Особенности изучения условных предложений на уроках английского языка в школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Каратевская Е. Е., Антюфеева Ю. Н. Особенности изучения условных предложений на уроках английского языка в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2336–2340. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970794.htm.
Аннотация. Грамматика английского языка всегда была представляла основную трудность для учащихся. Некоторые грамматические явления, как, например, условные предложения, трактуются разными учеными по-разному. Выбор способа объяснения грамматического правила может создать трудность и для педагога. В статье рассматриваются три точки зрения ученых, которые работали над темой «Условные предложения», и обосновывается наиболее приемлемая для учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Каратевская Евгения Евгеньевна,студентка 5 курса, факультета иностранных языковФГБОУ ВО «ТульскийГосударственныйПедагогический Университетим.Л.Н.Толстого», г. ТулаSweetcat_95@mail.ru

Научный руководитель: Антюфеева Юлиана Николаевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Тульский Государственный Педагогический Университетим. Л.Н

Толстого», г. Тула

josephina209@yandex.ru

Особенности изучения условных предложенийна уроках английского языка в школе.

Аннотация.Грамматика английского языка всегда была основной трудностью для учащихся. Некоторые грамматические явления как, например, условные предложениятрактуются разными учеными поразному. Выбор способа объяснения грамматического правила может создать трудность и для педагога. В статье рассматриваютсятри точки зрения ученых, которые работали над темой условные предложения, и обосновываетсянаиболее приемлемаядля учащихся.Ключевые слова:грамматические явления, грамматика, условные предложения, типы условных предложений, главное предложение, придаточное предложение.

В процессе изучения английского языка основную трудность для российских школьников составляет овладение английской грамматикой. Грамматические явления английского языка, например, система времен, сильно, а иногда кардинально отличаются от тех явлений, которые учащиеся встречают в родном языке. В связи с этим для некоторых процесс изучения английской грамматикистановится сложным, многие чувствуют себя растерянно и даже считают это довольно скучным делом. Конечно, найдутся те люди, которые скажут, что общаться на языке можно и не зная грамматикив полном объёме, допуская даже грамматические ошибки. Но, взглянув здраво на это, становится очевидным, что формирование грамматических навыков у учащихся просто необходимо. Вопервых, сдать экзамен в формате ЕГЭ без знания грамматики невозможно. Можно возразить, что не все учащиеся сдают ЕГЭ по английскому языку, но не стоит забывать, что 2020 год обещает стать отправным пунктом для английского языка как основного предмета наравне с русским языком и математикой. Во –вторых, пусть каждый из тех людей, кто кричит о том, что в иностранном языке не обязательно знать грамматику, вспомнит любую ситуацию из жизни и свою реакцию на то, как какойлибо иностранец говорил на русском, не правильно проговаривая слова и не соблюдая никаких норм русского языка. Сразу просыпается чувство патриотизма и порой даже раздражительность, желание общаться с таким человеком зачастую пропадает. Так почему же не подумать об англичанах или американцах, которые слушают,как мы искажаем их язык? И, наконец, грамматика языка –это его неотъемлемая часть, без которой полноценное овладение языком невозможно.Если мы сравним наши знания с деревом, то листья –это лексика, которой мы владеем, а ствол и ветки –это грамматика. И чтобы дерево выглядело красивым –нужен прочный ствол и ветки, которые помогают листьям не опасть.Смысл в том, что, если вы разговариваете быстро и знаете много слов, это не значит, что вы говорите правильно. Основа любого высказывания –грамматика.Если вы знаете,какую часть речи и когда нужно применить, какое время использовать, да и в целом понимаете грамматику, то ваш лексическийзапас можно будет употребить без особого труда.Никто не говорит о том, что изучить грамматику легко. Процесс овладения грамматикой языка, а в особенности иностранного, это очень трудоемкий процесс. Здесь необходимо помочь учащимся понять грамматику, а непринуждать их зазубривать материал. Чтобы облегчить этот процесс, сделать его более интересным, занимательным, а главное эффективным, нужно использовать различные материалы и упражнения.Я думаю, что многие согласятся со мной, если я скажу, что изучение учащимися темы «Conditionalsentences»является довольно трудным процессом, не говоря уже о примененииэтого явления в речи. Учителю очень сложно подобрать необходимый материал, чтобы правильно преподнеститакое сложное явление. Очень важно выстраивать своиобъяснения логично и иллюстративно. Для этого сначала необходимо разработать свою собственнуюклассификациюили выбрать классификацию одного изученых, которая поможет вам при объясненииэтой грамматической категории. Ведь ни для кого не секрет, сколько ученых столько и взглядов на грамматику иностранного языка. Заглянемвкнигу«ENGLISHGRAMMARreference&practicewithaseparatekeyvolume»[1], здесьпредставлена тема «Условные предложения» в таблице с набором всех необходимых правил и исключений при употреблении. Авторы пишут о том, что условные предложения могут быть с реальным/нереальным условием, а так же существуют два смешанных типа условных предложений(См.таблицу 1).Таблица 1Types of conditional sentences

ConditionSubordinate clausePrincipal clauseTranslation

Real (Type I)If it lookslike rain,If I havemore time,If he is workingon,Friday,we’ll stayat home.I’llcome over.he won’t be ableto.go with us.

быUnrealPresent/Future(Type II)If I wereyou, If I hadmore time,If you knewhim better, If were not raining,



I would gothere myself.I would comeover.you wouldn’t think so.I could go out.

быPast (Type III)If you had gonethere, If it hadn’t be so hot last summer,

you would have seen him.we couldhave gone to the South.

Present Simple/Cont.will + Inf.Past Simple/Cont.WouldCould + Inf.Might



Past PerfectWouldCould + have + Participle IIMight



А вот Н. А. Кобрина в своем пособии [2]выделяет следующие типы условных предложений 1) Сложные предложения с реальным условием; 2) Сложные предложения с открытым условием; 3) Сложные предложения с невыполненным условием. 4) Сложное предложение с придаточным условия смешанного типа. Эта книга Новеллы Александровны подробно объясняет тему Conditionalsentences. Конечно, книга для учеников, тем более кто впервые встречается с данной темой, не будет понятна, так как все объяснение ведется на английском языке. А вот учителя могут многое почерпнуть для себя и адаптировать материал для учащихся, чтобы превратить изучение этой темы в интересный и занимательный процесс. Есть и еще одна классификацияConditionalsentences, рознящийся с ранее представленными.Даннаяклассификация описанав книге М. Вербицкой, М. Манна, С. Тейлор –Ноулза. Здесь авторы, по моему мнению, объясняют традиционный взгляд на условные предложения. Все мои школьные учителя и преподаватели вуза придерживались и придерживаются этой точки зрения. Рассмотрим материал подробнее. Авторывыделяют6 типовусловныхпредложений: zero conditional, first conditional, second conditional, third conditional,mixed conditional and inverted conditional.Каждыйтипусловныхпредложенийпредставленвотдельнойтабличкесогромнымколичествомпримеров, чтопозволяетнезапутатьсявинформации и представить себе полную картину. Так же к каждому конкретному типу условных предложений прилагается информация о возможных исключениях и особенностях употребления.Каждое условное предложение состоит из главного предложения и придаточной части, или как ее еще называют зависимой части. Самый простой тип условных предложений «zeroconditional». Он образуется следующим образом: союз if+ PresentSimpleв придаточном предложении и время PresentSimpleв главном предложении. Такое условие сообщает нам о прописных истинах, общеизвестных и научных фактах. Например: Ifyoudropapen, itfalls. Если ты роняешь ручку, она падает.Следующий тип условногопредложения «FirstConditional» отвечает за реальное действие в настоящем или будущем, которое произойдет в будущем, если будет выполнено условие. Образуетсяэтоттипусловиятак: союз if+ одно из времен группы Presentв придаточном предложении и will+ bareinfinitiveв главном предложении.Например: Ifyou’restudyingtillquarterpasttwelve, we’llhavelunchatabouttwo. –Еслитыучишьсядо 12:15, томыпообедаемпримерно в 2 часа. Мыможемзаменитьwillнаmay, might, can, could, should, oughtto, haveto, shall,то есть на любой модальный глагол. Выбор модального глагола будет зависеть от того, какой смысл мы вкладываем в предложение. Например: Ifyou’restudyingtillquarterpasttwelve, wemighthavelunchattwo. –Еслитыучишьсядо12:15, товозможномыпообедаемв2 часа. Казалось бы, что изменился только модальный глагол в главном предложении, а уже прослеживается серьезное изменение в значении –появляется нотка неуверенности в том, что обед состоится.Так же в главном предложении will+ bareinfinitiveможет быть заменен на форму imperative. В данном случае условное предложение станет некой инструкциейили наставлением для реальных или возможных ситуаций: например, Ifyouwanttogothere, tellme! –Если ты хочешь поехать туда, скажи мне! В условных предложениях типа «FirstConditional» изменениям подвергается не только главная часть предложения, но и придаточная. Здесь вместо времени PresentSimpleможно использовать should+ bareinfinitive. Эта замена будет говорить о ситуации, которая возможна, но вред ли когданибудь случится. Например, IfIshouldwinthelottery, I’llbuyasportcar. –Если вдруг я выиграю в лотерею, я куплю спортивную машину. И последнее примечание в данном типе условных предложений: вместо союза ifмогут быть использованы союзы или союзные фразы unless, incase, as/solongas, provided(that).Условные предложения второго типа образуются с помощью союза if+ времени PastSimpleили PastContinuousв придаточном предложении, и would+ bareinfinitiveв главном предложении. (Стоит пояснить, что bareinfinitive

это инфинитив без частицы to). Предложения данного типа используют, во первых, когда мы даем совет, примеряя ситуацию на себя "Ifsomeonewas/weresomebody". Например, сравним два предложения: IfIwasyou, Iwouldhavedinnerwithhiminafortnight(На твоем месте я бы пообедала с ним через 2 недели). If I were you, I would think about your son's futuremore carefully (На вашем месте я бы тщательнееподумал о будущем сына). Грамматически оба предложения корректны, однако, имеются и различия. Предложение, в котором используется конструкция "Ifsomeoneweresomebody", является более формальным, а предложение с конструкцией "Ifsomeonewassomebody" отвечает за неформальную ситуацию. Таким образом, можно сделать вывод, что выбор wasили wereзависит от того, в каких отношениях мы находимся с собеседником. Второй случай употребления условных предложений второго типа это предложения с едва возможным или гипотетическим условием в настоящем или будущем, которое сделало бы возможной некую ситуацию в настоящем или будущем времени. Например,"Ifyouhadagraybeardandmoustache, youwouldlookjustlikeSantaClaus" (Если бы у тебя была седая борода и усы, ты выглядел бы как Санта Клаус). Не совсемочевидно, но мы можем представить ситуацию, когда, например, ктото говорит с абсолютно облысевшим человеком. Становится понятно, что отрастить бороду и усы как у Санты не представляется возможным. Стоит также отметить, что wouldв главном предложении можно заменить на mightили could, которые будут нести смысл wouldbeableto(был бы способен),а также эти модальные глаголы можно употребить в придаточном предложении, и отражать они будут значениеwas/wereableto(был способен). Например, If they were older, they could go on holiday on their own. (Если бы они были старше, они могли бы поехать на каникулы самостоятельно). IfIcoulddrive, Iwouldbuyacar. (Если бы я был способен водить, я бы купил машину).Условные предложения третьего типа образуются следующим образом if+ pastperfectили pastperfectcontinuousв придаточном предложении, would+ have+ pastparticipleв главном предложении. Условные предложения этого типа отвечают за выражение нереального условия, относящегося к событиям в прошлом. Такие события, как правило, так и не свершаются в прошлом и становятся лишь гипотетическими. Например, If you had worn a mask, no one would have known who you were! (= You didn't wear a mask, so everyone knew who you were.) Еслибытыоделмаску, никтобынеузнал, ктоты! (= Но ты не одел маску, поэтому все тебя узнали). Как и в предложения с нереальным условием второго типа, мы можем заменить wouldна один из модальных глаголов might/could/should, каждый из которых придаст предложению собственный смысл.Например, Ifyouhadpreparedmoreproperly, youmighthavepassedthistest. Если бы ты тщательнее готовился,ты возможно сдал бы этот тест.Иногда в предложении совмещается гипотетическое условие в прошлом в придаточном предложении и его вероятные последствия в настоящем в главном предложении и наоборот гипотетическое условие в настоящем в придаточном предложении и его результат в прошлом в главном предложении. В таких случаях мы говорим об условных предложениях смешанного типа. Таким образом, предложения этого типа образуются двумя способами: 1) if+ pastperfectили pastperfectcontinuousв придаточном предложении и would+ bareinfinitiveв главном предложении. Например, IfIhadn'tmarriedyoufouryearsago, Iwouldn'tbesohappynow. Если быя не вышла за тебя замуж четыре года назад, я не была бы сейчас так счастлива. 2) if+ pastsimpleили pastcontinuousв придаточном предложении и would+ have + pastparticipleв главном предложении. Например, If I had a mobile, I would have called you yesterday. (= I don't have a mobile, so I didn't call you yesterday.) Если бы у меня был телефон, я бы тебе вчера позвонила. (= У меня нет телефона, поэтому я тебе не позвонила вчера).Инверсия в условных предложениях это последнее, что нужно узнать обусловных предложениях. Инверсия это не тип условных предложений, а лишь изменение обычного порядка слов, как правильно порядок слов изменяется в придаточном предложении. Инверсия встречается в условных предложениях первого, второго и третьего типа и придает предложениям формальность/официальность или драматизм. Так в условие первого типа приобретает следующую форму ShouldI/you/she/etcвместо привычной IfI/you/she/etcshould. Условие второго типа Were I/you/she/etc вместо If I/you/she/etc were. Условиетретьего типа Had I/you/she/etc вместо If I/you/she/etc had.Существует одно пунктуационное правило, которое не следует забывать: если придаточное предложение предшествует главному, то после него обязательно ставится запятая, но если главное предложение стоит перед придаточным, то мы не выделяем его запятой.Что же касается отработки данногограмматического материала,следует отметить, существует множествоспособов, все зависит от возрастной категории учащихся, уровня мотивации и сплоченности класса и уровня знаний. Вы можете выбрать как индивидуальные, так и групповые способы работы. Начать можно с простой отработки структуры. Затем стоит перейти к более сложным заданиям, например сопоставление карточек, на каждой из которых есть начало предложения и его продолжение. Дополнение предложений информацией о себе, такой вид упражнений, по моему мнению, является одним из самых любимых среди учащихся, ведь всегда интереснее рассказывать про себя,нежели про Васю Сидорова. Завершением отработки любого грамматического материала должен быть выход в речь. Здесь вы можете вести с учащимися диалог, или,взяв за основу вопросы,учащиеся могут составить монологическое высказывание о себе.Подводя итог, хочется отметить, что каждый педагог самостоятельно должен выбрать для себя способ объяснения данной темы и пособие с теоретическим материалом, по которому он будет работать. Ведь не важно,ближе вам точка зрения Т.Ю. Дроздовой, Н. А. Кобриной или М. Вербицкой, правило остается неизменным. Каждый педагог это понимает, а вот учащиеся могут подвергнуться шоку, если вы начнете рассказывать им обо всех классификацияходновременно. Этим вы можете моментально отбить желание изучать эту тему, так как материал,несомненно,покажется учащимся сложным. Представьте реакцию школьника, если вы скажете, что существует 6 типов условных предложений, каждый из которых имеет свою собственную формулу образования и что эти формулы необходимо заучить. Исходяиз собственного ученического и преподавательского опыта, хочется предоставить вам таблицу2, которая,по моему мнению,поможет значительно сократить время объяснения теоретического материала и увеличить время для практического применения. Не стоитзаставлять ваших учащихся перечерчивать ее в тетрадь, так как мы живем в веке современных технологий.Поэтому мудрый педагог никогда не будет заваливать учащегося теорией, дабы не отбить желание учиться. Стоит так же напомнить, что грамматика на подсознательном уровне вызывает у большинства учащихся негативные ассоциации: скуку, двойки, непонимание, что совсем не на руку педагогу. Следовательно, очень важно разнообразить методы подачи и отработки грамматического материала.

Таблица 2

Ссылки на источники1.Дроздова Т. Ю., Берестова А. И., Маилова В. Г. English Grammar: Reference and Practice:Учебное пособие. Издание девятое, исправленное и дополненное. СПб.: Антология. 2005. –С. 122 –1232.Кобрина Н.А., Грамматика английского языка: Морфология. Синтаксис. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и университетов по специальности№ 2103 "Иностранные языки". СПб., СОЮЗ. 1999. –С. 3163193.М. Вербицкая, М. Манн, С. ТейлорНоуз Учебное пособие для подготовки кЕГЭ по английскому языку: грамматика и лексика//издание второеперераб. –Macmillan. –2013. –С.5455Тип условного предложенияФормыКогда используетсяПодвергается ли инверсииМожем ли заменить Will/ WouldГлавное предложениеПридаточное предложениеНулевойPresent SimpleIf + Present SimpleПрописные истины, общеизвестные и научные факты

ПервыйWill + Bare Infinitive If + Present TensesРеальное действие в настоящем или будущем, которое произойдет в будущем, если будет выполнено условиеShould I/you/she/etc May, might, can, could, shall, should, ought to, have toВторойWould + Bare InfinitiveIf + Past Simple/Past Continuous1) Совет"If someone was/were somebody". 2) возможное или гипотетическое условие в настоящем или будущем.Were I/you/she/etcMight, couldТретийWould + have + past participleIf + Past Perfect/ Past Perfect ContinuousНереальноеусловие, относящееся к событиям в прошлом.Had I/you/she/etcMight, could, should СмешанныйWould + Bare InfinitiveIf + Past Perfect/ Past Perfect ContinuousГипотетическое условие в прошлом и его вероятные последствия в настоящем

Would + have + past participleIf + Past Simple/Past ContinuousГипотетическое условие в настоящем и его результат в прошлом