Влияние социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на имидж руководителя предприятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова Л. Э., Кузнецова С. Б. Влияние социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на имидж руководителя предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1746–1750. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970676.htm.
Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического изучения влияния социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на имидж руководителя предприятия. Имидж руководителя изучается путем сопоставления представлений руководителя о своих личностных и профессиональных особенностях и представлений подчиненных о личностных и профессиональных особенностях руководителя. Выделены индивидуально-стилевые особенности руководства и общения, способствующие формированию позитивного имиджа руководителя.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кузнецова Светлана Борисовна,студент 3 курса кафедры «Журналистика» ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет», г. РостовнаДону.

Кузнецова Лейла Эдуардовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальногуманитарные дисциплины» института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Шахты, Ростовская областьkuznezleila@list.ru

Влияние социальной дистанции взаимодействия с подчиненнымина имидж руководителя предприятия

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического изучения влияния социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на имидж руководителя предприятия. Имидж руководителя изучается путем сопоставления представлений руководителя о своих личностных и профессиональных особенностях и представлений подчиненных о личностных и профессиональных особенностях руководителя.Выделены индивидуальностилевые особенности руководства и общения, способствующие формированию позитивного имиджа руководителя.Ключевые слова:имидж, имидж руководителя, социальная дистанция взаимодействия, стиль руководства, стиль общения.

Современная социальная ситуация развития нашего государства зависит от изменений в различных сферах жизни общества в целом и функционировании различных организаций, в частности. Деятельность любой организации определяется профессионализмом его персонала и в первую очередь –её руководителя. Не случайно изучение психологических и социальнопсихологических основ создания позитивного имиджа современных руководителей различного уровня, вызывает повышенный интерес отечественных исследователей.Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей,как эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику руководителя, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех. Если десять лет назад термин «имидж» практически отсутствовал в отечественных научных публикациях и встречался лишь в узкоспециальных изданиях, то в последние годы он стал все чаще не только предъявляться, но и исследоваться (Душков Б.А., Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е., Колоскова М.И., Старобинский Э.Е. и др.). Имидж руководителя –это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю. Основной проблемой, встающей перед руководителем, является проблема построения взаимоотношений с подчиненным ему коллективом и вышестоящим руководством. Эти взаимоотношения должны строиться так, чтобы способствовать налаживанию эффективной работы всего коллектива, достижению целей, поставленных перед организацией в целом [1].Главным образом, все факторы формирования имиджа руководителя можно свести к трем группам: личностные, социальные и профессиональные.В большей степени на формирование имиджа влияют личностные особенности руководителя: активность, ответственность, коммуникативные и организаторские способности, профессиональная компетентность, стресоустойчивость и др.Имидж руководителя –это совокупность определённых качеств, которые ассоциируются с определённой индивидуальностью личности. Личность руководителя –это прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой социальную по своей природе систему качеств и мотивационнопотребностных отношений. Каждый руководитель предстает одновременно и как профессионал, и как личность, и как индивидуальность, но далеко не всякому удается стать субъектом профессионального развития, сформировать свой «адекватный» имидж [2]. Имидж руководителя формируется благодаря развитости индивидуальной системы осознанной психической саморегуляции деятельности и психоэмоционального состояния. Для руководителей, имеющий положительный имидж у подчиненных, характерна высокая способность к планированию, программированию, моделированию деятельности. Руководитель способен выделять значимые условия деятельности, необходимые для ее выполнения. Это проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. Значительно выражена потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, характерна детализированность и развернутость разрабатываемых программ. Характерна адекватность оценивания полученных результатов, высокая гибкость регуляторных процессов. Самостоятельность деятельности руководителя строится на основе выраженной способности к самостоятельному принятию решений при учете мнения и пожеланий своих подчиненных [2]. Исследования Д.В. Березиной показывают ведущую роль эмоциональноволевой саморегуляции в формировании имиджа руководителя.Успешные руководители, пользующиеся авторитетом у подчиненных, имеют высокий уровень волевой саморегуляции, настойчивости, стремление к завершению начатого дела, высокий уровень самообладания. Они характеризуются эмоциональной зрелостью, активностью, независимостью, самостоятельностью. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки. Успешные руководители это деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизуют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность –начатое дело. Внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового,неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.Руководитель любого учреждения –человек, осуществляющий управление коллективом в соответствии с четкими и осознанными целями, обладающий высоким уровнемсамоактуализации.Следовательно, необходимо наличие у руководителя таких профессионально значимых качеств, как: умение создавать эффективную управленческую команду, способность видеть перспективы развития своей организации, направленность на дело, сформированность ценностных ориентаций, самостоятельность и изобретательность в принятии управленческих решений, творческая активность и способность к нововведениям, оригинальность ума, быстрое реагирование на изменение ситуации, стрессоустойчивость, решительность и динамичность в своих поступках и мыслях и др. [3]. Обобщая исследования особенностей и факторов формирования имиджа руководителя (Д.В. Березин, А.В. Быков, Л.В. Минаев, Я.В. Толмачев, А.А. Шестаков и др.), можно сказать, что личность руководителя –это прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой социальную по своей природе систему качеств и мотивационнопотребностных отношений. Каждый руководитель предстает одновременно и как профессионал, и как личность, и как индивидуальность, но далеко не всякому удается стать субъектом профессионального развития, сформировать свой «адекватный» имидж.В своей работе мы поднимаем проблему влияния социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на имидж руководителя.

Социальная дистанция –это условное расстояние между представителями различных социальных групп. В работе социальная дистанция рассматривается как позиция между начальником и подчиненными. Здесь измерение дистанции происходит с помощью категории власти, исходя из оценки того, кто стоит выше, кто над кем имеет власть, т.е. в состоянии навязать свою волю.Влияние социальной дистанции на авторитет и имидж руководителя недостаточно изучено в психологии. Ряд социологов Кули Ч., Бурдье П.А., Сорокин П.Н. подчеркивали важность социальной дистанции для формирования имиджа руководителя.Бурдье П.А. утверждает, что социальная дистанция характеризует личностные отношения, определяет имидж руководителя. Во многом взаимосвязь между имиджем и социальной дистанцией определяется системами ценностей, которые разделяют сопоставляемые люди, их эмоциональноличностными особенностями, удовлетворенностью потребностномотивационной сферы [1]. Каждый индивид регулирует дистанцию с другим (индивидом) на обоюдной основе: начальник решает, допускать или не допускать рабочего на прием, однако рабочий сам решает, идти на прием по личному вопросу или не идти. На желание сократить дистанцию влияет не само место во властной иерархии, а его престижность –имидж. Власть и имидж коррелируются, но не столь сильно, как это кажется обладателям высоких должностей.Новые социальноэкономические условия в России актуализируют спрос на сильных, ярких руководителей с выраженными нравственными, интеллектуальными качествами и развитыми управленческими способностями и умениями, сознательно включающих все эти показатели в свой имидж.Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны. Понимание особенностей личности может помочь понять причины существования создавшегося, исходного имиджа. Целью исследования стало изучение влияния социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на имидж руководителя. Исследование проводилось на базе ООО «КЗ «Ростсельмаш» г. Ростов. В исследовании приняли участие руководитель организации, администрация, обслуживающий персонал и рабочие. Всего выборку составили 36 человек. Средний возраст испытуемых 28 лет, образование руководителя –высшее, администрации –высшее и среднее специальное, обслуживающего персонала –среднее специальное, рабочих –среднее и среднее специальное. Руководитель предприятия мужчина, среди подчиненных 16 женщин и 19 мужчин.На первом этапе исследования было выделено три группы испытуемых на основании удаленности социальной дистанции взаимодействия руководителя с подчиненными: 1 группа: руководитель –администрация, 2 группа: руководитель –обслуживающий персонал, 3 группа: руководитель –рабочие. На втором этапе исследования изучен имидж руководителя путем сопоставления представлений руководителя о своих личностных и профессиональных особенностях и представлений подчиненных о личностных и профессиональный особенностях руководителя. На третьем этапе исследования изучен стиль руководства коллективом, стиль общения руководителя с подчиненными в зависимости от социальной дистанции взаимодействия с ними. Проведен анализ полученных результатов. Выделены индивидуальностилевые особенности руководства и общения, способствующие формированию позитивного имиджа руководителя.Использовались опросник «Оценка личностных качеств руководителя» Л.В. Минаева, тест «Анализ своих ограничений. Вы сами» М. Вудкок и Д. Фрэнсис, тест «Анализ своих ограничений. Работа» М. Вудкок и Д. Фрэнсис, тест «Анализ своих ограничений. Другие» М. Вудкок и Д. Фрэнсис, экспрессдиагностика деловых и личностных качеств руководителя Фидлера, личностный опросникТ. Лири.Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.Можно говорить об отрицательной динамике представления подчиненных о личностных особенностях руководителя в зависимости от социальной дистанции. Чем больше социальная дистанция, тем хуже представление подчиненных о руководителе. Если представление администрации организации о руководителе не имеет значимых различий с представлением о себе руководителя и в целом является положительным, то представление обслуживающего персонала о руководителе умеренно положительное, отмечается снижение эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной нормативности, доверчивости в отношениях. Представление же рабочих о руководителе умеренно отрицательное и значительно расходится с представлением самого руководителя о себе. Рабочие отмечают у руководителя снижение общительности, доверчивости, чувствительности, социальной нормативности, эмоциональной устойчивости и самоконтроля, а также повышение эмоциональной напряженности, стремления к доминированию.В результате самооценки, руководитель считает своими сильными сторонами: способность руководить, четкость целей и хорошие навыки решения проблем. Ограничения руководителя сводятся к недостаточно развитой способности или желания помогать другим людям, развиватьи расширять свои возможности; недостаточной способности влиять на решения людей, размытости личных ценностей. Наиболее важными для работы ограничениями, по мнению руководителя, являются: неумение влиять на людей и неумение обучать. Руководитель осознает актуальность данных ограничений и пытается избавиться от них. Незначительно тревожат руководителя такие ограничения как остановленное саморазвитие, неумение управлять собой, размытость личных ценностей.Оценка профессиональных качеств руководителя его подчиненными зависит от социальной дистанции общения с ними. Подчиненные, находящиеся на той или иной социальной дистанции от руководителя, отражают те ограничения руководителя, которые более значимы для их социального положения и больше проявляются со стороныруководителя по отношению к ним. Администрация организации акцентирует внимание на недостатки творческого подхода у руководителя, неумение обучать. Обслуживающий персонал и рабочие акцентируют внимание на недостаточном понимание особенностей управленческого труда. Обслуживающим персоналом отмечается недостаток способности формировать коллектив, рабочими –размытые личные ценности руководителя. Общим ограничением руководителя, выделенным всеми подчиненными, является ограничение –неумение управлять собой. Наибольшие противоречия в самооценке и оценке подчиненными руководителями выявлены по следующим ограничениям: неумение управлять собой, неумение влиять на людей.В результате сопоставления данных были выявлены сильные стороны руководителя: способность руководить, хорошие навыки решать проблемы и четкие личные цели. Были выявлены ограничения, препятствующие раскрытию потенциала руководителя: неумение управлять собой, неумение влиять на людей и неумение обучать.Сопоставив оценку руководителем значимости затруднений для его профессиональной деятельности с объективно существующими затруднениями руководителя были выявлены значительные расхождения по следующим затруднениям: неумение управлять собой, неумение влиять на людей, что говорит о необходимости работы руководителя по преодолению данных затруднений для обеспечения эффективности руководства и создания положительного имиджа среди подчиненных.У руководителя выявлен функциональный тип установки по отношению к подчиненным. Характерна ориентация на качество выполняемых обязанностей подчиненными, учитываются в основном деловые качества человека в постановке задачи и оценке деятельности подчиненных. Руководитель способен создать в коллективе благоприятный психологический климат.Наблюдается различное отношение руководителя к своим подчиненным в зависимости от социальной дистанции взаимодействия с ними. Отношение к администрации строится на равном сочетании доминирования и дружелюбия с проявлением добросердечия, отзывчивости, требовательности. Отношение руководителяк обслуживающему персоналу строится на доминировании, дружелюбие проявляется умеренно. Отношение руководителя к рабочим характеризуется высоким уровнем доминирования и низким уровнем дружелюбия.Таким образом, особенности взаимоотношений руководителя с подчиненными зависят от социальной дистанции общения. Чем ближе социальная дистанция, тем меньше фактор доминирования и больше фактор дружелюбия в отношениях руководителя к подчиненным. Соответственно особенности отношения руководителя к подчиненным сказываются на формирование имиджа руководителя, как оценке подчиненными личностных и профессиональных качеств руководителя.Итак, размер социальной дистанции взаимодействия с подчиненными влияет на формирование имиджа руководителя. Влияние социальной дистанции взаимодействия с подчиненными на имидж руководителя опосредовано его стилем руководства и общения. Данные, полученные в работе, могут использоваться практикующими психологами, менеджерами по работе с персоналом, руководителями организаций для поднятия имиджа руководителя и имиджа организации в целом.

Ссылки на источники1.Березина, Д.В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования / Д.В. Березина. –Новосибирск, 2006. –329 с.2.Горчакова, Р.Р. Имидж современного руководителя / Р.Р. Горчакова // Вестник МГУ. –2009. –№ 3. –С. 142143.3.Минаева, Л.В. Имидж руководителя / Л.В. Минаева // Государственное управление. Электронный вестник. –2003.–№ 1. –С. 58.