Особенности формирования негативных мыслей в студенческом возрасте
Выпуск:
ART 970612
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова
Л.
Э.,
Волгин
В.
Н. Особенности формирования негативных мыслей в студенческом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1426–1430. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970612.htm.
Аннотация. В статье проводится теоретический анализ особенностей формирования негативных мыслей в студенческом возрасте. Приводятся результаты исследования влияния типичных негативных мыслей на психоэмоциональное состояние студентов вуза.
Ключевые слова:
когнитивная психология, психоэмоциональное состояние, студенческий возраст, негативные мысли, когниции
Текст статьи
Волгин Владислав Николаевич,студент 3 курса кафедры «Социальногуманитарные дисциплины» института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Шахты, Ростовская область
Кузнецова Лейла Эдуардовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальногуманитарные дисциплины» института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Шахты, Ростовская областьkuznezleila@list.ru
Особенности формирования негативных мыслей в студенческом возрасте
Аннотация.В статье проводится теоретический анализ особенностей формирования негативных мыслей в студенческом возрасте. Приводятся результаты исследования влияния типичных негативных мыслей на психоэмоциональное состояние студентов Вуза. Ключевые слова: негативные мысли, когниции, психоэмоциональноесостояние, когнитивная психология, студенческий возраст.
В настоящее время когнитивное направление в психологии является основным, рассматривающим проблему формирования негативных мыслей человека. Несмотря на это, исследование негативных мыслей довольно часто рассматривается не как отдельная тема для научных работ, а как нечто прилегающее и не имеющее самостоятельной опоры. В связи с этим, для психологии актуальна задача анализа, переработкиматериалов и результатов исследований психологовпо вопросу формирования цельного и достоверного представления о явлении негативных мыслей.Студенческий возраст 1825 лет является одним из наиболее интересных в плане изучения негативных мыслей и когнитивных искажений. Изучив наиболее распространенные типы негативных мыслей у студентов, возможно создание целенаправленных методов, которые помогли бы молодым людям преодолетьих.Чем раньше будут выработаны устойчивые стратегии преодоления негативных мыслей, тем больше вероятность сохранения личностью своего психического здоровья.В теории развития личности Эрика Эриксона, студенческий возрастной период относится к 6 стадии
«Ранняя зрелость». На этом этапе развитиячеловек проходит через кризис, который имеет название «интимностьизоляция». Этот этап характеризуется формальным началом взрослой жизни, ухаживания, раннего брака. Э. Эриксон понимает интимностькак способность человека слиться с идентичностью другого, не потеряв при этом чувство собственного «Я». Прохождение данного психосоциального этапа на прямую зависит от того, на сколько успешно были пройдены предыдущие этапы. В своей работе «Трагедия личности», Эриксон подчеркивает значимость завершения этапа юности, для формирования в последующих этапах способности к близости: «Ментальная и эмоциональная способность к верности, к ее приятию и отдаче, отмечает завершение периода юности, тогда как взрослое состояние начинается со способности принимать и отдавать любовь и заботу» [1]. Особенности этапа ранней взрослости способны определять характер формирования негативных мыслей. В представленном исследовании, для выявлениятипичных негативных мыслей у студентов была использована типология когнитивных ошибок А.Бека[2]. Он рассматривал следующие виды негативных мыслей, как когнитивные ошибки в способах мышления:1. Персонализация. Это поиск в каждой ситуации значения собственной личности.2. Сверхгенерализация. Это обобщение, не имеющее ничего общего с действительностью. 3. Преувеличение (катастрофизация). Это преувеличение последствий какихлибо событий. 4. Произвольные умозаключения. Вывод, который был создан без оснований, бездоказателен и не имеющий подтверждения.5. Дихотомическое мышление (поляризация). Данное когнитивное искажение имеет так же название «биполярного мышления». Его суть заключается в том, что человек обозначает события либо как хорошие, либо как плохие. 6. Выборочное абстрагирование (туннельное виденье). Это отвлечение от общего фона и целостной картины и сосредоточение внимания на определенной детали [3].В представленном исследовании данная типология использовалась как основа для выявлениянаиболее распространенных видов негативных мыслей,присущих молодым людям в возрасте 1825 лет, проходящим обучение в вузе. Данная типология приемлема для указанного возраста и увеличивает вероятность достоверности исследования по следующим причинам: 1) представленные когнитивные ошибки не имеют специфических проявлений в разных возрастах, на любом этапе развития человека, в их основе лежит одна закономерность. 2) в возрастной период (период ранней зрелости), при котором человек сталкивается с наиболее сильным и явным кризисом, повышается вероятность открытых проявлений психотравмирующих негативных мыслей.В своей работе «Современная психотерапия» А. Александровдаёт следующую трактовку когнитивным искажениям, типология которых представлена выше: «Когнитивные искажения это систематические ошибки в суждениях. Они очевидны при психологическом дисстрессе» [4]. А. Александров делает акцент на том, что дисстресс способен стать причиной, яркого и открытого проявления негативных мыслей. Напомним, что дисстресс
стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающийвредное влияниена здоровье [4]. Известно, что любой кризис представляет собой стресс для организма и является процессом преодоления противоречий. Основываясь на предположении, что стресс, связанный с неприятными и сильными эмоциями, способен сделать явными проявление когнитивных ошибок, можно сделать вывод, что выбранный для представленного исследования возраст имеет особенности, которые способны в положительную сторону повлиять на достоверность и объективность полученной информации.В исследовании типичных негативных мыслей был использован метод, основанный на методе «Дневных протоколов негативных мыслей». Данная методика является одним из вариантов «Протокольной техники Левинсона». Протокольная техника Левинсона включает ежечасное фиксирование пациентом деятельности, которой он занимается, с одновременной оценкой своего настроения.
В варианте «Дневные протоколы негативных мыслей» лежит следующий принцип: испытуемый, в течении всего дня фиксирует свои негативные мысли и ситуации, которые их вызвали. Данный метод интересен тем, что кроме фиксирования мыслей и ситуаций, которые стали их причиной, испытуемый так же фиксирует свои эмоции, описывает,что он чувствует, анализирует, насколько верны и адекватны данные мысли и затем пишет желательные и более адаптивные «мысленныецепочки».В 1974 году, ученый Хэннум использовал подобный метод с целью помочь учителям, склонным к чрезмерной самокритике,избавиться от негативных мыслей и повысить свою самооценку. Для этого был разработан детальный сценарий, включавший 4 стадии вхождение, фиксация мыслей, переориентация и закрепление, каждая из которых длилась около двух недель. На протяжении всех четырех стадий эксперимента учителя осуществляли самонаблюдение на уроках с целью фиксации всех позитивных и негативных мыслей о себе, которые появились в их сознании. Вданном эксперименте были наблюдатели, которые присутствовали на уроках учителей, принимавших участие в эксперименте,и фиксировали все внешние проявления испытуемых. Стадия переориентации заключалась в том, что учителя фокусировались на позитивных мыслях о себе и абстрагировались от негативных. Так же испытуемые пользовались одной из техник преодоления негативных мыслей, которая заключается в том, что как только они осознавали негативную мысль, они про себя произносили слово «стоп» и отрицательные мысли покидали сознание. Участники данного исследования отметили благотворное влияние попыток избавиться от собственных негативных мыслей. В результате полученной информации, были сделаны следующие выводы:1. Преобладание позитивных мыслей над негативными приводит к положительным изменениям в поведение.2. Способность к фиксации мыслей, остановке дальнейшего развитиянегативных мыслей ифокусированиюна позитивных мыслях приводит к изменениям в частоте позитивных и негативных мыслей осебе в лучшую сторону.В описанном выше исследовании, была представлена техника, имеющая общую структуру с техникой преодоления негативных мыслей «Отрезание». Суть данной техники заключается в том, что как только мы понимаем, что негативная мысль появляется в нашем сознании, мы просто отрезаем ее. Просто перестаем о ней думать, не анализируем и не ищем ее причин. Отрезаем и ставим на ее место чтото новое, более приятное. Важно понимать, что использовать данный прием мы должны сразу же, как только поймем, что негативная мысль начинает появляться. Целью нашего исследования стало изучение типичных негативных мыслей и их влияния на психоэмоциональное состояниемолодых людей, проходящих обучение в Вузе.В ходе провидения исследования использовались следующие методы:метод фиксирования негативных мыслей (на основе метода «Дневных протоколов негативных мыслей» Левинсона), тестопросник депрессии Бека, методики«Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса, шкала «Проявления тревожности» вариант Немчинова.Частота встречаемости отдельных типов негативныхмыслей у испытуемых, выраженнаяв процентных соотношениях, представленав таблице 1.Произвольное умозаключение является наиболее распространённым и ярко выраженным типом негативных мыслей у юношей. У 40% испытуемых данной группы также наблюдается склонность к катастрофизации. Чем ярче преобладание произвольного умозаключения в мышлении, тем выше уровень депрессии у юношей.Чем ниже мотивация к избеганию неудач, тем однообразнее тревожащие типы негативных мыслей. Испытуемые, имеющие депрессивные симптомы и максимально доминирующий вид когнитивной ошибки произвольное умозаключение, имеют высокий уровень мотивации к успеху. Возможно, нереалистичные выводы, которые появляются в процессе произвольногоумозаключения, в период депрессии средней тяжести, способны смотивировать субъекта на какиелибо действия.Таблица 1 Частота проявления типов негативных мыслей у студентов
Типы негативных мыслейСверхгенерализацияВыборочноеабстрагированиеПроизвольноеумозаключениеКатастрофизацияДихотомическое мышлениеПерсонализацияЮноши60%60%80%60%40%
Девушки
80%100%60%
Все испытуемые30%70%90%60%20%
Высокий уровень тревожности наблюдается у 40% юношей. Фактор, отличающий их от остальной группы, и возможно влияющий на уровень тревожности
одновременное наличие 2 типовнегативных мыслей «выборочное абстрагирование» и «произвольное умозаключение». Данные негативные мысли становятся причиной выводов, которые возможно не имеют ничего общего с реальным миром. Логично предположить, что данные типы когнитивных ошибок способны повлиять на адекватность восприятия мира в конкретной ситуации, что в свою очередь может стать причиной высокого уровня тревоги.У девушек, в отличие от юношей, встречаетсятри типа негативных мыслей: выборочное абстрагирование, произвольное умозаключение и катастрофизация.У 60% испытуемых девушек наблюдается легкая депрессия. Так же, как и у испытуемых первой группы с депрессивными симптомами, у них одним из ведущих типов негативных мыслей является произвольное умозаключение. В отличиеот парней, у девушек не наблюдается прямой взаимосвязи уровня мотивации к избеганию неудач с уровнем депрессии и особенностями проявлений произвольного умозаключения.У 40% девушек наблюдается высокая мотивация к успеху. Общая особенность, отличающая их от остальных испытуемых данной группы: одинаковый уровень проявления депрессивных симптомов, характеризующих имеющуюся депрессию, как легкую и всего лишь два вида когнитивных искажений.Так же, у всех девушек, принимающих участие в исследовании,наблюдается средний уровень тревожности, не зависимо от количества когнитивных ошибок и других показателей.Итак, результаты исследованияпоказали: у 30% студентов доминирующим типомнегативных мыслей является «сверхгенерализация», у 70% студентов «выборочное абстрагирование», у 90% студентов «произвольное умозаключение», у 60% студентов –«катастрофизация», у 20% студентов –«дихотомическое мышление». Но такой типнегативных мыслей как «персонализация» не встретился ниразу за всё время исследования ниу одного испытуемого. Напомним, что персонализация это поиск в каждой ситуации значения собственной личности. Возможно, причиной этого является возрастной этап испытуемых, который характеризуется высоким уровнем внимания к окружающему миру, а при благоприятном развитии и уровнем открытости ему. Возможно,именно эти особенности данного этапа развития личности и привели к тому, что «персонализация» не проявилась ниу одного испытуемого. Наиболее часто встречаемый тип негативных мыслей
произвольное умозаключение, которое насыщает сознание субъекта нереалистичными идезадаптивными выводами обокружающем мире. Такое соотношениепроявлений «персонализации» и «произвольного умозаключения» еще раз доказывает предположение о направленности испытуемых на явления окружающего мира.У юношей, взаимосвязь типов негативных мыслей и выявленных в ходе исследования психоэмоциональных показателей выше, чем у девушек. У девушекнаблюдалось проявление всего 3х типов негативныхмыслей, в то время как у юношей5ти. Но в свою очередь у всех девушек был выявлен средний уровень тревожности. Этот факт может говорить о скрытом переживание негативных мыслей девушками. Скрытые, неосознаваемые человеком негативные мысли, которые проявляются в автоматических мыслях, способны принести гораздо больший вред, чем осознаваемые. Для преодоления данного виданегативных мыслей, для начала необходимовывести тревожащие утверждения и комментарии в сферу сознания, а затем применять техники преодоления негативных мыслей.Студенческий возраст является ключевым, для исследования негативных мыслей. В данный возрастной период выявлениекогнитивных ошибок и искажений наиболее эффективно, т.к.многие типы негативных мыслей начинают активно проявляться именно в этот период. Их выявление способно сделать типичные техники борьбы с подобными мыслями более эффективными и простыми в применении, что в свою очередь станет ключомк гармонии и равновесию внутреннего миракаждого человека.
Ссылкина источники1.Эриксон, Э. Трагедия личности / Э. Эриксон. – Алгоритм: Эксмо, 2008. –174 с.2.Бек, Аарон, Фримен, Артур Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен. –СПб., 2002. –211 с.3.Кузнецова, Л.Э., Волгин, В.Н. Техники преодоления негативных мыслей и их неосознаваемое применение человеком / Л.Э. Кузнецова, В.Н. Волгин // Молодой ученый. – № 9 (113). –Чита: «Издательство молодой ученый», 2016. –С. 10291032.4.Александров, А.А. Современная психотерапия. Курс лекций / А.А. Александров. – СПб.: Академический проект, 1997 . –335 с.
Кузнецова Лейла Эдуардовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальногуманитарные дисциплины» института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Шахты, Ростовская областьkuznezleila@list.ru
Особенности формирования негативных мыслей в студенческом возрасте
Аннотация.В статье проводится теоретический анализ особенностей формирования негативных мыслей в студенческом возрасте. Приводятся результаты исследования влияния типичных негативных мыслей на психоэмоциональное состояние студентов Вуза. Ключевые слова: негативные мысли, когниции, психоэмоциональноесостояние, когнитивная психология, студенческий возраст.
В настоящее время когнитивное направление в психологии является основным, рассматривающим проблему формирования негативных мыслей человека. Несмотря на это, исследование негативных мыслей довольно часто рассматривается не как отдельная тема для научных работ, а как нечто прилегающее и не имеющее самостоятельной опоры. В связи с этим, для психологии актуальна задача анализа, переработкиматериалов и результатов исследований психологовпо вопросу формирования цельного и достоверного представления о явлении негативных мыслей.Студенческий возраст 1825 лет является одним из наиболее интересных в плане изучения негативных мыслей и когнитивных искажений. Изучив наиболее распространенные типы негативных мыслей у студентов, возможно создание целенаправленных методов, которые помогли бы молодым людям преодолетьих.Чем раньше будут выработаны устойчивые стратегии преодоления негативных мыслей, тем больше вероятность сохранения личностью своего психического здоровья.В теории развития личности Эрика Эриксона, студенческий возрастной период относится к 6 стадии
«Ранняя зрелость». На этом этапе развитиячеловек проходит через кризис, который имеет название «интимностьизоляция». Этот этап характеризуется формальным началом взрослой жизни, ухаживания, раннего брака. Э. Эриксон понимает интимностькак способность человека слиться с идентичностью другого, не потеряв при этом чувство собственного «Я». Прохождение данного психосоциального этапа на прямую зависит от того, на сколько успешно были пройдены предыдущие этапы. В своей работе «Трагедия личности», Эриксон подчеркивает значимость завершения этапа юности, для формирования в последующих этапах способности к близости: «Ментальная и эмоциональная способность к верности, к ее приятию и отдаче, отмечает завершение периода юности, тогда как взрослое состояние начинается со способности принимать и отдавать любовь и заботу» [1]. Особенности этапа ранней взрослости способны определять характер формирования негативных мыслей. В представленном исследовании, для выявлениятипичных негативных мыслей у студентов была использована типология когнитивных ошибок А.Бека[2]. Он рассматривал следующие виды негативных мыслей, как когнитивные ошибки в способах мышления:1. Персонализация. Это поиск в каждой ситуации значения собственной личности.2. Сверхгенерализация. Это обобщение, не имеющее ничего общего с действительностью. 3. Преувеличение (катастрофизация). Это преувеличение последствий какихлибо событий. 4. Произвольные умозаключения. Вывод, который был создан без оснований, бездоказателен и не имеющий подтверждения.5. Дихотомическое мышление (поляризация). Данное когнитивное искажение имеет так же название «биполярного мышления». Его суть заключается в том, что человек обозначает события либо как хорошие, либо как плохие. 6. Выборочное абстрагирование (туннельное виденье). Это отвлечение от общего фона и целостной картины и сосредоточение внимания на определенной детали [3].В представленном исследовании данная типология использовалась как основа для выявлениянаиболее распространенных видов негативных мыслей,присущих молодым людям в возрасте 1825 лет, проходящим обучение в вузе. Данная типология приемлема для указанного возраста и увеличивает вероятность достоверности исследования по следующим причинам: 1) представленные когнитивные ошибки не имеют специфических проявлений в разных возрастах, на любом этапе развития человека, в их основе лежит одна закономерность. 2) в возрастной период (период ранней зрелости), при котором человек сталкивается с наиболее сильным и явным кризисом, повышается вероятность открытых проявлений психотравмирующих негативных мыслей.В своей работе «Современная психотерапия» А. Александровдаёт следующую трактовку когнитивным искажениям, типология которых представлена выше: «Когнитивные искажения это систематические ошибки в суждениях. Они очевидны при психологическом дисстрессе» [4]. А. Александров делает акцент на том, что дисстресс способен стать причиной, яркого и открытого проявления негативных мыслей. Напомним, что дисстресс
стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающийвредное влияниена здоровье [4]. Известно, что любой кризис представляет собой стресс для организма и является процессом преодоления противоречий. Основываясь на предположении, что стресс, связанный с неприятными и сильными эмоциями, способен сделать явными проявление когнитивных ошибок, можно сделать вывод, что выбранный для представленного исследования возраст имеет особенности, которые способны в положительную сторону повлиять на достоверность и объективность полученной информации.В исследовании типичных негативных мыслей был использован метод, основанный на методе «Дневных протоколов негативных мыслей». Данная методика является одним из вариантов «Протокольной техники Левинсона». Протокольная техника Левинсона включает ежечасное фиксирование пациентом деятельности, которой он занимается, с одновременной оценкой своего настроения.
В варианте «Дневные протоколы негативных мыслей» лежит следующий принцип: испытуемый, в течении всего дня фиксирует свои негативные мысли и ситуации, которые их вызвали. Данный метод интересен тем, что кроме фиксирования мыслей и ситуаций, которые стали их причиной, испытуемый так же фиксирует свои эмоции, описывает,что он чувствует, анализирует, насколько верны и адекватны данные мысли и затем пишет желательные и более адаптивные «мысленныецепочки».В 1974 году, ученый Хэннум использовал подобный метод с целью помочь учителям, склонным к чрезмерной самокритике,избавиться от негативных мыслей и повысить свою самооценку. Для этого был разработан детальный сценарий, включавший 4 стадии вхождение, фиксация мыслей, переориентация и закрепление, каждая из которых длилась около двух недель. На протяжении всех четырех стадий эксперимента учителя осуществляли самонаблюдение на уроках с целью фиксации всех позитивных и негативных мыслей о себе, которые появились в их сознании. Вданном эксперименте были наблюдатели, которые присутствовали на уроках учителей, принимавших участие в эксперименте,и фиксировали все внешние проявления испытуемых. Стадия переориентации заключалась в том, что учителя фокусировались на позитивных мыслях о себе и абстрагировались от негативных. Так же испытуемые пользовались одной из техник преодоления негативных мыслей, которая заключается в том, что как только они осознавали негативную мысль, они про себя произносили слово «стоп» и отрицательные мысли покидали сознание. Участники данного исследования отметили благотворное влияние попыток избавиться от собственных негативных мыслей. В результате полученной информации, были сделаны следующие выводы:1. Преобладание позитивных мыслей над негативными приводит к положительным изменениям в поведение.2. Способность к фиксации мыслей, остановке дальнейшего развитиянегативных мыслей ифокусированиюна позитивных мыслях приводит к изменениям в частоте позитивных и негативных мыслей осебе в лучшую сторону.В описанном выше исследовании, была представлена техника, имеющая общую структуру с техникой преодоления негативных мыслей «Отрезание». Суть данной техники заключается в том, что как только мы понимаем, что негативная мысль появляется в нашем сознании, мы просто отрезаем ее. Просто перестаем о ней думать, не анализируем и не ищем ее причин. Отрезаем и ставим на ее место чтото новое, более приятное. Важно понимать, что использовать данный прием мы должны сразу же, как только поймем, что негативная мысль начинает появляться. Целью нашего исследования стало изучение типичных негативных мыслей и их влияния на психоэмоциональное состояниемолодых людей, проходящих обучение в Вузе.В ходе провидения исследования использовались следующие методы:метод фиксирования негативных мыслей (на основе метода «Дневных протоколов негативных мыслей» Левинсона), тестопросник депрессии Бека, методики«Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса, шкала «Проявления тревожности» вариант Немчинова.Частота встречаемости отдельных типов негативныхмыслей у испытуемых, выраженнаяв процентных соотношениях, представленав таблице 1.Произвольное умозаключение является наиболее распространённым и ярко выраженным типом негативных мыслей у юношей. У 40% испытуемых данной группы также наблюдается склонность к катастрофизации. Чем ярче преобладание произвольного умозаключения в мышлении, тем выше уровень депрессии у юношей.Чем ниже мотивация к избеганию неудач, тем однообразнее тревожащие типы негативных мыслей. Испытуемые, имеющие депрессивные симптомы и максимально доминирующий вид когнитивной ошибки произвольное умозаключение, имеют высокий уровень мотивации к успеху. Возможно, нереалистичные выводы, которые появляются в процессе произвольногоумозаключения, в период депрессии средней тяжести, способны смотивировать субъекта на какиелибо действия.Таблица 1 Частота проявления типов негативных мыслей у студентов
Типы негативных мыслейСверхгенерализацияВыборочноеабстрагированиеПроизвольноеумозаключениеКатастрофизацияДихотомическое мышлениеПерсонализацияЮноши60%60%80%60%40%
Девушки
80%100%60%
Все испытуемые30%70%90%60%20%
Высокий уровень тревожности наблюдается у 40% юношей. Фактор, отличающий их от остальной группы, и возможно влияющий на уровень тревожности
одновременное наличие 2 типовнегативных мыслей «выборочное абстрагирование» и «произвольное умозаключение». Данные негативные мысли становятся причиной выводов, которые возможно не имеют ничего общего с реальным миром. Логично предположить, что данные типы когнитивных ошибок способны повлиять на адекватность восприятия мира в конкретной ситуации, что в свою очередь может стать причиной высокого уровня тревоги.У девушек, в отличие от юношей, встречаетсятри типа негативных мыслей: выборочное абстрагирование, произвольное умозаключение и катастрофизация.У 60% испытуемых девушек наблюдается легкая депрессия. Так же, как и у испытуемых первой группы с депрессивными симптомами, у них одним из ведущих типов негативных мыслей является произвольное умозаключение. В отличиеот парней, у девушек не наблюдается прямой взаимосвязи уровня мотивации к избеганию неудач с уровнем депрессии и особенностями проявлений произвольного умозаключения.У 40% девушек наблюдается высокая мотивация к успеху. Общая особенность, отличающая их от остальных испытуемых данной группы: одинаковый уровень проявления депрессивных симптомов, характеризующих имеющуюся депрессию, как легкую и всего лишь два вида когнитивных искажений.Так же, у всех девушек, принимающих участие в исследовании,наблюдается средний уровень тревожности, не зависимо от количества когнитивных ошибок и других показателей.Итак, результаты исследованияпоказали: у 30% студентов доминирующим типомнегативных мыслей является «сверхгенерализация», у 70% студентов «выборочное абстрагирование», у 90% студентов «произвольное умозаключение», у 60% студентов –«катастрофизация», у 20% студентов –«дихотомическое мышление». Но такой типнегативных мыслей как «персонализация» не встретился ниразу за всё время исследования ниу одного испытуемого. Напомним, что персонализация это поиск в каждой ситуации значения собственной личности. Возможно, причиной этого является возрастной этап испытуемых, который характеризуется высоким уровнем внимания к окружающему миру, а при благоприятном развитии и уровнем открытости ему. Возможно,именно эти особенности данного этапа развития личности и привели к тому, что «персонализация» не проявилась ниу одного испытуемого. Наиболее часто встречаемый тип негативных мыслей
произвольное умозаключение, которое насыщает сознание субъекта нереалистичными идезадаптивными выводами обокружающем мире. Такое соотношениепроявлений «персонализации» и «произвольного умозаключения» еще раз доказывает предположение о направленности испытуемых на явления окружающего мира.У юношей, взаимосвязь типов негативных мыслей и выявленных в ходе исследования психоэмоциональных показателей выше, чем у девушек. У девушекнаблюдалось проявление всего 3х типов негативныхмыслей, в то время как у юношей5ти. Но в свою очередь у всех девушек был выявлен средний уровень тревожности. Этот факт может говорить о скрытом переживание негативных мыслей девушками. Скрытые, неосознаваемые человеком негативные мысли, которые проявляются в автоматических мыслях, способны принести гораздо больший вред, чем осознаваемые. Для преодоления данного виданегативных мыслей, для начала необходимовывести тревожащие утверждения и комментарии в сферу сознания, а затем применять техники преодоления негативных мыслей.Студенческий возраст является ключевым, для исследования негативных мыслей. В данный возрастной период выявлениекогнитивных ошибок и искажений наиболее эффективно, т.к.многие типы негативных мыслей начинают активно проявляться именно в этот период. Их выявление способно сделать типичные техники борьбы с подобными мыслями более эффективными и простыми в применении, что в свою очередь станет ключомк гармонии и равновесию внутреннего миракаждого человека.
Ссылкина источники1.Эриксон, Э. Трагедия личности / Э. Эриксон. – Алгоритм: Эксмо, 2008. –174 с.2.Бек, Аарон, Фримен, Артур Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен. –СПб., 2002. –211 с.3.Кузнецова, Л.Э., Волгин, В.Н. Техники преодоления негативных мыслей и их неосознаваемое применение человеком / Л.Э. Кузнецова, В.Н. Волгин // Молодой ученый. – № 9 (113). –Чита: «Издательство молодой ученый», 2016. –С. 10291032.4.Александров, А.А. Современная психотерапия. Курс лекций / А.А. Александров. – СПб.: Академический проект, 1997 . –335 с.