Генезис образа профессии «преподаватель» в аспекте высшего учебного образования
Выпуск:
ART 970692
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Валяева
Н.
А. Генезис образа профессии «преподаватель» в аспекте высшего учебного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1826–1830. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970692.htm.
Аннотация. В статье представлен комплексный анализ образа преподавателя с точки зрения требований образовательных программ; выявлены барьеры на пути реализации качественных компетенций в ходе генерации профессии; предложен авторский модуль в дополнение к существующим в качестве отправной точки для формирования образа профессии в процессе образования.
Ключевые слова:
высшее образование, образ профессии, преподавательская деятельность, развитие педагогики
Текст статьи
Валяева Наталья Александровна,магистрант кафедры Градостроительства и городского хозяйства ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный архитектурностроительный университет"(Сибстрин), г. Новосибирскsanscret@mail.ru
Генезис образапрофессии«преподаватель»
в аспекте высшего учебногообразования
Аннотация.Комплексный анализ образа преподаватель с точки зрения требований образовательных программ. Выявление барьеров на пути реализации качественных компетенцийв ходе генерации профессии. Предложение авторского модуля в дополнении к существующимв качестве отправной точки для формирования образа профессии в процессе образования.Ключевые слова.Образ профессии, преподавательская деятельность, развитие педагогики, высшее образование
Учительство не утраченное искусство, но уважение к учительству утраченная традиция.
Жак Барзэн
В условиях вступления России в Болонский процесс, модернизации высшего профессионального образования, его перехода на двухуровневую модель (бакалавриат —магистратура) существенно изменились положение и статус преподавателей высшей школы в обществе. Вместе с тем идут нелегкие процессы поиска новых подходов к содержанию и формам профессиональной деятельности, адаптация к новым образовательным стандартам, переоценка прежних норм и ценностей, выработка позиций по самым различным вопросам, встающим перед преподавателями и студентами в сложившихся условиях[1]. К настоящему времени сформировались различные подходы к определению содержания, структуры, выделению видов профессиональной компетентности, обоснованию ключевых компетенций (В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, В.Н. Введенский, Н.В. Кузьмина, С.В. Кульневич, Н.И. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.И. Мищенко, С.Б. Серякова, В.А. Сластенин, А.А. Темербекова и др.). Тем не менее, анализ научной литературы показал, что само понятие «образпреподавателя» не нашлочеткого определения, отсутствуетхарактеристикатермина, не обозначен переченькомпетенций для преподавателя высшего учебного заведения.Образ профессии преподавателя до настоящего момента являлся образом абстрактным, в формировании которого участвовали преимущественно: наличие опыта работы со студентами, специальное образование, в свою очередь включающее понимание предмета.Теперь в связи с глобальными изменениями в процессе образования и преподавания критерии оценки профессиональных качеств педагога расширяются и на первый план выходят следующие проблемы:1.Неприятие новых методик;2.Отсутствие достаточного количества креативных преподавателей;3.Отношение к студенту как к слушателю (преподаватель непререкаем);4.Нежелание слушать критику;5."Вертикальность" образования.На всех этапах генерации нового видения и отношения к образу профессии преподаватель самоочевидной является постановка цели конструкции "педагог студент". Итогом заявленной конструкции является воспитание рефлексирующих специалистов. Следуя сформулированной цели, автор выделяет следующие задачи: 1.Воспитание личности, отвечающей современности2.Формирование критического мышления, обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса3.Внедрение понятия "студенткомпаньон"
1.Опыты зарубежных стран в становлении и понимании семантики "педагог"согласно процессу и системе обучения
Джон Равен1провел анализ видов компетентности необходимых для эффективного преподавания. Было установлено, что эффективно работающие преподаватели обладают способностью размышлятьо личных качествах своих учеников и заботиться о их развитии, замечать, предвидеть и учитывать реакцию учеников, на деле демонстрировать свою систему ценностей и способы мышления, понимать и успешно воздействовать на внешние социальные факторы, которые обычно ограничиваютвозможности работы. Таким образом, понимание психологических, социологических и политических аспектов производственной деятельности представляется основным условием эффективного преподавания, несмотря на то, что необходимые знания по психологии и социологии не входят в программу обучения самих преподавателей[2].
Шнейдером, Клемпоми Кастендиком2были проведены исследования качеств, необходимых педагогамдля эффективной работы. Ими было обнаружено следующее: ключевой фактор, который отличает эффективно работающих преподавателей колледжа от их менее эффективно работающих коллег способность сочетать центрированность–отзывчивость на запросы, интересы и увлечения студентов –с директивностью, т. е. способностью придавать обучению смысли целенаправленность. Грамотныйпреподаватель внимательно подмечает склонности учащегося и анализируетих. После чегодирективно руководит развитием ученика по направлениям, которыебудутинтересны и полезны.
На Западеграница между «учителем» и «учеником» несколько стерта, что позволят обоим участникам учебного процесса вести себя более непосредственно и раскованно[3].Практика показывает, что многие студенты лучше чувствуются себя и воспринимают информацию в атмосфере, позволяющей им оставаться самими собой и общаться с преподавателями на несколько неформальном уровне. Такое поведение педагогов диктует модель образования, при которой главная ставка делается на ответственность и сознательность самого студента, а преподаватель только делится с ним своими знаниями и помогает в случае востребованности.
Что же касается самого процесса, тообразовательные программы осуществляютсяв формате междисциплинарной командной работы, основанной на обмене знаниями[4]: а.Применяемые технологии б.Визуализация в.Интенсивныецифровые средства массовой информации г.Критическое мышление д.Творчество в процессе проектирования (через практику реальных проектов) е.Моделирование и симуляция –доступ к цифровому оборудованию
Уровень профессиональной подготовки и направленности формируетподход самого педагога к учебному процессу. Посредством используемых технологий, практик и систем происходит генерация образа педагога. Обратимся к организации учебного 1Британский психолог,"Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация"/ пер. с англ. –М., "КогитоЦентр", 2002. –396 с.2Schneider, Klemp, Kastendiek, TheBalancing Act: Competencies ofEffective Teachers and Mentor in Degree Programs for Adult. Chicago: Center for Continuing Education, University of Chicago,1981процесса в Великобритании. Критерии представляют собой трёх уровневый образовательный блок, состоящий из отдельных элементов. Система обучения имеет сходство с образовательной системой лицеев:Системы:программы каждого курса нацелена на предоставление теоретических знаний по дисциплинам международного уровня, т е с дипломом по данным предметам даетвозможность трудоустройства по всей Европе без сдачи дополнительных экзаменов для подтверждения уровня (пересчет коэффициента). В настоящее время курс сосредоточенна естественных экологических системах в градостроительстве.Технологии:работа в междисциплинарной команде, где обмен знаниями является одним из основных пунктов, среди которых применяются:визуальные эффекты, интерактивные цифровые средства массовой информации, телевидение, коммуникационноепроектирование и тренды, программы, направленные на раскрытие у студентов знаний методов с разных точек зрения, охватывающие новые возможности, предоставляемые новыми технологиями и творческими процессами в проектировании. Моделирование/ имитация (практики):полный доступ к цифровым средствам для обработки изображений и прототипирования; возможность экспериментировать и вводить новшества через технических пользователей и посредством семинаров на основе стратегий, предложенных ведущими специалистамипрактиками в пределах области.
Основные параметры: ориентация программ на результат обучения,модульная структура программ,системы обеспечения качества,Формулировка результатов обучения осуществляется в терминах компетенций, понимаемых как способность осуществлять какуюлибо деятельность на основе использования знаний, умений, полученных в ходе подготовки, обучения или образования и брать на себя ответственность за осуществляемую деятельность[5]. Компетенции включают в себя следующие аспекты:знание и понимание (теоретические знания иих осмысление);знание того, как нужно действовать (практическое и операциональное применение знаний в конкретных ситуациях);знание того, каким следует быть (ценности, интегрированные в процесс социального контекста, в котором существует и действует личность). Резюмируя вышесказанное необходимо сделать акцент на семантике "педагог" –это личность, субъект, являющийся основным составляющим элементомнелинейной моделиобразовательного процесса и реализации новых ролей с владением информационными и новыми педагогическими технологиями.
2.Формирование понятия "преподавателькомпаньон"
В условиях динамичных социальных изменений происходит смена смыслов ценностей, меняются жизненные ориентиры и устремления людей, изменилась профессиональная структура общества ииерархия социальных предпочтений [6].
Процессусилениятребований к качеству учебного процесса, повышениюзначимостииндивидуализации, интенсификации и информатизации обучения, внедрениюновых форм и методов, стимулирующих развитие творческих качествбудущихспециалистов –все это генерирует новый взгляд на профессию "преподаватель".В решении поставленных перед высшей школой задач многое определяется личностьюпреподавателя–прежде всего это человек с активной жизненной позицией, социальный новатор, в компетенции которого входят: саморазвитие, комплексный стратегический взгляд.
Современная трактовкапроцесса обучения, согласно которой студент —не пассивный, репродуцирующий участник этого процесса, а его активный субъект, участвующий в решении различныхдидактическихзадач,неизбежно проецирует большую ответственность у преподавателя.В этой связипроисходит своеобразное "перерождение" самого статуса преподавателя в практическое понятие преподавателькомпаньон,которое подразумевает под собой не слепое повиновение и подчинение студента, а нацелено на сотрудничество и наставничество в меньшей мере. Преподавателькомпаньон –это педагог, который занимается не только образовательной деятельностью, но и проектной. Вэтом случае у студента развиваютсянавыкиработы в команде, партнерские отношенияи способность принимать решения самостоятельно. Позиционируя сферу преподавания как проектную составляющую, такой тип педагога инициирует в студентах градостроителях формирование "стержня", своего взгляда и схемы проектирования на основных этапах работы.В этой связи следует говорить о совершенной новой концепции преподавания, которую автор статьи обозначает как "Пространственная пересборка". Это понятие несетне только смысловую нагрузку, но и философскую. Цель концепции –уход от тривиальной подачи информации, создание мобильных планировщиков, практическое погружение в реальный проект(инициатором которого могут быть как местные власти, так и частные инвесторы).
Блоксхема конструкции"Преподаватель" представлена на рис. 1
Рис. 1.
Движение по ступенькам формирования индивидуального стиляпреподавания, развития педагогического мастерства предполагает усиление внимания кличностнымкачествам молодого педагога. Этоописание совокупностипрофессиональнонеобходимых качеств, обеспечивающих успешное выполнение педагогических задач, в том числе психологических качеств и профессиональных способностей [6]. В свое время и Вайнер3провели исследование среди добившихся успеха новаторов.Среди «генераторов идей» множество таких, кто заботится о повышении качества работы, ищет новые пути анализа своих проблем и делает все возможное для достижения целей. Необходимо отметить, что необычайная преданность идее есть залогуспешного воплощения таковой в жизнь. Такие людивнедряют ее в общество, развивая целую кампанию и используя любые средства, вплоть до «пятой колонны»4и «партизанской войны». Когда новатор передает свою работу крупной корпорации, такого рода деятельность все еще имеет смысл, поскольку заказчиком в данном случае становится правительство. Из этого исследования становится ясно, почему, как показали Тэйлор, Смит и Гиселин (Taylor, Smith, Ghiselin, 1963), в эффективной команде ученых должно быть несколько «генераторов идей», которые, оставаясь в тени, изобретают новые способы мышления и работы, и несколько публичных деятелей, которые обнародуют достижения группы. Справедливо заметить, что "преподавателькомпаньон" выступает против образовательных шаблонов. Каждый студент –это личность, отдельный человек со своими способностями, увлечениями и особенностями и потому на первое место в образовательном процессе выходит развитие учащихся, а не изучение известного курса предметов. Доверие и уважение лежит в основе методов обучения. Для того чтобы сформулировать понятие "преподаватель компаньон", автором статьи была предложена анкета(см. Приложение А), в заполнении которой приняли участие 3, 4 курсы бакалавриата и 1 курс магистратуры. (таблица 1 и 2). Оценочные критерии представляю собой 3 цвета (оранжевый –отлично; зеленый –50/50; синий плохо)На основе проведённого анализа можно составить следующий портрет преподавателя:В первую очередь это субъект, обладающий профессиональноймобильностью –способностьюк актуальной информации для разных категорийстудентов, харизматичный и профессионал в своем деле, а главное обладатель навыков такта и дипломатии. Важны не только преподавательские профессиональные данные, но и личностная заинтересованность в успехе студентов. Изучив ответы опрашиваемых по вопросу –что больше всего раздражает в преподавателе –ключевыми моментами были выделены: неуважение и предвзятость по отношению к студенту; оценка активности и присутствия на парах, а не знаний; панибратство; неумение признать свою неправоту. Настоящий момент диктует "правила" формирования преподавателя как личности в процессе обучения, в котором значительная часть принадлежит обучающимся. XXIвек –это век стимуляции партнёрских отношений между разными субъектами социальных сфер деятельности и первоочередным "институтом" выступает институт высшего образования, который является своеобразным переходным "мостиком"–от средней школы к школе жизни. Поэтому формирование преподавателякомпаньона в ВУЗах представляет собой комплексную задачу, в случае успешной реализации которой можно будет говорить о генерации "здорового" общества.3.Воспитание рефлексирующих специалистов через междисциплинарный подход.
Тенденции проектирования и городского планирования изменяются со скоростью передачи информации. На ряду с этом развиваются и внедряются "умные" тех 3
Roberts, E. & Wainer, H. (1966). Some Characteristics of Technical Entrepreneurs. Cambridge, MA: M.I.T. Computation Center.4
исп.quinta columna—наименование агентуры генералаФранко, действовавшей вИспанской Республикево времяГражданской войны в Испании1936—1939гг.нологии. Современное российское образование в высших учебных заведениях в архитектурной сфере на несколькопорядков уступает западным методикам обучения специалистов. Связано это с консервацией архитектурных советских школ, которые до сих пор являются определенной платформой и фундаментом "качественного" образования.Автор акцентирует внимание на формировании образа преподавателя в градостроительной плоскости.В настоящий момент в градостроительной практике обнаруживается дефицит формообразующих идей, что требует немедленного вмешательства конструкции "творчествопрактика". Именно поэтому на смену традиционным образовательным и проектным программам и навыкам приходит парадигма средовая. Таким образом можно сформулировать "три источника и три составные части" городского проектирования, которые необходимо внедрять в архитектурные школы (в первую очередь это архитектурные колледжи и университеты, генерируют компетенцию градостроитель): ощущение контекста проектирования;широкое знание форм образа жизни человека современного;умение понять и выразить сверхцели проектирования.
Посредством создания качественных рабочих программ, которые будут повторять не только стандарты образования, но и инновационные подходы в процессе обучения. таким образом имеет место быть становление следующего этапа формирования имиджа преподавателя.
Пилотные дисциплины приведены в таблице 1. Таблица 1Модуль мобильных лекций и практик
№ п/пНаименование дисциплиныАннотацияФорма1Философия пространстваКомпетенциями курса являются: понимания пространства в "физическом" смысле –композиция, стройность, созданная зданиями, парками, уличнодорожной сетью; органичность; определение символов пространства в средеЛекции, семинары2Экологическое проектированиеОценка антропогенной среды: климат и анализмикроклиматаи полевых методов измерения экологических и энергетических параметров, обследований тепловогокомфорта.Принципы экологического дизайна пассивный солнечныйдизайн и стратегии биоклиматической архитектуры (основы строительной физики, энергетики и экологии,теплообмена и энергетического баланса зданий, тепловой и визуальный комфорт).Теория и история дизайна среды. История экологического проектирования; и его различные прошлые и настоящие определения.Практические эксперименты, лабораторные занятия3Политика городского планирования и дизайнаГородское проектирование теория планирования и практика; Анализ политики современногогорода
Анализ и оценка городского преобразования (планирование и проектированиеинфраструктуры); Проектирование Города
Энергетика и городское планирование (европейские экономика и городская политика);Urban этнография этика землепользования и закон.
СРС, подача информации в формате "студент студенту"4Городская географияЗадачи: представить классические теории города,урбанизации и урбанизма в контексте их общетеоретических и методологических оснований; ознакомить с основными вехами развития социологической теории города и урбанистических исследований; сформировать целостное представление о методах исследования Лекции, социологические опросы, теоретические проекты на основе анализапространственных структур городов, основных закономерностях их развития и факторах, определяющих качество городской среды; рассмотреть основные этапы эволюции городских систем (город –агломерация –урбанизированный район –мегалополис).5Философский критический анализАнализ существующих типологий, связанных с разработкой эстетического прототипирования, которая объединяет конструкции, механические, экологические и экономические исследования.Исследовательская работа
Четкий учебный план –база для создания творческой мобильности как студентов, так и преподавателей. В этом контексте можно определить студенческие и педагогические компетенции. В области городских исследований студенты должны поставить перед собой задачи:теоретическое обоснование для понимания городской истории и современного развития городовпрактические исследования и методологические навыки для анализа городских ситуаций в комплексном, всеобъемлющем и междисциплинарномподходахнавыки проектирования, участие студента в работе по вопросам городского и территориального планирования (реальные проекты)международной и сравнительной перспективахПедагогический учебный план должен включать:лекционные курсы, в которых ключевые аспекты представлены в современных городских исследованиях архитектурной теориисеминары, где студенты занимаются в критическом ракурсе обсуждений поставленных задачсеместр –продолжительная исследовательская школа, представляющаясобой основной элемент программы, в которой студенты анализируют, разрабатывают и предлагают решения "реальных" городских условий, с использованием широкого спектра методов планирования (планирование сценариев, вмешательства) и академических методов (интервью, наблюдение, архивные исследования)семинарские занятия от приглашенных лекторов, которые предоставляют экспертные знания по нескольким областям в центральных городских вопросах (география, история, история искусства, детальное планирование, программные средства)ежегодное изменение семинарских занятий и курсов по актуальным темам (мобильные лекции и практики), которые являются общими.Автор статьи предлагает ассимилировать стратегическое планирование через реализацию концепции"Пространственная пересборка", конструкция которой выглядит следующим образом:Создание платформы обмена знаниями –одна и та же тема обсуждается с точки зрения разных дисциплин; Различные школы (одна и та же тема с точки зрения разных профессий);Междисциплинарность (практики, ученые);Создание реальных минипроектов (выбирается территория, где нужен проект лавочек, тротуарных дорожек);Дискуссионные площадки;Игровые методики (как пример создание понятийного аппарата самим участниками –пример понятий: городской конфликт, критическое мышление, общественное пространство, устойчивое развитие, горожанин, урбанистикаи т.д.);Домашние задания, сформулированные самим участникамиРассмотренные три составляющие есть основа генезиса образа профессии "преподаватель" в аспекте высшего учебного образования. Современное образование становится более ориентированным на развитие жизненного ресурса человека, чем на передачу знаний. Отсюда обучение должно стать субъектнодеятельностным, ориентированным на формирование готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.
Ссылки на источники1.Грунт Е. В. Имидж профессии и образ молодых преподавателей вузов: особенности взаимодействия / Е. В. Грунт, Е. С. Елисеева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. —2015. —№ 3 (143). —С. 4350.2.Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. В. Белопольского М.: КогитоЦентр, 2002. —396 с.3.Архитектурнодизайнерское проектирование жилой среды / Пяль Г.Е.:под ред. М. Ф. Уткина, В.Т. Шимко –М.: АрхитектураС, 2010. –С. 204.4.Особенности отечественной архитектурнопланировочной школы: стремление к глобализации или упрочнения местных традиций, (Москва, 2016): материалы выставки "Открытый город", Москва, 2728 октября 2016, [издательства нет –форма презентации] 5.А.К. Лукина, С.Д. Чиганова Образ профессии педагога у студентовпервокурсников как ресурс индивидуализации образовательных программ / Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
6.Новожилова Т. И. Проектные условия профессионального становления молодого педагога высшей школы: автореф. дис. канд. педагог. Наук, Краснодар, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Генезис образапрофессии«преподаватель»
в аспекте высшего учебногообразования
Аннотация.Комплексный анализ образа преподаватель с точки зрения требований образовательных программ. Выявление барьеров на пути реализации качественных компетенцийв ходе генерации профессии. Предложение авторского модуля в дополнении к существующимв качестве отправной точки для формирования образа профессии в процессе образования.Ключевые слова.Образ профессии, преподавательская деятельность, развитие педагогики, высшее образование
Учительство не утраченное искусство, но уважение к учительству утраченная традиция.
Жак Барзэн
В условиях вступления России в Болонский процесс, модернизации высшего профессионального образования, его перехода на двухуровневую модель (бакалавриат —магистратура) существенно изменились положение и статус преподавателей высшей школы в обществе. Вместе с тем идут нелегкие процессы поиска новых подходов к содержанию и формам профессиональной деятельности, адаптация к новым образовательным стандартам, переоценка прежних норм и ценностей, выработка позиций по самым различным вопросам, встающим перед преподавателями и студентами в сложившихся условиях[1]. К настоящему времени сформировались различные подходы к определению содержания, структуры, выделению видов профессиональной компетентности, обоснованию ключевых компетенций (В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, В.Н. Введенский, Н.В. Кузьмина, С.В. Кульневич, Н.И. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.И. Мищенко, С.Б. Серякова, В.А. Сластенин, А.А. Темербекова и др.). Тем не менее, анализ научной литературы показал, что само понятие «образпреподавателя» не нашлочеткого определения, отсутствуетхарактеристикатермина, не обозначен переченькомпетенций для преподавателя высшего учебного заведения.Образ профессии преподавателя до настоящего момента являлся образом абстрактным, в формировании которого участвовали преимущественно: наличие опыта работы со студентами, специальное образование, в свою очередь включающее понимание предмета.Теперь в связи с глобальными изменениями в процессе образования и преподавания критерии оценки профессиональных качеств педагога расширяются и на первый план выходят следующие проблемы:1.Неприятие новых методик;2.Отсутствие достаточного количества креативных преподавателей;3.Отношение к студенту как к слушателю (преподаватель непререкаем);4.Нежелание слушать критику;5."Вертикальность" образования.На всех этапах генерации нового видения и отношения к образу профессии преподаватель самоочевидной является постановка цели конструкции "педагог студент". Итогом заявленной конструкции является воспитание рефлексирующих специалистов. Следуя сформулированной цели, автор выделяет следующие задачи: 1.Воспитание личности, отвечающей современности2.Формирование критического мышления, обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса3.Внедрение понятия "студенткомпаньон"
1.Опыты зарубежных стран в становлении и понимании семантики "педагог"согласно процессу и системе обучения
Джон Равен1провел анализ видов компетентности необходимых для эффективного преподавания. Было установлено, что эффективно работающие преподаватели обладают способностью размышлятьо личных качествах своих учеников и заботиться о их развитии, замечать, предвидеть и учитывать реакцию учеников, на деле демонстрировать свою систему ценностей и способы мышления, понимать и успешно воздействовать на внешние социальные факторы, которые обычно ограничиваютвозможности работы. Таким образом, понимание психологических, социологических и политических аспектов производственной деятельности представляется основным условием эффективного преподавания, несмотря на то, что необходимые знания по психологии и социологии не входят в программу обучения самих преподавателей[2].
Шнейдером, Клемпоми Кастендиком2были проведены исследования качеств, необходимых педагогамдля эффективной работы. Ими было обнаружено следующее: ключевой фактор, который отличает эффективно работающих преподавателей колледжа от их менее эффективно работающих коллег способность сочетать центрированность–отзывчивость на запросы, интересы и увлечения студентов –с директивностью, т. е. способностью придавать обучению смысли целенаправленность. Грамотныйпреподаватель внимательно подмечает склонности учащегося и анализируетих. После чегодирективно руководит развитием ученика по направлениям, которыебудутинтересны и полезны.
На Западеграница между «учителем» и «учеником» несколько стерта, что позволят обоим участникам учебного процесса вести себя более непосредственно и раскованно[3].Практика показывает, что многие студенты лучше чувствуются себя и воспринимают информацию в атмосфере, позволяющей им оставаться самими собой и общаться с преподавателями на несколько неформальном уровне. Такое поведение педагогов диктует модель образования, при которой главная ставка делается на ответственность и сознательность самого студента, а преподаватель только делится с ним своими знаниями и помогает в случае востребованности.
Что же касается самого процесса, тообразовательные программы осуществляютсяв формате междисциплинарной командной работы, основанной на обмене знаниями[4]: а.Применяемые технологии б.Визуализация в.Интенсивныецифровые средства массовой информации г.Критическое мышление д.Творчество в процессе проектирования (через практику реальных проектов) е.Моделирование и симуляция –доступ к цифровому оборудованию
Уровень профессиональной подготовки и направленности формируетподход самого педагога к учебному процессу. Посредством используемых технологий, практик и систем происходит генерация образа педагога. Обратимся к организации учебного 1Британский психолог,"Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация"/ пер. с англ. –М., "КогитоЦентр", 2002. –396 с.2Schneider, Klemp, Kastendiek, TheBalancing Act: Competencies ofEffective Teachers and Mentor in Degree Programs for Adult. Chicago: Center for Continuing Education, University of Chicago,1981процесса в Великобритании. Критерии представляют собой трёх уровневый образовательный блок, состоящий из отдельных элементов. Система обучения имеет сходство с образовательной системой лицеев:Системы:программы каждого курса нацелена на предоставление теоретических знаний по дисциплинам международного уровня, т е с дипломом по данным предметам даетвозможность трудоустройства по всей Европе без сдачи дополнительных экзаменов для подтверждения уровня (пересчет коэффициента). В настоящее время курс сосредоточенна естественных экологических системах в градостроительстве.Технологии:работа в междисциплинарной команде, где обмен знаниями является одним из основных пунктов, среди которых применяются:визуальные эффекты, интерактивные цифровые средства массовой информации, телевидение, коммуникационноепроектирование и тренды, программы, направленные на раскрытие у студентов знаний методов с разных точек зрения, охватывающие новые возможности, предоставляемые новыми технологиями и творческими процессами в проектировании. Моделирование/ имитация (практики):полный доступ к цифровым средствам для обработки изображений и прототипирования; возможность экспериментировать и вводить новшества через технических пользователей и посредством семинаров на основе стратегий, предложенных ведущими специалистамипрактиками в пределах области.
Основные параметры: ориентация программ на результат обучения,модульная структура программ,системы обеспечения качества,Формулировка результатов обучения осуществляется в терминах компетенций, понимаемых как способность осуществлять какуюлибо деятельность на основе использования знаний, умений, полученных в ходе подготовки, обучения или образования и брать на себя ответственность за осуществляемую деятельность[5]. Компетенции включают в себя следующие аспекты:знание и понимание (теоретические знания иих осмысление);знание того, как нужно действовать (практическое и операциональное применение знаний в конкретных ситуациях);знание того, каким следует быть (ценности, интегрированные в процесс социального контекста, в котором существует и действует личность). Резюмируя вышесказанное необходимо сделать акцент на семантике "педагог" –это личность, субъект, являющийся основным составляющим элементомнелинейной моделиобразовательного процесса и реализации новых ролей с владением информационными и новыми педагогическими технологиями.
2.Формирование понятия "преподавателькомпаньон"
В условиях динамичных социальных изменений происходит смена смыслов ценностей, меняются жизненные ориентиры и устремления людей, изменилась профессиональная структура общества ииерархия социальных предпочтений [6].
Процессусилениятребований к качеству учебного процесса, повышениюзначимостииндивидуализации, интенсификации и информатизации обучения, внедрениюновых форм и методов, стимулирующих развитие творческих качествбудущихспециалистов –все это генерирует новый взгляд на профессию "преподаватель".В решении поставленных перед высшей школой задач многое определяется личностьюпреподавателя–прежде всего это человек с активной жизненной позицией, социальный новатор, в компетенции которого входят: саморазвитие, комплексный стратегический взгляд.
Современная трактовкапроцесса обучения, согласно которой студент —не пассивный, репродуцирующий участник этого процесса, а его активный субъект, участвующий в решении различныхдидактическихзадач,неизбежно проецирует большую ответственность у преподавателя.В этой связипроисходит своеобразное "перерождение" самого статуса преподавателя в практическое понятие преподавателькомпаньон,которое подразумевает под собой не слепое повиновение и подчинение студента, а нацелено на сотрудничество и наставничество в меньшей мере. Преподавателькомпаньон –это педагог, который занимается не только образовательной деятельностью, но и проектной. Вэтом случае у студента развиваютсянавыкиработы в команде, партнерские отношенияи способность принимать решения самостоятельно. Позиционируя сферу преподавания как проектную составляющую, такой тип педагога инициирует в студентах градостроителях формирование "стержня", своего взгляда и схемы проектирования на основных этапах работы.В этой связи следует говорить о совершенной новой концепции преподавания, которую автор статьи обозначает как "Пространственная пересборка". Это понятие несетне только смысловую нагрузку, но и философскую. Цель концепции –уход от тривиальной подачи информации, создание мобильных планировщиков, практическое погружение в реальный проект(инициатором которого могут быть как местные власти, так и частные инвесторы).
Блоксхема конструкции"Преподаватель" представлена на рис. 1
Рис. 1.
Движение по ступенькам формирования индивидуального стиляпреподавания, развития педагогического мастерства предполагает усиление внимания кличностнымкачествам молодого педагога. Этоописание совокупностипрофессиональнонеобходимых качеств, обеспечивающих успешное выполнение педагогических задач, в том числе психологических качеств и профессиональных способностей [6]. В свое время и Вайнер3провели исследование среди добившихся успеха новаторов.Среди «генераторов идей» множество таких, кто заботится о повышении качества работы, ищет новые пути анализа своих проблем и делает все возможное для достижения целей. Необходимо отметить, что необычайная преданность идее есть залогуспешного воплощения таковой в жизнь. Такие людивнедряют ее в общество, развивая целую кампанию и используя любые средства, вплоть до «пятой колонны»4и «партизанской войны». Когда новатор передает свою работу крупной корпорации, такого рода деятельность все еще имеет смысл, поскольку заказчиком в данном случае становится правительство. Из этого исследования становится ясно, почему, как показали Тэйлор, Смит и Гиселин (Taylor, Smith, Ghiselin, 1963), в эффективной команде ученых должно быть несколько «генераторов идей», которые, оставаясь в тени, изобретают новые способы мышления и работы, и несколько публичных деятелей, которые обнародуют достижения группы. Справедливо заметить, что "преподавателькомпаньон" выступает против образовательных шаблонов. Каждый студент –это личность, отдельный человек со своими способностями, увлечениями и особенностями и потому на первое место в образовательном процессе выходит развитие учащихся, а не изучение известного курса предметов. Доверие и уважение лежит в основе методов обучения. Для того чтобы сформулировать понятие "преподаватель компаньон", автором статьи была предложена анкета(см. Приложение А), в заполнении которой приняли участие 3, 4 курсы бакалавриата и 1 курс магистратуры. (таблица 1 и 2). Оценочные критерии представляю собой 3 цвета (оранжевый –отлично; зеленый –50/50; синий плохо)На основе проведённого анализа можно составить следующий портрет преподавателя:В первую очередь это субъект, обладающий профессиональноймобильностью –способностьюк актуальной информации для разных категорийстудентов, харизматичный и профессионал в своем деле, а главное обладатель навыков такта и дипломатии. Важны не только преподавательские профессиональные данные, но и личностная заинтересованность в успехе студентов. Изучив ответы опрашиваемых по вопросу –что больше всего раздражает в преподавателе –ключевыми моментами были выделены: неуважение и предвзятость по отношению к студенту; оценка активности и присутствия на парах, а не знаний; панибратство; неумение признать свою неправоту. Настоящий момент диктует "правила" формирования преподавателя как личности в процессе обучения, в котором значительная часть принадлежит обучающимся. XXIвек –это век стимуляции партнёрских отношений между разными субъектами социальных сфер деятельности и первоочередным "институтом" выступает институт высшего образования, который является своеобразным переходным "мостиком"–от средней школы к школе жизни. Поэтому формирование преподавателякомпаньона в ВУЗах представляет собой комплексную задачу, в случае успешной реализации которой можно будет говорить о генерации "здорового" общества.3.Воспитание рефлексирующих специалистов через междисциплинарный подход.
Тенденции проектирования и городского планирования изменяются со скоростью передачи информации. На ряду с этом развиваются и внедряются "умные" тех 3
Roberts, E. & Wainer, H. (1966). Some Characteristics of Technical Entrepreneurs. Cambridge, MA: M.I.T. Computation Center.4
исп.quinta columna—наименование агентуры генералаФранко, действовавшей вИспанской Республикево времяГражданской войны в Испании1936—1939гг.нологии. Современное российское образование в высших учебных заведениях в архитектурной сфере на несколькопорядков уступает западным методикам обучения специалистов. Связано это с консервацией архитектурных советских школ, которые до сих пор являются определенной платформой и фундаментом "качественного" образования.Автор акцентирует внимание на формировании образа преподавателя в градостроительной плоскости.В настоящий момент в градостроительной практике обнаруживается дефицит формообразующих идей, что требует немедленного вмешательства конструкции "творчествопрактика". Именно поэтому на смену традиционным образовательным и проектным программам и навыкам приходит парадигма средовая. Таким образом можно сформулировать "три источника и три составные части" городского проектирования, которые необходимо внедрять в архитектурные школы (в первую очередь это архитектурные колледжи и университеты, генерируют компетенцию градостроитель): ощущение контекста проектирования;широкое знание форм образа жизни человека современного;умение понять и выразить сверхцели проектирования.
Посредством создания качественных рабочих программ, которые будут повторять не только стандарты образования, но и инновационные подходы в процессе обучения. таким образом имеет место быть становление следующего этапа формирования имиджа преподавателя.
Пилотные дисциплины приведены в таблице 1. Таблица 1Модуль мобильных лекций и практик
№ п/пНаименование дисциплиныАннотацияФорма1Философия пространстваКомпетенциями курса являются: понимания пространства в "физическом" смысле –композиция, стройность, созданная зданиями, парками, уличнодорожной сетью; органичность; определение символов пространства в средеЛекции, семинары2Экологическое проектированиеОценка антропогенной среды: климат и анализмикроклиматаи полевых методов измерения экологических и энергетических параметров, обследований тепловогокомфорта.Принципы экологического дизайна пассивный солнечныйдизайн и стратегии биоклиматической архитектуры (основы строительной физики, энергетики и экологии,теплообмена и энергетического баланса зданий, тепловой и визуальный комфорт).Теория и история дизайна среды. История экологического проектирования; и его различные прошлые и настоящие определения.Практические эксперименты, лабораторные занятия3Политика городского планирования и дизайнаГородское проектирование теория планирования и практика; Анализ политики современногогорода
Анализ и оценка городского преобразования (планирование и проектированиеинфраструктуры); Проектирование Города
Энергетика и городское планирование (европейские экономика и городская политика);Urban этнография этика землепользования и закон.
СРС, подача информации в формате "студент студенту"4Городская географияЗадачи: представить классические теории города,урбанизации и урбанизма в контексте их общетеоретических и методологических оснований; ознакомить с основными вехами развития социологической теории города и урбанистических исследований; сформировать целостное представление о методах исследования Лекции, социологические опросы, теоретические проекты на основе анализапространственных структур городов, основных закономерностях их развития и факторах, определяющих качество городской среды; рассмотреть основные этапы эволюции городских систем (город –агломерация –урбанизированный район –мегалополис).5Философский критический анализАнализ существующих типологий, связанных с разработкой эстетического прототипирования, которая объединяет конструкции, механические, экологические и экономические исследования.Исследовательская работа
Четкий учебный план –база для создания творческой мобильности как студентов, так и преподавателей. В этом контексте можно определить студенческие и педагогические компетенции. В области городских исследований студенты должны поставить перед собой задачи:теоретическое обоснование для понимания городской истории и современного развития городовпрактические исследования и методологические навыки для анализа городских ситуаций в комплексном, всеобъемлющем и междисциплинарномподходахнавыки проектирования, участие студента в работе по вопросам городского и территориального планирования (реальные проекты)международной и сравнительной перспективахПедагогический учебный план должен включать:лекционные курсы, в которых ключевые аспекты представлены в современных городских исследованиях архитектурной теориисеминары, где студенты занимаются в критическом ракурсе обсуждений поставленных задачсеместр –продолжительная исследовательская школа, представляющаясобой основной элемент программы, в которой студенты анализируют, разрабатывают и предлагают решения "реальных" городских условий, с использованием широкого спектра методов планирования (планирование сценариев, вмешательства) и академических методов (интервью, наблюдение, архивные исследования)семинарские занятия от приглашенных лекторов, которые предоставляют экспертные знания по нескольким областям в центральных городских вопросах (география, история, история искусства, детальное планирование, программные средства)ежегодное изменение семинарских занятий и курсов по актуальным темам (мобильные лекции и практики), которые являются общими.Автор статьи предлагает ассимилировать стратегическое планирование через реализацию концепции"Пространственная пересборка", конструкция которой выглядит следующим образом:Создание платформы обмена знаниями –одна и та же тема обсуждается с точки зрения разных дисциплин; Различные школы (одна и та же тема с точки зрения разных профессий);Междисциплинарность (практики, ученые);Создание реальных минипроектов (выбирается территория, где нужен проект лавочек, тротуарных дорожек);Дискуссионные площадки;Игровые методики (как пример создание понятийного аппарата самим участниками –пример понятий: городской конфликт, критическое мышление, общественное пространство, устойчивое развитие, горожанин, урбанистикаи т.д.);Домашние задания, сформулированные самим участникамиРассмотренные три составляющие есть основа генезиса образа профессии "преподаватель" в аспекте высшего учебного образования. Современное образование становится более ориентированным на развитие жизненного ресурса человека, чем на передачу знаний. Отсюда обучение должно стать субъектнодеятельностным, ориентированным на формирование готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.
Ссылки на источники1.Грунт Е. В. Имидж профессии и образ молодых преподавателей вузов: особенности взаимодействия / Е. В. Грунт, Е. С. Елисеева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. —2015. —№ 3 (143). —С. 4350.2.Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. В. Белопольского М.: КогитоЦентр, 2002. —396 с.3.Архитектурнодизайнерское проектирование жилой среды / Пяль Г.Е.:под ред. М. Ф. Уткина, В.Т. Шимко –М.: АрхитектураС, 2010. –С. 204.4.Особенности отечественной архитектурнопланировочной школы: стремление к глобализации или упрочнения местных традиций, (Москва, 2016): материалы выставки "Открытый город", Москва, 2728 октября 2016, [издательства нет –форма презентации] 5.А.К. Лукина, С.Д. Чиганова Образ профессии педагога у студентовпервокурсников как ресурс индивидуализации образовательных программ / Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
6.Новожилова Т. И. Проектные условия профессионального становления молодого педагога высшей школы: автореф. дис. канд. педагог. Наук, Краснодар, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ А