Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филиппова Т. А., Крыжановская Н. В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2516–2520. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970830.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников; даны определения тревожности, видам тревожности, представлена модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников; проанализированы результаты констатирующего и формирующего экспериментов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филиппова Татьяна Анатольевна, бакалавр четвертого курса факультет психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет»,г. Челябинскtatyankafilippova77@mail.ru

Научный руководитель: Крыжановская Надежда Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Челябинск kriganovskyanv@mail.ru

Психологопедагогическая коррекция ситуативной тревожности

младших школьников

Аннотация. Статья посвящена исследованиюпсихологопедагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников; даны определения тревожности, видам тревожности, представлена модель психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников; проанализированы результаты констатирующего и формирующего эксперимента.

Ключевые слова:тревожность, ситуативная тревожность, младшие школьники.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что внаше время значительно увеличилось количество детейс повышенным уровнем тревожности, их отличаетповышенное беспокойство, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость. Многими исследователями отмечено, что повышенная тревожность негативно влияет на личностное развитие младших школьников. Повышенныйуровень тревожностичасто дезорганизует любую деятельность, что приводит к понижению самооценки. При этом ребенок, которыйнеуверен в себе, не самостоятелен, не решителен, робок, склоненк колебаниям и сомнениям, часто инфантилен иочень внушаем. Увеличивающаясяответственность, в какой –либодеятельности для таких детей может обернуться излишними переживаниями. Отрицательные следствия в таких случаях, как правило,уход от ответственности,минимизация целей,психические барьеры в развитиимладшего школьника [1, с. 106].В целом на интеллектуальное развитиеребенка могут и не повлиять негативные последствия высокого уровня ситуативной тревожности,но на формированиедивергентного мышления (отсутствие страха перед новым,неизвестным) эта степень тревожностиотрицательно скажется.Высокий уровень тревожности так же опасен для психологического здоровья личности, чтоспособствует развитию пред невротическихсостояний.В отечественной и зарубежной психологии существуют самые разнообразные определения понятия «тревожность»[2, с.114].Так же в современной психологии принято различать понятия «тревога» и «тревожность», хотя ещё не так давно это различие было неочевидным. В наше время и отечественная, и зарубежная психологии разделяют эти два понятия.Самое общее определение: тревога это эмоциональное состояние, которое возникаетв ситуацияхнеопределенной опасности и проявляется в ожидании негативногоразвития событий.В отличие от тревоги, тревожность это свойство психики,выражающееся всклонности личностик переживанию тревоги, при этом главной характеристикойявляется низкий порогвозникновения реакции тревоги [3, с.150].Тревожность это личностное образование, характеризующееся сложным строением, которое проявляется в различных, ситуациях и имеет свои особенности.Так же термин«тревожность» в психологии обозначает состояние индивида, характеризующееся высокой степенью склонностик отрицательным эмоциональным переживаниям, беспокойству и опасениям.

Охарактеризуемосновныевидытревожности. Первый это ситуативная тревожность, она порождена определеннойконкретной ситуацией, объективно вызывающейбеспокойстволичности. Ситуативная тревожность это состояние, при котором переживаются субъективныеэмоции: беспокойство, напряжение, нервозность, озабоченность, возникающиекак эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Причем важноотметить, что именно подобное состояние возникает в случае реальной или кажущейся для личности опасности, а как только источник угрозы исчезает, то и напряжение снижается, тревожность пропадает, а значит, можно судить о ситуативной тревожности [4].Значение профилактики ситуативной тревожности и её преодоление важно при подготовке младших школьников к трудным ситуациям при вступлении в новый этап –обучение в школе [5].Так же,это может быть вполне нормальное состояние, котороеиграет свою положительную роль. [6]. Этотуровень повышенной тревожности естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Каждый человек обладает своим оптимальным или желательным уровнем тревожности это «полезная» (конструктивная) тревожность, которая необходима для обеспечения безопасности субъекта на личностном уровне.Второй вид личностная тревожность. Этот вид тревожности рассматривается какчерталичности, которая проявляется в частой склонности к переживаниям тревоги в самых разныхситуациях, происходящих в жизни, в том числе объективно к этому не располагающих. Такую тревожность характеризуют состоянием безотчетного страха, неопределенными ощущениями угрозы, восприятиемлюбого события как неблагоприятного и опасного.Личность ребенка находится внепрерывном развитии. Каждыйвозрастной этап характеризуется своимиспецифическими потребностями, которые являются движущей силой в развитии ребенка, а не удовлетворение этих потребностейведет к внутри личностномуконфликту, что вызывает повышенную ситуативную тревожность.Самой главной особенностью младшего школьного возраста является очень важное обстоятельство

поступлениеребенка в школу, адаптация к ней и новому образу жизни,формирование новой социальной ситуации и новой ведущей деятельности [7, с.92].Школьную тревожностьможно назвать разновидностью ситуативной тревожности. Детей волнуют и беспокоят все обстоятельства,связанные со школой. Они боятся контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такой вид тревожности часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, сравнивают своих детей с более успешными сверстниками.Младшие школьникичасто не справляются с учебной нагрузкой, и попадают в число отстающихучеников, что ведетк нежеланию посещать школу, а затем появлению повышенной тревожности. В этом случае дети не уверенны в своих силах, начинают сомневатьсявсвоих возможностях овладениязнаниями, чувствуютстрах исвою незащищенность. Младшие школьникичувствуют себя скованно, боятся делать ошибки, что быниупасть в глазах одноклассников, педагога, и,конечно же,родителей. Не редко страх перед школой можетбыть вызван конфликтамисо сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны [7, с.88].Психологамиопределеныследующие характеристики тревожного ребенка: растерянность, подавленность, плохое настроение, ребенок хоть и улыбается очень редко, ноделает это заискивающе, голова и плечи часто бывают опущены, в выражении лица грустьили безразличие.Выделим типичные проявленияпризнаков ситуативной тревожности, характерные для младших школьников:

перед контрольными работами может ухудшатьсясоматическоездоровье «беспричинные» головные боли, повышение температуры;

отсутствие желанияходить в школу, возникающее в связи с недостаточной школьной мотивацией;

стремление «быть лучше всех» выражается в излишней старательности при выполнениизаданий,ребенок можетпо нескольку раз переписывать одно и то же задание;

отказ от заданий, которые ребенок не может выполнить; если не получается, онперестает его выполнять;

в связи со школьным дискомфортом появляется раздражительность и агрессия; дети с повышенной тревожностью огрызаются в ответ на замечания учителя, не редко дерутся с одноклассниками, обидчивы;

снижена концентрация внимания на уроках; дети находятсяв своем миремыслей и идей, не вызывающих которые не вызывающих тревоги,это комфортное для нихсостояние[6];

отсутствие контроля над физиологическими функциями в ситуациях стресса, в беспокоящих ситуациях; например, ребенок краснеет, появляется головокружение,дрожь в коленках,возникает тошнота;

ночные страхи так же могут бытьсвязанны со школьной жизнью и дискомфортом;

не желаниеотвечать на уроке, если тревожность направлена наситуациюпроверки знаний,ребенок отказывается принимать участие в ответах истараетсябытьнезаметным;

отказ контактировать содноклассникамии педагогом(либоминимум контактов);

«сверхценность» школьной оценки,таковаяявляется «внешним» мотиваторомдеятельности учения, становится самоцелью, ребенкаинтересует не учебная деятельность, а внешняя оценка;

негативизми демонстративные реакции (в адрес учителя,попытки произвести впечатление на сверстников) [6].На данном этапе задача родителей и педагоговпомочь младшему школьнику приспособиться к новой среде, направитьактивность детей на формирование адекватной самооценки,которая обязательнопоможет им гармоничноразвиваться и правильно ориентироватьсяв данном обществе.Повышеннаятревожность,влияет на все сферы ребенка: коммуникативную, аффективноэмоциональную, когнитивную, моральноволевую. Она способствует дезорганизациивсехвидов деятельности ребенка (прежде всего, познавательной) инегативно влияетна формирование межличностных контактов, снижаетадекватностьвосприятия другого человека [8, с.69].В связи с этим специалисты рекомендуют проводить психологопедагогическую коррекционную работу по преодолению повышенной тревожности у младших школьников.Поскольку ситуативная тревожность у младших школьниковчасто бывает обусловлена микросоциальными факторами, то психологопедагогические методы коррекции ситуативной тревожности должны содержать групповые занятия, включающие в себяпсихогимнастические элементы, социопсихологические игры,сказкотерапию,арттерапию, групповые дискуссии.Психологическая коррекция –это совокупностьопределенныхмероприятий, которые направленына улучшениепсихологических недостатков или поведения личности припомощиспециальных средств психологического воздействия [9, с.26].Проведение психологопедагогической коррекции ситуативной тревожностиу младших школьниковмы начнем с построения дерева целей.Дерево целей —структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [10, с.16].

Генеральная цель: Теоретическиобосноватьи реализоватьпрограммупсихолого педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.Далее, на основе дерева целей, мы составили модель психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.Рассмотримпонятия«модель» и «моделирование»:Модель –это схема, изображение или описание искусственного процесса, явления или объекта, который отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [6,10]. Моделирование в науке психологии –это построение моделиосуществления различныхпсихологических процессов, целью которой являетсяформальнаяпроверкаих работоспособности.Генеральная цель моделипсихологопедагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников: проверить психологопедагогическую коррекцию ситуативной тревожности младших школьников.Данная цель достигаетсячерез следующие задачи: 1. Теоретически обосновать проблему изучения психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.

1.1. Проанализировать состояние проблемы «тревожности» в психологопедагогической литературе. 1.2. Изучить возрастные особенности младших школьников. 1.3. Разработать и теоретически обосновать модель психолого –педагогической коррекции.2. Организовать и провести исследование по изучению ситуативной тревожности младших школьников.2.1. Определить этапы, методы и методики исследования.2.2. Охарактеризовать выборку исследования. 2.3. Изучить уровень ситуативной тревожности у младших школьников. 2.4. Проанализировать полученные результаты. 3. Провести психологопедагогическую коррекцию ситуативной тревожности с младшими школьниками.3.1. Разработать и реализовать программу психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.3.2. Проанализировать полученные результаты коррекционной работы. 3.3. Разработать психологопедагогические рекомендации по коррекции ситуативнойтревожности младших школьниковродителям и педагогам. В нашем исследовании был использован комплекс следующих методик: 1. Теоретические: анализ, обобщение литературы, моделирование.2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: тест изучения школьной тревожности Филипса; «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич; опросник для родителей и педагогов «Уровень тревожности ребенка»Г.П.Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.3. Математико статистические: Т

критерий Вилкоксона [11].Выборка исследования: исследование проводилось на базеСергеевской основнойшколы (Костанайская обл.).Частота выборки 30 человек, из них 17 девочек и 13 мальчиков.Нами был проведен констатирующий эксперимент, затем разработана и апробирована программа психолого –педагогической коррекцииситуативной тревожности младших школьников. Далее мы провели формирующий эксперимент.Проанализируем результатыпроведенной диагностики«Методика изучения тревожности Филлипса» до и после реализации программы коррекции (рис.1).

Рис. 1. Результаты пометодике«Тест изучения школьной тревожности Филипса» до и после реализации программы коррекции

Анализ результатов, проведенных после коррекционной работы, представленных на рис. 1показал, что процентные соотношения между испытуемыми с разными уровнями индекса тревожности изменились следующим образом: доля высокотревожных испытуемых уменьшилась с 11%до 3%.Эти данныеговорят о том, что у 8% (2чел.) учащихся после проведенной программы коррекции высокий уровень тревожностиснизился.Повышенный уровень тревожности у младших школьниковуменьшился с 19% до 10%, этому способствовали проведенные упражнения для снятия напряжения и раскрепощения детей: «Принц на цыпочках», «Путешествие поклассной доске» и др.Младших школьников с нормальным уровнем тревожности стало на 17% (6 чел.)больше,школьные требованиядля этих ребят не представляют сложности, они стали спокойнее чувствовать себя в процессе обучения. Учащиеся легко устанавливаютдружеские контакты и взаимоотношения, на что повлияли упражнения помогающиеформировать позитивное отношение к сверстникам: «Подари подарок другу», «Мой класс»идр.Таким образом, нормальный уровень ситуативной тревожности является преобладающим в выборке. Требования,предъявляемые школой, сама школа иразличные затрудненияне травмируют этих ребят, эти обстоятельства создают условия для нормального функционирования иразвития ребенка в учебном процессе,дляустановлениядружескихконтактови взаимоотношений.Для проверки статистических гипотез о различии выборок по уровню выраженности признака мы использовалинепараметрический статистический 111970310870102030405060708090100высокий повышенныйнормальныйКоличество испытуемых в %Уровни тревожности До коррекцииПосле коррекциикритерий, используемый для проверки различий между двумя выборками парных измерений,tкритерий Вилкоксона. Критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Мы будем использовать данные,полученные по методике«Тест изучения школьной тревожности Филипса».Сформулируем гипотезы:Н0: Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения тревожности не превосходитинтенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.Н1: Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня тревожности превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения. В ходе расчетов было уставлено, что эмпирическое значение находится в зоне значимости (Тэмп=53, при погрешности в 1%), и мы принимаем Н1: Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня тревожности превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.Статистический анализ результатов опытноэкспериментальной работы подтвердил эффективность разработанной программы психологопедагогической коррекцииситуативной тревожности младших школьников, чтодоказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования.Таким образом, составленнаянами программа оказалась эффективным средством психологопедагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников. Гипотеза исследования получила подтверждение, задачи исследования решены, цель достигнута.

Ссылки наисточники1.Астапов В.М. Тревожность у детей. Учебное пособие./ В. М. Астапов. Издво: ПЕРСЭ, 2008.–160с. 2.МикляеваА.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция.Учебное пособие./ А.В. Микляева., П.В. Румянцева. —СПб.: Речь, 2008 г. —248 с. 3.Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого

педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. –М.: Издательство Перо, 2015. –208 с.4.Кондратьева О. А., Нижегородцева Е. С. Изучение взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки подростков // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 44. –С. 57–64. –URL: http://ekoncept.ru/2016/56976.htm5.Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Грамзина Н. А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –Т. 31. –С. 46–50. –URL: http://ekoncept.ru/2015/95516.htm.6.Долгова В.И.,Барышникова Е.В., Саркисян М.С. Психологопедагогическая коррекция ситуативной тревожности у детей младшего школьного возраста // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –Т. 31. –С. 101–105. –URL: http://ekoncept.ru/2015/95527.htm.7.МарковаА.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 2011. –356с. 8.Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети.Учебное пособие./ Е. Лютова, Г. Монина. Издво: «Речь, Сфера», 2010 г. –437с.9.Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью–Челябинск: АТОКСО, 2010 –109с.10.Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психологопедагогические технологии в начальной школе / монография. –М.: Издательство Перо, 2015. –200 с.11.Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко. –М.: Речь, 2007. –350 с.