Краеведческие проекты в системе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осколкова О. С., Новолодская Е. Г. Краеведческие проекты в системе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1016–1020. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970530.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются требования ФГОС НОО к формированию основ гражданской идентичности у обучающихся. Раскрыты возможности реализации с младшими школьниками краеведческих проектов в рамках внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». Представлен опыт выполнения проекта «Алтай – страна легенд».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Осколкова Оксана Сергеевна,студентка 4 курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийскoskolkovao@inbox.ru

НоволодскаяЕлена Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийск

novolEG2508@yandex.ru

Краеведческие проекты в системе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

Аннотация.В статье рассматриваются требования ФГОС НОО к формированию основ гражданской идентичности у обучающихся. Раскрыты возможности реализации с младшими школьниками краеведческих проектов в рамках внеурочной деятельности по предмету «Окружающиймир». Представлен опыт выполнения проекта «Алтай –страна легенд». Ключевые слова:краеведение, малая родина, окружающий мир, патриотизм, проект, проектная деятельность, природные и культурноисторическиеобъекты.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну –актуальная проблема современного образования. Процесс формирования и развития ценностного отношения к родине, своей семьедолжен начинаться с дошкольного и младшего школьного возраста.Это период наиболее стремительного развития ребенка, формирования физических и психических качеств и свойств, делающих его личностью, установления фундамента образа жизни и моделей поведения в обществе. В ФГОС начального образованиятакая характеристика личности как «любящий свой народ, свой край и свою Родину» представлена в «портрете выпускника начальной школы». Личностными результатамиосвоения основной образовательной программы начального общего образованияявляются:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [1].Большое значение в решении данных требований ФГОС имеет знакомство младших школьников с родным краем, его географическими, природными, историкокультурными и национальными особенностями. Нередко яркие впечатления освоей малой родине, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.Идействительно, как не велика наша страна, каждый из нас связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос.Перед педагогом стоит задача –углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину втом, что ему близко и дорого –в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем доступные для ребенка сведения, показатьсвятыни и традиции, которые чтут его предки,–значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.Значительным потенциалом в плане изучения с младшими школьниками своей малой родины обладает предмет «Окружающий мир». В его содержании предусмотрен большой объем материала, посвященный изучению родной местности, характеристике ее природных условий и культурноисторических традиций.Знакомство с ними дает широкие возможности для организации по формированию познавательного интереса к своей малой родине, воспитанию любви и уважения к природе, истории и культуре родного края.Формы и методы организации краеведческой деятельности детей во внеурочное время по предмету «Окружающий мир» достаточно разнообразны: прогулки и экскурсии, кружковая и факультативная работа, организация выставок и музейных экспозиций, встречи с интересными людьми, участие в национальных праздниках и пр. Также одним из эффективных методов краеведческой работы является метод проектов. Н.Ю. Пахомова трактует метод учебного проекта как одну из личностноориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учителей, обучающихся и их родителей, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Характерными видами деятельности при решениипоставленной задачи являются: мыслительная, коммуникативная, практическая, презентационная[2].«В проектной деятельности проявляется креативность личности как свойство оригинального видения проблемы проекта и путей ее решения. Творческий характер лежит воснове создания продукта проекта, выбора формы его защиты и способов организации его презентации. Творчество является стержнем и самой проектной деятельности и составляющей компонентой ее результата» [3, с. 55].В период прохождения производственной практики в 4 «В» классе МБОУ СОШ № 8 г. Бийска Алтайского края мы организовалипроектную деятельность младших школьников по краеведению. Был реализован проект «Алтай –страна легенд».

Природа алтайской земливеличава и прекрасна. Здесь много природных и культурноисторических и туристических объектов: озеро Телецкое, Пазырыкские курганы, плато Укок, горные перевалы и водопады, гора Белуха и др.Продуктом нашего проекта стал сборник легенд о природных и культурноисторических объектах Алтая, выполненный детьми. В этот сборник они включили и свою собственнуюлегендуоб Алтае. Работа над данным проектом способствовалаформированию у учащихся навыков научной и творческой деятельности:

определение актуальностипроблемы;

постановка цели и задач;

выделение основных этапов работы, получение результатов на каждом из них;

отбор материала, соответствующего теме;

анализ полученного материала;

оформлениесборникаи мультимедиапрезентации. Также реализация проекта была направлена на развитие у младших школьников основных мыслительных функций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), пространственного мышления, на расширение кругозора и обогащение словарного запаса.Этапы работы над проектом:Подготовительный.На данном этапе мы изучили дополнительный о природных объектах Алтайского края и Республики Алтай. Выбрали наиболее интересные и необычные на наш взгляд природные и культурноисторические объекты. Результат данного этапа –формирование первичного представления младших школьников об изучаемыхобъектах, проявление интереса к данной теме.Организационный:

определили проблему;

сформулировали тему проекта;

поставили цель и задачи;

сформулировали актуальность и практическую значимость проекта;

выбрали методы сбора и анализа информации;

спланировали итоговый продукт: сборник и мультимедиапрезентация с фотографиями и легендами окультурноисторических и природных объектахАлтая.Также было решено придумать свою легенду об Алтаеи включить ее в сборник.Работа над проектом.На данном этапе мы выбралифотоматериалы длясборника. Дети осуществляли отбор необходимой информации оприродных и культурноисторическихобъектах из семейных архивови интернетисточников, на основе собственных впечатленийи рассказов родителей и пр. В сборник и мультимедиапрезентацию вошли легенды: о создании Алтая, храме на острове Патмос, святом источнике АржанСуу, водопадах Корбу, Киштеи Камышлинском, Девичьих плесах на реке Кумир, долине Семи озер, Каменных грибахна Телецком озере, долине Эдельвейсов, Голубом и Лебединомозерах, озере Ая, Шавлинских и Телецком озерах. Путем совместного обсуждения учащиеся сочинили своюлегенду об Алтае.Легенда об АлтаеВ далекиедалекие времена, когда на Земле правили цари, и земля русская была разделена на царства, была одна неизведанная горная область, называемая «Колыбелью мира». Гремела слава городов русских, а эта страна была в тени, словно младенец в колыбельной. Страной правил хан. Была у него дочь необычайной красоты, и звали ее Ла. Хан очень любил дочь, но любовь свою боялся показывать, как и боялся показывать свою дочь другим людям. Времена были тяжелые –постоянные набеги других народов. Отец так сильно оберегал свою дочь, что разрешал ей гулять только на закате солнца и ранним утром, когда солнечные лучи предвещают начало нового дня.Люди, проживающие в этих краях, всегда с нетерпением ждали ее прогулок. Ведь в это время начинались самые настоящие чудеса. Прекрасная Ла выходила гулять по горным тропинкам, по бескрайним степям и по берегам величественных рек. Красота Ла была настолько сильна, что блеск её золотых волос озарял вершины гор, в её глазах отражалась гладь озер и рек, отчего озера и реки становились еще более лазурными, её пение наделяло окружающий воздух особенной чистотой и спокойствием.Каждый юноша мечтал хоть одним глазком взглянуть на дочь великого хана, но мощь и сила ханского войска не давали никаких шансов. Однажды усталый путник возвращался с далекого странствия, прилег под подножьем горы СюмерУлом и так крепко уснул, что ни пение Ла, ни ослепляющий блеск её волос несмог его разбудить. Прогуливаясь по горным тропинкам,Ла неожиданно наткнулась на странника, беззаботно отдыхающего на камне. Отдоброты душевной она решила разбудить этого человека и предложить ему необходимую помощь. Нокак только она дотронулась до молодого человека, ее сердце наполнилось теплом и непонятным чувством, неизвестным ей ранее, а в голове напевно звучало имя Тай. Чтоесть сил бросилась Ла прочь, прибежала к своему отцу и рассказала об этом необычном случае. Отец рассвирепел, приказал стражникам немедленно найти этого человека и привести в замок. Ко всеобщему удивлению путника нашли на том же месте, которое описала дочь хана, но разбудить его так никто и не смог –ни стражники, ни сам хан, как бы они не старались –все было тщетно.Ла вернулась к уснувшему путнику. Она решила спеть ему задушевную песню. Как известно, песня дает человеку новыесилы. Ла взяла в руки домбру и запела о скале БичиктуБом.Музыка проникала повсюду: ветерок раскачивал деревья, птицы напевали вместе с Ла. И в этот момент случилось чудо: юноша открыл глаза, его уста зашевелились, и он запел вместе с Ла. Их голоса соединились в одну красивую мелодию –мелодию любви. И сердца их соединились, и имена их соединились в единое целое –Алтай. Так образовался Алтай –край золотых гор и голубых вод, крайгармонии и красоты.Рефлексивнооценочный.На данном этапе была организована защита выполненного проекта на внеклассном мероприятии «Алтай –моя малая родина».Дети приняли участие в обсуждении результатов проектной деятельности. Также нами были реализованы методики самооценки младших школьников своего участия в проекте.Мы вычислилииндекс удовлетворенности [4] учащихся проектной деятельностью. Предложили детям ответить на вопрос: насколько понравилосьтебе участвовать в реализации проекта. Нужно выбрать один из вариантов ответа: «участвовал с удовольствием», «понравилось», «не очень понравилось», «совсем не понравилось» и «не знаю, мне все равно».Затем вычисляется индекс. Чем ближе результат к 1, чем выше удовлетворенность детей своим участием в проектной деятельности. J = а ∙ (+1) + в ∙ (+ 0,5) + с ∙ (0) + д ∙ (0,5) + е ∙ (1) ΝJ –индекс удовлетворенности проектной деятельностьюΝ –количество респондентовa–количество ответов «участвовалс удовольствием»b–количество ответов «понравилось»c–количество ответов «не очень понравилось»d–количество ответов «совсем не понравилось»e–количество ответов «не знаю, мне все равно»Также мы предложили младшим школьникам выразить свое отношение к процессу выполнения проекта –выполнить методику«Мое отношение к творческому проекту» [5]. Нужно выбрать по однойиз пары характеристик проектной деятельности и поставить знак «+»: Процесс и содержание работы над проектом был для меня:доступным ___сложным ___интересным ___неинтересным ___неприятным ___приятным ___увлекательным ___скучным ___спокойным ___тревожным ___ограничивающим мой кругозор ___ расширяющим мой кругозор ___предоставляющим простор для творчества ___ ограничивающим творческуюинициативу ___Затем в процентном соотношении высчитываетсяпреобладание положительных или отрицательных выборов характеристик проекта.Результаты самооценки.Индекс удовлетворенности младших школьников проектной деятельностью по краеведению составил 0,89. Из характеристик проектной деятельностью дети выбрали только положительные. Проект для них был: доступным, интересным, приятным,увлекательным, спокойным, расширяющим кругозор и предоставляющим простор для творчества.Многим учащимся понравилось сочинять вместе легенду, выстраивать композицию, выбирать имена героям.Таким образом, в системе изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе может быть реализован краеведческий компонент образования, организована проектная деятельность младших школьников во внеурочное время по расширению кругозора и обогащению знаний о своей малой родине.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (14 классы) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922[Дата обращения 10.02.2017].2.Пахомова, Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. –4е изд., испр. и доп. –М.: АРКТИ, 2009. –112 с.3.Новолодская, Е.Г.Технология проектирования здоровьесберегающей деятельности младших школьников вкреативном контексте: монография.–Бийск: АГГПУ им. В.М Шукшина, 2016. –170 с. 4.Галаева, Т.С.Методика и техника проведения прикладного социологического исследования: учебнометодическое пособие / Т.С. Галаева, Т.М. Петинова. –Самара: Самар.гос.техн.унт, 2009. –88 с.5.Матяш, Н.В.Проектная деятельность младших школьников [Текст]: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. –М.: ВентанаГрафф, 2002. –112 с.