Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Османова Ф. К., Головин В. А. Этнопедагогические аспекты воспитательной работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2306–2310. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970788.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию этнопедагогического аспекта в воспитании личности, изучению проблемы наиболее эффективных педагогических средств в области этнопедагогики. В данной работе рассматриваются основные ведущие приёмы и средства анализа этнопедагогики в воспитательном процессе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Османова Фарида Камран кызы,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения Сибирского Федерального университета, г. Лесосибирск.osmanovafaridakamrankyzy@mail.ru

Головин Владислав Алексееевич,студент 3 курса физикоматематического факультета Лесосибирского педагогического института филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения Сибирского Федерального университета г. Лесосибирск.stvlad.golovin.96@inbox.ru

Этнопедагогические аспекты воспитательной работы

Аннотация.Статья посвящена исследованию этнопедагогического аспекта в воспитании личности, изучению проблемы наиболее эффективных педагогических средств в области этнопедагогики. В данной работе рассматриваются основные ведущие приёмы и средства анализа этнопедагогики в воспитательном процессе.Ключевые слова:этнопедагогика, воспитание личности, мультиэтническое общество, этнокультура, толерантная личность, воспитательный процесс, гармонично развитая личность, этнос.

Воспитание это запланированный, длительный процесс специально продуманной и организованной жизни детей в рамках обучения, развития и воспитания. Воспитание в развитиичеловека проявляется как важный фактор наряду с наследственностью и окружающей средой. Это обеспечивает формирование социализации человека, устанавливает параметры его развития и совершенствования с условием многогранности влияния разных факторов. Воспитание развивает следующие функции человека: —диагностика естественных склонностей и задатков, теоретическая подготовка и практическое создание условий их применения и развития; —организация воспитания и учебной активности детей; —использование положительных факторов в развитии качеств человека; —содержание воспитания и условий социальной среды; —влияние на социальнобытовые условия, устранение и преобразование отрицательных воздействий среды;—формирование специальных способностей, обеспечивающих применение сил в различных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческой, эстетический, конструктивной, технической и т.д.Целостность человека, который имеет однородную социальную структуру и наряду с этим наделенного природностью и естественными силами живого чувственного существа, базировано на диалектике взаимодействия социального и биологического. Воспитание не может изменить наследственные физические данные, врожденный тип нервной системы, изменить этнические особенности, состояние природной, общественной или домашней среды, но может проявить формирующее воздействие на развитие с помощью специальной подготовки (тренировки, занятия, упражнения; спортивные успехи, укрепление здорового духа, улучшение процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести поправки в устойчивость естественных наследственных особенностей. Только под влиянием воспитания и создании соответствующих условий, с учетом особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в должные виды деятельности индивидуальные естественные задатки могут перерасти в способности. При организации воспитания учителя должны помнить, что разные виды деятельности проявляют всевозможное воздействие на развитие тех или иных способностей человека во время его различных возрастных периодов. Развитие индивида пребывает в зависимости от ведущего вида активности. Новые требования и существующие возможности их удовлетворения создают серию последующих противоречий. Они действуют как движущая сила развития человека. Такие противоречия возникают между возрастными особенностями, физическими и духовными силами, старыми формами отношений, между сознанием и поведением, между новыми правилами и устоями и прежними возможностями, между доступными способностями и необходимостями более высокого уровня развития, и т.д.Этнопедагогика исследует совокупность процессов социализации индивида, собирает, систематизирует и объединяет национальные знания о воспитании и обучении детей, формирует, развивает и поддерживает существование культурных особенностей этнических единств[9]. Волков Г. Н. отмечает следующее: "Этнопедагогика выявляет педагогические возможности прошлых традиций в современных условиях и определяет целесообразность ее применения, появления новых обычаев для более успешного и гармоничного воспитания человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный и образовательный опыт многих общностей и народов". "Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания"[8].Роль этнопедагогики становится особенно значимой в мультиэтническом обществе, где этнокультурные специфические особенности могут играть определенную роль и в политических отношениях. Известно, что этническая культура концентрирует в своём значении весь комплекс взаимодействий субъекта и объекта, а также связей их обладателя: от социальных, экономических и политических к эстетическим и духовным идеалам, как социальностандартных, так и естественнофункциональныхтребований и интересов.В результате многолетнего, постоянного развития этническая культура включила в себя не только самые развитые, передовые и прогрессивные формы и методы исследования действительности, охватывающие и производство, и политическую деятельность, и научнолитературные и культурные аспекты, и т.д., а также постоянно воспроизводит элементы анахроничности и древности, как иных форм трудовой деятельности, так и выражений в сфере обычного сознания, в разнообразных ритуалах и обычаях, национальном фольклоре, в семейном кругу, бытовом общении и т.д. Как общественное явление, этническая культура это форма проявления совокупности универсальной, всечеловеческой культуры, которая соответствует ей как часть с целым[4].Каждая этносвоеобразная культура, развивающаяся в иноэтнической окружающей среде, не способна заполнить относительную "неполноценность", которая усиливается с помощью интегрированности с иными культурными целостностями, как бы сильно она ни была развита со структурной и содержательной стороны, независимо от информационной насыщенности. В пределах однородного государства изменяются отношения различных людей, которые были до недавнего времени в России под сильным давлением культуры одного этноса на культуру другого, не воспринимая традиционных и этнических структур более слабого этноса. И это, в свою очередь, могло стать серьезной причиной раздробленности интересов этносов, и сыграть важнейшую роль в межэтнических связях и взаимоотношениях. Следует выделить, что точность межэтнических противоречий и конфликтов во множестве случаев вызвана уровнем и способностью осознания действительных интересов и возможностью их осуществления в тех или иных сферах национального прогресса.Степень их понимания не всегда соответствует реальным социоисторическим условиям. Иллюзорные, искаженные, фантастические формы, которые зачастую принимают облик этнонациональных интересов, часто дают направление в этническом сознании, превращаясь в значимую национальную идею. Повальное ослепление, убеждение в своей абсолютной важности и ценности ложно интерпретированной национальной идеи зарождают агрессивные и враждебные формы поведения, провоцируют формирование различных групп людей определенной национальности со стремлением доказать приоритет "своего" этноса, установить"свои" этнические интересы над всеми другими иноэтническими интересами.Таким образом, это снова подтверждает потребность непрерывного изучения объективных условий жизни этнических сообществ и развития межкультурных взаимоотношений.Этническая культура накопленная, крепчайшая и сконцентрированная энергия, которая собрана всем многолетним развитием этносов, усилиями всех предыдущих поколений[9]. Связь между поколениями достигается воспитанием и развитием, поэтому педагогическая и воспитательная культураесть важная часть закрепления и роста и развития этнической культуры. В тот же момент, ряд факторов раскрывает общность педагогических культур, Волков Г. Н. особенно ассигнует пять из них:1) единство исторических условий развития различных наций;2) совокупность задач, целей и интересов людей всех стран, их универсальных духовных и моральных ценностей;3) объединение основных принципов национальной психологии;4) совокупность географических условий;5) взаимообусловленность педагогических традиций различных этносов.Создание воспитательного и образовательного процесса как цель есть формирование этнического сознания, развитие в личности системы универсальных, всечеловеческих ценностей, понимание роли этносов в обществе, мире в целом.О роли этнического компонента И.В. Киреевский, говорил в середине 19го века (18061856): "Столь же невозможно разрушить особенность интеллектуальной жизни национальной, как невозможно разрушить его историю. Заменить литературными положениями радикальные верования людей так же незатруднительно, как изменить кости растущего организма. Однако, если мы могли бы также предположить, что это может быть выполнено действительно, тогда в этом случае его единственный результат заключался бы не в образовании, развитии и просвещении, а в разрушении народов. Поскольку, народ это убеждения, проявляющиеся в его нравах, традициях, языке, взглядах интеллектуальных и сердечных, в его религиозных общественных и личных взаимоотношениях, одним словом, во всей полноте его жизни".В современном мире, когда происходит "массовая атака" на культуру, историю, язык абсолютно всех этнических сообществ, данные слова имеют особое значение, это принимает вид злободневной проблемы, которая актуальна и на сегодняшний день. Поэтому эффективность образовательного ивоспитательного процесса обеспечивает общий духовный прогресс индивида, народа, страны и человечества в целом. Развивая первоначально национальное образование, управляя им и сохраняя все лучшие традиции национальной педагогики, обеспечивается непрерывность поколений в однородном процессе образования и воспитания.Духовное богатство современного общества содержит всё интеллектуальное, общественное, историческое, этническое разнообразие. Важная осведомленность и потребность сохранения и закрепления духовной культуры, подъём этнического сознания и самосознания, процессы этнического акта возрождения выдвигаются как ответное воздействие этнических общностей на процессы интеграции, указывают на их стремление к самозакреплению и последующему развитию.Актуализацияи приспособление духовных процессов и интересов, которые выражены в стремлении к сохранению родной культуры, расширению функциональной деятельности этноязыка, выпуска печатных изданий, развитие системы образования на нем, и т. д. является важнейшей стороной подъема этнического сознания, заботы этнической общности о своём будущем.Ускорить рост положительных течений и уменьшить возможный подъем постнегативных факторов в ходе возрождения этносов, народностей —новая социальная функция школы и всей образовательной системы воспитания и развития детей и молодежи. Взаимное переплетение интеграционных процессов, взаимообогащения в сфере культурного и творческого овладения действительности и в то же время введения элементов этнической отличительной черты, этнокультурной самобытности способно создать необходимые гарантии и для прогресса мультиэтнического государства, и для проявления каждой личностью своих способностей и раскрытия возможностей как для представителей конкретного этноса. Из этого следует вывод будущее развитие межкультурных взаимоотношений будет зависеть от того, как станут прививаться этнокультурные особенности в процессе развития, воспитания и образования.Исследования ведущих преподавателей показывают, что формирование моральных и нравственных качеств, а также социальнополитического мировоззрения без формирования региональных особенностей отрицательно влияет на процесс развития патриотизма, любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, народной культуре, национальным традициям, обычаям итворчеству. Поэтому формирование образования и воспитания молодого поколения невозможно организовать эффективно и плодотворно без влияния традиций, методов национального образования, педагогического опыта народа.На этом фоне существует обязательная потребность изучения и введения региональных и этнических традиций в комбинации с достижениями современной педагогики, что дает возможность приобщить молодежь к источникам межнациональной культуры этнических единств.Исследование истории педагогики показывает,что, помимо исторической непрерывной связи, образование все больше реализуется как предмет модернизации общества, поскольку в ходе социального развития основным фактором накопления, передачи и события интеллектуального и духовного потенциала человечества,а в определенной области, в рамках конкретного субрегиона —народа и нации, представляет выражение культурного уровня нации, возможности и способности его адаптации к постоянному изменению мира. Отсутствие однородной государственной идеологии общества наданный момент способствовало обучению многих поколений на равнодушие и бездуховность и их изоляции от национальных корней. Появляется разрыв между национальным менталитетом, который подпитывает культурную базу и сложившиеся устои личности. В прошлые десятилетия радикального давления реформ западной культуры, в условиях потери духовного идеала и нравственных ценностей, которые объединяют общество, сформировалось чувство неполноценности народа, а у людей чувство потерянности. В данном стечении обстоятельств увеличивается роль национальной педагогики. У абсолютно каждого этноса есть традиции этнопедагогического образования и развития, которые сохранялись в течение многих веков и передавались из поколения в поколение. Например, у народов, населяющих Республику Татарстан, на протяжении многих веков создавались и вырабатывались новые, не менее эффективные, методы и средства воспитания подрастающего поколения, в которых можно увидеть всё огромное духовнонравственное наследие этносов.Использование ценных и значимых идей национальной педагогики, отвечающих целям современного общества, является главной базой этнопедагогического образования. В современных условиях Министерство просвещения и науки Российской Федерации выдвинуло следующую цель увеличение уровня профессиональной подготовки педагогов для высших образовательных учреждений и других учебных заведений. В то же время особое внимание обращено на духовнонравственный уровень, интеллектуальное развитие, профессиональный рост и своевременное повышение квалификации, творческую независимость и развитость, креативность и оригинальность мышления будущего преподавателя. Очевидно, что, в целом, социальный заказ, который требовал гуманизации педагогического образования, представлен как потребность обучения человека к жизни в социуме, в которой осуществляются такие условия, как: • отказ от финалистских идей, относящихся к доктринам с задачами социального развития в пользу реализации развития благосостояния человека; • заявление социальных, гуманистических приоритетов в сферах экономики, технологии, науки, политики, экологии; • преодоление заранее принятых стандартов мышления, сознания и поведения, опираясь на саморазвитие, свободу и добрую волю человека; • реальная политизация социальной жизни посредством создания демократических институтов власти, увеличения прав и ответственности людей;• заявление экономической, социальной и духовной независимости человека и др. В то же время нужно отметить, что есть потребность в педагогических идеях, имеющих этнопедагогическуюподготовку т.е. экспертов, которые способны рассмотреть этнический фактор в профессиональной деятельности. Реформа, разбиение на области образования требует учета и рассмотрения этнической специфики во время воспитания и образования. Как выделяет Г. Н. Волков, образование, которое не рассматривает этническое самосознание, не может быть профессиональным, так как построено вдали от педагогической взаимосвязи культуры этноса. Этнопедагогическое развитие будущих преподавателей в ходе профессионального обучения принимает форму "этнопедагогики" и "национальной педагогики" и выдвигает разбор этих терминов.Проблемы этнопедагогики и национальных образовательных систем развития и воспитания всегда были в центре внимания: многие педагогиисследователи посвятили этому свои научные изыскания: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Щацкий, И.В. Шелгунов, Н.К. Крупская, К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Г.И. Волков, М.В. Григорьев, З.Г. Нигматов, Т.Г. Тайчинов и другие. Талантливый русский педагог К.Д. Ушинский высоко ставил воспитательный и образовательный потенциал национальной педагогики. "Воспитание, созданное людьми, самой нацией и основанное в народных началах, имеет ту развивающую, которой не найти в лучших системах, основанных на абстрактных идеях...". Он искренне верил в принцип "Народ без народности —тело без души"[9] и, полагаясь на него, доказал идею народности и значимости этноса. Хорошо зная национальную специфику, церемонии, традиции, он пришел к следующему умозаключению: "Мудрость предков —зеркало для потомков"[9], и поэтому поддержал национальное воспитание, так как оно есть живой образ в ходе исторического развития. Впервые после революции проблемы педагогики исследовал глава единой станции наркомата РСФСР С. Т. Щацкий. Его задача состояла в том, чтобы показать те "скрытые тенденции и движения развития", которые при их использовании можно было актуализировать в профессиональной педагогике. С. Т. Щацкий утверждал, что крестьяне обладают "Педагогической теорией", которая выполнена сознательно и разрабатывалась в течение многих веков, а школа должна принять большинство эффективных "формул" этнической педагогики. В 20х годах этнограф и преподаватель Г. С. Виноградов доказывает научный подход к анализу народной педагогики. Она, на его взгляд, полагается на национальную философию, мировоззрение людей, поглощая и непосредственный материализм и предубеждения. В народном фольклоре, пословицах, сказках, легендах, баснях, играх, потешках чувствуется эта коммуникация. Национальная педагогика начинается с самого рождения ребенка: колыбельные песни, потешки, пестушки, считалки, заклички, загадки и т.д. "Воспитание и обучение существует в народе столько веков, сколько существует сама нация, сам народ". Национальные наставники и воспитатели, как был уверен Г. С. Виноградов, умели неощутимо вывести слушателей из реальной обыденной ситуации и повседневной окружающей среды и войти в воображаемый мир сказки, в нужное время создать настроение, усилить впечатление, околдовать, унести в новое измерение...".Принцип национальности реализуется в раннем детстве, в ходе освоения родной речи. Н. К. Крупская провела серьезное исследование по разработке речи детей в семье, особенно в ходе коммуникации матери с ребенком. Она обратила внимание на то, что материнский язык служит ему в качестве оружия самовыражения, своих мыслей, капризов. А.С. Макаренко на собственном опыте удостоверился в том, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях настоящего коллектива. Он подчеркнул, что "Важное значение для дальнейшей квалификации человека занимает семейное и трудовое воспитание". В.А. Сухомлинский, глубоко вникая в суть народной педагогики, подчеркивал, что изучать нравственные идеи и вытекающие из них педагогические принципы народа крайне важно и необходимо. Он полагал, что, невзирая на богатство и большую практическую значимость, национальная педагогика не изучена в должной степени, всесторонние исследования этой темы не проводятся. "Никто все еще серьезно не думал о национальной педагогике, и, очевидно,она принесла много проблем к педагогике. Я уверен, что этнопедагогика центр духовнонравственной жизни людей" писал он. В национальных особенностях педагогики выделяются моменты национального характера, представлены особенности народа и нации. Характер, духовнонравственные идеалы людей особенно точно выражены в народном фольклоре: сказках, былинах, легендах, рассказах...Этническая педагогика является отражением морали, идей мировоззрения нации, это есть часть их культурного наследия. Геннадий Никандровичнаписал: "Когда рассуждают о национальной идее, то она представляется в этнопедагогике".Научное исследование национальной педагогики как явления культуры открывает, в первую очередь, спецификацию и уточнение понятий аппарата. Как выделяют Д. М. Буркинов, Д. А. Данилов, С. Д. Намсараев в литературе возникло несколько интерпретаций понятия "народная педагогика", которые дополняют друг друга. Вопервых, эмпирические знания, идеалы, взгляды, представления, установки образовательных действий, которые присуще мировоззрению различных этносов; вовторых, воспитательная практика разных этносов. Во втором случае лучше всего использовать термин "этнопедагогика". К тому же умозаключению приходит и А.А. Григорьева: "Желательно разделить терминологическим образом объект исследования и саму область науки". Если передать к соображению использование определения "национальная педагогика", то возможно выделить следующее: довольно часто ценность термина сужена географически и исторически, исследование опыта воспитания границами самых больших этнических образований, чем допускается игнорирование изучения меньших и ранних этнических сообществ (рода племени, а иногда даже народности).Исследователи народной педагогики единогласны в мнении, что в организационной и воспитательной работе лучших национальных традиций воспитания и развития детей добавляет всей педагогической деятельности, которая реализуется в учебных заведениях, необходимую стабильность и обеспечивает эффективность и результативность её целостностиПроблемы этнопедагогики, в первую очередь, затрагивают вопросы развития и воспитания, которые обеспечивают формирование и устройство личности в рамка социума. Это является одним из важнейших факторов развития общества и культуры, так как от воспитательного процесса зависят не только личные взаимоотношения людей, но также и вся ориентация деятельности личности в социуме: его ценностные ориентации, тенденции, склонности и задатки, темперамент и т.д. Необходимо проанализировать воспитательный процесс и факторы, которые играютроль в эффективности или безрезультативности воспитания.В ходе воспитательного процесса возможно ассигновать две стороны условно связанных, но не умаляющие друг друга:Вопервых, это трансляция культурных идеалов, ценностей, норм и уяснение их личностью, в следствие чего культурные идеалы становятся базовым основанием для моделей поведения индивида, определяя его взаимодействие с обществом и деятельность в пределах него. Эту сторону можно обозначить как инкультурную (инкультурация).Вовторых, это объединение индивида и социальных сообществ и групп, развитие, овладение социальными практиками, т.е. социализация определяющая объективный социальный опытчеловека, в котором, реализуются культурные идеалы, управляющие общественными отношениями, ценностями инормами[4].Очевидно, что нельзя разделить друг от друга и невозможно противопоставить друг другу эти стороны одного процесса: закрепление и уяснение культурных идеалов преследует идея реализации их в действительности, на практике, а овладение социальными практиками предполагает конкретные ценностнокультурные ориентации. Возможно, что понимание культурных идеалов осуществляется в ходе развития социальных практик, и наоборот. Здесь все еще важно указать, что результат воспитательного процесса зависит от согласованности между этими двумя сторонами, т.е. действительно ли идеалы, переданные культурой, способны регулировать и управлять общественными отношениями, или же нет. Если это условие нарушено, встает вопрос, какая ориентация будет выбрана личностью: та,что передана народной культурой, этносом, или та, что действительно реализуется и присутствует на практике.Исходя из этого, можно заметить, что эффективность воспитания личности в рамках культуры (собственно, эту цель преследует народная педагогика) определяется тем, насколько содержательно и адекватно представлены идеалы культуры и надлежащий им культурновоспитательный комплекс, как выражены и воплощены идеалы культуры в наличной значимой для воспитуемого в социальной среде и насколько осознаны идеалы культуры и социальная практика самим воспитуемым. Для того, чтобы человек усвоил идеалы культуры нужно не только передать их в виде какогонибудь текста. Огромную роль играет максимальное восприятие смысла из передаваемой информации личностью, раскрытие егодля себя таким образом, чтобы индивидуальная интерпретация была адекватна смыслу идеала и не противоречила ему. Необходимо связать вновь воспринятый смысл с той смысловой картинкой, что уже сформировалась и усвоилась ранее. В противном случае, очевидно, что передаваемый смысл просто потеряется для личности, а в воспроизводимые словами культурные стандарты и образцы будут вкладываться смыслы, сформированные самой личностью –а значит, далеко не факт, что они соответствуют культуре. Таким образом, этнопедагогика обязана наиболее успешно решать оба комплекса проблем, хотя данный момент уже зависит не столько от неё, сколько от иных условий.Процесс образования не существует так или иначе отдельно от социума поэтому необходимо рассмотреть социокультурные условия, в которых он происходит и оценить то, как данные условия воздействуют на него. В целом, нужно акцентировать внимание на главную окружающую среду, в которой происходит воспитательный процесс: это есть система малочисленных социальных сообществ, которые включали воспитываемую личность: семья, соседи, друзья, класс и т.д. Все они, в целом, целенаправленно определяют реальный социальный опыт воспитанника, через который раскрываются эффективные социальные нормы, в свою очередь, являющимися аспектами культурных идеалов. Таким образом, в малочисленных социальных общностях как главный образовательный и воспитательный фактор выступает социальный опыт и овладение социальными практиками. В них же и рождается воплощение индивидуальных моделей поведения, ценностных ориентаций и т.д., т.е. диагностика трудов воспитания. Также эта среда является главной для развития и воспитания индивида и оценки эффективности и успешности воспитания, или же наоборот. Однако, необходимо брать во внимание также влияние воспитания многочисленных социальных сообществ, в которые входит воспитанник территориальных, профессиональных, культурных, этнических, религиозных... Такие народности опираются, в первую очередь, на идеалы, нормы отношений, ценности, социальные функции, условия жизни, таккак представляют собой тот социальнокультурный большой мир, к которому приспосабливается воспитываемый индивид. Поскольку многочисленные социальные сообщества не принимают непрерывных прямых контактов участников (это является особенностью малочисленных сообществ), они представлены этой личности в виде системы конкретных стереотипов, шаблонов и т.д., то есть, фактически, в форме культурных идеалов, ценностей, норм, и т.д. которыми составлены. Следовательно, многочисленные социальные сообщества это, в первую очередь, источники и носители культурного комплекса, в пределах которого осуществляется формирование индивида. Взаимодействие происходит через социальную информацию, циркулирующую в обществе (теперь, например, средства массовой информации) и через воздействие, которое они проявляют на малочисленные социальные общности. На основании вышесказанного можно подытожить следующее: многочисленные социальные общности действуют как носители и источники стандартной культуры, образцов ее идеалов, ценностей, норм и, конечно, моделей практики, через которые осуществляется формирование представлений о нормах, которые определяют реальную практику человека, благодаря чему происходит влияние на непосредственную практику этого человека. Конечно, это схоже с инкультурациейи социализацией, так как невозможно разделить влияние малочисленных и многочисленных социальных сообществ. Скорее всего, это подразделение выделяет то, над каким процессом –инкультурации (для больших сообществ) или социализации (для небольшого этноса) –доминирует воздействие на развитие и воспитание личности.Небольшие сообщества действуют на большие, и большие –являются стандартом для этнического меньшинства, и вместе они формируют однородный иерархический комплекс и взаимно определяют друг друга, проявляясь как "полные условия" образования, воспитания и существования индивида. Однако влияние всяческих общностей на процесс формирования личности не эквивалентен: в пределах общей иерархии существуют общности, оказывающие большее воздействие и наоборот, общества, проявляющие воздействие меньшее. Это представляется как критерий оценки, за которым выступает идентичность, т.е. идентификация индивида с некоторой общностью или этносами в целом. Другими словами, идеалы и практики этносов, с которыми личность отождествляет себя, доминируют в ее ценностных установках.

Ссылки на источники1.Алдошина, М. Воспитание на русском народном творчестве /М.Алдошина //Сельская школа. 1999. № 1. С. 1525.2.Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманнойпедагогике/Ш.А.Амонашвили. М.: Издательский ДомШалвыАмонашвили, 1996. 494 с.3.Ананьев, Б.Г. О преемственности в обучении /Б.Г.Ананьев //Советскаяпедагогика. 1953. № 2. С. 2335.4.Аникина, Г.А. Воспитание учащихся на этнокультурных традициях /Г.А.Аникина //Преподаваниеистории в школе. 1999. №8. С.5758.5.Арсентьева, В.П.Приобщениедошкольников к истокам национальной истории культуры /В.П.Арсентьева // Формирование национальной культурыпедагогана современном этапе: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Смоленск, 1999. С. 88.6.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 1999. –168 с.7.Декларация принципов терпимости. Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/toleranc.htm.8.Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в РФ начал 90х гг. –М., 1994. –С. 1637. 9.Дуброва, Jl. Этнопедагогика педагогика любви и ответственности /Л.Дубова //Семья и общество. 2002. №2. С. 1819.10.Ефимова Д.В., Макаров Ю.А. Парадоксы толерантности и ее формирование. –Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. –119 c. 11.Рождественская Е.Л. Этническая идентичность и воспитание межнациональной толерантности // Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования: материалы Всероссийской научнопрактической конференции: Ч. 2. –Уфа, 2001. –С. 6770.