.Загоруйка А.Я. Конверсия –морфологический способ словообразования. –М.: Наука, 1961. –219 с.5.Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Учеб посб. –Пермь, 1972. –397 с.6.КудашовД.М., Лещева Л.М. Словосложение в английской адъективной лексике // Материалы юбилейной научной конференции преподавателей и аспирантов МГЛУ, посвященной 50летию университета. 23–24 апреля 1998г.: В 3ч. Ч.2 / Отв. редактор БарановаН.П. –Мн.: МГЛУ, 1998. –С. 99 –101.7.Хидекель С.С. Система словообразования в современном английском языке. –М.: Высшая школа, 1974. –352 с.8.Гак В.Г. Семантическая структура слова как компонента семантической структуры высказываний. –В сб.: «Семантическая структура слова».–М., 19719.Головин Б.Н. Словообразовательная типология русских приставочных глаголов. –В кн.Славянское языкознание. М., 195910.Андрюхина Т.В. Сложные слова и конверсивы в газетном тексте // Прагматика и стилистика. –1985. –№245. –С. 161 –178.11.Царев П.В. Сложные слова в английском языке. Учеб. пособ. –М.: МГУ, 1980. –241 с.12.Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. –М.: Наука, 1990. –342 с.13.Ахманова О.С., Идзелис Роландас Ф. Курс практической стилистики современного английского языка. –М.: МГУ, 1978. –157 с.14.Кверк Р. Стиль и коммуникация в английском языке // Общественные науки за рубежом. Языкознание. –1984. –№6. –С. 200 –209.15.Павленко В.Г. Словообразовательные модели сложных слов в современном английском языке (на материале произведения Дж. Толкиена Властелин колец). Вектор развития современной наукисборник материалов X Международной научнопрактической конференции. 2016. С. 933940.16.Донцов А.В.Исследованиеструктуры значения и особенностей перевода сложных слов. Учитель в системе современного антропологического знания: Материалы XII Международной научнопрактической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. –Ставрополь: Издво СГПИ, 2016.17.Tolkien, J.R.R. The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring. M.: Рольф, 2002. 288 с.