Проявление агрессивных реакций и способов реагирования в конфликтных ситуациях у юношей с разной самооценкой

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колмыкова А. В., Алаева М. В. Проявление агрессивных реакций и способов реагирования в конфликтных ситуациях у юношей с разной самооценкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1941–1945. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970715.htm.
Аннотация. Статья посвящена одной из основных проблем современного общества – проблеме агрессивности в юношеском возрасте. Авторами обозначено содержание понятия «агрессивное поведение», представлены результаты собственного исследования особенностей проявления агрессивных реакций и способов реагирования в конфликтных ситуациях современных юношей с различной самооценкой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Колмыкова Алена Витальевна, студентка факультета психологии и дефектологии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г.о.Саранскalena.kolmykova96@mail.ru

Алаева Мария Васильевна,старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г.о.Саранскmasha12385@mail.ru

Проявление агрессивных реакций и способов реагирования в конфликтных ситуациях уюношей с разной самооценкой

Аннотация.Статья посвящена одной из основных проблем современного общества –проблеме агрессивности в юношеском возрасте.Авторами обозначено содержание понятия «агрессивное поведение», представлены результаты собственного исследования особенностей проявления агрессивных реакций и способов реагирования в конфликтных ситуациях современных юношей с различной самооценкой. Ключевые словаагрессивность, агрессивное поведение, самооценка, стили поведения в конфликте, юношеский возраст.

Взрослениеюного поколения проходит впериодстремительных общественных изменений (экономических,экологических и политическихкризисов, глобализации, информатизации и т.д.), что ведет к появлению у юношей и девушек неуверенностив завтрашнем дне, нестабильностив сферах жизнедеятельности, отсутствиюориентации в идеологии, повышению раздражительностии агрессивности. Современные СМИпестрят информацией о повышении агрессивности в молодежной среде, интернет страницы содержат множество видеофайлов агрессивного содержания, а ряд ресурсов носит явный мотивационныйхарактер.Появление агрессивных реакцийможет определяться и спецификойсамого возрастного периода. Юность –один из наиболее важных и сложных периодов развития, в котором личность готовится к взрослой жизни. В данномвозрасте продолжает развиватьсясамосознание, проявляются самокритичность,максимализм, нетерпимость, непримиримость к недостаткам, противоречия в собственном представлении о себе, возникает потребность в актуализации себя как личности, в индивидуализации, в поиске близкого друга, в выборе жизненного путии т.д.Юношам сложноспокойно принимать изменения, происходящие в ихжизни. Онизачастуювидятв них катастрофу, крах планов инадежд, испытываюттревогу за будущее и неуверенность в периодбольших перемен. Отсутствие возможности удовлетворить свои потребности, наличие желания избавитьсяот неизвестности итревоги также может проявляться в агрессивных вспышках. Проблема агрессии и агрессивного поведения личности активно рассматривается в психологической литературе. Сегодня агрессивное поведение определяюткак –попытку нанесения другим повреждений физическогоили телесного характера(М.Зильман) [по 1];–действия, имеющие намерения обиды или оскорбления (Л.Берковиц, С.Фешбах) [по 2];–любое поведение, которое содержит угрозу или наносит ущерб другим; некая реакция, по итогам которой другой организмпринимает стимулыболевого характера (А.Басс) [по 3]; –мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее людям физический ущерб или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) (А. А. Реан) [4];–специфическуюформудействий,которая характеризуетсядемонстрацией преимуществ в силе или использованием еепо отношению к другому человеку или группе лицс цельюпричинения вреда(А.Н.Воронин, Е.В.Лчинина)[5].Агрессивное поведение наносит огромный вред самому человеку и его ближайшему окружению. Затрагивая эмоциональную сферу личности, агрессивные вспышки способствуют усилению морального диссонанса, возникновению стрессовых и депрессивных состояний. Высокий уровень агрессии у юношей является настораживающим фактором, он негативно влияет на индивидуальное развитие, взаимоотношения с окружающими, учебу, успешность их будущей личной и профессиональной деятельности [1; 5]. Поэтому особенно важно вовремя выявить данные проявления.Главным фактором формирования психологических особенностей развития юношей и девушек, как отмечено в трудах многочисленных психологов, являются самооценкаи самосознаниеличности,влияющиенаее социальное развитие,адаптацию к дальнейшим социальным условиям, поведениеи др.[6].Самооценка представляет собой умение произвести верную оценку собственныхсил и возможностей, производить самокритику, является основой уровня притязаний и значимым компонентом регуляции поведения. Она дает возможность личности соотносить свои силы сзадачамии требованиям окружающего мира и, опираясь на это, производить постановку реальных целей и задач [7], все указанное подчеркивает необходимость изучения многих психологических проявлений личности с учетом ее самооценки.С целью изучения агрессивных реакций и способов реагирования юношейс различной самооценкой в конфликтных ситуациях организовано и проведено эмпирическое исследование на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева» г.о.Саранск, в котором приняли участие 44человекав возрасте 17–19 лет. Нами использовались методики«Диагностика состояния агрессии» А.Басса –А.Дарки,«Тест описания поведения» К.Томаса, «Экспрессдиагностика уровня самооценки» Н.П.Фетискина.На первом этапе с помощью методик «Диагностика состояния агрессии» А.Басса –А.Дарки и «Экспрессдиагностика уровня самооценки»Н.П.Фетискинаосуществлено изучение самооценки и видов агрессии у юношей, проведена работа по сопоставлению полученных данных, что нашло отражение в таблице 1 (данные указаны с учетом распределения видов и уровней агрессии в соответствии с показателем самооценки юношей).Таблица 1Использование юношамивидов агрессии в зависимости от самооценки

Уровни по шкалам агрессииУровеньЗавышенныйСреднийЗаниженныйФизическая агрессияОчень высокий1 (50 %)3 (10,7 %)2 (11,8 %)Высокий 4 (14,3 %)1 (5,9 %)Повышенный 3 (10,7 %)3 (17,6 %)Средний 7 (25 %)6 (35,3 %)Уровни по шкалам агрессииУровеньЗавышенныйСреднийЗаниженныйНизкий 1 (50 %)11 (39,3 %)5 (29,4 %)Косвенная агрессияОчень высокийВысокий 1 (3,6 %)1 (5,9 %)Повышенный 2 (100 %)8 (28,6 %)5 (29,4 %)Средний 16 (57,1 %)11 (64,7 %)Низкий 3 (10,7 %)Раздражение Очень высокий1 (50 %)3 (10,7 %)6 (35,3 %)Высокий 3 (10,7 %)3 (17,6 %)Повышенный 14 (50 %)6 (35,3 %)Средний 6 (21,4 %)2 (11,8 %)Низкий 1 (50 %)2 (7,2 %)НегативизмОчень высокий1 (3,6 %)1 (5,9 %)Высокий 4 (14,3 %)5 (29,4 %)Повышенный 8 (28,6 %)3 (17,6 %)Средний 1 (50 %)7 (25 %)7 (41,2 %)Низкий 1 (50 %)8 (28,6 %)1 (5,9 %)ОбидаОчень высокий1 (50 %)19 (67,7 %)12 (70,7 %)Высокий 4 (14,3 %)3 (17,6 %)Повышенный 1 (50 %)2 (7,2 %)Средний 2 (7,2 %)1 (5,9 %)Низкий 1 (3,6 %)1 (5,9 %)ПодозрительностьОчень высокий4 (14,3 %)8 (47,1 %)Высокий 4 (14,3 %)4 (23,5 %)Повышенный 12 (42,8 %)5 (29,4 %)Средний 7 (25 %)Низкий 2 (100 %)1 (3,6 %)Вербальная агрессияОчень высокий1 (50 %)19 (67,7 %)12 (70,7 %)Высокий 4 (14,3 %)3 (17,6 %)Повышенный 1 (50 %)2 (7,2 %)Средний 2 (7,2 %)1 (5,9 %)Низкий 1 (3,6 %)1 (5,9 %)Чувство виныОчень высокий4 (14,3 %)9 (52,9 %)Высокий 4 (14,3 %)2 (11,8 %)Повышенный 13 (46,4 %)4 (23,5 %)Средний 4 (14,3 %)1 (5,9 %)Низкий 2 (100 %)3 (10,7 %)1 (5,9 %)АгрессивностьОчень высокий1 (3,6 %)1 (5,9 %)Высокий 3 (10,7 %)1 (5,9 %)Повышенный 7 (25 %)3 (17,6 %)Средний 1 (3,6 %)1 (5,9 %)Низкий 2 (100 %)16 (57,1 %)11 (64,7 %)ВраждебностьОчень высокийВысокий 2 (11,8 %)Повышенный 4 (14,3 %)4 (23,5 %)Средний 8 (28,6 %)Низкий 2 (100 %)16 (57,1 %)11 (64,7 %)

Согласно данным таблицы 1, учащимся с завышенным уровнем самооценки характерны очень высокий илинизкий уровни физической агрессии и раздражения (по 50 %), очень высокий или повышенный показатели обиды и вербальной агрессии (по 50 %), повышенныйуровенькосвенной агрессии (100 %), средний илинизкий показатели негативизма (по 50 %), низкий уровень подозрительности, вины и враждебности (по 100 %).У респондентов со средним показателем самооценки выявлен очень высокий уровень обиды и вербальной агрессии (по 67,7 %), повышенный показатель раздражения (50 %), чувства вины (46,4 %) иподозрительности (42,8 %), повышенный или низкий показатели негативизма (по 28,6%), средний показатель по шкале косвенной агрессии (57,1 %), низкий уровень враждебности (57,1 %)и физической агрессии (39,3%). Для юношейс заниженным уровнем самооценки характерен очень высокий показатель обиды и вербальной агрессии (по 70,7 %), чувства вины(52,9%), подозрительности (47,1%), очень высокий или повышенный показатель раздражения (по 35,3 %), средний показатель косвенной агрессии (64,7 %), негативизма (41,2%) и физической агрессии(35,3%), низкий уровень враждебности (64,7 %). На втором этапе исследования осуществлено изучение стилейповедения в конфликтных ситуациях с помощью методики «Тест описания поведения» К.Томаса. Полученные результаты сопоставлены с уровнем самооценки респондентов.Результаты представлены в таблице 2.Таблица 2Использование юношамистилей поведения в конфликтных ситуациях взависимости от их самооценки

Уровни по шкалам поведенияУровеньЗавышенныйСреднийЗаниженныйСоперничество1 (33,3 %)7 (21,9 %)1 (5,6 %)Сотрудничество6 (18,8 %)4 (22,3 %)Компромисс1 (33,3 %)4 (12,5 %)3 (16,7 %)Избегание1 (33,3 %)4 (12,5 %)5 (27,7 %)Приспособление11 (34,3 %)5 (27,7 %)

В соответствии стаблицей2, юношис завышенным уровнем самооценки применяют в конфликтных ситуациях чаще всего«соперничество», «компромисс» и «избегание» (по 33,3 % каждый). Учащиеся со стилем поведения «соперничество» активны и предпочитают самостоятельно разрешать конфликты, не заинтересованы в сотрудничестве с другими, достигают цели, учитывая свои волевые качества. Они стараются в первую очередь удовлетворить собственные интересы, вынуждают другихпринимать выгодное для нихрешение. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на наиболее поверхностном уровне–возможность прийти к общему решению появляется в результате взаимоуступок,торга и обмена. При компромиссе причины конфликта не затрагиваются,отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях, осуществляется поиск решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон. Юношис типом поведения «избегание»не отстаивают свои права, не сотрудничают для выработки решения,уклоняется от решения конфликта. Респонденты со средним уровнем самооценки чаще используют в конфликте «приспособление» (34,3 %). Онидействуют совместно с другими людьми без попытки отстаивать собственные интересы, соглашаются выполнять действия в соответствии с желаниями другого. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.Учащиесяс заниженным уровнем самооценки применяют«избегание» и «приспособление» (по 27,7 %). Юноши, использующие стиль «избегание», чаще всего стараются уходить от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорировать ее, откладывать решение,перекладывать ответственность на другого и т.п.При стиле«приспособление» человексклонендействовать совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы.На третьем этапе нами определено использование юношами стилей поведения в конфликте в зависимости от вида агрессии (использовались данные опросника «Диагностика состояния агрессии» А.Басса –А.Дарки и «Теста описания поведения» К.Томаса). Полученные результаты представленывтаблице3. Таблица 3Использование юношамистилей поведения в конфликте в зависимости от вида агрессии

Стиль поведенияУровни по шкалам агрессииОчень высокийВысокийПовышенныйСреднийНизкийФизическая агрессияСоперничество2 (33,3 %)3 (50 %)1 (16,7 %)Сотрудничество1 (10 %)1 (10 %)3 (30 %)5 (50 %)Компромисс5 (62,5 %)3 (37,5 %)Избегание1 (10 %)1 (10 %)2 (20 %)1 (10 %)5 (50 %)Приспособление3 (23,07 %)1 (7,69 %)1 (7,69 %)3 (23,07 %)5 (38,48 %)Косвенная агрессияСоперничество5 (55,5%)4 (44,6%)Сотрудничество3 (30 %)6 (60 %)1 (10 %)Компромисс4 (50 %)4 (50 %)Избегание2 (20 %)1 (10 %)7 (70 %)Приспособление1 (6,25 %)4 (25 %)9 (56,25 %)2 (12,5 %)РаздражениеСоперничество3 (33,3 %)2 (22,2 %)4 (44,5 %)Сотрудничество3 (30 %)1 (10 %)5 (50 %)1 (10 %)Компромисс1 (12,5 %)3 (37,5 %)3 (37,5 %)1 (12,5 %)Избегание3 (30 %)1 (10 %)5 (50 %)1 (10 %)Приспособление2 (12,5 %)2 (12,5 %)7 (43,75 %)4 (25 %)1 (6,25 %)НегативизмСоперничество1 (11,1 %)5 (55,5 %)3 (33,4 %)Сотрудничество4 (40 %)3 (30 %)3 (30 %)Компромисс2 (25 %)1 (12,5 %)1 (12,5 %)3 (37,5 %)1 (12,5 %)Избегание2 (20 %)3 (30 %)3 (30 %)2 (20 %)Приспособление6 (37,5 %)1 (6,25 %)4 (25 %)5 (31,25%)ОбидаСоперничество5 (55,5 %)3 (33,4 %)1 (11,1 %)Сотрудничество2 (20 %)6 (60 %)2 (20 %)Компромисс3 (37,5 %)4 (50 %)1 (12,5 %)Избегание2 (20 %)4 (40 %)4 (40 %)Приспособление2 (12,5 %)2 (12,5 %)11 (68,75 %)1 (6,25 %)ПодозрительностьСоперничество2 (22,2 %)5 (55,6 %)1 (11,1 %)1 (11,1 %)Сотрудничество1 (10 %)5 (50 %)4 (40 %)Компромисс3 (37,5 %)1 (12,5 %)2 (25 %)2 (25 %)Избегание4 (40 %)2 (20 %)4 (40 %)Приспособление5 (31,25 %)2 (12,5 %)6 (37,5 %)2 (12,5 %)1 (6,25 %)Вербальная агрессияСоперничество9 (100 %)Стиль поведенияУровни по шкалам агрессииОчень высокийВысокийПовышенныйСреднийНизкийСотрудничество8 (80 %)1 (10 %)1 (10 %)Компромисс5 (62,5 %)2 (25 %)1 (12,5 %)Избегание5 (50 %)3 (30 %)1 (10 %)1 (10 %)Приспособление11 (68,75 %)1 (6,25 %)1 (6,25 %)2 (12,5 %)1 (6,25 %)Чувство виныСоперничество3 (33,3 %)3 (33,3 %)1 (11,2 %)2 (22,2 %)Сотрудничество1 (10 %)3 (30 %)5 (50 %)1 (10 %)Компромисс2 (25 %)1 (12,5 %)2 (25 %)3 (37,5 %)Избегание4 (40 %)4 (40 %)2 (20 %)Приспособление4 (25 %)3 (18,75 %)5 (31,25 %)3 (18,75 %)1 (6,25 %)АгрессивностьСоперничество1 (11,1 %)1 (11,1 %)7 (77,8 %)Сотрудничество1 (10 %)3 (30 %)6 (60 %)Компромисс3 (37,5 %)5 (62,5 %)Избегание1 (10 %)2 (20 %)2 (20 %)5 (50 %)Приспособление2 (12,5 %)1 (6,25 %)2 (12,5 %)11 (68,75 %)ВраждебностьСоперничество1 (11,1 %)1 (11,1 %)7 (77,8 %)Сотрудничество1 (10 %)3 (30 %)6 (60 %)Компромисс1 (12,5 %)2 (25 %)5 (62,5 %)Избегание1 (10 %)4 (40 %)5 (50 %)Приспособление1 (6,25 %)1 (6,25 %)3 (18,75 %)11 (68,75 %)

Согласно результатам таблицы 3, у учащихся со стилем поведения «соперничество» отмечаютсяочень высокий уровень вербальной агрессии(100%), очень высокий илиповышенный уровни чувства вины (по 33,3%), высокий уровень подозрительности(55,6 %) ифизической агрессии (50%), повышенный уровень косвенной агрессии,негативизма,обиды (по 55,5%)ираздражения (44,5 %), низкий уровень агрессивности иливраждебности (по 77,8%).Испытуемым со стилем поведения «сотрудничество» характерны: очень высокий показатель вербальной агрессии (80%), повышенный показатель раздражения, подозрительности и чувства вины (по 50 %), средний показатель косвенной агрессиии обиды (по 60 %), средний илинизкий показатели негативизма (30%), низкий показатель враждебности (60%) ифизической агрессии (50%).Юношисо стилем поведения «компромисс» соответствуют очень высокий уровень вербальной агрессии (62,5 %) иподозрительности (37,5 %), повышенный илисредний показатели косвенной агрессии (по 50%)ираздражения(37,5 %), средний показатель физической агрессии(62,5 %), обиды (50 %) и негативизма (37,5%), низкий показательвраждебности (62,5%)и чувства вины(37,5 %).Учащимся со стилем поведения «избегание» соответствуют такие показателиагрессии, как очень высокий показатель вербальной агрессии (50%), очень высокий иливысокий показатели чувства вины (40 %), очень высокий илиповышенный показатели подозрительности (по 40 %), повышенный илисредний показатели обиды (по 40 %) и негативизма (30%), повышенный показатель раздражения (50 %), средний показатель косвенной агрессии (70 %), низкий показатель физической агрессии и враждебности (по 50 %).У испытуемыхсо стилем поведения «приспособление» отмечены: очень высокий уровень вербальной агрессии(68,75 %), высокий уровень негативизма (37,5%), повышенный уровень раздражения (43,75 %), подозрительности(37,5 %)ичувства вины (31,25 %), средний уровень обиды (68,75%) и косвенной агрессии (56,25 %), низкий уровень враждебности (68,75%) и физической агрессии (38,48%).В заключительном этапе осуществлена проверкадостоверностиразличий в проявлении агрессивного поведения у юношейс разной самооценкой с помощью критерия φ*–Фишера (см. табл. 4).Таблица 4Достоверность различий видов агрессивного поведения у юношей

с различной самооценкой

Уровни по шкалам агрессииУровеньЗавышенный и среднийЗавышенный и заниженныйЗаниженныйи среднийФизическая агрессияОчень высокий6,399*6,152*0,247Высокий 2,015**Повышенный 1,414Средний 1,591Низкий 1,5273,005*1,478Косвенная агрессияОчень высокийВысокий 0,771Повышенный 0,12Средний 1,103Низкий Раздражение Очень высокий6,399*2,114**4,285*Высокий 1,414Повышенный 2,114**Средний 1,846**Низкий 7,269*НегативизмОчень высокий0,771Высокий 2,616*Повышенный 1,86**Средний 3,705*1,2522,454*Низкий 3,125*7,637*4,511*ОбидаОчень высокий2,56*3,019*0,46Высокий 0,636Повышенный 7,269*Средний 0,368Низкий 0,771ПодозрительностьОчень высокий5,211*Высокий 1,669**Повышенный 1,98**Средний Низкий Вербальная агрессияОчень высокий2,56*3,019*0,46Высокий 0,636Повышенный 7,269*Средний 0,368Низкий 0,771Чувство виныОчень высокий6,032*Высокий 0,53Повышенный 3,444*Средний 2,015**Низкий 1,237Уровни по шкалам агрессииУровеньЗавышенный и среднийЗавышенный и заниженныйЗаниженныйи среднийАгрессивностьОчень высокий0,771Высокий 1,237Повышенный 1,28Средний 0,771Низкий 1,103ВраждебностьОчень высокийВысокий Повышенный 1,669**Средний Низкий 1,103Примечание φ*= 1,64 (p ≤ 0,05)**; φ*= 2,31 (p ≤ 0,01)*.

Как видно из таблицы4, в ходе определения достоверности различийс помощью критерия φ*–Фишера в проявлении видов агрессии у испытуемых с разными уровнями самооценки и уровнями агрессивностивыявлены достоверные различия по следующим шкалам:–физическая агрессия у лиц с очень высоким уровнем физической агрессии с завышенным и средним уровнями (φ= 6,399*), с завышенным и заниженным уровнями самооценки (φ= 6,152*); у лиц с высоким уровнем физической агрессии с заниженным и средним уровнями самооценки (φ= 2,015**); у лиц с низким уровнем физической агрессии с завышенным и заниженным уровнями самооценки (φ= 3,005*);–раздражение у лиц с очень высоким уровнем раздражения с завышенным и средним уровнями самооценки (φ= 6,399*), с завышенным и заниженным уровнями (φ= 2,114**), с заниженным и средним уровнями самооценки (φ= 4,285**); у лиц с повышенным уровнем раздражения с заниженным и средним уровнями самооценки (φ= 2,114**); у лиц со средним уровнем раздражения с завышенным и средним уровнями самооценки (φ= 1,846**); у лиц с низким уровнем раздражения с завышенным и средним уровнями самооценки (φ= 7,269*);–негативизм у лиц с высоким уровнем негативизма с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 2,616*); у лиц с повышенным уровнем негативизма с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 1,86**); у лиц со средним уровнем негативизма с завышенным и средним уровнями самооценки (φ= 3,705*), с заниженным и средним уровнями (φ = 2,454*); у лиц с низким уровнем негативизма с завышенным и средним уровнями самооценки (φ= 3,125*), с завышенным и заниженным уровнями (φ = 7,637*), с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 4,511*);обида у лиц с очень высоким уровнем обиды с завышенным и средним уровнями самооценки (φ = 2,56*), с завышенным и заниженным уровнями (φ = 3,019*); у лиц с повышенным уровнем обиды с завышенным и средним уровнями самооценки (φ = 7,269*);подозрительность у лиц с очень высоким уровнем подозрительности с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 5,211*); у лиц с высоким уровнем подозрительности с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 1,669**); у лиц с повышенным уровнем подозрительности с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 1,98**);вербальная агрессия у лиц с очень высоким уровнем вербальной агрессии с завышенным и средним уровнями самооценки (φ = 2,56*), с завышенным и заниженным уровнями (φ = 3,019*); у лиц с повышенным уровнем вербальной агрессии с завышенным и средним уровнями самооценки (φ = 7,269*);чувство вины у лиц с очень высоким уровнем чувства вины с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 6,032*); у лиц с повышенным уровнем чувства вины с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 3,444*); у лиц со средним уровнем чувства вины с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 2,015**);враждебность у лиц с повышенным уровнем враждебности с заниженным и средним уровнями самооценки (φ = 1,669**).Таким образом, в ходе проведенногоисследования выявлено, чтоюношами с разным уровнем самооценкииспользуются различные способы выражения агрессивных реакций и стили поведенияв конфликтных ситуациях. Данный вывод подтверждается результатами математической обработки данных. Проводимое нами исследование не является завершенным, планируется осуществление дальнейшего научного поиска в русле указанной проблемной области.

Ссылки на источники1.АлфимоваМ.В., Трубников В.И.

Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. –2000. –№ 6. –С. 112–121. 2.Бузыкина Ю. С. Исследование взаимосвязи уровня агрессивности и переживания террористической угрозы с отношениемк экстремизму у студентов // Гуманитарные науки и образование. –2011. –№4. –С. 100–103.3.Касимова З. Г. Понятие агрессивности в психологопедагогической литературе // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –Т. 10. –С. 111–115. –URL: http://ekoncept.ru/2015/95066.htm.4.Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. –2009. –№ 5. –С. 3–18.5.Воронин, А. Н.,Лчинина Е. В. Влияние социальной микросреды на проявления агрессивности // Прикладная юридическая психология. –2014. –№ 2. –С. 97–113.6.Давыденко, Е. Л.,Протасова И.Н.Самооценка в юношеском возрасте // Личность, семья и общество вопросы педагогики и психологии. –2014. –№ 39. –С.103–107.7.Шамсутдинов, Г. В. Психологопедагогические подходы к изучению адекватной самооценки личности // Образовательная среда сегодня стратегия развития. –2016. –№1. –С. 37–40.