Использование технологии саморазвивающего обучения в литературном образовании младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чавдарь Н. Н., Завьялова А. С. Использование технологии саморазвивающего обучения в литературном образовании младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2596–2600. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970846.htm.
Аннотация. Статья посвящена применению технологии саморазвивающего обучения на уроках литературного чтения в начальной школе. Авторы анализируют теоретическую базу данной технологии и практический опыт педагогов, внедряющих эту технологию в образовательный процесс. Описан проект для обучающихся, разработанный на основе продуктивных приемов данной технологии и ориентированный на развитие умений школьников работать с художественным и учебно-научным текстом и формирование их читательской и общекультурной компетенций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Завьялова Анна Сергеевна, студенткаIVкурса бакалавриата очной формы обучения Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверьannyshka95@mail.ru

Чавдарь Наталья Николаевна,студентка IVкурса бакалавриата очной формы обучения Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверьchavdar.natulya@mail.ru

Использование технологии саморазвивающего обученияв литературном образовании младших школьников

Аннотация. Статья посвящена применению технологии саморазвивающего обучения на уроках литературного чтения в начальной школе. Авторыанализируюттеоретическую базу данной технологии и практический опыт педагогов, внедряющих эту технологию в образовательный процесс. Описан проект для обучающихся, разработанный на основе продуктивных приемов данной технологии иориентированный на развитие умений школьников работать с художественным и учебнонаучным текстом и формирование их читательской и общекультурной компетенций.Ключевые слова:ФГОС НОО, литературное образование, младший школьник, технология саморазвивающего обучения, проектная деятельность.

В настоящее время, в связи с введением в практику ФГОС НОО[1], особую актуальность приобретаетпроблемасаморазвития младших школьников в процессе обучения. Значимая для всех образовательных областей, эта проблема обретает особую важность для образовательной области «Филология», и в частности для организации уроков литературного чтения, ориентированных на развитие умений школьников работать с художественным и учебнонаучным текстом [2] и формирование их читательского опыта [3], читательской и общекультурной компетенций [4].С решением этих задач ФГОС НОО связываетосознание школьниками значимости чтения для личного развития,формирование их представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении [5]. Инструментом к решению данных задачявляетсятехнологиясаморазвивающего обучения, внедряющаяся нынев систему отечественного образования.Разработкой технологии саморазвивающегообучения занимался Г.К. Селевко, кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности».В его технологии учтены лучшие достижения отечественной и зарубежной педагогики, в том числе опыт итальянского врача и педагога М.Монтессори (1870—1952), которая реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Девиз Марии Монтессори—«Помоги мне сделать это самому». Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, дарованное природой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий [6].Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко включает в себя все сущностные качества технологий российского образования и дополняет их важнейшими особенностями. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора); в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил); в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность); в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы) [7].Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому [8].Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением(СРО).Ее концептуальные положения: ученик субъект, а не объект процесса обучения; обучение приоритетно по отношению к развитию; обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью —СУМ (самоуправляющий механизм); ведущуюроль играют теоретические, методологическиезнания.К особенностямметодикиотносятся следующие: основная мотивация—нравственноволевая + познавательная; позиция учителя—деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину; позиция ученика—свобода выбора, самоопределение. Условия организации учебного процессапо предметам основаны наперенесении акцента с преподавания на учение; превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебновоспитательного процесса; использовании нравственноволевой мотивации деятельности (наряду с познавательной); приоритетесамостоятельных методов и приемов [9]. Общий методический уровень учебновоспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.Результатом саморазвивающего обучения в отношении к изучению литературы, по наблюдениям Г.К. Селевко, являются:—изменения в личностных структурах учащихся (положительная динамика ценностных ориентаций, низкий уровень тревожности, сформированность позитивной Яконцепции, стремление к самоактуализации);—становление субъектности учащегося (наличие внутренней мотивации, овладение управленческим циклом, проявление инициативы, стремление к самообразованию, саморазвитию как читателя);—читательские качества (развитие воображения, эмпатии, образного мышления и речи, умение понимать текст и подтекст, авторскую позицию, замечать художественную деталь, вести диалог с автором, текстом, самим собой и др.)[10].

Исходя из вышеперечисленных результатов,можно утверждать, что технология саморазвивающего обучения является продуктивной и может реализовываться в школе.Внедрение саморазвивающего обучения в практику работы школы зависит от уровня теоретической разработки проблемы, ее финансового и методического обеспечения. Необходимо внесение изменений:—в школьные учебники за счет кардинального уменьшения количества информационных текстов; увеличениявопросов и задач исследовательского и творческого характера; подбора материалов, которые не только позволяли бы ученику вести диалог (с автором, критиками, одноклассниками, самим собой и т.п.), но и побуждали его к этому; обеспечивали рефлексивную деятельность школьников;—в ведении ученических тетрадей (обязательны записи целей изучения темы, отдельного урока, рефлексии и т.д.);—в систему контроля за деятельностью учителя (оценка уроков с точки зрения соответствия их принципам личностно ориентированного обучения, направленности усилий учителя на поощрение учащихся к проявлению субъектного опыта и т.д.).Данная технология частично используется в школах на разных предметах, в том числе и на литературе. Литературное произведение побуждает ученика самостоятельно интерпретировать художественный текст, т. е. искать в нем свои смыслы, а усвоение художественного произведения на учебных занятиях —это выработка индивидуальных смыслов и обмен ими.Например, в старшем и среднем звене учителя используют наиболее подходящую форму занятий по литературе—семинар, которая способствует творческому саморазвитию личности ученика. Такие занятия имеют определенную формулу: выступления учеников + комментарии и выводы учителя. Большая часть материала отводится на самостоятельное обучение.Применение технологии саморазвивающего обучения на уроках литературного чтенияв начальной школе мы бы хотели представить на примере ознакомления школьников сосказкойШ. Перро «Кот в сапогах» (программа«Школа России», учебник«Литературное чтение» Л. Ф. Климановой,2 класс).Цельнашего проекта—формирование умений школьников работать с художественным и учебнонаучным текстом, формирование читательского опыта, читательской и общекультурной компетенций обучающихся.Задачи:1)формировать представления школьников о животном мире как предметевдохновения писателей, художников и музыкантов;2)воспитывать любовь, внимательное и чуткое отношение к животным;3)формировать умение школьников находить,систематизировать и представлять слушателям информацию по заданной теме;4)формировать умение школьников разрабатывать самостоятельное сообщение по проблеме, расширяющей общий спектризучаемого материала, и готовить иллюстрации к нему.На уроках внеклассного чтения школьникиработают со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»[11]. Для начала дискуссииучительзадать вопрос: почему кот в сапогах,да ещё и в шляпе с пером? Для ответа школьникам необходимо обратиться к историческим сведениям о культуре Франции XVIIIвека —времени создания сказки. По соответствующим источникам выясняется, что в те времена, когда писалась сказка, сапоги для французов были символом достатка. Такую же, как у кота, шляпу носили мушкетёры, и она символизировала верность мушкетёров королю,—кот же был предан своему хозяину. Школьникиопределяют, что в данной сказке кот играет роль волшебного помощника(по системе функций В.Я.Проппа). Далее они задаются вопросами:Как коты изображены в других сказках и почему? Есть ли большие отличияв изображении котов в сказках разных народов, в авторских произведениях писателей, художников, композиторов разных стран? Так возникает проект «Образыкотов в фольклоре и искусстве разных народов мира».

Этапы работы над проектом1. Поиск и чтение народных сказок, героями которых являются коты. Школьникисамостоятельно ищут сказки, читают их и анализируют образы котов в них(например, русские народные сказки «Кот, лиса и петух», «Кот и лиса», белорусские народные сказки «Как кот зверей напугал», «Котик –золотой лобик» и др.).2. Поиск и чтение авторских сказокс участием котов. Ученики ищут сказки писателей разных страни анализируют образы котов в них(например, рассказы и сказки: «Котёнок» Л.Н. Толстого, «Приключения кота Леопольда» А. Резникова, «Котрыболов»В. Сутеева).3. Просмотр современных кинофильмов, мультипликационных фильмов и выявление особенностей изображения в нихкотов(например, мультфильмы: «Кот в сапогах», реж. Крис Миллер, 2011; «Кот Гром и заколдованный дом», реж. Джереми Дегрусон, Бен Стассен, 2013; «Коты Аристократы», реж. Вольфганг Райтерман, 1970).При обсуждении полученных результатов возникают вопросы: Счем связано то или иное изображение котов в сказках?Почему в сказках разных народов коты и кошки могут быть изображены почти одинаково?Можно выдвинуть гипотезу: то или иное изображение котов связано с представлениями людей об этих животных, суевериями. Из этого вытекает следующий этап работы над проектом.4. Изучение информации об истории отношения разных народов к котам, о суевериях и приметах, связанных с этимиживотными. Школьникиизучают отношение к котам разных народов в разные эпохи,ищут материал о суеверияхи приметахнародов мира, связанных собразамикотов(например: «Если черного кота во время плавания выбросить за борт, наморе разыграется страшная буря» —примета английских моряков; «Кошка проводит лапой за ухом во время умывания —будет дождь» —французская примета; «Не позволяй кошке умирать в доме —беда будет» —английская примета).Далеевозникает вопрос:как изображены коты в различных видах искусства? Из этого вытекаютследующие этапыпроекта.5. Поиск и анализкартин разных эпох с участием котов, наблюдение за изменением отношения людей к этим животным сквозь времена(школьникимогут найти, к примеру,картины Г.РоннерКнип «Игра котёнка», «Мамина гордость», «Довольство»; В.Румянцева«Идиллия», «Улетающее лето»).6. Поиск и прослушивание музыкальных произведений о котах(школьники могут найти и прослушать, к примеру,такие произведения, как «Мурлыка», сл.Ю.Марцинкевич, муз.А. Морозова; «Чучеломяучело», сл.М.Яснова, муз.И.Космачева;«Чёрный кот»,сл.М.Танича, муз.Ю. Саульского).7. В ходе работы над данным проектом у детей повышается интерес к своим домашним питомцам. Поэтому следующим этапом являетсяизучение информации о той породе кошек, к которой относится их питомец(например, британская короткошерстная кошка, сиамская кошка, персидская кошка, сфинкси др.).Обучающиеся готовят доклады по этой теме. Творческим заданием является нарисовать рисуноксвоих питомцев. В заключении оформляется выставка детских рисунков.В процессе работы над проектом дети обращаются к журналам «Мой друг кошка» и «Друг кошек»[12; 13]. Данный проект позволяет обучающимся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, делать выводы и представлять свою работу. Также ученики знакомятся с творчеством разных народов в разные эпохии эстетически развиваются,реализуют своитворческие способности в ходе работы над проектом. Таким образом, технология саморазвивающего обучения отвечает требованиям ФГОС НОО, поэтому она необходима для современного образования. В ближайшем будущем многие учителя смогут использовать данную технологию на своих уроках, так как она результативна. Этот результат —желание учеников проявить себя и свою творческую активность, поделиться своими чувствами и мыслями, изменяться и изменять мир вокруг себя, быть человеком с жизненной позицией.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. —М.: Просвещение, 2016. —53 с.2.Милюгина Е.Г. Детское литературное творчество: принципы и приемы развития// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. —Тверь: Твер. гос. унт, 2013. —Вып.3(9).—С.182—187.3.Милюгина Е.Г. Формирование читательского опыта младших школьников на материале сказочной прозы писателей Серебряного века// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. унт, 2013. Вып.10. С. 94—104.

4.Милюгина Е.Г. Введение в культуру родного края. Формирование культуроведческих компетенций младших школьников на материале регионального фольклора// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр. —Тверь: Твер. гос. унт, 2013. —Вып.10. —С.141—164.5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. —М.: Просвещение, 2016. —С.8.6.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому: статьи, советы и рекомендации. —М.: Карапуз, 2001. —270 с.—С.235.7.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательныхтехнологий. Т. 1: [учебнометодическое пособие: в 2 т.]. —М.: НИИ школьных технологий, 2006. —816 с.—С.443446.8.Ухтомский А.А. Доминанта. —СПб.: Питер, 2002. —448 с.—C. 384.9.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 2: [учебнометодическое пособие: в 2 т.]. —М: НИИ школьных технологий, 2006. —815 с.—С.108112.10.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и интов повышения квалификации. —М.: Нар. образование, 1998. —256 с.—С.169171.11.Перро Ш. Кот в сапогах: сказка / пересказал для детей М. Булатов; рис. М. Майофиса. —СПб.: Лицей, 1992. —16 с.12.Друг кошек. –2015. –№ 1–9.13.Мой друг кошка. –2013. –№ 1–12.