Технология «ТРИЗ» в системе литературного образования младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туго А. А., Петрунькина Я. А. Технология «ТРИЗ» в системе литературного образования младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2466–2470. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970820.htm.
Аннотация. Статья посвящена возможностям использования методов и приемов ТРИЗ-технологии в начальном общем образовании, в частности на уроках литературного чтения. Выявлены преимущества данной технологии в решении задач литературного образования младших школьников. Описана система заданий, ориентированных на литературное образование младших школьников и построенных на основе методов ТРИЗ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Туго Алена Александровна, студентка4 курса Института педагогического образования и социальных технологийФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверьtugo1996@mail.ru

Петрунькина Яна Алексеевна,студентки 4 курса Института педагогического образования и социальных технологийФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверьyana.petrunkina@bk.ru

Технология «ТРИЗ» в системе литературного образования младших школьников

Аннотация.Статья посвящена возможностям использования методов и приемов ТРИЗтехнологии в начальном общемобразовании, в частностина уроках литературного чтения. Выявленыпреимущества данной технологии в решении задач литературного образования младших школьников. Описана системазаданий, ориентированных на литературное образование младших школьников и построенных на основеметодов ТРИЗ.Ключевые слова:ФГОС НОО, литературное образование, младший школьник, ТРИЗпедагогика, раскадровка, синквейн.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения(ФГОС НОО, ООО, СОО),главнымизадачами, стоящей перед современной школой,является повышение качества обученияи воспитание культуры самообразования школьников. Длярешенияданныхзадач требуются новые способыорганизации образовательного процессаи продуктивные педагогические технологии.ФГОС НОО ставит перед учителем задачусоздатьусловиядля формирования интеллектуальной и творческой личности младшего школьникаинаучить его«умениюучиться», то есть сформировать у него универсальные учебные действия (УУД)[1].Одним из эффективных методов решения данной задачи является использование технологии ТРИЗ. Технологии ТРИЗ позволяют повысить эффективность любого урока, способствуют успешному формированию познавательных УУД и творческому развитию детей. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) разработана известным инженером и писателем Генрихом Альтшуллером (1940) и первоначально применялась для решения инженернотехнических проблем. Однако она показала результативность в решении проблемных задач в различных областях, в том числе в педагогике. Современная ТРИЗпедагогика (А.А.Гин, Л.М.Курбатова, М.Н.Шустерман, Р.Х Шарипов, В.Ф. Богат) предоставляет широкие возможности использования данной технологии наразных этапах обучения. Её элементы включены в учебные программы ряда дошкольных, средних и высших учебных заведений России. Наиболее распространенным является преподавание ТРИЗ как самостоятельного предмета, ноиспользование элементов ТРИЗ в школьных предметах не слишкомраспространено.Т.В. Погребная, О.В. Сидоркина, А.В. Козлов встатье «Ресурсы современной ТРИЗпедагогики»утверждают, что сейчас ТРИЗпедагогика находится на четвертом этапе своего развития. Под первыми тремя авторы понимают: 1) ТРИЗ в клубах и кружках;2) ТРИЗ как содержание обучения в школах и лицеях, гимназиях;3) ТРИЗ как методикупреподавания –метод творческих задач. Четвертый этапавторы связывают сраспространениемтехнологииТРИЗ на весь учебный процесс, подразумевая не толькорешение задач, но и применение ТРИЗ в изучении нового материала, распространение его на контроль успеваемости и т.д. [2].ТРИЗпедагогика на четвертом этапе своего развития –это даже не только и не столько методика, сколько ТРИЗовское содержание, интегрированное с другими предметами на всех уровнях обучения (для школ, лицеев, гимназий, профессиональных училищ, техникумов), с дополнительными образовательными программами (для тех же образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования), с другими дисциплинами (для вузов) [3].Так, всовременном дошкольном образовании на основе ТРИЗ разработан комплекс средств обучения, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент –воображение и мышление. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышлениядошкольников. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка» (Л.М. Курбатова, программа развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста «Умка»–ТРИЗ[4]). Наиболее известными представителями дошкольной ТРИЗ являются такие учёные, как В.Ф. Богат, А.М. Страунинг,М.Н. Шустерман,А.А. Гин, Р.Х.Шарипов.

В современной школе, как показывает практика, использование приемов ТРИЗ невелико. Вместе с тем исследователи отмечают, что работа с учащимисяпозволяет продуктивно применять различные формы ТРИЗтехнологии: использовать ее единичныеэлементы (отдельные эвристические приемыиметоды, такие как метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод синектики, морфологический анализ, метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов) натрадиционных занятиях по различным образовательным предметам (физика, трудовое воспитание, биология, ОБЖ, литература, изобразительное искусство). Вполне продуктивносоздавать упрощенные (на обзорном уровне) курсы с элементами ТРИЗ и для младших школьников: часто такие курсы называются «Развитие мышления», «Развитие творческого воображения», «Детское литературное творчество»и т.п. [5]. Перспективы данной работы–это полноценное обучение школьников (в первую очередь старшеклассников) ТРИЗ с целью подготовки будущих пользователей теории, консультантов, исследователей и т.п.Мы считаем продуктивным использовать ТРИЗтехнологию в решении задач литературного образования младших школьников. Литературное чтение –один из важнейших предметов в системе начального школьного образования. В нём сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Благодаря художественной литературе формируется духовный мир учащихся, их читательский опыт [6], коммуникативная, культуроведческаяи регионоведческаякомпетенции [7].Использование технологии ТРИЗ на уроках литературного чтенияспособствует успешному формированию познавательных УУД, повышению эффективности урока. Зная основы ТРИЗтехнологии, учитель свободен в выборе формы урока, методовиприемов,которые позволят раскрыть идею произведения. Мы разработали на основе ТРИЗтехнологиисистему игр и заданий, ориентированных на литературное образование младших школьников. Наиболее эффективными в начальной школе являются игровые методы, таккакименно игроваядеятельностьу младших школьников является ведущей наряду с учебной.Такие ТРИЗприемы, как «Данет», «Мои друзья», «Теремок», «Я возьму тебя с собой...», «Витрина», «Расселение»,тренируют аналитическое мышление, формируют умения выделять общие признаки путем сравнения. Рассмотрим некоторыеиз нихболее подробно.Игра «ДАНЕТ»ориентирована на развитие диалектического мышления школьников. Данную методику можно использовать на этапе закрепления материала. Например, после прочтения рассказа Т.М. Янссон «Шляпа Волшебника» (учебник«Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, 2 класс[8]) ученику предлагается загадать любого герояили предмет из прочитанного рассказа, остальные должны отгадать.–Это живой объект? (нет)–Это вещь? (да)–Это принадлежит одному из героев? (да)–Это шляпа? (нет)–Это вещь Снусмумрика? (да)–Это губная гармошка? (да)Также данную игровую методику полезноприменять на этапе постановки проблемного вопроса.Например, учитель предлагает с помощью игры «Данет» отгадать знакомого школьникамавтора, произведение которого они будут изучать на уроке. Учащиеся задают примерные вопросы:–Жив? –Нет.–Жил в прошлом веке? –Нет.–Жил в XIXвеке? –Да.–Писал стихи? –Да.–Писал рассказы, повести? –Да.–ит.д.Игра«Составление паспорта героя»предполагает комплексный анализ явления, систематизацию его признаков. «Создай паспорт» –прием, который можно использовать для систематизации, обобщения полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (можно использовать на этапе первичного закрепления или самостоятельной работы).Например, при работе над повестью А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (перевод З. Лунгиной; отрывки включены в учебник «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, 2 класс [9]) «паспорт» выглядит так:Имя –КарлсонАвтор–Астрид ЛиндгренПрописка –сказка «Малыш и Карлсон, который живетна крыше»Где живет –на крышеРод занятий –летаетОсобые приметы –необыкновенный, самоуверенный, важный, мечтательный, хитроумный, любит варенье (считает себя умным, красивым и в меру упитанным мужчиной).Прием «Раскадровка» нацелен на уяснение причинноследственных связей в цепочке событий. Для закрепления знания сюжета произведения полезен такой прием, как раскадровка –схематизация основных событий сюжета. При чтении сказки, рассказа школьникикарандашом или фломастером рисуют «мультик» –схематичноеизображение событий, происходящих в тексте. При составлении раскадровки нужно учитывать, что новый кадр рисуется тогда, когда сменяется место действия, меняется герой, резко сменяется настроение героя.Особенно полезен прием при работе над текстами с кумулятивной (цепочной) структурой, например,«Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (учебник «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, 2класс [10]). Учитель предлагает учащимся домашнее задание–составить раскадровку по прочитанной сказке и подписатькаждый кадр одним предложением. Непосредственно на уроке учитель проверяет знание школьникамисюжета произведения. Учащиесяпересказывают сказку, опираясь на составленные раскадровки.Прием «Составление загадок» развивает образное и метафорическое мышление школьников.Педагог А.А. Нестеренко разработала модели составления загадок для детей младшего школьного возраста[11]. Модели, которыеосновываются либо на определении(1), либо на действии(2), либо на сравнении объекта с другим предметом(3), приведены нами в таблице 1.Таблица 1 Модели составления загадок

Модель 1Модель 2Модель 3Какой?Что бывает таким же?Что делает?Что (кто) делает так же?На что похоже?Чем отличается?

Рассмотрим одну из таких моделей вдействии, например, при работе над «Сказкой о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (учебник «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, 2класс [12]). Задание: детям предлагается составить загадку по сказке. Объект –золотая рыбка; модель составления загадки представлена нами в таблице 2.Таблица 2

Модель составления загадки по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Что делает?Что (кто) делает такое же действие?РазговариваетЧеловекПомогаетУчительИсполняет желанияДжин

Загадка: Разговаривает, но не человек.Помогает, но не учитель.Исполняет желания, но не джин.Кто это?(Золотая рыбка)Прием «Синквейн» ориентирован на анализ и синтез осваиваемой информации. «Синквейн» –это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означаетпятистрочье. Таким образом, синквейн –это стихотворение, из 5 строк, где:первая строка:1 слово –понятие или тема (существительное);втораястрока: 2 слова –описание этого понятия (прилагательные);третья строка: 3 слова –действия (глаголы);четвертая строка: фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм);пятая строка: 1 слово –синоним, который повторяет суть темы.Например, при работе над богатырской «Сказкой про Илью Муромца» (учебник «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, 2класс [13]) может быть создан следующий синквейн:Богатырь.Смелый, решительный.Защищает, оберегает, побеждает.Стоит на страже Родины.Защитник.Мы считаем, что использование методов и приемов ТРИЗтехнологии в начальной школе очень результативно. Методы ТРИЗ не только вносят разнообразие в изучаемый предмет, но и стимулируют интерес к нему. Данная технология способствуют интеграции учебных дисциплин, глубокому пониманию изучаемых понятий и явлений, дает возможности детям младшего школьного возраста проводитьучебноисследовательскиеработы, способствуют развитию гибкости и свободы мышления, воображения и интеллекта, творческому развитию детей. Универсальность данной технологии заключается в её использовании при изучениилюбой школьной дисциплины, в том числе и литературного чтения. ТРИЗ на уроках литературного чтения способствует развитию творческого воображения и мышленияшкольников, формированию навыков осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы. Большое количество методов и приемов дает учителям широкие возможности в создании интересных и занимательных уроков, способствующих комплексному развитию учащихся.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2010.–29с.2.Погребная Т.В., Сидоркина О.В., Козлов А.В. Ресурсы современной ТРИЗпедагогики // JonathanLivingstonProject[электронный ресурс].–URL: https://www.jlproj.org/this_bibl/Sar_conf07/s_conf07_ch14.pdf.–Дата обращения: 17.04.2017.–Загл. с экрана.3.Погребная Т.В. Методы изобретения знаний и инновационных проектов на основе ТРИЗ /Т. В.Погребная, А. В. Козлов, О. В. Сидоркина. –Красноярск: ИПК СФУ, 2010. –180 с.4.Курбатова Л.М. Программа «Умка»: [Для детей дошкол. и мл. школ. возраста с элементами ТРИЗ, направл. на развитие диалект. мышления итворч. способностей] // Прикладная психология и психоанализ. –1997. –№3. –С. 21–35.5.Милюгина Е.Г. Детское литературное творчество: принципы и приемы развития// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. –Тверь: Твер. гос. унт, 2013. –Вып.3(9). –С.182–187.6.Милюгина Е.Г. Формирование читательского опыта младших школьников на материале сказочной прозы писателей Серебряного века// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр.–Тверь: Твер. гос. унт, 2013.–Вып.10.–С. 94–104.

7.Милюгина Е.Г. Введение в культуру родного края. Формирование культуроведческих компетенций младших школьников на материале регионального фольклора// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр. –Тверь: Твер. гос. унт, 2013. –Вып.10. –С.141–164.8.Бунеев Р.Н. Литературное чтение. 2 класс: Маленькая дверь в большой мир / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. –М.: Баласс; Школьный дом, 2011.–Ч.1. –160 с. –С.87–100.9.Бунеев Р.Н. Литературное чтение. 2 класс: Маленькая дверь в большой мир / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. –М.: Баласс; Школьный дом, 2011.–Ч.1. –160 с. –С.159–169.10.Бунеев Р.Н. Литературное чтение. 2 класс: Маленькая дверь в большой мир / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. –М.: Баласс; Школьный дом, 2011.–Ч.1. –160 с. –С.32–40.11.Нестеренко А. А. Страна загадок. –РостовнаДону: РГУ, 1995.–24 с.12.Бунеев Р.Н. Литературное чтение. 2 класс: Маленькая дверь в большой мир / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. –М.: Баласс; Школьный дом, 2011. –Ч.1. –160 с. –С.32–4013.Бунеев Р.Н. Литературное чтение. 2 класс: Маленькая дверь в большой мир / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. –М.: Баласс; Школьный дом, 2011.–Ч.1. –160 с. –С.175–184.