Особенности социальной перцепции как компонента общения в юношеском возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Быкова Н. А., Коновалова О. В. Особенности социальной перцепции как компонента общения в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2496–2500. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970826.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются позиции отечественных психологов по вопросам социальной перцепции как компонента общения, определения социальной перцепции, описывается структура и механизмы восприятия человека человеком, факторы, препятствующие восприятию, и особенности перцептивного компонента общения в юношеском возрасте.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жданова Надежда Андреевна,студенткаФГБОУ ВО «ШГПУ»,г. Шадринскnadiabukova365@outlook.com

Коновалова Ольга Вячеславовна, доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «ШГПУ» г. Шадринск

Особенности социальной перцепции как компонента общения

в юношеском возрасте

Аннотация.Встатье рассматриваются позиции отечественных психологов по вопросамсоциальной перцепциикак компонента общения,определения социальной перцепции,описывается структура и механизмы восприятия человека человеком,факторы,препятствующие восприятию иособенности перцептивного компонента общенияв юношеском возрасте.Ключевые слова:общение, перцептивная сторона общения, социальная перцепция, механизмы социальной перцепции, юношеский возраст.

Современная действительность характеризуется качественным усложнением жизни человека, происходят изменения социально –политических условий развития, увеличиваются коммуникативные связи между человеком и окружающим его миром, развиваются и внедряются новые информационные технологии ит.д.Для того чтобы успешно взаимодействовать с внешним миром человеку приходится напротяжении всей жизни постоянно вступать в контакты с другими людьми, формировать межличностные отношения, целые группы, в которых каждый член группы является субъектом многочисленных и многообразных отношений. Таким образом, общение занимает центральное место в жизни любого человека, которое позволяет адекватно понимать и воспринимать окружающий мир. Проблемой общения занималисьтакие ученые как Б.Ф.Ломов, И.Л.Руденко, И.П.Шкуратова, С.П.Безносов,В.В.Латынов, В.А.Толочек и другие. Многие из них разделят точку зрения Г.М. Андреевой, которая выделила три стороны общения.Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между индивидами. Интерактивная сторона общения включает в себя обмен не только знаниями и идеями, но и действиями.Социально –перцептивная сторона общения рассматривается как установление взаимопонимания между партнерами, основанное на восприятии друг друга.Каждый из сторон общения занимает равноценноезначение в процессе общения. Однако следует отметить, что наиболее разработанными являются коммуникативная и интерактивная стороны общения. Социальноперцептивная сторона общения освещается в научной литературе намного реже, в свою очередь именно эта сторона общения является начальным механизмом запускающим процесс общения, направляющим его в то или иное русло. Человек вступает в общении как личность, так как он воспринимается партнером по общению как личность. Воспринимая внешние характеристики поведения, мы как бы «читаем» человека, стараемся расшифровать его. При этом очень важны впечатления, они являются регулятором процесса общения: познавая другого человека, изменяется и сам познающий и успех совместной деятельности будетзависеть от того насколько точно «прочитан» партнер.

Анализ литературы показал, что для обозначения восприятия человека человеком используют термин «социальная перцепция». Впервые этот термин был употребленДж. Брунером, в процессе разработки нового взгляда на восприятие, в 1947 году. Изначально под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов.Значительно позднее исследователипредполагали несколько другую идею: социальная перцепция процесс восприятия социальных объектов, таких как социальные общности, социальные группы и другие люди. Исследованием места социальной перцепции в межличностном общении занимались такие ученые как А.А. Бодалев, А.П.Панфилов, В.Н. Куницына, В.С. Агеев, Г. Р. Чернова, Г.М. Андреева, Д. Майерс и другие.Полнота представлений о другом человеке связана с уровнем самосознания, эта связь является двухсторонней: вопервых, чем наиболее полные представления о самом себе будут определять представления о другом человеке. Вовторых,чем более полно человек представляет себя, тем более глубокие становятся представления о самом себе. Процессы восприятия включены как минимум два человека, и каждый является активным субъектом, каждый из партнеров по общению сравнивает себя с другим. Следовательно,для построения собственной стратегии поведения необходимо учитывать потребности, мотивы, установки партнера и важно знать, как понимает партнер мои установки, мотивы, потребности. Оценивание объекта восприятия подразумевает знание элементов ситуации общения.В основании восприятия людей лежат разнообразные психологические механизмы это такие способны, через которые люди способны понимать, оценивать и интерпретировать поведение и поступки другого человека.Вследствие чего восприятие человеком человека является частью социальной перцепции, но не исчерпывает ее.Первым исследователем, в отечественной науке, проблем социальной перцепции стал А.А. Бодалев.По его мнению, социальная перцепция –это необходимый компонент совместной деятельности,даже в том случае если целью не является решение задач воспитания, и она направлена на достижение материального результата. Характер взаимодействия между людьми зависит от отражения, интерпретации облика и поведения, и от того, как они оценивают возможности друг другаС точки зрения В.Н. Куницинойсоциальная перцепция является процессом,который возникает при межличностном взаимодействии, на основе естественного общения и протекающего в форме восприятия и понимания человека человеком[4, 304].А.Н. Беседин выделяет особенности социальной перцепции: вопервых, активность субъекта социальной перцепции, то есть индивид проявляет инициативную позицию к воспринимаемому человеку или группе, как то происходит при восприятиинеодушевленных предметов. Вовторых, целостность воспринимаемого, то есть субъект перцепции полностью сосредоточен на смысловом и оценочном толковании объекта восприятия. Втретьих, мотивированность субъекта социальной перцепции процесс восприятия строится на совокупностипознавательного интереса и эмоционального отношения к воспринимаемому человеку,то есть существует сильная зависимость социальной перцепции от мотивационносмысловой ориентированности воспринимающего[4, 305]. Важным показателем эффективного качественного восприятия являются условия, в которых происходит непосредственный процесс социальной перцепции. К этим условиям можно отнести расстояние между объектом и субъектом, длительность контакта,особенности помещения, социальный фон.По мнению Н.Р. Битяновой структура социальной перцепции включает в себя:1.восприятия внешних характеристик объекта и его поведения;2.формирование образа о психологических особенностях и о состоянии воспринимаемого;3.формирование представления о причинах и о следствиях поведения;4.создание собственной стратегии поведения [3]. В своих работах А.Н. Беседин описывает некоторые факторы, которые препятствуют верному восприятию, и ведут к искажению оценки воспринимаемого: не состоятельность различать ситуации взаимодействия с объектом перцепции. То есть субъекту сложно определить цель, задачу, намерения, мотивы людей в конкретной ситуации, так же не способность выбрать форму поведения для достижения цели; наличие заранее заданных установок, которые имеются у субъекта задолго до начала процесса восприятия объекта; наличие уже сформированных стереотипов; желание сделать преждевременный вывод об объекте; не желание слышать других; отсутствие желания изменить свое мнение об объекте восприятия.Познание другого человека строится не только восприятие его внешних физических характеристик, сколько на анализе его поведенческихкачеств, на формировании представлений о его мыслях, намерениях, эмоциях и т.д.Так же следует отметить, что познание другого человека включает создание и формирование представлений об отношениях между субъектом и объектом восприятия. Именно этот фактор имеет важную роль, в ряду дополнительных факторов, которые не являются важными при восприятии физических объектов.Анализ литературы показал, что выделяются две группы психологических механизмов, в зависимости от объекта восприятия:I.Механизмы межгруппового общения (внутригрупповой фаворитизм, физиогномическая редукция, социальная стереотипизация);II.Механизмы межличностного общения, которые в свою очередь делятся на:познания самого себя в процессе общения (рефлексия);познание людьми друг друга (эмпатия, аттракция, стереотипизация, идентификация);прогнозирование поведения партнера по общению (казуальная атрибуция).В процессе познания человека параллельно происходят такие процессы как эмоциональная оценка другого, попытка понять иерархию его поступков, и основанная на полученных данных построение собственной иерархии поведения.Мы считаем, что формирование механизмов социальной перцепции является важным фактором для эффективности общения любого человека, особенно будущих психологов.Восприятие человеком человека является важным моментом в установлении межличностных контактов между людьми, что определяет характер человека, его поведение, которое возникает в результате восприятия и является основой для перцептивных процессов для партнера. В настоящее время исследования социальной перцепции показывают, что в юношеском возрасте повышается интерес к внутренним, личностным, собственно психологическим качествам людей, в отличие от подростков, которые уделяют внимание внешним характеристика человека.В этом возрасте люди стараются прогнозировать интеллектуальные, волевые качества других людей, свойства их характера.Именно в юношеском возрасте происходит становление самосознания и самовосприятия. Современные юноши стараются подчеркивать свою индивидуальность, непохожесть на других людей. В процессе личностного развития происходит становление индивидуальной модели личности, на основе которой и происходит восприятие себя и других. Ведущим видомдеятельности юношеского возраста является профессиональное самоопределение. Но общение не теряет своей значимости в силу того, что в процессе межличностных отношений со сверстниками, родителями, взрослыми происходит формирование мировоззрения, выбор жизненных ориентиров,закреплениеопределенного отношения к действительности (которое выражается в способах выделения, оценки и прогнозирования событий и явлений). Таким образом, можно сказать, что юношеский возраст является наиболее чувствительным для формирования и развития механизмов восприятия человека человеком, в особенности механизмов межличностного восприятия.

Современная действительность предлагает множество способов для реализации личности. Для успешной самореализации юноше необходимо иметь адекватное представление об окружающем мире, о себе и о людях. Этоявилось основанием для темывыборанашего исследования. Целью исследования стало изучение особенностей перцептивного компонента общения в юношеском возрасте. Объектом исследования стал перцептивный компонент общения, а предметомисследования –выявление особенностей перцептивного компонента общения в юношеском возрасте.Для изучения особенностей социальной перцепции в юношеском возрасте мы использовали следующее методики, которые соответствуют основным механизмам межличностного восприятия: Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна);Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии ( И.М.Юсуповым); ТАС –тест атрибутивных стилей (Л.М. Рудина);Самооценка уровня онтогенетической рефлексии (Н.П.Фетискина,В.В.Козлова,Г.М.Мануйлова);Тестнаобъективность(В.Н.Куницына).

В исследовании приняло участие 50 студентов, в возрасте 1820 лет,ФГБОУ ВО «Шадринского государственного педагогического университета» г. Шадринска, Курганской области.С целью выявления уровня развития эмпатии, мы использовали«Опросник для диагностики способности к эмпатии», разработанный А. Мехрабиеном, Н. Эпштейном. Полученныерезультаты позволили распределить испытуемых по группам, в зависимости от уровня развития эмпатии.4% испытуемых в данной выборке показали высокий уровень развития эмпатии. Для них характерно проявлениечувствительности к проблемам других людей, они с неподдельным интересом относятся к окружающим. Способны быстро устанавливать межличностные контакты и находить с ними общий язык. Стараются не вступать в конфликтное взаимодействие, всегда стремятьсянайти компромисс. Окружающие люди ценят их за душевность. Адекватно переносят критику в свой адрес. В оценке событий доверяют собственным чувствам и интуиции.Средний уровеньразвития эмпатиивыявлен у 70% респондентов. Они отличаются способностью проявлять свои эмоции, но в большинстве случаев они находятся под контролем. В процессе общения они внимательны, стараются понять больше того, что было сказано, но при излишнем излиянии чувств теряют терпение. Таким людям свойственно деликатное не высказывание своего мнения, так как они не уверены в том, что оно будет принято. При просмотре фильмов и чтении художественной литературы предпочитают следить за конкретными действиями, а не за эмоциональными состояниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие межличностных отношений.Низкий уровеньразвития эмпатии выявлен у 16% респондентов. Они испытывают трудности в установлении межличностных отношений, неуютно чувствуют себя в больших компаниях. Зачастую такие люди предпочитают уединенные занятия, а не работу с людьми. Они являются сторонниками точных формулировок и рациональных решений. Можно предположить, что у них малое количество друзей, а те, кто в их числе, больше ценят за деловые качества и ясный ум.Очень низкий уровеньхарактерен для 10% испытуемых. Для них сложно начинать разговор, они держатся отстраненно от своих одноклассников, сокурсников. Особенно затруднительны для них общение с детьми и людьми, которые старше его. В деятельности зациклены на себе. Такие люди могут быть высокопродуктивными в индивидуальной работе, однако при взаимодействии с другими может выглядеть не в лучшем свете. С иронией относятся к сентиментальным проявлениям.Таким образом, в данной выборке преобладаетсредний уровень развития эмпатии, однако выявлены испытуемые, имеющиенизкий уровень.Для изучение уровня развития эмпатии в разных жизненных сферах,мы использовали методику «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии», разработанную И.М.Юсуповым. Полученные результаты представлены в рис.1.

Рис.1. Распределение испытуемых по уровню эмпатии, проявляющуюся в разных жизненных сферах,%

Очень низкий уровень развития эмпатии был выявлен у 3,8% по шкале «Родители», у 11,5% по шкале «Пожилые» и у 1,9%по шкале «Художественные герои».У таких людей не развиты эмпатийные тенденции по данным показателям. Им довольно сложно начать общение со взрослыми.Во многом не находят взаимопонимание с окружающими людьми. Для них характерна продуктивность в индивидуальной работе.Низкий уровень эмпатии был обнаружен у 7,6% по шкале «Животные»,у11,5%по шкале «Пожилые», также у 3,8% по шкале «Дети», у 13,4% по шкале «Художественные герои» и у 7,6% по шкале «Незнакомые». Следует отметить, что для 11,5%испытуемых низкий уровень является ведущим в общении.Для них характерно затруднения в установлении контактов. Эмоциональные поступки окружающих кажутся им непонятными. Предпочитают индивидуальные занятия. Зачастую окружающие люди не жалуют вас своим вниманием, поэтому они чувствуют себя отчужденно. Средний уровень эмпатии выявлену 73% по шкале «Родители», у 90% по шкале «Животные», у 75% по шкале «Дети», также у 80,7% по шкале «Художественные герои» и у 86,5%по шкале «Незнакомые». Для 71,2% респондентов средний уровень является ведущим. Для них свойственнооценивать людей, их поведение по конкретным поступкам, нежели по своим личным впечатлениям. В общении стараются понять больше чем, говорит собеседник. Предпочитают не высказывать свое мнение, если не уверены, что оно будет принято окружающими. Они не отличаются раскованностью чувств, это является трудностью при восприятии людей. 21% испытуемых по шкале «Родители», 1,9% по шкале «Животные», 1,9% по шкале «Пожилые», также 21,1% по шкале «Дети» и 3,8% по шкале «Незнакомые имеют высокий уровень эмпатии.Данный уровень характерен для 17,3% испытуемых.Такие люди чувствительны к проблем окружающих их людей, способны многое им прощать. Эмоционально отзывчивы, общительны, легко и быстро находят контакт с окружающими. Предпочитают совместную деятельно, нежели индивидуальную работу. Им постоянно необходимо социальное одобрение. Очень высокий уровень эмпатии был отмечену 1,9% испытуемых по шкале «Родители» и у 1,9% по шкале «Незнакомые». Для них характерна повышенная чувствительность к незнакомым или родителям. Дети и взрослые спокойно доверяют им свои тайны и ходят за советом. Очень ранимы. Могут испытывать дискомфорт и не спать ночь, изза того, что ктотохолодного приветствия. Находясь в расстроенных чувствах, им требуется эмоциональная поддержка близких людей. В представленной выборке не было выявлено общегоочень высокого уровня развития эмпатии.Таким образом, можно отметить, что для большинства юношей характерен средней уровень развития эмпатии.Для изучения казуальной атрибуции, мы использовали «ТАС –тест атрибутивных стилей» (Л.М. Рудина).92% респондентовимеют пессимистический атрибутивный стиль. Для них характерно преобладание негативного мышления над позитивным. Пессимизм характеризуется сниженным энергетическим фоном, блокирует потенциальные пути выхода из различных ситуаций. Они считают причины своих неудач и неприятностей постоянными, а удачу объясняют случайными факторами. В ситуации неудачи пессимисты признают свою вину, а в случае успеха ссылаются на дело случая.2% испытуемых имеют оптимистический атрибутивный стиль. Для них свойственно эффективно справляться с трудностями и оптимизм оказывает положительное влияние, как на физическое, так и на психологическое здоровье. Оптимисты с одинаковым постоянством объясняют хорошие события и объясняют свои успехи постоянными факторами. Оптимисты объясняютсвой неуспех отдельной ситуацией, а в случае успеха они констатируют свои заслуги. 6% респондентов имеют промежуточное значение, которое не относится к определенной группе выраженности оптимизмапессимизма.Выраженностьоптимизмапессимизма у юношей имеет качественные отличия. Средние значения переменных (шкал) различного уровня выраженности оптимизмапессимизма различаются. Уровень различия по шкалам оптимизмпессимизм представлен на рис 2.

Рис2.Распределение уровней выраженности оптимизмапессимизм, по различным шкалам,%

Большинство респондентов составляют умеренно выраженный и очень выраженный уровни пессимизма. Они отличаются значениями ниже среднего по шкалам успеха и удачи и высокими значениями по переменным, обозначающим неуспех и неудачу.

По шкалам «Время успеха» и «Время неудач»,составляющих фактор стабильности, можно сказать, что они считают случайными причины своих удач и постоянными причины неуспехов. Они причисляют себя к категории «неудачников» и поэтому иногда склонны преувеличивать свои трудности, относясь к ним с излишним драматизмом. Чтобы улучшить свое положение, они стараются избегать риска и не делать ничего, что потребовало бы от них значительных усилий и угрозы потери положения. Анализируя переменные «Широта успеха» и «Широта неудачи»,составляющие фактор глобальности, можно сказать, что свой успех объясняют отдельной ситуацией, стечением обстоятельств, а неудачу закономерностью. Следует отметить, что в данных шкалах доминирует умеренно выраженный и очень выраженный пессимизм. То есть респондентысчитают свои неудачи более закономерными, чем респонденты с очень выраженный уровень оптимизма умеренно выраженный уровень оптимизма средний уровень выраженности оптимизмапессимизма умеренно выраженный уровень пессимизма умеренно выраженным уровнем.

Переменные «Яуспешность» и «Янеуспешность»составляют фактор персонализации (локуса контроля). В случае невезения, испытуемые с таким низким уровнем оптимизма объясняют свои неудачи больше внутренними причинами, отрицая внешние. Вследствие этого, у них чаще всего заниженная самооценка и низкий уровень притязаний, что сказывается на результативности их деятельности. И чем выше уровень выраженности пессимизма, тем больше испытуемые в своих неудачах винят себя, а в случае удачи ссылаются на внешние обстоятельства. Таким образом, было выявлено, что подавляющее большинство испытуемых имеют пессимистический атрибутивный стиль и большая часть из них составляет очень выраженный уровень пессимизма. Из этого можно сделать вывод, что они либо имеют очень заниженный, либо очень завышенный уровень притязаний с соответственно заниженной или завышенной самооценкой.Для изучения механизма рефлексии, мы использовали методику «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии», разработанную Н.П.Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М.Мануйловым.10 % испытуемых имеют рефлексию со знаком «+». Для них характерно способность к хорошему планированию и предвидению собственного будущего. Они свободно анализируют свое прошлое и свои ошибки, что дает им возможность двигаться вперед. Они ощущают себя творцом своей жизни. 80% испытуемых имеет рефлексию со знаком «». Они испытывают страх совершить ошибку, в силу того, что в прошлом их было большое количество. Их осторожность является результатом прошлыхошибок. Не способны анализировать прошлые ошибки и не видят возможностей работы над ними. Критичный ум таких людей мешает им исполнению глубоких желаний.Отсутствие рефлексии прошлого опыта было выявлено у 10% респондентов. Для них свойственносамостоятельно усложнятьсвою жизнь. Они недовольны своими поступками.Им необходимо лучше обдумывать свои решения, анализировать ошибки и возможно найти хорошего советчика, по сложным жизненным ситуациям.

Для изучения механизма аттракции мы использовали «Тест на объективность» (В.Н. Куницина).62% испытуемых способны объективно оценивать других людей и не испытывают страха перед признанием своих ошибок. 38% респондентов не всегда бывают уверены в правильности своего мнения и иногда бывают необъективны, в силу того что легко меняют свое мнение поддаваясь влиянию других.

Исходя из проведенных методик, нами было выделено три уровня развития социальной перцепции:Низкий уровень социальной перцепции характерен для 7,6 % респондентов.Для таких людей характерны трудности в установлении межличностных отношений. Им трудно начинать и поддерживать общение с партнером. Предпочитают индивидуальную деятельность. Как правило негативное мышление преобладает над позитивным. У таких людей снижен эмоциональный фон, что делает невозможным адекватное решение проблем. Причину неудач считаю постоянными, способны признать свою вину,а успех объясняют случайными факторами. Для них свойственно полное отсутствие рефлексии прошлого опыта,они не способны анализировать свои ошибки и принятые решения. Такие люди слишком доверчивы и способны судитьодругих неадекватно, поверхностно.

Для 92,4% респондентов характерен средний уровень развития социальной перцепции. Такие люди имеет способностью к проявлению своих эмоциональных состояний, но зачастую эмоции находятся под контролем. Предпочитают делать заключение о поведении людей на основе конкретных поступков, а не на основе своих эмоциональных состояний. У них отсутствует выраженный вид мышления(негативного и позитивного). В зависимости от ситуации причины неуспеха будут считать временными, а удачи –постоянными. Однако если время неуспеха будет занимать большой промежуток времени, то они склонны думать, что причины имеют закономерность. Они очень осторожны, так как в прошлом совершали большое количество ошибок. Не способны анализировать прошлые ошибки и не видят возможностей работы над ними. Данный человек бывает, неуверен в верности своего решения и иногда не объективен, так как легко меняет свою точку зрения. Высокий уровень не выявленсреди наших респондентов. Представители данного уровня способны к проявлению чувствительно к проблемам окружающих его людей.Им легко дается установление межличностных контактов и всегда способны поддержать общение. Стараются не вступать в конфликтное взаимодействие, всегда стараются найти выход. Адекватно переносят критику в свой адрес. В оценке событий доверяют собственным чувствам и интуиции. Позитивное мышление преобладает над негативным. Оптимизм является основой для того, чтоэффективно справляться с трудностями, так же положительно влияет на физическое и психологическое здоровье. Объясняют хорошие события и ситуации успеха постоянными факторами. Такие люди постоянно анализируют свои поступки и свое прошлое, что позволяет полноценно развиваться личности. Умеютобъективно оценивать других людей.Юношеский возраст является наиболее чувствительным для формирования и развития механизмов восприятия человека человеком, в особенности механизмов межличностного восприятия.Наше исследование показало, что большая часть юношей имеет средний уровень развития социальной перцепции. Который имеет свои особенности в виде контроля своего эмоционально состояния,не способность анализировать свой прошлый опыт, отсутствие выраженного видамышления (негативного и позитивного), неуверенность в принятом решении и т.д.Общение играет немаловажную роль вжизни молодых людей, ведь именно в межличностном общении отношений со сверстниками, родителями, взрослыми происходит формирование мировоззрения, выбор жизненных ориентиров,закрепление определенного отношения к действительности. В ситуации хорошо развитых навыков социальной перцепции юноши будут способны совершенствоваться как личность, так как они будут объективно воспринимать окружающих его людей и социум в целом.

Ссылки на источники1.Андреева, Г.М. К проблематике психологии социального познания / Г.М. Андреева // Мир психологии : научнометодический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. –1999. –№3 июльсентябрь 1999. –с. 1524. 2.Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслией.Учебное пособие/М:Издво ЭКСМОПресс,2001.3.Куницына В. Н., Казаринова II. В., Погольша В. М.Межличностное общение: учебник. СПб.: Питер, 2001.

4.Психологияобщения. Энциклопедическийсловарь [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Москва : КогитоЦентр, 2011.