Оценка качества физкультурно-оздоровительных услуг плавательного бассейна гостиничного комплекса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щу Е. А. Оценка качества физкультурно-оздоровительных услуг плавательного бассейна гостиничного комплекса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2671–2675. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970861.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оценки качества физкультурно-оздоровительных услуг плавательного бассейна гостиничного комплекса. Приводится методика выбора критериев показателей качества, необходимых для оценки конкретной физкультурно-оздоровительной услуги, расчета комплексного индекса качества, а также оформления заключения о результатах оценки на основании шкалы приемлемости качества услуги.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Щукин Евгений Александрович,магистрант 2 курса ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», г. Москваshchukin_evgeny@mail.ru

Оценка качества физкультурнооздоровительных услуг

плавательного бассейна гостиничного комплекса

Аннотация. В статьерассматриваются вопросы оценки качества физкультурнооздоровительных услуг плавательного бассейна гостиничного комплекса. Приводится методика выбора критериев показателей качества, необходимых для оценки конкретной физкультурнооздоровительной услуги, расчета комплексного индекса качества, а также оформления заключения о результатах оценки на основании шкалы приемлемости качества услуги.Ключевые слова: плавательный бассейн гостиничного комплекса, физкультурнооздоровительные услуги, оценка качества услуг.

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» предусматривает создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, развитие инфраструктуры физической культуры, в том числе строительство спортивных сооружений шаговой доступности [1]. Без многочисленных спортивных залов, бассейнов, стадионов, катков невозможно рассчитывать на развитие массовой физической культуры и спорта.Однако на сегодняшний день нерешенность проблем инфраструктурного обеспечения является существенным фактором, ограничивающим распространение стандартов здорового образа жизни. К примеру, в Московской области в 2016 году обеспеченность населения плавательными бассейнами составляла всего 10,7% от нормативной потребности [2].В этих условиях для занятий физическими упражнениями и популярными видами спорта населению приходится использовать не только спортивные сооружения, но и другие объекты инфраструктуры шаговой доступности, предоставляющие физкультурнооздоровительные услуги, в том числе и на платной основе, через различные формы частного бизнеса. В качестве таких объектов нередковыступают физкультурнооздоровительные центры гостиничных комплексов.Учитывая, что главной целью деятельности любого бизнеса является получение прибыли, качество оказываемых услуг в этом смысле имеет существенное значение для предпринимателей. Поэтому с целью дальнейшей оптимизации работы физкультурнооздоровительных центров гостиничных комплексов часто возникает потребность в оценке качества услуг, которые оказывают такие физкультурнооздоровительные центры.В соответствии с общероссийским классификатором услуг населению определено, что услуги физкультурнооздоровительных центровотносятся к группе «Услуги физической культуры и спорта». Государственный стандарт «Услуги физкультурнооздоровительные и спортивные. Общие требования»качество услугиопределяет как «совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять физкультурнооздоровительные и спортивные потребности потребителя [1].С целью оценки качества физкультурноспортивных услуг на основе государственных стандартов и рекомендаций многими исследователями в этой области разработаны авторские перечни критериев оценки качества физкультурноспортивных услуг. К примеру, А.С. Акимов предлагает в такой перечень включить восемь основных критериев (групп требований):полезного эффекта и результативности услуги; технологичности, гибкости форм и оперативности; безопасности; гигиены и микроклиматических условий; комфортности, эргономичности и эстетичности; культуры общения и доступности персонала; экономичности; благоприятного образа (имиджа); наличия дополнительных и сопутствующих услуг. [4, с. 9].На наш взгляд, каждый физкультурнооздоровительный центр гостиничного комплекса может разработать свой такой реестр критериев оценки качества физкультурноспортивных услуг,с учетом специфики деятельности центра и пожеланий клиентов.При этом существуют различные подходы к понятию и измерению качества. В этом смысле нам близка позиция О.Н. Степановой, которая рассматривает понятие качества с точки зрения зарубежных и отечественных трактовок. Она акцентирует внимание на том, что «международная организация по стандартизации ISO (International Standard Organization) определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, призванных удовлетворять реальные или предполагаемые потребности» [цит. по 5].Что касается оценки качества услуг, О.Н. Степанова признает необходимость количественной оценки, несмотря на то, что оценить качество услуги изза ее неосязаемости в количественном отношении намного сложнее, чем, например, качество товара. При этом автор предлагает оценивать качество услуг аналогично тому, как это делается в отношении материальных товаров, последовательно сравнивая показатели анализируемой услуги с нормативным («эталонным») показателем. Расчетчисленных показателей качества О.Н. Степанова предлагает проводить в семь следующих этапов [6, с. 145146]:1 этап –выбор номенклатуры показателей качества, необходимых для оценки конкретной услуги;2 этап –определение коэффициентов значимости (весомости) выбранных показателей качества;3 этап –оценка выбранных показателей;4 этап –выбор «эталона» (базового образца) для сравнения и установление значений его показателей качества;5 этап –сопоставление показателей качества оцениваемых объектов с их эталонными (базовыми) значениями;6 этап –формирование оценки как результата оценивания;7 этап –оформление заключения о результатах оценки.Такой способ оценки качества применим к любым услугам, в том числе и физкультурнооздоровительным.Проведем оценку качества физкультурнооздоровительных услуг, предлагаемых исследуемым нами плавательным бассейном гостиничного комплекса.В соответствии с результатами социологического опроса 448посетителей плавательного бассейнасоставим номенклатурупоказателей качества –пакет требований, наиболее часто выдвигаемых респондентами. Таких параметров услуги оказалось 11: 1)санитарногигиенические условия;2)профессионализм тренеров;3)стоимость услуг;4)отношение персонала к клиентам;5)организация тренировочного процесса;6)график работы;7)материальнотехническое обеспечение занятий;8)удобное расположение физкультурнооздоровительного центра;9)перечень предоставляемых услуг;10)доступность информации об услугах;11)наличие дополнительных и сопутствующих услуг.Внесем их вграфу 2табл.1.В соответствии со вторым этапом определим коэффициентызначимости (весомости) каждого из выбранных показателей качества.С этой целью проведем опросы респондентов посредством выставления балльных оценок по следующей шкале: 5 баллов –исключительно важно; 4 балла –очень важно; 3 балла –довольно важно; 2 балла –не очень важно; 1 балл –совсем не важно.Таблица 1Показатели качества физкультурнооздоровительных услуг плавательного бассейна

№ п/пПараметры услугиСумма баллов (ai)Коэф. весомости (qi)Сумма баллов (Pi)Индекс качества (Qi)Комплексный индекс качества qiQi12345671.

Санитарногигиенические условия21440,102215950,71230,07282.

Профессионализм тренеров20810,099218420,82250,08163.

Стоимость услуг19930,095015390,68730,06534.

Отношение персонала к клиентам19900,094917910,79970,07595.

Организация тренировочного процесса19660,093717160,76620,07186.

График работы19540,093218100,80790,07537.

Материальнотехническое обеспечение занятий19350,092416460,73480,06798.

Удобное расположение центра18990,090613200,58940,05349.

Перечень предоставляемых услуг17840,085212990,57980,049410.

Доступность информации об услугах16770,080113620,60790,048711.

Наличие дополнительных и сопутствующих услуг15400,073517670,78910,0580

Итого:20963121153

0,7201

Подсчитаем суммыоценок, определяющих степень значимостикаждого из показателей. Общую суммубаллов по каждому параметру представимв графе 3.Рассчитаем весовые коэффициенты каждого показателя качества (qi)по формуле 1.1:qi=��∑����=1,

где qi–коэффициент iго показателя; аi–балльная оценка iго показателя, �–количество показателей, которые могут быть учтены при оценке качества услуги.Если проверить все результаты суммированием, то впределах точности вычислений сумма весовых коэффициентовдолжна быть равна единице. Результаты расчетов представим в графе 4.Видно, что из рассматриваемых характеристикпредлагаемых в плавательном бассейне физкультурнооздоровительных услуг наибольшей значимостью для потребителей обладают показатели, характеризующие:санитарногигиенические условия;профессионализм тренеров;стоимость услуг.В соответствии с третьим этапом произведем оценку выбранных показателей.Выбранные показатели оцениваются респондентами в баллах по шкале удовлетворенности, которая имеет такое же количество градаций, как и шкала важности (значимости): абсолютно устраивает –5 баллов; устраивает –4 балла; не могу сказать –3 балла; не устраивает –2 балла; абсолютно не устраивает –1 балл.Вычислим суммы баллов оценок удовлетворенности каждым из показателей(Рi.) Итоги представим в графе 5.В качестве базы для сравнения –«эталона» –примем набор показателей «идеальной» услуги, удовлетворяющей потребителя по всем аспектам на 100%.В этом случае все показатели, присущие услуге «эталону», будут обладать высшими баллами по 5балльной шкале удовлетворенности, а величина iго показателя «эталона» будет равна:Рэi= const= 5 баллов448респондентов = 2240 баллам.Следующим этапом вычислим индексы качества каждой характеристики исследуемой услуги(Qi) по формуле 1.2:

Qi=Р�Рэ�,

где Qi–индексiго показателя качества оцениваемой услуги;Рi–величинаiгопоказателя исследуемой услуги (в баллах),Рэi–величинаiго показателя«эталона» или базового образца, равная 2240 баллам.Индексы качества внесем в графу 6табл. 1.Из полученных результатов следует, что потребители отнесли почти все показатели к числу параметров физкультурнооздоровительных услуг, предлагаемых в плавательном бассейне, отличающихся средним уровнем качества (Q�0,6).В соответствии с шестым этапом сформируем оценку как результат оценивания, т.е. вычислим комплексный коэффициент (индекс) качества(графа 7 табл. 1).Для вычисления комплексного коэффициента (индекса) качества (Q) используем формулу среднего арифметического взвешенного1.3:

Q=∑��448�=1Qi

= 0,72

На заключительном этапе произведем качественную оценку изучаемой услуги по шкале приемлемостив соответствии с табл.2.Величина комплексного (обобщенного) индекса (коэффициента) качества физкультурнооздоровительных услуг, предлагаемых в исследуемом нами плавательном бассейнегостиничного комплекса, составила 0,72, что согласно шкале приемлемости соответствует оценке «среднее качество».При этом наибольший уровень качества отмечен длятакого параметра, как профессионализм тренеров (Q>0,8), низкому уровню качества соответствуют параметры:перечень предоставляемых услуги доступность информации об услугах;(Q0,5).Бесспорно, что в сфере физкультурнооздоровительных услуг добиться показателя, близкого к единице, очень трудно, поскольку в восприятии качества услуги превалирует субъективный компонент. Тем не менее, судя по полученным данным, достичь высокого уровня в 0,8 –0,9 и выше в отдельно взятом гостиничном комплексе вполне возможно, и стремиться к этому необходимо.Таблица 2Шкала приемлемости качества услуги

Расчетное значение комплексного показателя качестваУровень качества услугиУровень приемлемости качества услуги0,8 –1,0Высокое качествоВысокий0,6 –0,8Среднее качествоСредний0,5 –0,6Удовлетворительное (посредственное) качествоУдовлетворительный0,4–0,5Низкое качествоНеприемлемый0,0 –0,4Очень низкое качествоАбсолютно неприемлемый

Исходя из результатов проведенного нами исследования, основными направлениями повышения качества физкультурнооздоровительных услуг в плавательном бассейне в ближайшее время должныстать:расширение ассортимента дополнительных и сопутствующих услуг;совершенствование перечня уже предоставляемых услуг;повышение уровня доступности информации об услугах;работа по снижению стоимости предоставляемых услуг.

Ссылки на источники1.Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы»: утвержд. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30. URL: http://government.ru/media/files/x7uHn4HpRIM.pdf. [Дата обращения 20.04.2017].2.Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в разрезе субъектов Российской Федерации. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56605188/#ixzz4dgcs3OkI.[Дата обращения 20.04.2017].3.ГОСТ Р 52024–2003. Услуги физкультурнооздоровительные и спортивные. Общие требования. М.: Издво стандартов, 2003. 11 с.4.Акимов А.С. Маркетинг физкультурноспортивных услуг крупного стадиона (на примере ОАО ОК «Лужники»): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010, 23 с.5.Степанова О.Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в деятельности физкультурноспортивных организаций: учебное пособие. В 2 ч. Ч I. М.: МПГУ, 2012. 221 с. 6.Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. М.: Прометей, 2003. 280 с.