Особенности развития нравственного облика студентов СПО

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саратовцева Н. В., Пивоварова Е. Ю. Особенности развития нравственного облика студентов СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1311–1315. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970589.htm.
Аннотация. В современных условиях общественного кризиса проблема формирования духовно-нравственных ценностей у студентов профессиональных колледжей является чрезвычайно актуальной, поскольку именно они в силу своих возрастных особенностей отличаются импульсивностью, внушаемостью, крайней подверженностью негативному влиянию извне. В статье представлены результаты проведенного исследования на предмет изучения нравственного облика студентов II курса колледжа. Авторами рассмотрены направления воспитательной работы среди молодежи по формированию духовно-нравственных ценностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саратовцева Надежда Валентиновна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный технологический университет, г. ПензаSaratovtseva.NV@mail.ru

Пивоварова Елена Юрьевна,студентка 4 курса факультета автоматизированныхинформационныхтехнологий, Пензенский государственный технологический университет, г.Пензаelena19.11@mail.ru

Особенности развития нравственного облика студентов СПО

Аннотация.В современных условиях общественного кризиса проблема формирования духовнонравственных ценностей у студентов профессиональных колледжей является чрезвычайно актуальной, поскольку именно они, в силу своих возрастных особенностей отличаются импульсивностью,внушаемостью, крайней подверженностью негативному влиянию извне. В статье представлены результаты проведенного исследования на предмет изучения нравственного облика студентов 2 курса колледжа. Авторами рассмотрены направления воспитательной работы среди молодежи по формирование духовнонравственных ценностей.Ключевые слова: нравственность, духовность, духовнонравственные ценности, студенты, профессиональный колледж.

Весьма затруднительно и, вероятно, невозможно обозначить временными рамками появление такихважнейших регуляторов общественной жизни как «духовность» и «нравственность». «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, –ничего, чем человек есть человек» –писал В. Г. Белинский[1]. Этические нормы и духовные ценности начали складыватьсявместе с появлением социальных отношенийеще в первобытные времена, нобез них невозможно представить существование цивилизованногообщества.В толковом словаре С.И. Ожегова «духовность» определяется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность –это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами[2]. В сложном процессе формирования духовных и нравственных качеств личности участвуют семья,ближайшее окружение индивида и, конечно, одна из ведущихролейотводитсяобразовательным организациям. Впоследнее время проблемевоспитания, а в частности нравственному воспитанию,стало уделяться особое внимание. Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева отмечает: «Самый важный приоритет –это воспитание человека, у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия: справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших»[3]. В мае 2015 г.Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., согласно которой «приоритетная задача Российской Федерации –формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI в., разделяющих традиционные нравственныеценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины». В стратегии обозначены следующие духовнонравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие,справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро,стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством[4].Проблема формирования духовнонравственных ценностей у студентов профессиональных колледжей является острой и актуальной, так какстуденты –это восновном молодежь и подростки, которые в силу своих возрастных особенностей отличаются импульсивностью, внушаемостью и в наибольшей степениподвержены негативномувлияниюизвне, особенно в наше кризисное время. Духовное и нравственное опустошение обществапровоцируют:

идеология рыночной экономики, ориентированная на получение прибыли, независимо от способа;

приоритет виртуального общения перед личным;

отстранение от религии;

обезличивание национальнойкультуры;

отсутствие цензуры;

забота родителей о построении карьеры и достижении материального благополучия в ущерб времени, уделяемого воспитанию детей;

разрастаниесферыразвлечений, направленнойв большей степени на коммерческий успех, нежели на воспитание духовных и нравственных качеств.

Молодые люди, относящиеся к выше обозначенным возрастным группам, предпочитают проводить досуг, общаясь в социальных сетях, а зачастую информация, которая в них размещена, не проверяется никакими службами и далеко не всегда положительно воздействует на психику пользователей, кроме того, содержит пропаганду ложных ценностей.Молодежь и подростки вступают в ряды радикальных субкультур, все большее распространение получает молодежный экстремизм.В Пензенской области зафиксировано несколько случаевэкстремистской пропагандыи насаждениянационалистской идеологиисреди молодежи. В частности, в октябре 2016 г.было возбуждено уголовное делопротив молодого человека, позиционировавшего себя как «истинного арийца» и распространявшего в социальных сетях материалыэкстремистской направленности[5]. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 г.в России было совершено 53736 преступлений, несовершеннолетними и при их соучастии. В Пензенском регионе зафиксировано 254 подобных преступления[6].

Американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом была разработана теория поколений, сущность которой сводится к тому, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. Авторы теории объясняют этотем, что ценности человека формируются под влиянием контекста общественнополитическихсобытий, в котором он находится в период взросления.По мнению психологов, проведя анализ базовых ценностей того или иного поколения, возможно более детально разобраться в причинах и мотивах негативных поступков, более адресно воздействовать на личность, формируя определенные качества.Согласно теориипоколений,студентов профессиональных колледжей можно в большинстве своем отнести к группам «Поколение Next» (1984–2000 гг.) и «Поколение Z» (с 2000 г.). Поколение Nextразвивалось в период глобализации, массового расцвета информационнокоммуникационных технологий. Представителей этого поколения отличают приверженность к брендам, жажда развлечений, ориентация на быстрое достижение высоких результатов.Поколение Next не отвергает таких высших ценностей, как «гражданский долг», «мораль», «ответственность»,«свобода», но отличается склонностью к подчинению, низкой долей самостоятельности.Представители поколения Z отдают предпочтение виртуальному общению, новости черпают из Интернета.Ценности даже самых старших представителей поколения Z находятся в процессе формирования, поэтому педагогам профессиональных колледжей следует уделять их нравственному воспитанию особое внимание[7].

Педагоги профессиональных колледжей могут почерпнуть идеи духовнонравственного воспитания в трудах выдающихся педагогов. Так, основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «нравственное чувство –благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра». Духовнонравственное воспитание должно осуществляться с опорой на национальный опыт, народное творчество с учетом опыта других народов, а первооснова духовнонравственного воспитания есть православная вера. Чрезвычайно важно по К. Д. Ушинскому формирование полезных привычек. Самые эффективные средства нравственного воспитания: обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры поощрения и взыскания[8] .

В.А. Сухомлинский отдавая приоритет духовнонравственному воспитанию, полагал:чтобы сделать воспитанника восприимчивым к воспитанию, необходимо создать благоприятный психологический климат, атмосферу радости и доверия. По убеждению В. А. Сухомлинского, необходимо, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал красоту в природе ив человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть выше и совершенствоваться.Идеи духовнонравственного воспитания А.С. Макаренко строятся на системе коллективных и трудовых ценностей, а в качестве главного воспитательногометода выступает личный примернаставника. Нами было проведено исследование духовнонравственных ценностей студентов групп Т11и 15Пинф21, обучающихся по специальностям «Туризм» и «Прикладная информатика» Пензенского социальнопедагогического колледжав количестве 47 человек. В ходе исследования использовались методы анкетирования и опроса. По результатам анкетированиябыли получены следующие статистические данные.58% респондентов затруднились с ответом на вопрос «как вы понимаете смысл термина «духовнонравственные ценности?». 42% опрошенных понимают значение данного понятия как регуляторы поведения, характеризующие человека с положительной или отрицательной стороны. Среди духовно нравственных ценностей, которые следует формировать в первую очередь студенты выделяют такие ценности как: уважение к окружающим (47,6%), доброта (38%), честность (14,2%), честь и достоинство (14,2%), патриотизм (9,5%), воля (9,5%), справедливость (9,5%), милосердие (9,5%).религиозность (4,7%), трудолюбие (4,7%).66,6% респондентовсчитают, чтов процессе духовнонравственного воспитания должна участвовать образовательная организация, 80,9% –полагают, что немаловажная роль в этом процессе отводится семье, 28,5% опрошенных считают, что сама личность должна формировать в себе высшие ценности, 14,2% опрошенных студентов ответили, что в духовонравственном воспитании имеет весомый вклад институт церкви, 4,7% –отмечают, что в воспитании духовнонравственных ценностей должны быть задействованы спортивные секции.Среди безнравственных поступков опрошенные студенты выделили следующие: предательство (19%), неуважение к окружающим (28,5%), неуважение к истории Отечества (9,5%), тяжкие преступления (14,2%), ложь (14,2%), корысть (9,5%), жестокое обращение с животными (4,7%), преднамеренное причинение душевных страданий (4,7%).28,5% респондентов считают, что в современном мире довольно редкоможно столкнуться с проявлениями безнравственности. 4,7% студентов ответили, что довольно часто сталкиваются с безнравственностью, но не придают этому значения. 30% опрошенных студентов отмечают, что безнравственные поступки в наше время совершаются часто, 38% –очень часто сталкиваются с безнравственными поступками.

Мы считаем, что целесообразным является проведение следующих мероприятий, ориентированных на формирование духовнонравственных ценностей студентов профессиональных колледжей:

круглые столы,классные часы,беседы, диспуты, лекциии конференции, затрагивающие духовную и нравственную проблематику;

показ видеофильмов и роликов, пропагандирующих, пропагандирующих высшие моральные ценности;

посещение объектов культурного наследия;

организация и проведения праздников в формате межнационального и межкультурного диалога;

встречи со священнослужителями, участниками боевых действий;

привлечение родителей студентов к организации воспитательных мероприятий;

организация волонтерской работы по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения;

организация волонтерской работы по оказанию помощи бездомным животным.В современном мире, поглощенном сложными технологиями, живущем по законам рынка, несмотря на дезинтеграционные процессы все же люди стремятся к возрождению духовности и нравственности.Подтверждением этого является создание международнойобщественной организации«За Нравственность!», в состав которой входят участники из 50 стран мира. Члены организации проводят беседы о духовных и нравственных проблемах общества, привлекают к решению проблем руководство своих стран посредством программногодокумента«Доктрина Высокой Нравственности», описывающегопричины кризисных явлений в обществе, определяющего основные ценностные ориентиры и предлагающегопути выхода из идеологического кризиса[9].Если погибнут духовность и нравственность, общество деградирует, и цивилизацию ждет неминуемая гибель. Будущее нашей страны определено тем, какие духовныеценности и нравственные ориентиры будут заложены в сознание молодежи. Поэтому важнейшая задача образовательных организаций, в том числе и профессиональных колледжей, ни в коем случае не допустить, чтобы процесс формирования духовных и нравственных качествпошел на самотек.

Ссылки на источники1.Афоризмы великих людей.[Электронный ресурс]. –URL: http://www.wisdoms.ru/104.html(дата обращения: 07.10. 2017).2.Словарь Ожегова Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.ozhegov.org/words/7965.shtml(дата обращения: 08.10.2017).3.Ольга Васильева –патриарху Кириллу: главная цель –воспитание в людях нравственности. [Электронный ресурс]. –URL: http://foma.ru/olgavasilevapatriarhukirilluglavnayatselvospitanievlyudyahnravstvennosti.html(дата обращения: 07.10.2017).4.Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. –URL: http://government.ru/docs/18312/(дата обращения: 07.10.2017).5.Житель Кузнецка8 пропагандировал экстремизм.[Электронный ресурс]. –URL: http://gorodz.info/news/14674(дата обращения: 10.10.2017).6.Центральная База Статистических данных. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2318013(дата обращения: 07.10.2017).7.Теория поколений. [Электронный ресурс]. –URL: http://psixologiya.org/socialnaya/menedzhmenta/2155teoriyapokolenij.html?start=5(дата обращения: 09.10.2017).8.Развитие идеи духовнонравственного воспитания личности ведущими представителями отечественной педагогики второй половины XIX века. [Электронный ресурс]. –URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3129(дата обращения: 10.02.2017).9.Проблема Нравственности и глобальный кризис общества. [Электронный ресурс]. –URL: http://zn.center/news/2014/12/05/doklad.htm(дата обращения: 09.10.2017).