Взаимосвязь социально-экономического статуса семьи и уровня успеваемости ребенка: сравнительное психологическое исследование
Выпуск:
ART 970844
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Высоцкая
И.
В. Взаимосвязь социально-экономического статуса семьи и уровня успеваемости ребенка: сравнительное психологическое исследование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2586–2590. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970844.htm.
Аннотация. В данной работе представлены итоги сравнительного практического психологического исследования изучения взаимосвязи социально-экономического статуса семьи и уровня успеваемости ребенка. Автор уверен, что кружковая деятельность, подразумевая объединение, сплочение, вовлечение детей с похожими взглядами, целями и интересами, положительно влияет на процесс социализации детей.
Ключевые слова:
семья, личность, дополнительное образование, досуг, региональная политика, успеваемость, успешность, образовательные организации
Текст статьи
Высоцкая Изабелла Владимировна,направление подготовки «Психология», филиал ФГБОУ ВО «КубГУ» в г.Тихорецкеiza_kiss.88@mail.ru
Научный руководитель Молчанова Елена Владимировна,канд.пед.наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплинфилиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г.Тихорецкеmrborо@rambler.ru
Взаимосвязь социальноэкономического статуса семьи и уровняуспеваемости ребенка:сравнительное психологическое исследование
Аннотация. В данной работерассмотреносравнительное практическое психологическое исследованиеизучения взаимосвязи социальноэкономического статуса семьи и уровня успеваемости ребенка. Автор уверена, что кружковая деятельность подразумеваяобъединение, сплочение, вовлечение детей с похожими взглядами, целями и интересами, положительно влияет на процесс социализации детей.Ключевые слова: досуг, дополнительное образование, семья, успеваемость, успешность, личность, региональная политика, образовательные организации.
Современные дети обладают поистине неограниченной жаждой познания. Им интересно всё! Родители и педагоги, по возможности, удовлетворяют эту жажду, но как и на каком уровне рассмотрим в этой статье.В последние годы прилив популярности испытывают не только муниципальные бюджетные Центрыдополнительного образования, особенно в сфере дошкольного образования и развития, но и частные коммерческие студии развития. Почему это происходит, интересует руководителей Центра наполняемость групп,педагогов востребованность и популярность их услуги родителей заказчиков не только образовательных услуг, но и услуг удовлетворяющих физические, духовные и социальные потребностей ребенка в свободное время[1].
Своим свободным досуговым временем ребенок может распоряжаться по своему выбору
читать, играть и т.д. и для этого не обязательно выходить из дома и посещать какиелибо Центры и студии. Но он так же может записаться в творческий «кружок» в котором занятия проводятся систематически и ребенок имеет возможность встречаться с другими заинтересованными детьмипод руководством педагога. Ведь кружковая деятельность подразумевает объединение, сплочение, вовлечение детей с похожими взглядами, целями и интересами. Либо выбрать какуюлибо секцию с более узким профилем, целенаправленным интересом.Рассмотримпутем сравнения особенности процессапсихологическоговлиянияродителей с учетом социальноэкономического статуса семьи на уровень успеваемости и успешности ребенка. Данное исследованиепроводилосьсреди родителей, приводящих своих детей на занятия в муниципальные бюджетные учреждения дополнительного образования и тех, чьи дети посещают частные коммерческие студии. В результате анализа ответов родителей удалось выявить следующие закономерности. Так, среди успешных детей доля семей, в которых один из родителей имеет два и более высших образования составила 16 %, доля семей, где оба родителя имеют высшее образование 62 %. В 18 % случаев у успешных детей высшее образование имеет один из родителей. Родители детей с низкой успеваемостью в большинстве своемимеют среднее образование. Их доля составляет 64%.В результате опроса родителей выявлены закономерности между уровнем доходов и посещаемостью студий дополнительного образования.Так, среди семей, где оба родителя не работают процент детей, посещающих дополнительные занятия, составляет всего14%, доля семей, где оба родителя являются работниками бюджетной сферы 52 %. А 63% у семей, где один или оба родителя занимаются индивидуальным предпринимательством. Таким образом, прослеживается достаточно четкая зависимость между уровнем образования родителей и успеваемостью детей на всех ступенях обучения, отношение родителей к сфере дополнительного образования выступает порой как весьма информативный индикатор содержательной динамики социокультурных процессов, связанных с проблемой социальной дифференциации и мобильности. Успехи ребенка в образовании зависят не только от того, посещал ли он дополнительные занятия, но и от поведения, отношения и ценностных ориентиров членов его семьи. Дети с более образованными родителями, имеющими престижную профессию и высокий уровень доходов, как правило, лучше ориентированы и подготовлены к самостоятельной жизни [2].А у кого из родителей есть и образование, и доход, и сложившаяся карьера? Конечно же у тех, кто старше 35 лет и кто всего этого достиг и ожидает того же от своего ребенка. Ожидания родителей по поводу того, будет ли их ребенок учиться в ВУЗе, сильно влияют на успехи детей. Родители, сами не подозревая того, записывая ребенка на дополнительные занятия, ежедневно читая те или иные сказки перед сном, играя в определенные игры, формируют тип мышления своих детей.Мысльо том, что дети развиваются сами по себе, непопулярна в наше время и мешает родителям оценить: стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать? Насколько занятияхороши? Соответствует ли цена качеству? Развивающие центры воздействуют на сознание родителей своей рекламой: "Пройдя программу нашего центра… посетив наши занятия... ваш ребенок сделает... достигнет... сможет...". Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не сможет, не достигнет, несделает. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и "никем не станет" и "не разовьется".Трудность заключается в том, что ощущение золотой середины,чувство меры
это почти начисто отсутствующие усовременного родителя добродетели. Тут срабатываетпринцип "все лучшее детям". В смысле: детям
сразу ВСЕ лучшее. Или так быстро, как только возможно. Составляется недельная программа занятий для ребенка исходя из того, сколько занятий можно в каждый день вместить. Реализация собственных амбиций родителя за счет ребенка, который сопровождается еще иупреками «Я ради тебя…, а ТЫ…».Вот тут решающую, но отрицательную роль может сыграть высокий экономический статус семьи. Родители расценивают количество и качество дополнительных занятий для ребенка как показатель их дохода «Не каждый может себе позволить столько занятий, вы знаете, во что мне это обходится?». В этом случае мнение ребенка не учитывается. Ему никак не могут нравиться бесплатные занятия вязанием у Марь Иванны, работающей в бывшем Доме пионеров и будет он ходить на фоамиран и скрапбукинг в современный развивающий центр с четким социальноэкономическим бэкграундом «Эйнштейн», где каждое занятие стоит от 500 рублей. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам. И фоамиран со скрапбукингом не менее интересны, чем вязание, но если добавить к этому еще тхэквондо, английский с китайским, а в вечернее время вокал, то впечатлений иполучаемой информации станет явно больше, чем необходимо[3]. И он может, сам того не осознавая, выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное не запоминает. Психика защищается, сбрасывая лишние знания как балласт. Последствияже перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей, как и парадоксальные реакции детей на них. И роднит этитакие разныесюжеты то, что родители особенной нагрузкито иневидят.Результат? Расшатанная психика ребенка, обращение к психологу и неврологу, очень низкое качество знаний и умений, отсутствие достижений и возрастающие требования к педагогу «А за что я вам плачу?». Педагог, не желающий терять клиента, (заметьте маму, а не ученика) снижает уровень требований и создает «липовую» успешность ребенка, «натягивая» оценки.Рассмотрим ситуацию с другой стороны. Развивать или пусть слоняется без дела? Родители с низким социальноэкономическим статусом менее заинтересованы в высоком образовании ребенка, в его профессиональном ориентировании, реже читают своим детям и меньше пользуются компьютерами не в игровых целях, чем в семьях с высоким социальноэкономическим статусом. Лишь около 8 % родителей честно признаются, что у них нет финансовой возможности водить ребенка на занятия.Вот тут приходят на помощь Центры развития творчества, бывшие Дома пионеров, где образование дается бесплатно, и где тот самый опытный педагог Марь Иванна научит и вязать, и шить, и петь. Но, посещая такие Центры, мы видим, что на занятиях не так уж много детей, родители приводят их неохотно. Почему? Непрестижно? Низкая материальнотехническая база? Или всетаки нет желания? Та же статистика показывает, что дети из менее обеспеченных семей хуже справляются с тестами, даже если уровень дохода их семьи не опускался ниже черты бедности. «Нельзялишатьдетства»это такаяудобная позиция родителя. Сказать, что тебе некогда заниматься ребенком (или хотя бы просто признаться в этом себе), болезненно для собственной совести и самолюбия. Результат действия не выбрать ничего, оправдывая свое бездействие благими намерениями.Да и у врачей соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки, и в рекомендациях психологов сегодня такой широкий спектр мнений, что без проблем можно найти «правильное» обоснование любых своих действий и бездействий[4].Зачастую такие родители выступают в роли гореэкспертов, полагая, что«недостоин»,«недорос»,«непотянет»,«несправится»и т.д. А при такой оценке от самых близких людей «дорасти» будет гораздо сложнее, чем без нее. А причина всего ленность.Считаем, что мы талантливого музыканта мучаем уравнениями, или способного шахматиста заставляем рисовать. Без всякого сомнения, родителям приятно, когда их ребенок успешен во всех сферах жизни. Безоговорочно, в будущей жизни полученные знания пригодятся. Но если чтото у ребенка не получается, остановимся на минутку и ответим сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит слез детей и наших нервов? Приглядимся, у ребенка обязательно есть способности, ими можно гордиться. Причем ничуть неменьше, чем пятерками в дневнике.
Надо суметьразглядеть эти способности и найти место, где ребенку помогут их развить.Необходимо поддержатьи поверитьв него, и тогда он станет более уверенным, обязательно добьется успеха не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.
Ссылки на источники1.Молчанова Е.В. Применение экспериментального метода исследования социальных процессов в педагогике. Научные основы современного прогресса./В сборнике международной научнопрактической конференции. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 1391412.Молчанова Е.В. Роль родителей в поддержаниичувства собственного достоинства детей в семье. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №67. С.10761078.3.Молчанова Е.В. Педагогические предпосылки формирования чувства собственного достоинства. / Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: монография. Пенза. С.720.4.Молчанова Е.В. Влияние процессов глобализации в современном мире на образовательную среду Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы IX Международной научнопрактической конференции: в 2 томах. Невинномысск. 2016. С. 323325.
Научный руководитель Молчанова Елена Владимировна,канд.пед.наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплинфилиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г.Тихорецкеmrborо@rambler.ru
Взаимосвязь социальноэкономического статуса семьи и уровняуспеваемости ребенка:сравнительное психологическое исследование
Аннотация. В данной работерассмотреносравнительное практическое психологическое исследованиеизучения взаимосвязи социальноэкономического статуса семьи и уровня успеваемости ребенка. Автор уверена, что кружковая деятельность подразумеваяобъединение, сплочение, вовлечение детей с похожими взглядами, целями и интересами, положительно влияет на процесс социализации детей.Ключевые слова: досуг, дополнительное образование, семья, успеваемость, успешность, личность, региональная политика, образовательные организации.
Современные дети обладают поистине неограниченной жаждой познания. Им интересно всё! Родители и педагоги, по возможности, удовлетворяют эту жажду, но как и на каком уровне рассмотрим в этой статье.В последние годы прилив популярности испытывают не только муниципальные бюджетные Центрыдополнительного образования, особенно в сфере дошкольного образования и развития, но и частные коммерческие студии развития. Почему это происходит, интересует руководителей Центра наполняемость групп,педагогов востребованность и популярность их услуги родителей заказчиков не только образовательных услуг, но и услуг удовлетворяющих физические, духовные и социальные потребностей ребенка в свободное время[1].
Своим свободным досуговым временем ребенок может распоряжаться по своему выбору
читать, играть и т.д. и для этого не обязательно выходить из дома и посещать какиелибо Центры и студии. Но он так же может записаться в творческий «кружок» в котором занятия проводятся систематически и ребенок имеет возможность встречаться с другими заинтересованными детьмипод руководством педагога. Ведь кружковая деятельность подразумевает объединение, сплочение, вовлечение детей с похожими взглядами, целями и интересами. Либо выбрать какуюлибо секцию с более узким профилем, целенаправленным интересом.Рассмотримпутем сравнения особенности процессапсихологическоговлиянияродителей с учетом социальноэкономического статуса семьи на уровень успеваемости и успешности ребенка. Данное исследованиепроводилосьсреди родителей, приводящих своих детей на занятия в муниципальные бюджетные учреждения дополнительного образования и тех, чьи дети посещают частные коммерческие студии. В результате анализа ответов родителей удалось выявить следующие закономерности. Так, среди успешных детей доля семей, в которых один из родителей имеет два и более высших образования составила 16 %, доля семей, где оба родителя имеют высшее образование 62 %. В 18 % случаев у успешных детей высшее образование имеет один из родителей. Родители детей с низкой успеваемостью в большинстве своемимеют среднее образование. Их доля составляет 64%.В результате опроса родителей выявлены закономерности между уровнем доходов и посещаемостью студий дополнительного образования.Так, среди семей, где оба родителя не работают процент детей, посещающих дополнительные занятия, составляет всего14%, доля семей, где оба родителя являются работниками бюджетной сферы 52 %. А 63% у семей, где один или оба родителя занимаются индивидуальным предпринимательством. Таким образом, прослеживается достаточно четкая зависимость между уровнем образования родителей и успеваемостью детей на всех ступенях обучения, отношение родителей к сфере дополнительного образования выступает порой как весьма информативный индикатор содержательной динамики социокультурных процессов, связанных с проблемой социальной дифференциации и мобильности. Успехи ребенка в образовании зависят не только от того, посещал ли он дополнительные занятия, но и от поведения, отношения и ценностных ориентиров членов его семьи. Дети с более образованными родителями, имеющими престижную профессию и высокий уровень доходов, как правило, лучше ориентированы и подготовлены к самостоятельной жизни [2].А у кого из родителей есть и образование, и доход, и сложившаяся карьера? Конечно же у тех, кто старше 35 лет и кто всего этого достиг и ожидает того же от своего ребенка. Ожидания родителей по поводу того, будет ли их ребенок учиться в ВУЗе, сильно влияют на успехи детей. Родители, сами не подозревая того, записывая ребенка на дополнительные занятия, ежедневно читая те или иные сказки перед сном, играя в определенные игры, формируют тип мышления своих детей.Мысльо том, что дети развиваются сами по себе, непопулярна в наше время и мешает родителям оценить: стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать? Насколько занятияхороши? Соответствует ли цена качеству? Развивающие центры воздействуют на сознание родителей своей рекламой: "Пройдя программу нашего центра… посетив наши занятия... ваш ребенок сделает... достигнет... сможет...". Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не сможет, не достигнет, несделает. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и "никем не станет" и "не разовьется".Трудность заключается в том, что ощущение золотой середины,чувство меры
это почти начисто отсутствующие усовременного родителя добродетели. Тут срабатываетпринцип "все лучшее детям". В смысле: детям
сразу ВСЕ лучшее. Или так быстро, как только возможно. Составляется недельная программа занятий для ребенка исходя из того, сколько занятий можно в каждый день вместить. Реализация собственных амбиций родителя за счет ребенка, который сопровождается еще иупреками «Я ради тебя…, а ТЫ…».Вот тут решающую, но отрицательную роль может сыграть высокий экономический статус семьи. Родители расценивают количество и качество дополнительных занятий для ребенка как показатель их дохода «Не каждый может себе позволить столько занятий, вы знаете, во что мне это обходится?». В этом случае мнение ребенка не учитывается. Ему никак не могут нравиться бесплатные занятия вязанием у Марь Иванны, работающей в бывшем Доме пионеров и будет он ходить на фоамиран и скрапбукинг в современный развивающий центр с четким социальноэкономическим бэкграундом «Эйнштейн», где каждое занятие стоит от 500 рублей. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам. И фоамиран со скрапбукингом не менее интересны, чем вязание, но если добавить к этому еще тхэквондо, английский с китайским, а в вечернее время вокал, то впечатлений иполучаемой информации станет явно больше, чем необходимо[3]. И он может, сам того не осознавая, выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное не запоминает. Психика защищается, сбрасывая лишние знания как балласт. Последствияже перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей, как и парадоксальные реакции детей на них. И роднит этитакие разныесюжеты то, что родители особенной нагрузкито иневидят.Результат? Расшатанная психика ребенка, обращение к психологу и неврологу, очень низкое качество знаний и умений, отсутствие достижений и возрастающие требования к педагогу «А за что я вам плачу?». Педагог, не желающий терять клиента, (заметьте маму, а не ученика) снижает уровень требований и создает «липовую» успешность ребенка, «натягивая» оценки.Рассмотрим ситуацию с другой стороны. Развивать или пусть слоняется без дела? Родители с низким социальноэкономическим статусом менее заинтересованы в высоком образовании ребенка, в его профессиональном ориентировании, реже читают своим детям и меньше пользуются компьютерами не в игровых целях, чем в семьях с высоким социальноэкономическим статусом. Лишь около 8 % родителей честно признаются, что у них нет финансовой возможности водить ребенка на занятия.Вот тут приходят на помощь Центры развития творчества, бывшие Дома пионеров, где образование дается бесплатно, и где тот самый опытный педагог Марь Иванна научит и вязать, и шить, и петь. Но, посещая такие Центры, мы видим, что на занятиях не так уж много детей, родители приводят их неохотно. Почему? Непрестижно? Низкая материальнотехническая база? Или всетаки нет желания? Та же статистика показывает, что дети из менее обеспеченных семей хуже справляются с тестами, даже если уровень дохода их семьи не опускался ниже черты бедности. «Нельзялишатьдетства»это такаяудобная позиция родителя. Сказать, что тебе некогда заниматься ребенком (или хотя бы просто признаться в этом себе), болезненно для собственной совести и самолюбия. Результат действия не выбрать ничего, оправдывая свое бездействие благими намерениями.Да и у врачей соматические проблемы часто списываются на большие учебные нагрузки, и в рекомендациях психологов сегодня такой широкий спектр мнений, что без проблем можно найти «правильное» обоснование любых своих действий и бездействий[4].Зачастую такие родители выступают в роли гореэкспертов, полагая, что«недостоин»,«недорос»,«непотянет»,«несправится»и т.д. А при такой оценке от самых близких людей «дорасти» будет гораздо сложнее, чем без нее. А причина всего ленность.Считаем, что мы талантливого музыканта мучаем уравнениями, или способного шахматиста заставляем рисовать. Без всякого сомнения, родителям приятно, когда их ребенок успешен во всех сферах жизни. Безоговорочно, в будущей жизни полученные знания пригодятся. Но если чтото у ребенка не получается, остановимся на минутку и ответим сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит слез детей и наших нервов? Приглядимся, у ребенка обязательно есть способности, ими можно гордиться. Причем ничуть неменьше, чем пятерками в дневнике.
Надо суметьразглядеть эти способности и найти место, где ребенку помогут их развить.Необходимо поддержатьи поверитьв него, и тогда он станет более уверенным, обязательно добьется успеха не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.
Ссылки на источники1.Молчанова Е.В. Применение экспериментального метода исследования социальных процессов в педагогике. Научные основы современного прогресса./В сборнике международной научнопрактической конференции. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 1391412.Молчанова Е.В. Роль родителей в поддержаниичувства собственного достоинства детей в семье. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №67. С.10761078.3.Молчанова Е.В. Педагогические предпосылки формирования чувства собственного достоинства. / Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: монография. Пенза. С.720.4.Молчанова Е.В. Влияние процессов глобализации в современном мире на образовательную среду Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы IX Международной научнопрактической конференции: в 2 томах. Невинномысск. 2016. С. 323325.