Концепции времени в европейской философии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ходыкин А. В. Концепции времени в европейской философии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2816–2820. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970890.htm.
Аннотация. В работе проводится анализ представлений о времени в различных философских концепциях на разных этапах развития европейской философской мысли, характеризуются положения основных концепций времени, а также приводится авторское понимание проблемы времени.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ходыкин Александр Владимирович,магистрант ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва», г. Самараavhod@yandex.ru

Концепциивремени в европейской философии

Аннотация.В работе проводится анализ представлений о времени в различных философских концепциях на разных этапах развития европейской философской мысли, характеризуютсяположенияосновных концепций времени, а также приводится авторское понимание проблемы времени.Ключевые слова: европейская философия, концепции времени, время, онтология, пространственновременной континуум.

Средипервых античных философов, занимавшихся постановкой проблемы времени, стоитособо отметить Зенона, который сформулировал4 парадокса времени (апории), доказывающихневозможность движения. Целью апорий Зенона является доказательство невозможности движения при рассмотрении континуума и как делимого до бесконечности, и как состоящего из бесконечного множества неделимых объектов. Зенон пытается доказать, что чувственный мир не обладает подлинным бытием. По его мнению, предметом знания является бытие, а чувственный мир может быть лишь предметом мнения[1]. Платон оспаривает условия парадоксов Зенона. Он считает, что всё делится на Единое и Множественное. Единое ‬это некая сверхбытийная субстанция, о которой нельзя даже помыслить, так как думая о Едином, что оно существует, мы предписываем ему основу бытия, но в таком случае оно перестаёт быть Единым, так как оно делится на 2 части: Единое и бытие; а это уже множественность. Время поПлатону есть последовательность моментов, направленная из прошлого через настоящее в будущее. Платон считает время множественной реальностью, сопряжённой с Единым. Время есть сотворённый Демиургом подвижный образ подобия вечности[2]. Среди античных философов наиболее развёрнутый анализ времени принадлежит Аристотелю. В концепции Аристотеля время, также как пространство или движение, представляет собой непрерывность, но оно отличается от любой другой непрерывности тем, что мы не можем сразу увидеть всю его целостность, так как прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее от нас ускользает. В философии Аристотеля время исследуется и как мера, и как число движения. Дефиниция времени как числа движения выражает его сущность, а времени как меры движения ‬его функцию[3]. Минимальной единицей времени Аристотель признаёт неделимый момент времени «теперь», который является концом прошлого и началом настоящего одновременно, обеспечивая тем самым непрерывность времени. Аристотель признаёт вечность времени, так как единственным пределом времени он считает момент «теперь», до и после которого должна быть вечность. Связывая время с душой человека, Аристотель сталкивается с трудностями: содной стороны, время есть считаемая человеком длительность, а без считающего неможет быть и считаемого, значит, время существует в душе человека; сдругой же стороны, время исследуется Аристотелем икак мера движения, а движение возможно и без познающего его субъекта. В итоге Аристотель приходит к осознанию того, что хотя время и трудно представить без человека, так как оно связано с измерением, проводимым человеком, но в определённом смысле это сделать всётаки можно.Позже учение Аристотеля о времени критиковал представитель неоплатонизма Плотин. По его мнению, Аристотель не сумел раскрыть сущности времени, а лишь определил его по отношению к другому понятию ‬движению. Плотин определяет время как жизнь души, в некотором движении, а именно, в переходе из одного состояния в другое. По мнению Плотина, душа в подражание Единому создалачувственный мир, мир множественности, а в подражание вечности создала её подвижный образ ‬время[4].Европейская философия Средних вековосновывается на теоцентрических взглядах, основное влияние на философию того времени оказывает христианская церковь. Проблема времени так же рассматривается европейской средневековой философией с религиозных позиций. Для философии Средневековья характерно соотношение вечности как истинного бытия и времени как бытия мира, сотворённого Богом. Охарактеризуемпредставления овремени наиболее известных средневековых философов:Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Аврелий Августин понимал всю сложность вопроса о времени, он говорил, что знает,что такое время, до тех порпока его об этом не спросят. Он считал, что время было создано Богом вместе с миром, а до Сотворения мира времени не существовало. Сам Бог неизменен и существует не во времени, а в вечности. Время является характеристикой лишь изменчивого «тварного», то есть сотворённого бытия. Аврелий Августин рассматривает время в его связи с бытием мира. Он полагает, что существует только настоящее время, так как прошлого уже нет, а будущего ещё нет. Прошлое существует в наших воспоминаниях, а будущее ‬в наших ожиданиях[5]. Фома Аквинский акцентирует внимание на отличии времени от вечности. По его мнению, время отличается от вечности тем, что вечность в каждом своём мгновении целостна, а время разделено на прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, по мнению Фомы Аквинского, вечность есть мера пребывания, а время ‬мера движения. Вечность определяется как вневременное бытие, относящееся к истинному бытию, или, по словам Фомы Аквинского, к «пребыванию». Истинное бытие есть абсолютная неизменность. Так как вечность есть мера пребывания в той степени, в какой предмет отдаляется от пребывания в бытии, он отдаляется и от вечности. Притом некоторые предметы настолько отдаляются от устойчивого пребывания, что их бытие подвержено изменениям или состоит в изменении, и такие предметы имеют своей мерой время; к таким предметам относятся всяческие движения, а также бытие бренных вещей[6].В эпоху Возрожденияпроисходит переосмысление средневековых представлений о времени, время начинает рассматриваться как длительность бытия окружающего мира. На данном этапе философская мысль возвращаетсяк идеям Античности, дополняя их и создавая на их основе свои новые философские концепции. Один из представителей данной эпохи Бернардино Телезио полагает, что восприятие времени связано с движением тел и длительностью явлений, однако он считает, что времякак длительность существует само по себе и не зависит от движения, время является условием движения и существования тел. Франческо Патрици критиковал тезис Аристотеля о времени как мере движения и считал, что,наоборот,движение является мерой времени, а само время есть длительность,как состояния движения, так и состояния покоя. Известный итальянский учёный и философ Джордано Бруно также определяет время как условие бытия материи. Он разделяет реальное время и время, воспринимаемое человеком. Также он объединяет каждое мгновение и непрерывную длительность в диалектическое единство. Джордано Бруно связывает время с движением и считает, что лишь разум человека может рассматривать время вне материального мира. Он считает время некоторой длительностью, которуючеловек может воспринимать обособленно от реального мира, но которая является неотъемлемой его частью. Исходя из определения времени как меры движения, Джордано Бруно приходит к выводу об относительности времени, так как, по его словам, «во Вселенной не может быть такого времени, которое было бы мерой всех движений»[7,8].Теории объяснения времени как меры движения и как длительности объединяются в концепции философа и учёного Нового времени Рене Декарта. Декарт считает длительность атрибутом субстанции, а время мерой движения. Он считает время и длительностью,и мерой движения любой «длящейся вещи». В теории Декарта существует «истинная длительность», являющаяся атрибутом всех вещей в мире, а время есть измерение этой длительности. Декарт разделяет «истинную длительность», существующую в реальном мире и «идею длительности», существующую в сознании человека. В сознании человека время есть способ мыслить истинную длительность вещей. Таким образом, Декарт представляет время как меру длительности событий в нашем сознании[9].Иммануил Кантсчитал время одной из форм чувственного наглядного представления, формой чувственного созерцания, с помощью которого мы можем группировать наши восприятия. Время является субъективной формой упорядочивания ощущений человека. Оно является не априорно данной субстанцией, а ощущением длительности явлений в нашем сознании. Наше восприятие времени субъективно, и его нельзя интерпретировать на окружающую нас действительность. Кант рассматривает научное познание как систему темпоральных синтезов. Категории в познании функционируют как временные схемы. Схема категории является функционированием категории в процессе познания. Схема действительности подразумевает существование в определённый период времени. Это значит, что в нашем сознании категория действительности функционирует как понимание того, что предмет существует в определённое время. Но и в этой формулировке остаётся элемент субстанциализма, ведь понятие «определённое время» является категорией объективной реальности, «определённое время» является субстанцией. Кант избавляется от субстанциализма посредством следующей формулировки: «схватывание того, что предмет существует в определенное время, мы называем действительностью этого предмета». Кант описывает функционирование любых категорий как деятельность разума, раскрывающуюся с помощью первичных временных определений. Наиболее фундаментальным временным определением считается «схема качества», то есть последовательность, с помощью которой синтезируется само время и становится возможным его наполнение. Схема качества объединяет в себе последовательность и одновременность. Субстанция рассматривается как постоянство реального во времени, тогда как само время постоянное, неизменное и пребывающее. Кант считает,что «проходит не время, а существование изменчивого во времени». Последовательность и одновременность явлений определяется только на основе субстанции. В сознании человека время проникает во все абстракции, составляющие основу способности к познанию, но оно не отождествляется ни с одной из них. Кант рассматривает вопрос о степени соответствия интерпретации времени в нашем сознании к реальному времени действительности. Поиски ответов на этот вопрос приводят к появлению множества естественнонаучных и философских моделей времени[10].Г. Гегельобъединяет понятия времени и пространства. Время определяется им как истина пространства. Если мы можем диалектически помыслить наличие пространства, то бытие пространства открывается как время. В концепции Гегеля пространство представляет собой «точечность», то есть абстрактнуюмножественность различаемых в нём точек. Каждая точка существует в системе других точек и является частью пространства, но она не только существует в пространстве, но и разделяет его, становится точкой различия пространства. Но различия имеют характер того, что они различают. Так как точка различает пространство, она становится отрицанием пространства, но она сама остаётся в пространстве, так как является его частью. С самополаганием для себя самой она полагает однозадругим, в котором она существует, и полагает сферу внесебябытия, которая отныне есть сфера отрицаемого отрицания. Данное отрицаемое отрицание как точечность есть время. Точка не покоится в пространстве, она изменяется относительно всех других точек. Время определяется как наглядное становление, то есть переход, который не мыслится, а становится в череде «теперь». Пространство есть время, так как чистое мышление точечности, являющейся пространством, всякий раз мыслит «теперь» и внесебябытие разных «теперь». Время есть абстрактное, идеальное отрицательное единство внесебябытия. По мысли Гегеля, настоящее время,по сути,есть вечность, так как оно содержит в себе прошлое и предполагает и обусловливает будущее[11]. Эдмунд Гуссерльразделял субъективное и объективное время. Под субъективным временем он понималсубъективный феномен в сознании человека, а объективное,то есть не относящееся к бытию человека, время считал трансцендентным. Проведённый Гуссерлем феноменологический анализ времени определяетинтенциональность как свойство времени, которое также является свойством сознания. По теории Гуссерля, хотя мы знаем,что такое время, но когда мы пытаемся понять соотношение между объективным временем реальности и субъективным временем в нашем сознании или понять,как объективное время отражается в нашем сознании,или пытаемся проанализировать субъективное время в нашем сознании, мы сталкиваемся с трудностями и противоречиями. По мысли Гуссерля, в рамках феноменологического анализа стоит выделить и рассмотреть субъективное время в сознании человека, а объективное время исключить из данного анализа. В феноменологии рассматриваются прожитые моменты времени и их восприятие человеком, а реальное объективное время не может быть прожитым при отсутствиипереживающего субъекта. Источником происхождения субъективного времени являются простейшие формы сознания времени, в которых из простейших различий временного выстраиваются первичные источники всех относящихся ко времени очевидных явлений. Для решения проблемы происхождения времени необходимо решить проблему происхождения времени в нашем сознании. Гуссерль объясняет происхождение времени в сознании человека, приводя в пример мелодию. Мелодия состоит из идущих подряд различных звуков. Когда мы слышим новый звук, предыдущий звук никуда бесследно не исчезает, иначе мы бы не смогли воспринять мелодию целиком. Предыдущий звук претерпевает специфическое изменение после исчезновения нервного возбуждения, вызванного ощущением звука. Данное ощущение преобразуется в представление, имеющее временные характеристики. Данное представление, объединяясь с другими представлениями, остаётся в сознании человека и переходит в память. Кроме того, наше воображение, опираясь на опыт прошлого, моделирует варианты будущего. Таким образом, сознание человека всегда сочетает в себе прошлое, настоящее и будущее. Единица сознания, охватывающая прошлое и настоящее, является феноменологическим данным. Гуссерль разделяет восприятие любого опыта на мгновенное восприятие и длящееся действие и объясняет это на примере той же мелодии. Когда мы слушаем мелодию, мы в каждый момент настоящего слышим отдельный звук и воспринимаем совокупность звуков, которая длится в континууме действия, являясь в одной части воспоминанием, в другой ‬точкой восприятия звука, а в третьей ожиданием. Любой звук мелодии является частью воспринимаемого нами континуума, восприятие звука непрерывно как непрерывно восприятие нами кинофильма, состоящего из последовательности кадров. Настоящее переходит в прошлое, а непрерывное сознание впечатления переходит в постоянно новое сознание удержания. Причиной удержания всегда становится впечатление. При первом прослушивании мелодии происходит задержание только что услышанных звуков, при этом не известен конец, его можно только предположить, тогда какпри повторном прослушивании конец уже известен, человек воспроизводит в памяти известный сценарий, а удержание происходит не из единичной точки только что услышанного звука, а из всей целостной длительности уже знакомой мелодии. Таким образом, мгновенное восприятие создаёт в сознании воспринимаемое явление как таковое, а повторное воспроизводство даёт повторное представление, мгновенное восприятие является дарующим действием, а повторное воспроизводство ‬результатом деятельности воображения. Человек не контролирует первичное мгновенное восприятие, тогда как повторное воспроизводство контролируется и регулируется сознанием и воображением. Воспоминание в отличие от восприятия не имеют фазы ожидания, так как воспоминания уже имеют горизонт известности результата, а для восприятия ожидание является неотъемлемой частью. В концепции Гуссерля время представляется как абсолютный поток сознания, являющийся абсолютной субъективностью. Кроме того, в концепции Гуссерля рассматриваются проблемы трансцендентальной структуры[12, 13]. Проблема отношения времени к бытию человека раскрывается в трудах Мартина Хайдеггера, самый известный из которых ‬«Бытие и время». Хайдеггер подвергает критике классическую европейскую метафизику. По его мнению, главный вопрос онтологии: «Что есть бытие?» должен быть заменён вопросом: «В чём смысл бытия?». Критикуя метафизику, Хайдеггер определяет проблему времени как узловую в контексте деструкции ядра метафизики. В его новой онтологии время объединяется с бытием, время придаёт смысл бытию, делает возможным понимание бытия. Основная категория в этой концепции ‬бытие. Все остальные категории находятся в системе координат «бытиевремя», время является горизонтом экспликации смысла бытия, основойлюбого мышления и высказывания о бытии, трансцендентальным горизонтом, внутри которого достигается понимание бытия. Особое значениев философии Хайдеггера придаётся темпоральности бытия. Философразделяет понятия темпоральность и временностьследующим образом: временность ‬это свойство процесса, протекающего во времени, а темпоральность ‬этосвойство процесса, характеризуемого посредством времени. Бытие интерпретируется из времени, предстающего горизонтом онтологического анализа, посредством темпоральности. Темпоральность является горизонтом построения универсальной онтологии, разрабатывающей проблему бытия, в то время как разработка проблем региональных онтологий, разрабатывающих проблемы бытия отдельных регионов сущего, в частности, человека, должна быть основана на иной онтологической основе ‬экзистенциальном бытии Dasein, определяемом как вотбытие или присутствие и характеризующемся изначальной временностью. Изначальная временность конечна и исходит из будущего. Dasein ‬это бытие человека, то есть сущего, которому доступно понимание бытия. Изначальная временность конструирует бытие Dasein, которое во время своего существования опирается на опыт прошлого, действует в настоящем и предполагает и планирует будущее. Таким образом, Dasein, существуя в настоящем, объединяет в себе все три измерения времени:настоящее, прошлое и будущее. Способ бытия Dasein заключается в понимающем и проектирующем отношении к своему бытию, то есть в заботе о своём бытии. Онтологическая концепция Хайдеггера противопоставляет «бытию вообще» классической метафизики «вотбытие» фактической экзистенции, то есть бытие человека. В классической метафизике бытие является присутствием в настоящем времени, «присутствие» и «настоящее» ‬это модусы времени, бытие сущего естьпостоянство в присутствии, а сущность сущего ‬это постоянная вовремени субстанция.Мы можем эксплицировать бытие сущегоисходя из времени, а конкретнееиз модуса настоящего времени,как онтологическитемпоральное присутствие. Таким образом, в классической метафизике настоящее время считается фундаментом способа мышления о сущем. Классическойметафизике Хайдеггер противопоставляет своюконцепциювремени.С точки зрения Хайдеггера, время ‬это горизонт и граница онтологического мышления, фундамент метафизического мышления о сущем, универсальная матрица способа человеческого понимания, мышления и действия. Время является критерием различения временного и вневременного сущего, различных регионов бытия, модусов бытия в построении его топологии. Временное сущее конечно и изменяемо во времени (жизнь человека, история страны ит.д.), а вневременное сущее постоянно и неизменно (числа, величины, пространственные отношения и т.д.). Временность является фундаментальной основой экзистенциального бытия, смыслом существования человека, границей понимания бытия в любой онтологии, основой и пределом любого человеческого опыта и деятельности[14, 15]. В поздних работах Хайдеггер пытается ответить на вопрос относительно типа связи времени и бытия и приходит к выводу, что время и бытие априори взаимно определяют друг друга. Вопрос о времени и бытии рассматривается Хайдеггером в событийном подходе. В данном подходе говорится о времени события, то есть свершения бытия, как о пребывании бытия в модусе исключительности. Время рассматривается как истина бытия. Границей концепта времени Хайдеггера в фундаментальной онтологии является экстатичная временность, а в событийном мышлении бытия ‬время события. В данном подходе время имеет прямой тип связи с бытием, концепт времени является границей онтологического мышления, основой историчности в возможности истории, способом понимания бытия в модусе исключительности события во время совершения события, основой метафизического мышления о сущем. Концепция Хайдеггера рассматривает проблему времени как проблему бытия человека, деятельного отношения человекак миру. Событийность и экстатичность времени делает его ресурсной системой понимания реальности. Бытие мира становится реальным во время совершения события. Концепция Хайдеггера говорит нам о том, что мы должны понимать, что субстанциализм классической метафизики не исчерпывает всей онтологии. Нам следует мыслить бытие во времени в категориях события, деятельности, изменения, движения и т.д. Функция концепта времени определяется в темпоральной экспликации онтологических феноменов[16].Сточки зрения КарлаЯсперса,время является средствомвыражения трансцендентности, как темпоральная структура бытия и сознания. Временность по отношениюк бытию человека отождествляется с переживанием времени, само бытие ‬с пониманием бытия, смысл бытия ‬с осуществлением бытия. Ясперс посредством категории времени пытался изучить сознание человека. КарлЯсперс рассматривает время вне субстанции:времясвязано с психическим осознанием человеком самого себя, во времени и вечности происходит становление бытия человека. Историчность бытия создаётся временем посредством структуры прошлоенастоящеебудущее. Особый смысл в работах Ясперса приобретала проблема человека во времени. Внутреннее переживание человека происходит во времени, поэтому во временности заключается онтологический смысл бытия. Существование трёх измерений времени (прошлого, настоящего и будущего) возможно в виде «экстазов», то есть переходов человека в модусы времени. В этом проявляется экстатичность времени. Свершение бытия в данной концепции происходит как свершение решающего момента полноты времени в вечности, а вечности во времени[17].Ясперс исследует сущность темпорального пространства бытия человека, задающего перспективы существования человека и определяющего систему смыслов, лежащих в основе бытия. Ясперсрассматривает философию как рефлексию рефлексии, погружённую в конечное историческое время. Прошлое и будущее расположены в настоящем познания человека. Смысл человеческой жизни заключается в познании. Осознание человеком временности и конечности своего существования приводит к пониманию и приданию особого значения времени. Время организует форму становящегося бытия, контексты его переживания субъектом. Ясперс, рассматривая проблему времени, пытается решать диалектические проблемы, которые связаны с поиском возможностей существования достоверных знаний вэкзистенциальной историчности[18].Охарактеризуем 4 обобщённыеконцепции времени, выделяемые наукой: реляционную, субстанциальную, статическую и динамическую. Рассмотрим их по отдельности.В субстанциальной концепциивремя исследуется как самостоятельная реальность, не связанная с другими объектами Вселенной. И. Ньютон считал время длительностью, не относящейся к чемулибо. Он считал, что человек субъективно воспринимает время как меру длительности событий и протекания процессов, как фон, отражающий меру длительности событий. С точки зрения данной концепции,время едино для всех, его течение ни от чего не зависит, сами объекты не содержат времени, оно приносится извне. Ньютонсчитал источником времени Бога.Кант полагал, что время создаётся внутренним миром познающего субъекта: «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния». Основоположником данной концепции был Демокрит, который считал время пустотой, в которой существует весь мир.В реляционной концепциивремя связано с объектами Вселенной и не существует отдельно от них. Во времени проявляются свойства объектов и их изменения. Время рассматривается как показатель изменения объектов и выражается через моменты качественного изменения объекта: циклы, стадии, периоды и т.д. Лейбниц считал пространство и время относительными реальностями, выражаемыми:первое через порядок сосуществования, а второе через порядок последовательностей. Лейбниц считал время законом изменений на множестве состояний. Основателем данной концепции был Аристотель, считавший невозможным изучение движения вне изучения времени. Аристотель определял время как «число движения по отношениюк предыдущему и последующему». Современная реляционная концепция основывается на Специальной Теории Относительности, рассматривающей время как одно из измерений пространственновременного континуума, который имеет общую структуру отношений воздействия одних событий на другие. Пространство и время считаются фундаментальными структурами координации материальных объектов и их состояний. Фундаментальным в теории является предел возможной скорости ‬скорость света в вакууме. Реляционная концепция является основной концепцией времени в современной науке[19].Статическая концепциявременипредполагает, что все моменты прошлого настоящего и будущего существовали и будут существовать, а ощущение, что прошлое безвозвратно ушло, а будущего ещё нет ‬это иллюзия нашего сознания. Данную концепцию можно сравнить с кинолентой: все события как кадры уже существуют, однако на экран настоящего может попасть лишь один увеличенный кадр. В рамках данной концепции существует гипотеза о существовании бесконечного множества параллельных Вселенных, в которых отражены все возможные исходы любого события. Например, если человек выбирает между вариантами А и Б, то при выборе им варианта А, он получит последствия своего выбора, однако в параллельной Вселенной его двойник обязательно выберет вариант Б и получит последствия своего выбора. Временные отношения этой концепцией не отрицаются, но сводятся к отношению "раньшепозже", заданному на универсальном пространственновременном многообразии.В рамках динамической концепциивремяприобретает линейную структуру, через которую события из будущего через настоящее попадают в прошлое. Мироздание имеет единое направление развития от Большого Взрыва до конца существования Вселенной. Динамическая концепция считает время более фундаментальной реальностью, чем пространство и материю, исходя из принципа становления. Многовариантное будущее, проходя через точку настоящего, становится одновариантным прошлым по принципу причинности, то есть из множества вариантов событий будущего субъект в настоящем выбирает одно, которое приводит к определённым последствиям для него[20].В заключительной части работы необходимо отметить, чтовремя является одной из фундаментальных основ мироздания,однако следует различать время по отношению к бытию нашего мира и по отношению к бытию человека. На наш взгляд,время по отношению к бытию мира, назовём его «время Вселенной», является одним из измерений пространственновременного континуума, оно представляет собой субстанцию, в которой разворачивается бытие мира, в которой наш мир существует и которая вместе с пространством является основой фундаментальных законов природы и определяет способ существования нашей Вселенной. Природа времени Вселенной является предметом изучения физики и космологии, наук, которые изучают,доказывают и открывают миру фундаментальные законы природы и пытаются изучить пространство и время как основы данных законов. Предметом философского изучения, на наш взгляд, является в большей степени время по отношению к бытиючеловека, которое представлено, как временем по отношению к душе человека, так и временемпо отношению к жизничеловека.Время поотношению к душе человека изучается религиями и религиозной философией на основании религиозных учений, в которых объясняются законы существования души. Время по отношению к жизничеловека изучается экзистенциальной философией. Оно имеет 3 измерения: прошлое, настоящее и будущее. Оно исходит из прошлого, сбывается в настоящем и определяет будущее. Настоящее ‬это та единственная точка, которая изменяет окружающий мир. Прошлое является условием существования настоящего и остаётся в памяти. Будущее представляет собой бесконечную совокупность возможностей, одна из которых сбывается в момент перехода будущего в настоящее. Настоящее на основании прошлого моделирует будущее[21].Время поотношению к жизни человека содержит некоторую двойственность. С одной стороны, человек живёт во Вселенной, в окружающем объективном мире, и поэтому его существование определяется фундаментальными законами природы и их основой ‬пространством и временем, значит, время по отношению к жизни человекаопределяется временем Вселенной. С другой стороны, человек мыслит этот мир, в его сознании формируется модель мира, которая тоже содержит в себе время, более того, время в сознании играет важную роль разделения событий, меры длительности и изменчивости и одного из условий существования реальности. Таким образом, человек живёт в мире по законам времени Вселенной, а мыслит на основании интерпретации времени Вселенной в нашем сознании.Эту интерпретацию можно назвать мыслимым временем. Время по отношению к жизни человека ограничено сроком его жизни. Время по отношению к жизни человекадаёт ему возможность существовать в мире, мыслить его и создавать в сознании его модель, в которой оно становится мыслимым временем.

Ссылки на источники1.Гайденко П.П. Понятие времени в античнойи раннесредневековой философии.‬М.: Наука, 2000. 427 с.2.Платон. Собрание сочинений: в 4 т. ‬М.: Мысль, 19901994.3.Аристотель. Метафизика / пер., примеч. и послесл. А.В. Кубицкого. М.Л.: Соцэкгиз, 1934. 348с.4.Плотин. Эннеады: В 2 т. ‬Киев: УЦИММПресс, 19951996.5.Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. ‬М.: Искусство, 1984.6.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. ‬М.: Искусство, 1984.7.Бруно Дж. Диалоги. ‬М., 1949. 552 с.8.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. ‬М.: Высшая школа, 1980.9.Декарт Р. Избранные произведения. ‬М., 1950. 712 с.10.Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в шести томах. Т.3. ‬М.: Мысль, 1964.11.Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1.‬СПб..‬1997.12.Гуссерль Э. Собрание сочинений: в 3 т. Т.1. Феноменология внутреннего сознания времени / Пер. с нем. В.И. Молчанова. ‬М., 1994.13.Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии:монография.‬М.: Высш. шк., 1998.‬144 с.14.Хайдеггер М. Бытие и время/ Составление, перевод, вступительная статья, комментарии и указатели В.В. Бибихина.‬М.: Республика, 1993. ‬447 с.15.Хайдеггер М. Пролегомены истории понятия времени / Пер. Е. Борисова. ‬Томск: «Водолей», 1998. ‬384 с.16.Краевская О.А. Время и онтология: две исследовательские программы Хайдеггера// Вестник ТомГПУ. ‬№2.‬2004.С. 3947.17.Ясперс К. Всемирная история философии: Введение. ‬СПб.: Наука, 2000. ‬272с.18.Байдаева Ф.Б. Концепция времени в экзистенциальной философии Карла Ясперса:автореф.дис. … к.филос.н. ‬М.: 2001.19.Казарян В.П. Конструкции времени и пространства в физике. Концепции современного естествознания / под ред. С.А. Лебедева. ‬М.: 2002.20.Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. ‬М.: Наука, 1977.21.Ходыкин А.В. Время как экзистенциальная проблема: тез. докл. Ч. I / отв. за выпуск Н.С. Комарова, Л.А. Свистунова, Н.А. Копытина. ‬Самара: Издво «Самарский университет», 2014. ‬260 с. ‬С. 1618.