Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы влияния самооценки на агрессивность в юношеском возрасте; раскрыты понятия агрессия, агрессивное поведение, агрессивность и самооценка; показано, что самооценка влияет на агрессивность людей юношеского возраста; представлены результаты исследования влияния неадекватности самооценки на уровень агрессивности у людей юношеского возраста.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, агрессивность, самооценка, юноши, влияние.
Проблема агрессивности актуальна на протяжении всего существования человечества, потому что она касается каждого и является причиной многих катастроф и преступлений.
Анализ литературы по проблеме агрессивности позволяет утверждать, что на сегодняшний день единое понимание терминов «агрессивность», «агрессия» и «агрессивное поведение» отсутствует. Эти понятия используются для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково.
Изучим имеющиеся подходы к определению перечисленных понятий.
Американские психологи Д. Креч и Р. Кратчфилд [1] характеризуют агрессию как любой вид поведения, приносящий вред другому человеку.
Психолог Л.Д. Столяренко [2] трактует агрессию как однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению.
Наряду с понятием «агрессия» также употребляется понятие «агрессивность», которое психолог С.Н. Еникополов [3] определяет как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на раздражители различного рода.
Обсудим далее виды агрессивного поведения как проявления агрессии с позиции различных теорий:
1. Теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;
2. Теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул;
3. Теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессивного поведения выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне;
4. Когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие когнитивно-аффективного механизма. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов;
5. Теория социального научения определяет агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения, как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком [4].
Еще одной является классификация, данная психологом А. Бассом [5]. Он выявил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия; активная - пассивная агрессия; прямая - косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выявить восемь видов агрессивного поведения, таких как:
-физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
-косвенная агрессия - действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);
-вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);
-склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
-негативизм - оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;
-обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
-подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
-чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Обобщая все вышесказанное можно утверждать, что под агрессией понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному поведению.
Агрессивность как качество личности может иметь множество причин. Некоторые ученые (например, А.А. Реан) в качестве одной из причин агрессивности называют неадекватную самооценку. Именно взаимосвязь самооценки личности и агрессивности в юношеском возрасте является предметом нашего исследования.
Самооценка это механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой (А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд, К. Хорни и др.),.Самооценка определяется как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон) [цит. по 6].
Существует адекватная и неадекватная самооценка, неадекватная в свою очередь подразделяется на завышенную и заниженную. Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе.
Специфика юношеского возраста заключается в том, что на этом жизненном этапе происходит самоопределение, как профессиональное, так и личностное, а также активное самооценивание на основе собственных достижений.
Юношество - это последний возраст расширения круга общения. Дружеские связи, установившиеся в юности, не всегда сохраняются в последующей жизни. Но способность к таким связям формируется в основном именно в этот период. Особую значимость сохраняет в юности общение с родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от семьи. Теперь происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. Однако к отделению от семьи не всегда готовы как сам молодой человек, так и его семья [7].
Характерная особенность личности юноши - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований юношей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. Характерны и половые различия в оценке личностных качеств [8].
Самосознание в этом возрасте характеризуется следующим: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремление к самопознанию; формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; самоуважение [9].
Учитывая специфику юношеского возраста, следует уделять внимание становлению адекватной самооценки. Необходимо оказывать помощь в преодолении трудностей, связанных с возникшим чувством взрослости, открытием своего внутреннего мира, становлением своего "Я", чтобы в последующем у юноши не развивалась неадекватная самооценка, а вместе с ней и склонность к агрессивному поведению.
Таким образом, как показывают материалы различных исследований, поведение юноши, в том числе и агрессивное поведение, формируется исходя из представлений о себе, то есть самооценки. Ведь оценивая себя, он постигает свои возможности, выстраивает моральные принципы и иерархию ценностей. На основе этого выстраиваются его социальные контакты, а также уважение к другим людям. Исходя из этого, юноша выстраивает свое поведение, в том числе и агрессивное.
На основе изучения теоретических исследований нами была сформулирована гипотеза исследования: существует обратная взаимосвязь между адекватностью самооценки и агрессивностью. Для ее проверки было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты первого курса факультета психологии ЧГПУ. В исследовании приняло участие 14 человек. Возраст испытуемых от 17 до 22 лет.
В ходе исследования нами использовались следующие методики:
Опросник А. Басса и А. Дарки. Этот опросник содержит 8 различных шкал, характеризующих агрессивность с различных ее аспектов, что позволяет нам увидеть детальные результаты каждого испытуемого [10].
Опросник Л.Г. Почебут. Этот опросник похож на предыдущий, но в отличие от него содержит 4 шкалы, которые являются важным дополнением, а частичная пересекаемость вопросов опросников позволяет оценить степень честности ответов испытуемых [10].
Методика А. Дембо-Рубинштейна. Эта методика направлена на выявление уровня самооценки у испытуемых, а также она легка в обработке и проведении, что исключает искажение результатов из-за усталости испытуемых [10].
Методика С.А. Будасси. Эта методика позволяет точно определить самооценку испытуемого при правильном ее выполнении. Точный количественный уровень самооценки, получаемый в результате этой методики, позволяет получить наиболее достоверную информацию в результате обработки его методом ранговой корреляции Спирмена [10].
Также мы представляем сводную таблицу (таб.1) по результатам всех тестов.
Таблица 1
Сводная таблица с результатами исследования уровня самооценки и агрессивности испытуемых
Фамилия Имя |
Уровень агрессивности |
Уровень неадекватности самооценки |
М. Д. |
Средний |
Завышенная |
Ч. И. |
Высокий |
Завышенная |
П. Т. |
Средний |
Адекватная |
К. А. |
Низкий |
Адекватная |
Д. А. |
Высокий |
Завышенная |
Г. Д. |
Средний |
Адекватная |
М. О. |
Высокий |
Завышенная |
С. А. |
Средний |
Адекватная |
З. Г. |
Высокий |
Завышенная |
З. Ю. |
Средний |
Адекватная |
Ш. С. |
Низкий |
Адекватная |
П. Л. |
Высокий |
Завышенная |
А. А. |
Средний |
Адекватная |
Г. Я. |
Высокий |
Завышенная |
|
Таким образом, по результатам диагностик были получены следующие результаты:
С высоким уровнем агрессии – 42,85% (6 человек). С низким либо средним уровнем агрессии – 57,15% (8 человек). С адекватным уровнем самооценки – 50% (7 человек). С неадекватным (завышенным либо заниженным) уровнем самооценки – 50% (7 человек). У 86% (6 из 7 человек) испытуемых с неадекватной самооценкой высокий уровень агрессивности.
Перед обработкой результатов диагностик методом ранговой корреляции
Ч.Э. Спирмена мы устанавливаем две временные гипотезы:
Но - корреляционный анализ между уровнем агрессии и уровнем неадекватности самооценки не отличается от нуля.
Н1 - корреляционный анализ между уровнем агрессии и уровнем неадекватности самооценки отличается от нуля.
В результате обработки результатов диагностик методом ранговой корреляции Спирмена, мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что взаимосвязь между самооценкой и агрессивностью есть. Более того, уровень неадекватности самооценки напрямую влияет на уровень агрессивности. Поведение юноши, в том числе и агрессивное поведение, формируется исходя из представлений о себе, то есть самооценки. Понятие самооценка тесно связано с понятием Я-концепция. Я-концепция обозначается как совокупность представлений человека о себе, формирующихся под воздействием его жизненного опыта; итоговый продукт самосознания, результат познания и оценки человеком самого себя. Самосознание выступает стабильной частью и включает содержание «Я-концепции». Позитивная Я-концепция – это позитивное отношение к себе, ощущение собственной ценности, которое развивается в процессе самоактуализации личности и включает самоуважение и самопринятие. Самоуважение обусловлено реальными достоинствами или недостатками, самопринятие - безусловное эмоциональное самоотношение. Эти компоненты позитивной Я-концепции развиваются в раннем юношеском возрасте (Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В., Гольева Г.Ю., Мельник Е.В., [11, 12, 13]).
Оценивая себя, он постигает свои возможности, выстраивает моральные принципы и иерархию ценностей. На основе этого выстраиваются его социальные контакты, а также уважение к другим людям. Исходя из этого, юноша выстраивает свое поведение, в том числе и агрессивное. Завышенная самооценка приводит к тому, что юноша склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Он самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что, при неудаче, может привести к всплеску агрессивных эмоций. При постоянных неудачах может сформироваться высокий уровень агрессивности. Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные. В то же время окружающие его люди, с адекватной самооценкой успешно выполняют какие либо виды деятельности, в результате человек с низкой самооценкой начинает завидовать, а в последующем у него вырабатывается агрессивное поведение.
Любая неадекватная оценка себя - завышенная или заниженная - затрудняют жизнь человека и могут послужить одной из причин агрессивного поведения.
Ссылки на источники
- Черкесова Д.У. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2007. - №3. - С. 93 - 97.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие для студ. вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 541 с.
- Еникополов С.Н. Агрессия в обыденной жизни. - Москва: Российская политическая энциклопедия, 2014. – 496 с.
- Мироненко Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №6. - С. 260-266.
- Пономарева М.А. Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков // Вестник Поморского университета. серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №3. - С. 125-130.
- Тертель А. Психология. Курс лекций / А. Тертель. - Проспект, 2013. – 250 с.
- Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – Москва: АСТ, Спб: Прайм-Еврознак, Серия: Большая университетская библиотека, 2010. – 656 с.
- Головина И. Психология. Хрестоматия. В 2 частях. Часть 1. – Москва: СГУ, 2004. - 192с.
- Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. - 2012 г. - № 4(24). - С. 63- 66
- Носс Н.И. Психодиагностика. – Москва: Юрайт, 2014. – 500 с.
- Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 173 с.
- Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. – М.: Перо, 2014. – 161 с.