Игровые технологии на уроке литературного чтения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Громакова К. Е., Аркатова А. С. Игровые технологии на уроке литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2921–2925. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970911.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Предложен комплекс игр для использования в 3-м классе по программе «Школа России» с целью проверки и обобщения знаний, полученных обучающимися в I полугодии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Аркатова Анастасия Сергеевна, студенткаIVкурса бакалавриата очной формы обучения Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверьnaska.arkatova@mail.ru,

ГромаковаКсения Евгеньевна,студенткаIVкурса бакалавриата очной формы обучения Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверьksugro@yandex.ru

Научный руководитель: Милюгина Елена Георгиевна,др филол. наук, доцент, проф., ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

Игровые технологии на уроке литературного чтения

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Предложен комплекс игр для использования в 3мклассе по программе «Школа России» с целью проверки и обобщения знаний, полученных обучающимися в Iполугодии.Ключевые слова: ФГОС НОО,литературное образование, младший школьник,игровые технологии, литературное чтение.

Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения ориентирует учителей строить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на воспитание и развитие личности обучающегося с учетом его возрастных особенностей. Решение этой проблемы связано с выборомметодов обучения младших школьников, базирующихся на передовых идеях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра —одна из древнейших и тем не менее актуальных технологий обучения. Несмотря на то что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, для него всеещеактуальна ведущая деятельность дошкольного периода —игра.Игра позволяет интенсифицироватьпроцессы формирования духовного мира учащихся, их читательского опыта [1], развитие их коммуникативной, культуроведческой и регионоведческой компетенций [2], способности к самостоятельномулитературному творчеству и т.п. [3]. Проблему игровой деятельности разрабатывали в России К.Д.Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии —3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, в усвоении и использовании человеком общественного опыта.В Большом энциклопедическом словаре игра определяется как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в еерезультатах, а в самом процессе. Также отмечено, что она имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям [4].Большинству игр, по С.А.Шмакову, присущи четыре главные черты:свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [5].Классификация педагогических игр во многом обуславливаетместо и роль игровой технологии в учебном процессе. Попытки классифицировать игры предпринимались ещев прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр: игрыдраматизации, основанные на исполнении какоголибо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном; игрыимпровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стерженьигры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации; игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера; деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации [6].Игровые технологии —группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр с поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью.Г.К. Селевко отмечает, что игровые технологии выполняют следующие функции:развлекательную—доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;коммуникативную—освоение диалектики общения;самореализации в игре как полигоне человеческой практики;игротерапевтическую—преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;диагностическую—выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;коррекции—внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;межнациональной коммуникации—усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей;социализации—включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [7].В современной начальной школе, делающей ставку на активизациюи интенсификацию учебного процесса, игровые технологии используются в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета;как элемент более обширной технологии;в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля);как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний по предмету.Более того, слабый по успеваемости ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания по предмету.Использование игровых технологий на уроках литературного чтения способствует решению задач по работе с художественным текстом, указанных в ПООП НОО: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст илисобственный опыт; распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма) [8].Игры можно использовать на всех этапах урока: при актуализации знаний, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно использование игровых технологий на уроках литературного чтения при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить полученные знания и умения младших школьников. Стоит акцентировать внимание на том, что для успешного включения игр в структуру уроков учитель должен выполнять ряд условий и правил. И.П.Подласый выделяет следующие условия проведения игр: 1)игра должна вытекать из логики учебновоспитательного процесса;2)игра должна иметь запоминающееся название;3)игра должна содержать действительно игровые элементы;4)игра должна иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;5)игра должна содержать в себе элементы, которые лучше запоминаются при групповой работе [9].Мы разработалиследующие игры для использования на уроках литературного чтения в 3классе по программе «Школа России» с целью проверки и обобщения знаний, полученных обучающимися в Iполугодии:1.«Угадай автора». Задание—отгадать имена писателей по фактам их биографий.Вопросы:Образование получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени (И. А. Крылов);Пятилетним ребенком пережил семейную драму, повлиявшуюна характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями (В.М. Гаршин);Его отец очень хотел, чтобы тот пошел по его стопам и посвятил свою жизнь служению Богу. Семья писателя была весьма просвещенной, поэтому свое первое образование он получил вдомашних условиях. После этого мальчик пошел в Висимскую школу для детей рабочих (Д. Н. МаминСибиряк);Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно встречались лучшие писатели и ученые столицы (В. Ф. Одоевский);Отец писателя был довольно деспотичным человеком. Когда он отказался идти в военную карьеру по настоянию отца, его лишили материальной поддержки. В 17 лет писатель перебрался в Петербург, где для того, чтобы выжить писал стихи на заказ (Н. А. Некрасов).2.«Темная лошадка». Задание—узнать героев произведений по их описаниям.Вопросы:«Она была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила»(Рукодельницаиз сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»);«Дождик моросил по еепестренькой лакированной спинке, капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно…»(Лягушкапутешественницаиз сказки В.М. Гаршина «Лягушкапутешественница»);А самато величава,Выплывает, будто пава;А как речьто говорит,Словно реченька журчит (Царевналебедьиз«Сказкио царе Салтане, о сынеего славном и могучем богатыре князеГвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А.С. Пушкина);

«А в высоком терему, у окна, царевна сидит. На руке у нееперстень сверкает —цены нет. А собою она красавица из красавиц» (Елена Прекраснаяизрусской народной сказки «СивкаБурка».);Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак (Мартышкаизбасни И.А. Крылова «Мартышка и очки»);Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок! (Воронаизбасни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»).3.«Установи последовательность»(на примере сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»). Задание—расположить эпизоды произведения в правильном порядке.Перечень эпизодов:У Мороза Ивановича (3)Знакомство с Рукодельницей и Ленивицей (1)Потеря ведерка (2)У Мороза Ивановича (6)Награда Рукодельницы (4)Награда Ленивицы (7)Наказ нянюшки (5)4. «Горячий стул». Задание—определять героев произведения, ориентироваться в содержании художественного текста.Правила игры: Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какогонибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя.Пример: Загадывается Мартышка из басни И.А. Крылова «Мартышка и очки».Ты героиня басни;Ты героиня басни И. А. Крылова;Ты к старости слаба глазами стала;Тыдостала себе с полдюжины очкови так далее…5.«Прочитанные книги». Задание—определить названия и авторов произведений по приведенным фрагментам.Вопросы:«Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется»(Л. Н. Толстой.«Какая бывает роса на траве»);О буйные ветры,Скорее, скорей!Скорей нас сорвите С докучных ветвей! (Ф. И. Тютчев.«Листья»);Вселицо и рукиЗалепил мне снег…Мне в сугробе горе,А ребятам смех! (И. З. Суриков.«Детство»);«Знаешь, голубушка, —отвечалстаричок, —что я тебе скажу: жить и служить —разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперед пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда»(В.Ф.Одоевский.«Мороз Иванович»);«Но вокруг нееникого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из воды, то с удивлением смотрели на новую»(В.М. Гаршин.«Лягушкапутешественница»).6. «Диаманта». Задание—устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками, мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста.Правила игры:На первой и последней строках пишутся имена противоположных персонажей. На второй строке —2 прилагательных к первому персонажу, на третьей строке —3глагола к первому персонажу, на четвертой строке —2словосочетания (одно к первому персонажу, другое ко второму). Пятая и шестая строки являются зеркальным отражением второй и третьей, только они уже раскрывают другого персонажа.Пример на основе басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»:1.Ворона2.Доверчивая, глупая3.Взгромоздилась, призадумалась, каркнула4.Наивная птица/ Рыжая плутовка5.Бежала, подходит, говорит6.Коварная, хитрая7.ЛисицаПрименение игровых технологий на уроке литературного чтения создает предпосылки для активизации познавательной деятельности и раскрытия творческих способностей обучающихся, создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.

Ссылки на источники1.Милюгина Е.Г. Формирование читательского опыта младших школьников на материале сказочной прозы писателей Серебряного века// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр.—Тверь: Твер. гос. унт, 2013.—Вып.10.—С. 94–104.

2.Милюгина Е.Г. Введение в культуру родного края. Формирование культуроведческих компетенций младших школьников на материале регионального фольклора// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр. —Тверь: Твер. гос. унт, 2013. —Вып.10. —С.141–164.3.Милюгина Е.Г. Детское литературное творчество: принципы и приемы развития// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. —Тверь: Твер. гос. унт, 2013. —Вып.3(9). —С.182–187.4.Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. —М.: Большая рос. энцикл., 1997. —1434 с.—С.480.5.Шмаков С.А.Игры учащихся —феномен культуры. —М.: Новая школа, 1994. —240 с.—С.15.6.АникееваН. П. Воспитание игрой: кн. для учителя. —М.: Просвещение, 1987. —144 с.—С.81.7.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т.—М.: НИИ школьных технологий, 2006. —Т. 1. —816 с. —С.127.8.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.—М.: Просвещение, 2012.—223с.—С.53–55.9.Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. учщ и колледжей. —М.: ВЛАДОС, 2008. —463 с. —С. 229.