Развитие устной речи учащихся третьего класса в процессе изучения литературных сказок

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Торопова М. С. Развитие устной речи учащихся третьего класса в процессе изучения литературных сказок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1546–1550. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970636.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития связной речи учащихся третьего класса посредством работы с литературной сказкой. В статье рассмотрены текстовые упражнения, созданные на основе литературных сказок, направленные на формирование и развитие устной речи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Торопова Мария Сергеевна,студентка факультета педагогики и психологии,профиль начальное образование, дополнительное образование ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Кировmahha.toropova@mail.ru

Развитие устной речи учащихся третьегокласса в процессе изучения литературных сказок

Аннотация.Статья посвящена вопросам развития связной речи учащихся третьего класса посредством работы с литературной сказкой. В статье рассмотрены текстовые упражнения, созданные на основе литературных сказок, направленные наформирование и развитие устнойречи.Ключевые слова:речь, текстовые упражнения, литературные сказки.

Русский писатель и представитель «просветительскойфилософии» А.Н. Радищев справедливо считал: «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь».Понятие «речь» является объектом изучения многих гуманитарных наук и неразрывно связана с языком. Языкэто система условных символов, знаков,с помощью которых передается сочетания звуков, имеющих для человека определенное значение. Это общественноисторическое явление, которое является достоянием народа, он хранится в памяти человека и сам по себе не приходит в действие. Речь результат мышления человека.Р.С.Немов рассматривает речь как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующаяим система письменных знаков, в которой выражается психология отдельно взятого человека или общности людей с характерными особенностями [5]. М.Р.Львовутверждает, что с помощью речи реализуется все богатство речи, ее выразительные возможности» [3].Ученыйвыделяет следующие виды речевой деятельности: говорениеозвучивание мысли в момент произнесения высказывания; слушаниеосуществление перехода с акустического этапа на мыслительный; письмоперенесение мысли на графический код; чтениеперенесение графичски зафиксированного текста в звуковую речь[4].Различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.Внешняя речь обличена в звуки или графические знаки. Внутренняя речьне произносимая вслух, речь «про себя». Внешняя речь подразделяется на устнуюпроизносимуюв процессе говорения, характеризующаяся интонацией, темпом, тембром, громкостью, паузами, мимикой, жестами и письменнуюявляющуюся основой для официальноделового и научного стилей, в которой часто используются осложняющие конструкции в виде вводных слов, причастных и деепричастных оборотов. Внешняя устная речь в свою очередь подразделяется на диалогическую и монологическую. Устная диалогическая речьэто речь двух или нескольких человек, которая чаще всего протекает в форме вопросов и ответов. По мнению А.Р.Лурия,она имеет своеобразную структуру где говорящий может обходиться без собственного мотива высказывания, отвечающий на вопросы собеседника уже знает, о чем идет речь, участники беседы имеют возможность включения внеязыковых компонентов в речь. Устная монологическая речь обращена к слушателю и описывает определенные события или анализирует события. Она отличается от диалогической наличием мотива высказывания и общего замысла, зависит от задач, которые ставит перед собой говорящий[2].Развитие речи детей происходит с раннеговозраста. Н.И.Жинкин утверждает, что развитиеречи стоит осуществлять с полуторалетнего возраста и продолжать весь дошкольный и школьный период. В период младенчества речь детей проявляется в виде гуления. В раннем возрасте происходит овладениесловом на практическом уровне, простейшими связями слов. В дошкольный период происходит овладение монологической речью, а также появляются формы внутренней речи. В младшем школьном возрасте происходит осознание форм речи, освоение звукового состава слова, накопление лексики, освоение грамматического строя речи, овладение письменной речью, усвоение литературных норм. Выявлено, что устная речь формируется в результате общения ребенка с окружающими,письменная речь появляется в результате специального обучения. Изначально ребенок оперирует в большей степени средствами внешнего выражения мысли, способами обозначения букв и слов. Главным отличием письменной речи от устной является протекание по правилам грамматики [1].Вцеляхразвития устной речи школьников можно использовать разные упражнения, в том числе упражнения, основанные на материале литературных сказок.Упражнение 1 «Рифмовка 2х слов, а затем рифмовка цепочек слов»Цель:упражнение направлено на обогащение словаря, формирование умения чувствовать художественную выразительность слова, умение правильно и точно употреблять слова в речи.Для проведения упражнения учащимся сообщается несколько слов из сказки. Необходимо объяснить значение каждого из них, а затем зарифмовать. После рифмовки отдельных слов учащимся предлагается зарифмовать несколько словосочетаний из сказки.Например, во время работы с произведением А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», учащимся предлагается объяснить значение и зарифмовать следующие слова: гонец, указ, воля, царевич, спаситель, ограда. Возможные варианты ответов: гонецмолодец (удалец, купец и т.п), указприказ (заказ, наказ, рассказ и т.п.), волядоля,(поле), царевичкоролевич, спасительсмотритель (служитель, сочинитель и т.п.), ограда(награда, преграда).После рифмовки отдельных слов задание усложняется. Учащимся необходимо объяснить и зарифмовать словосочетания из сказки: красная девица, честные гости, неведома зверюшка, край долины, мой спаситель.Возможные варианты ответов: красная девицачистая водица,честные гостиприятные новости, неведома зверюшкамолода голубушка, край долиныдаль картины, мой спасительтвой повелитель и т.п.Упражнение 2 Составление распространенных предложений «От каждого по словечку».Цель: расширение и обогащение словаря,формирование у учащихся уменияправильно строить предложения, уменияподбирать слова и выражения,подходящие в конкретной ситуации.Для проведения упражнения каждый учащийся по цепочке называет слово из сказки, или слово, относящееся к сказке, а затем на основе полученного набора слов следуетсоставление собственных предложений с использованием всех названных слов, и с добавлениемсобственных. После завершения упражнения осуществляется обсуждение и выбор наиболее оригинальных предложений.Например, изучая произведение А.С. Пушкина«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне лебеди», учащиеся называют следующие слова:царь, царица, Салтан, град, корабль, Гвидон, гости.Возможный вариант предложения: Царь Гвидон и царица приняли в своем великом граде гостей, которые приплыли на корабле из царства славного Салтана.Упражнение 3. «Составление записок, писем и телеграмм сказочному герою»Цель: закрепление умения в правильном построении предложений, обогащение и уточнение словарного запаса школьников.Перед составлением писем необходимо обсуждение содержания сказки, определение,кому из героев будет написано письмо, о чем оно будет. Обговариваются условия составленияписьма. Например, в нем должно быть 100 слов. Предложения должны бытьс однородными членами. Необходимо использование словесных средств выразительности текста: метафоры, эпитеты, сравнения и др.Например, при изучении сказки Д.Н.МаминаСибиряка «Сказка про храброго зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» учащиеся обсуждают содержание сказки, определяют,что письмо они напишут зайцу. В нем должно быть обсуждение поведения зайца и советы ему на будущее.Возможный вариант письма: Здравствуй, дорогой, веселый, добрый, заяц! Я решил написать тебе письмо, потому что, несмотря на то, что ты прыгал как мячик, смелее от этого ты не стал. Ты сбежал от страшного серого волка и спрятался в маленьком укрытииямке. Ты был точно ежик, который прячется ото всехза своими колючками. Я хотел бы посоветовать тебе не хвастаться своей отвагой, доблестью и смелостью, потому что это не только не красиво, но и могло быть опасным для тебя. Ты мог пострадать от собственной самоуверенности. Хотя я очень рад за тебя, что после такойситуации, ты смог побороть свойстрах и сомнения, стал верить в себя и собственные силы. Удачи тебе!Упражнение 4. «Нахождение определенных слов в тексте»Цель: обогащение и уточнение словаря, укрепление знаний о средствах выразительности, закрепление знаний о частях речи.Для выполнения упражнения учащимся необходимо найти и выписать из текста все эпитеты, сравнения, фразеологизмы и определить,какими частями речи они являются в тексте.Например, при изучении сказки Д.Н. МаминаСибиряка «Сказкапро храброго зайца –Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»следуетвыписать все имеющиеся в ней словесные средства выразительности текста и определить,какими частями речи они являются в тексте. Возможный вариант ответа: «душа в пятки»фразеологизм, выраженный двумя существительными и предлогом; «выскочить из собственной кожи» фразеологизм, выраженный глаголом, предлогом, прилагательным и существительным; старые зайцы, маленькие зайчата, смешной заяцэпитеты, выраженные прилагательными; «точно мячик»сравнение, выраженное союзом и существительным и т.п.Упражнение 5. «Сочинение длинных, но смешных слов»Цель: обогащение словарного запаса, развитие воображения и фантазии, умение преобразовывать слова.Для выполнения упражнения после прочтения сказки учащимся предлагается придумать новые слова, которые бы охарактеризовали какоголибо персонажа сказки. Каждое придуманное слово следует объяснить.Например, при изучении сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница» учащимся необходимо придумать новые слова, которые бы охарактеризовали лягушку. Возможные варианты ответов: болтунолгунья, хвастунозавистница, врунокомандирша и т.п.Упражнение 6«Придумывание новых названий сказок»Цель: обогащение словарного запаса, умение выстраивать обоснованные контекстные высказывания.Для выполнения упражнения учащимся необходимо придумать новое название для сказки. После выполнения 1й части упражнения учитель предлагает придумать такое название сказки, в котором количество букв не совпадает с количеством звуков.Например, при изучении сказки В.М.Гапшина «Лягушка путешественница» детям необходимо придумать новое название сказки. Возможные варианты ответов: «Лягушкаавантюристка», «Сказка о хвастливой лягушке», «Путешествие с утками» и т.п. Затем учитель просит придумать названия сказки, в котором количество букв не совпадает с количеством звуков. Возможный вариант ответов: Квакуньяхвастунья», «Несостоявшееся путешествие» и т.п.Кроме того, при изучении литературных сказок для активизации памяти, мышления, воображения, а,следовательно, и речи возможно использование творческих текстовых упражнений таких как «Преобразуй сказку в рассказ», «Веселый журналист», «Юный сценарист», создавая тексты, учащиеся оказываются в условиях, в которых предложенный им материал должен быть переработан настолько глубоко, что на ту же самую тему они смогли бы говорить не чужими словами, а своими собственными.Упражнение «Преобразуй сказку в рассказ»Цель: обогащение словарного запаса, закрепление умения в правильном построении предложений, развитие мышления,воображения, фантазии.Для выполнения упражнения учащимся необходимо преобразовать сказку в рассказ,не теряя главной мысли.Предложения должны быть сложными с использованием словесных средств выразительности.В качестве примера можно рассмотреть результат преобразования сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Водном доме жили девочкарукодельница и девочкаленивица. Девочка рукодельница была доброй, отзывчивой, трудолюбивой, хозяйственной. Она не сидела без дела и трудилась как пчелка. А ленивица целыми днями только и делала, что лежала, кушала, да бездельничала. Вот однажды рукодельница пошла за водицей к колодцу, пока набирала воду не смогла удержать ведерко, и оно упало на самое дно. Очень расстроилась девочка вернулась домой без ведра, а суровая, сварливая мачеха приказала ей ведерко любым способом достать. Ничего не осталось бедной рукодельнице как вернуться обратно к колодцу. Уж как она не старалась подцепить ведро, ничего у нее не вышло. Расплакалась от горя и невезения девочка. Мимо проходил дедушка, который услышал всхлипывания и решил посмотреть кто же это льет слезы. Девочка рассказала о ее горе, и дедушка вызвался ей помочь, но за свою помощь девочка должна была три дня помогать дедушке по хозяйству. Рукодельница с радостью согласилась. Целыми днями она убиралась в доме, взбивала перину, пекла вкусные ароматные пироги, варила кушанья, прометала двор, следила за домашними животными. Срок ее службы у дедушки подошел к концу и за хорошую, добросовестную помощь дедушка не только дал ей новое ведерко, наполненное разными вкусностями, но и подарил ей украшение. Когда рукодельница вернулась домой, то ленивица сразу стала завидовать девочке, поэтому тоже отправилась на помощь к деду. Дедушка просил выполнить ленивицу ту же работу, которую выполняла и рукодельница, но белоручка все делала в пол силы, спустя рукава и поэтому по истечению трех дней дедушка одарил ленивицу соответствующей наградой. За свою работу девушка получила ведерко камней.Упражнение «Веселый журналист»Цель: умение правильно строить высказывания, правильно использовать слова и словосочетания, умение общаться и вести диалог. Для выполнения упражнения, учащиеся делятсяна пары, в которых 1 человекжурналист, а другой респондент, выступающий в роли персонажа из сказки. Журналисту необходимо взять интервью у персонажа из сказки о его жизни. Для этого «журналисту» дается время на подготовку вопроса. Респонденту необходимо освежить в памяти сведения из жизни персонажа путем беглого чтения сказки, выписывания речевых оборотов и слов, используемых персонажем. После подготовительного этапа учащимся предлагается перейти к интервью.Например, при изучении сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» журналист может брать интервью у князяГвидона:

«Здравствуйте,князьГвидон, моя редакция дала мне задание взять у вас интервью. Не могли бы Вы ответить на нескольковопросов из вашей жизни»?«Приветствую тебя, добрый молодец! Отвечу я на все твои вопросы»«Скажите, трудно ли Вам было осознавать, что Ваш отец отказался от Вас?»«Горестно и печально мне было. Одолевали меня думы окаянные, но я знал, что подстроили все это завистницы и батюшка не со зла все сотворил»

«Как Вы себя чувствовали перед встречей с царем Салтаном?»«Я очень переживал, добрый молодец, всполошился, громогласно завопил. Не думал и не гадал я, что батюшка явится в гости» «Мы очень рады, что ваша история завершилась благополучно. Но неужели Вам не хотелось бы наказать виновников?»«Не спорю, глодала меня обида и осерчал я на завистниц, но когда встретился с батюшкой, то от радости все позабыл! Они повинились перед нами, и мы простили их. Бог им судья»«Я очень благодарен за то, что вы согласились ответить на мои вопросы. Было приятно с Вами поговорить, до встречи!»

«И тебе, молодец, доброго пути!»Таким образом, развитиеречи младших школьников является важнейшим фактором, оказывающим влияние на формирование мыслительных процессов. Целенаправленная работа по развитию речи с применением литературных сказокявляется эффективным способом обогащения словарного запаса, умения систематизировать, вычленять материал, точно и правильно выражать мысли с точки зрения литературных норм, совершенствовать свою речь, а также развития памяти, мышления, воображения, эмпатии.

Ссылки на источники1.Н.И.Жинкин Язык.Речь.Творчество. –М: Издво Лабиринт 1998 336с2.А.Р.Лурия Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. М: Издво Моск. унта, 1979 320 с3.М.Р.Львов основы общей теории языка. М: Издво Академия, 2002 –248 с4.М.Р.Львов основы теории речевой деятельности. М: Издво Академия, 20025.Р.Н.Немов Психология. –М: Издво Владос, 2004